Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Ил-114 дали миллиарды на вторую жизнь


7 февраля 2017 года Максим Головченко, Свободная пресса


Не прошло и года — на днях пресс-служба Минпромторга РФ объявила о заключении договоров на проведение опытно-конструкторских работ по программе возобновления серийного производства пассажирского самолета Ил-114−300. Договоры заключены как с самим разработчиком, так и корпорацией «МиГ», на заводах которой и будет, по задумке, вестись будущее производство. На это федеральный бюджет в самом конце прошлого года уже перечислил полтора миллиарда рублей (а общий объем финансирования программы на 2016−2029 годы составляет около 56 миллиардов).

Ясно, что ничего пока не ясно

Напомним, год назад, в феврале 2016 года мы писали о том, что на фоне заморозки сразу нескольких проектов в гражданской авиации правительство подтвердило выделение на возобновление производства сто четырнадцатого 1,25 миллиарда рублей. А за несколько месяцев до этого было решено в качестве производственной базы использовать нижегородский завод «Сокол». Правда, в феврале 2017 года гендиректор корпорации «МиГ» Илья Тарасенко вдруг признался журналистам: «Решение о размещении финального производства самолета Ил-114 пока не принято». Мол, схема кооперации этому самолету еще только разрабатывается, завод «Сокол» в ней участвует, но окончательно станет понятно, где разместится финальная сборка, лишь после завершения разработки схемы.

Пассажирский ближнемагистральный Ил-114 был разработан в 80-х годах на замену «Настеньке» Ан-24 — основному самолету советских, а потом и российских внутренних авиалиний, который к тому времени уже начал вырабатывать свой ресурс, да и вообще, все чаще назывался морально устаревшим. Памятники «Настеньке» установлены у местного аэропорта в Саратове, в Уфе, в Кировской области, Перми (там его потом переоборудовали в кафе). Сегодня можно только предполагать, мог ли рассчитывать на такую народную признательность Ил-114, если бы не общеполитические процессы девяностых и нулевых. Во всяком случае, в свое время разработчики надеялись не только закрыть «сто четырнадцатым» свои внутренние потребности, но и распространить его в страны соцлагеря.

Ложка дегтя в двигателях

В воздух Ил-114 впервые поднялся в 1990 году, его сразу начали активно возить по авиавыставкам, но сертифицировали лишь в 1997 году. Двухмоторный турбовинтовой узкофюзеляжный Ил-114 рассчитан на 64 пассажирских места. По словам очевидцев, в большинстве случаев салоны не имели даже бизнес-класса, ограничиваясь экономом. Немаловажный момент — ради возможности использовать сравнительно короткие (до 1600 метров) взлетно-посадочные полосы самолет с самого начала имел несколько измененную форму крыла — у самих летчиков это называется «крыло со значительным удлинением». Плюс заложенная изначально в техзадание способность работы с необустроенными аэродромами, экономичность в обслуживании и автономность — «сто четырнадцатый» даже успел получить прозвище «деревенский самолет». Правда, при этом возникали вопросы к его скороподъёмности и большому расходу горючего. Словом, при высоком запасе летучести и прочности планера (по словам некоторых экспертов, для гражданского машины даже избыточной), самолет вышел слишком тяжелым. Кроме того, оказалось, что «фирменные» его двигатели — климовские ТВ7−117С — может, и едва ли не самые экономичные в своем классе, но уж точно не самые надежные…

В любом случае звезда Ил-114 тогда закатилась довольно быстро. Сначала авиакомпании, увлеченные тогда всем импортным и «блестящим», не очень-то заторопились закупать отечественный «деревенский самолет», а потом и «чкаловское» авиапредприятие в Ташкенте, основной производитель Ил-114, переквалифицировалось на производство запчастей для сельхозтехники, успев выпустить вместо запланированной сотни этих самолетов (хотя есть данные, что госпрограмма 1992 года предусматривала выпуск вообще 650 Ил-114) лишь пару десятков. Зато, например, государственная авиакомпания Узбекистана использует Ил-114 и по сей день (во всяком случае, так было еще в 2016 году) — правда, по слухам, с двигателями канадского производства.

Позор для вице-премьера Рогозина

Парадокс: разговоры о необходимости возобновления серийного производства Ил-114 зазвучали почти сразу, когда выяснилось, что это производство окончательно прекращено. А совсем уж официально об этом заговорили летом 2014 года, когда президент Владимир Путин дал прямое поручение правительству рассмотреть возможность организации российского производства Ил-114. Аргументы у сторонников Ил-114 были в общем-то одни: на региональные российские авиалинии и по сей день нужен именно такой, не хватающий звезд с неба, но неприхотливый и надежный отечественный (это тоже важно!) самолет. И в любом случае, здесь легче и правильнее, не выдумывать «велосипед», а модернизировать «старичка». «Ил-114 надо строить не потому, что другого самолета у России нет, а потому, что лучшего решения, чем начало производства Ил-114, для России нет», — достаточно образно подчеркивал эксперт, главный редактор AVIA*RU Network Роман Гусаров.

Тогда даже решили забрать у Ташкента недостроенные самолеты — президент Объединенной авиастроительной корпорации Юрий Слюсарь пообещал на их основе уже к 2019 году выпустить первый целиком российский Ил-114. Площадкой для сборки самолета был определён самарский «Авиакор» (на минуточку, одно из немногих российских авиапредприятий, обладающих опытом в строительстве гражданских военных самолетов целиком из агрегатов и узлов собственного производства). Но прошло совсем немного времени, и Минпромторг заявил о нецелесообразности этого шага — якобы количество заказов на этот самолет не позволяет «экономике встретиться с жизнью».

Тем не менее, в начале прошлого года замглавы правительства РФ Дмитрий Рогозин буквально отрезал в Совете Федерации: «Необходимо полномасштабное развертывание проекта самолета Ил-114 модернизированного. Начало производства — 2019 год». Позже, Рогозин, если верить СМИ был еще более категоричен: «Это позор! В стране с таким количеством часовых поясов летать на иностранных бортах. Они не лучше нашей авиационной техники, которую мы просто не можем довести до ума».

Согласно последним данным от вице-президента по гражданской авиации Объединенной авиастроительной корпорации Владислава Масалова, первый опытный образец нового Ил-114 планируется построить в 2018 году, а с 2021−22 годов выходить на серийное (двенадцать машин в год) производство «сто четырнадцатых» с более мощными двигателями и самым современным пилотажно-навигационным комплексом.



комментарии (0):













Материалы рубрики

Наталия Ячменникова
Российская газета
Двигатель для нового пассажирского сверхзвукового самолета сложнее тех, что стоят на истребителях
Ангелина Кречетова
Forbes
Авиакомпании попросили продлить особый режим эксплуатации иностранных самолетов
Герман Костринский, Ольга Копытина при участии Сергей Хитров
РБК
Инвесторы согласились подождать выплат по облигациям Домодедово еще год
Ольга Самофалова
РИА Новости
Амбиции России завели ее на самый верх
Светлана Петрова
Эксперт
Поставки полностью импортозамещенных самолетов в авиакомпании планируются в 2026 году

Lenta.ru
Россия наращивает производство дронов. Как их используют на благо россиян?

РБК
Кто и как финансирует производство гражданских беспилотников
Роман Гусаров, AVIA.RU
Эксперт
Как регулировать перебронирование без вреда для пассажиров и авиакомпаний?



Валерия Чуб
Известия
Первых дело: как прошла премьера героической комедии «Есть только МиГ»
Анастасия Костина
Известия
Пункт допуска: Россия и Индия приблизились к безвизу для туристических групп
Ирина Мишина
Свободная Пресса
Второе рождение Бе-200: «Всемирный пожарный» получит российские двигатели
Андрей Коршунов
Известия
Полный в полет: геостационарный спутник поможет дронам освоить дальние маршруты
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пролет навигатора: авиакомпании лишатся льгот на 2 млрд рублей в год
Анастасия Николаева
Интерфакс
Дроны в помощь: как Росреестр проконтролирует владельцев земельных участков?
Анастасия Костина
Известия
Атмосфера открытости: в Японии и Южной Корее ждут прямых рейсов с Россией
Наталия Ячменникова
Российская газета
Бакалавр по дронам. В 2026 году МГТУ ГА выпустит первых специалистов по эксплуатации беспилотников с высшим образованием
Андрей Коршунов
Известия
Крутой оборот: «ремонтные чемоданчики» быстрее вернут в строй поврежденные самолеты
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку
Кирилл Фенин, Анастасия Костина
Известия
Встречный двигатель: РФ рассчитывает на скорое проведение консультаций с США
Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Алюминиевые образцы: ученые создадут из лома высокопрочные детали для самолетов

93.ru
На Кубани планируют возродить малую авиацию
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
Альтернатива Турции и ОАЭ: туроператоры ожидают всплеск спроса на отдых в Китае
Любовь Капустина
Российская газета
"Ангара" может прекратить полеты: кто может заменить компанию и скажется ли это на перевозках?

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer