Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное



Главная Обзоры СМИ Статьи


Опасно ли падение темпов производства боевой авиации для ВКС России?


13 марта 2017 года Леонид Нерсисян, ИА REGNUM


Согласно заявлению заместителя министра обороны России Юрия Борисова, в 2017 году Воздушно-космические силы (ВКС) России должны получить 27 многофункциональных истребителей Су-30СМ и Су-35С, а также 16 фронтовых бомбардировщиков Су-34. Много это или мало? Сохраняет ли российская военная авиапромышленность высокие показатели производства боевых самолётов, достигнутые в 2014 и 2015 годах?

В 2016 году темпы поставок боевых и учебно-боевых самолётов снизились

Пиковые показатели по производству боевой авиации для ВКС России были достигнуты в 2014 году — тогда военные получили 101 боевой самолёт (10 палубных истребителей МиГ-29К, 8 многофункциональных истребителей Су-30М2, 21 Су-30СМ, 18 Су-34, 24 Су-35С и 20 учебно-боевых самолётов Як-130).

В 2015 году темпы поставок остались практически такими же — 90 боевых самолётов. В 2016 же году показатель упал до 69 самолётов. Этот показатель хоть и остается достаточно высоким (к примеру, в 2011 году было произведено лишь 19 боевых самолётов, а в 2008 году лишь 1), но имеющаяся тенденция требует объяснения.

Во-первых, отмечается явная тенденция к снижению количества поставляемых в войска учебно-боевых самолётов Як-130 (20 единиц в 2014-м, 14 в 2015-м и 10 в 2016 году). Причиной этому стали как экспортные контракты, «съедающие» часть производственных мощностей, так и, вероятно, некоторое снижение темпов производства двигателей АИ-222−25, половина комплектующих которых производилась раньше на украинском предприятии «Мотор Сич». Хоть производство двигателя и было полностью освоено российским НПЦ газотурбостроения «Салют» (после разрыва военно-технического сотрудничества между странами в 2014 году), количество созданных двигателей могло временно снизиться. Во-вторых, всё те же экспортные поставки и, возможно, некоторое влияние западных санкций, сказались на количестве поставляемых многофункциональных истребителей Су-30СМ (27 единиц в 2015 году, 17 в 2016 году).

2017 год: самолётов будет еще меньше, чем в 2016 году

Озвученные Юрием Борисовым цифры примерно соответствуют уровню поставок в 2016 году. Так, в 2016 году было поставлено такое же количество бомбардировщиков Су-34 (16 единиц), на две единицы больше Су-30СМ и Су-35С (29 против 27). Учитывая, что по действующему контракту до 2018 года ВКС России должны получить еще 20 учебно-боевых самолётов Як-130, темпы производства машин этого типа в ближайшие два года ожидаются на там же уровне — 10 единиц в год. Однако в 2015 году закончился контракт на палубные истребители МиГ-29К, а в 2016 году — на лёгкие истребители МиГ-29СМТ. За счёт этого в 2017 году следует ожидать поставки примерно 53 новых самолётов.

Такой показатель не является катастрофой, хотя для перевооружения российских ВКС всё же следует поддерживать темп производства на уровне 80−100 единиц в год. Снижение темпа поставок связано в первую очередь с завершением ранее подписанных контрактов с Министерством обороны России и отсутствием новых контрактов на лёгкие и палубные истребители РСК «МиГ». При этом не совсем понятна причина достаточно небольшого заказа на учебно-боевые самолёты Як-130 — на данный момент в войска поставлено около 90 бортов, а для замены всего авиапарка устаревших чехословацких AeroL-39 Albatros требуется еще около 150 самолётов. К тому же L-39 со временем явно не будут становиться новее, и количество пригодных к полётам самолётов будет падать, что может вызвать проблемы с обучением лётного состава.

Российскому военному авиапрому нужна ГПВ до 2025 года

Скорое исполнение контрактов на поставки учебно-боевых самолётов Як-130 (осталось поставить 20 бортов), фронтовых бомбардировщиков Су-34 (осталось поставить 38 бортов) и многоцелевых истребителей Су-30СМ (осталось поставить 35 бортов) и серьезные задержки по согласованию и принятию Государственной программы вооружений (ГПВ) с 2018 по 2025 год (она должна была быть принята еще в 2015 году) явно не помогают предприятиям в планировании своего будущего.

Согласно последнему заявлению министра обороны России Сергея Шойгу, сделанному в январе 2017 года, подготовка и согласование ГПВ-2025 должны быть осуществлены в течение первого полугодия 2017 года. Действительно, несмотря на экономические сложности, откладывать этот процесс уже некуда — тем более что явно требуется внесение корректировок в ныне действующую ГПВ-2020. К примеру, производство большей части истребителей пятого поколения Т-50 ПАК ФА явно следует перенести на период с 2020 по 2025 год, так как разработка идёт с некоторыми сложностями, особенно это касается новых двигателей «Тип-30». Производить же крайне дорогие Т-50 в «сыром» и не вполне боеспособном виде и с двигателями Ал-41Ф1, которые не лучшим образом сказываются на радиолокационной малозаметности истребителя, не оптимальное решение, хотя проект и является одним из самых приоритетных для российского военно-промышленного комплекса.

Ясность требуется внести и в ситуацию с возобновлением производства стратегических бомбардировщиков Ту-160М2, которое ожидается в первой половине 2020-х годов, а также с разработкой бомбардировщика ПАК ДА (Перспективный авиационный комплекс дальней авиации). На фоне возобновления производства Ту-160 информация о принятии на вооружение ПАК ДА в 2025 году кажется не вполне адекватной.

Что касается ситуации в целом, то нового роста темпов поставок боевой авиации следует ожидать в 2019 году, когда планируется начало производства истребителей МиГ-35 и, по-видимому, первых небольших партий серийных Т-50 ПАК ФА. С учётом этого и с условием подписания новых контрактов на истребители Су-30СМ, Су-35С и бомбардировщики Су-34, вполне возможен выход на необходимые темпы в 80−100 бортов в год. Сохраняя этот темп, к 2025 году действительно можно будет говорить об адекватном перевооружении ВКС России в том, что касается боевой авиации.



комментарии (0):











Материалы рубрики


Tourdom
Эксперт: неправда, что условия работы российских пилотов слишком тяжелые

BFM
Ан-148 вошел в пике. Что будет с совместным проектом Украины и России?
Владислав Гордеев, Сергей Витько
РБК
Правительство не сочло нарушением назначение сына Рогозина в госкомпании

Дождь
Профсоюз бортпроводников обвинил "Аэрофлот" в дискриминации
Андрей Меньшенин
Фонтанка.Ру
"Перелетным" пилотам поставили барьер

ИА SakhaNews
Авиабилеты на внутренние рейсы станут более доступными
Игорь Скрыпач
Экономика Сегодня
Никаких санкций, просто бизнес: опыт работы с Airbus пригодился для создания МС-21

Informing.ru
Россия сворачивает производство Ан-148



Юрий Селиванов
ИА REGNUM
Нужна ли России "москитная" авиация?
Екатерина Каткова
Газета.Ru
Ан-148 улетает из России
Екатерина Каткова
Газета.Ru
Россия пролетела "Ле Бурже"
Татьяна Шадрина
Российская газета
Курс на льготы
алерия Комарова
РБК
Минтранс разрешил иностранным перевозчикам помочь "ВИМ-Авиа"
Роман Азанов
ТАСС
Боевой акробат: какое будущее у МиГ-35 на зарубежном рынке

ТАСС
Полетели в Крым: дефицита субсидированных авиабилетов на полуостров не наблюдается
Ольга Самофалова
Взгляд
Америка обошла Европу на авиасалоне в Ле Бурже
Полина Петрова
КоммерсантЪ
Игры с самолетиком
Мария Истомина, Евгений Калюков
РБК
Росавиация пригрозила урезать чартеры за издевательство над пассажирами
Валерия Комарова
РБК
Холдинг Троценко не прошел конкурс на управление аэропортом Белграда

РИА Новости
Элон Маск раскрыл планы SpaceX по колонизации Марса
Сергей Птичкин
Российская газета
Российская авиатехника вызвала интерес на авиасалоне в Ле Бурже
Елизавета Кузнецова
КоммерсантЪ
"Вертолеты России" снимают погоны
Булат Баширов
КоммерсантЪ
От авиации малого не ждут
Елизавета Кузнецова, Анна Занина
КоммерсантЪ
Канада придаст России ускорение
Екатерина Каткова
Газета.Ru
МС-21 не долетел до Ле-Бурже

РИА Новости
Новые крылья. Как изменится военная авиация РФ за ближайшие восемь лет
Филипп Иванов
RNS
США приняли на вооружение самый дорогой в мире авианосец
Мария Борисова
Газета.Ru
На чем летают президенты
Александра Лоскутова
Интерфакс
Воздушное противостояние

РИА Новости
Угроза в небе: Минобороны приостановило взаимодействие с США в Сирии

Украина.ру
Авиашоу Ле Бурже 2017: Украина удивит "сверхновым" самолетом 40-летней давности 
Елизавета Кузнецова
КоммерсантЪ
Авиапром России в макете

ТАСС
В Ле-Бурже начинает свою работу международный авиасалон
Леонид Воронин
КоммерсантЪ
У краснодарского аэропорта началась новая полоса
Татьяна Косачева
КоммерсантЪ
Шик перед взлетом
Анна Павлова
КоммерсантЪ
"Ренова" мыслит логистически
Андрей Смирнов
КоммерсантЪ
Катастрофа Boeing закончилась мировыми

Газета.Ru
США дадут Катару крылья

ТАСС
Первый авиарейс отправился из Чечни в Германию
Тимур Юсупов
Лента.ru
Перелет с сюрпризом

РБК
Зарплаты пилотов крупнейших мировых авиакомпаний
Евгений Даманцев
ВПК
Нужны ли истребителю Т-50 подвесные «стелс»-контейнеры
Елизавета Кузнецова
КоммерсантЪ
Доплата за Родину
Иван Сафронов; Александра Джорджевич
КоммерсантЪ
У Байконура проверят крылья

МИР 24
Вызов Boeing и Airbus: какие перспективы у российского МС-21
Елизавета Кузнецова, Александра Мерцалова
КоммерсантЪ
Авиарынок не взлетел из-за перегруза
Анна Раткогло, Жанна Манукян
РИА Новости
Быть или не быть: какая судьба ждет МКС после 2024 года?
Иван Сафронов, Александра Джорджевич, Сергей Титов
КоммерсантЪ
Ил-76 меняют полетное задание
Анна Павлова, Александра Викулова, Ирина Александрова
КоммерсантЪ
Dexter до Кирова не доведет

Новые известия
Эксперт - о крушении Ту -154: командир Волков ориентации не терял

 

 

 

 

Реклама от YouDo
Дорожная помощь в Электроуглях - смотреть по ссылке.
По ссылке консультация юриста по жилищным вопросам, подробности здесь.
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

© Aviation Explorer