Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Гражданская авиация России на выходе из кризиса


15.03.17 11:47 Василий Шапкин, Александр Фридлянд, Журнал "АвиаСоюз"


Кризисные макроэкономические процессы в российской экономике в 2014-2016 гг. привели к длительному (почти двухгодичному) спаду авиаперевозок. Главные внешние макроэкономические факторы, предопределившие глубокий отраслевой спад: девальвация национальной валюты, инфляция и снижение жизненного уровня населения, закрытие по внешнеполитическим причинам ряда популярных направлений международных полетов.


Василий Шапкин, генеральный директор ГосНИИ ГА, доктор технических наук, профессор, лауреат премии Правительства РФ в области науки и техники

Александр Фридлянд, директор Научного центра экономического мониторинга, анализа и прогнозирования ГосНИИ ГА, доктор экономических наук, профессор

В сложных кризисных условиях существенно выросли риски авиационного бизнеса для отраслевых инвесторов, на что критически повлияли рост (с 14,3% до 28,1% за 2013-2016 гг.) в себестоимости авиаперевозок удельного веса расходов на аренду и лизинг воздушных судов (ВС) и удорожание заемных средств в условиях высокой ключевой ставки Центрального Банка России. Однако наблюдающийся уже четыре месяца (октябрь 2016 г. – январь 2017 гг.) интенсивный восстановительный рост авиаперевозок (рис. 1) определенно указывает на то, что отрасль проходит острую фазу кризиса и готова в новых условиях достаточно быстро выйти на докризисные объемы авиаперевозок (посткризисный «отскок» рынка).

Рис.1. Динамика пассажирооборота ГА России, помесячно, 2015-2016 гг. – янв. 2017 г., всего (МВЛ+ВВЛ), в %
 

За прошедший трехлетний кризисный период (2014-2016 гг.), как показали результаты исследований ГосНИИ ГА, кардинально поменялась структура российского авиатранспортного рынка (рис. 2):

- изменилась структура пассажиропотоков – удельный вес пассажиров внутренних воздушных линий (ВВЛ) вырос с 46,4% до 63,7%, удельный вес пассажиров международных воздушных линий (МВЛ) упал с 53,6% до 36,3%;
- средняя дальность перевозок пассажиров гражданской авиации России снизилась с 2663 км до 2434 км, вновь укрепилось «москвоцентричное» построение маршрутной пассажирской авиасети с преимущественной ориентацией на перевозки через столицу.

В составе первоочередных антикризисных мер отраслевой регулятор (Минтранс России) добился снижения ставки налога на добавленную стоимость (НДС) на ВВЛ с 18% до 10%, создав, тем самым, базовую возможность существенного снижения убыточности ВВЛ без повышения финансовой нагрузки на потребителей (авиапассажиров). Продолжалась реализация отраслевых и региональных программ субсидирования региональных и местных авиаперевозок, полетов между дальневосточными регионами и центральными районами России, а также программ субсидирования проектов приобретения авиационной техники по лизинговым и арендным контрактам.

Рис. 2. Тенденции изменений структуры рынка и экономики авиабизнеса на выходе из кризиса
 

В свою очередь, российские авиакомпании, адаптируя бизнес к меняющимся рыночным условиям, реализовали эффективные меры по сокращению избыточной численности эксплуатируемого парка ВС, оптимизации структуры этого парка и интенсификации его использования (рис. 2), достигнув, по данным отраслевой формы государственного статистического наблюдения 32-ГА, следующих показателей:

- среднесписочная численность действующего самолетного парка коммерческих эксплуатантов (без малой и бизнес-авиации) за 2013-2016 гг. снизилась с 1212 до 1032 ВС, или на 15% (при спаде соответствующего пассажирооборота на 4,2% и росте числа перевезенных пассажиров на 4,7%);
- удельный вес налета часов на авиатехнике зарубежного производства (без малой и бизнес-авиации) вырос с 86,8% до 88,7%;
- среднемесячный налет часов на одно среднесписочное ВС (без малой и бизнес-авиации) составлял за рассматриваемый период: по ВС российского и советского производства – около 47 час/месяц, а по авиатехнике иностранного производства – вырос с 247 час/месяц до 272 час/месяц;
- показатель занятости пассажирских кресел за рассматриваемый период вырос с 79,5% до 81,1%.

Отмеченное выше подтверждает высокий профессиональный уровень отраслевого менеджмента (как это, например, уже ранее было продемонстрировано в период после предыдущего кризиса 2008-2009 гг.) в обеспечении эффективной рыночной адаптации авиационного бизнеса к изменившимся условиям функционирования гражданской авиации. 

Реализованные антикризисные меры позволили авиатранспортной отрасли, в основном, преодолеть быстро нараставшие с 2014 г. негативные тренды в части высоких отрицательных операционных финансовых результатов участников рынка. 

Сопоставление финансовой отчетности авиакомпаний и аэропортов за 2013-2016 гг. позволяет сделать следующие выводы:

- аэропорты достаточно быстро (фактически уже в течение первого кризисного 2014 г.) адаптировались к кризисной ситуации в отрасли, сохранили в целом стабильную прибыльность, ежегодно наращивая рентабельность своей деятельности;
- адаптация авиаперевозчиков к изменившимся условиям рынка проходила значительно труднее и заняла гораздо более длительный период. Фактически авиатранспортный комплекс, пройдя пик получаемых убытков в 2014 г., сумел стабилизировать свою финансовую деятельность лишь в 2016 г., т. е. в течение третьего кризисного года, что и обеспечило потенциальные возможности выхода отрасли из кризиса в 2017 г.

В рассмотренный кризисный период с рынка ушла, под грузом чрезмерных объемов заимствования (оказавшихся неподъемными для авиакомпании в условиях текущего кризиса), вторая по объемам авиаперевозок российская авиакомпания «Трансаэро». Ее уход и перераспределение между участниками рынка выполнявшихся ранее «Трансаэро» объемов авиаперевозок сформировали принципиально новую ситуацию на авиатранспортном рынке России.

Сегодня на российском авиатранспортном рынке доминирует группа «Аэрофлот», как в сегменте перевозок на МВЛ, так и в нише магистральных перевозок на ВВЛ. При этом, на МВЛ с российскими авиаперевозчиками конкурируют также иностранные авиакомпании, что исключает возможности монополизации данного сектора российского авиатранспортного рынка. На основном (магистральные перевозки) сегменте рынка ВВЛ группа «Аэрофлот» сегодня занимает лидирующее положение, выполняя около 55% авиаперевозок. Это позволяет ей, в условиях доминирования, своей ценовой политикой прямо влиять на цены, устанавливаемые другими авиакомпаниями в сегменте магистральных ВВЛ. Известно, что группа «Аэрофлот» не допускала и не допускает ситуаций злоупотребления своим доминирующим положением в отношении потребителей, однако теоретически такие возможности теперь у нее сложились. Это диктует актуальность и необходимость подготовки новых, адекватных изменившейся рыночной ситуации, форм государственного регулирования рынка с «доминирующим игроком».

По результатам исследований ГосНИИ ГА, выход из кризисного спада еще не гарантирует отрасли долгосрочного стабильного развития без продолжения реализации мер государственной поддержки и развития современной нормативной базы воздушного транспорта, обеспечивающих необходимую инвестиционную привлекательность российской гражданской авиации. Наиболее актуальными из рассматриваемых в настоящее время мер, на наш взгляд, являются:

-  обнуление ставки НДС авиакомпаний на ВВЛ;
-  снятие льготы по НДС с аэропортов в приемлемом для авиакомпаний варианте;
-  антидемпинговое регулирование цен на воздушных линиях (вместо традиционной борьбы антимонопольных органов с якобы завышенными ценами авиакомпаний);
-  совершенствование системы субсидирования лизинга (аренды) ВС в целях стимулирования обновления парка российской авиатехникой и снижения рисков авиабизнеса.

Реализация указанных мер будет содействовать эффективному и устойчивому посткризисному развитию авиатранспортной отрасли России.


комментарии (21):

мга      16/03/2017 [09:43:21]#1
Да. Сильный доклад. Все свелось к 2 тезисам. Чтобы было лучше
- не надо платить налоги
- надо добавить прямых денег на аренду самолетов, а еще лучше отдавать бесплатно.
Это не бизнес , а иждивенчество

GRV Эксперт «Aviation EXplorer»      16/03/2017 [19:56:13]#2
[-] Cкрыть. Ответ на сообщение пользователя мга от 16.03.2017 09:43
   
Да. Сильный доклад. Все свелось к 2 тезисам. Чтобы было лучше - не надо платить налоги - надо добавить прямых денег на аренду самолетов, а еще лучше отдавать бесплатно. Это не бизнес , а иждивенчество
Это заслуженная компенсация бизнесу, за создание правительством невыносимых условий для его ведения.

мга      16/03/2017 [22:01:29]#3
Это правительство для все создает такие условия, но поблажки избранным. Почти все АК отчитались о прибыли. вопреки снижению перевозок и среднего чека на билет. Получается вся прибыль - это неуплаченные налоги. Затем потребуют снижения НДС РЖД и автобусы и тд

GRV Эксперт «Aviation EXplorer»      17/03/2017 [13:05:54]#4
[-] Cкрыть. Ответ на сообщение пользователя мга от 16.03.2017 22:01
   
Это правительство для все создает такие условия, но поблажки избранным. Почти все АК отчитались о прибыли. вопреки снижению перевозок и среднего чека на билет. Получается вся прибыль - это неуплаченные налоги. Затем потребуют снижения НДС РЖД и автобусы и тд
Это не правда. О прибыли отчитались только те компании, которые показали рост объемов. Это небольшая группа крупных авиакомпаний, к которым перетекли пассажиры от всех остальных. То есть компании выживают за счет канибализма - пожирания друг-друга. А это путь к консолидации рынка и будущей его монополизации.

мга      18/03/2017 [02:30:26]#5
согласен. именно это и хотел сказать. Что АФЛ не одинок в прибыли в 22016

FAA      18/03/2017 [15:56:10]#6
Прибыль сегодняшняя связана с тем, что за кризисный период успешные авиакомпании привели в соответствие парк и объемы перевозок, международные перевозки в условиях девальвации рубля стали еще более выгодными (спад на МВЛ менее чем в 2 раза, а девальвация в 2 раза, т.е. доходы га МВЛ в рублевом измерении выросли и, соответственно, фин результаты тоже. Убытки на ВВЛ слегка тормознулись снижением
НДС на ВВЛ с 18% до 10% (хотя есть риски в том факте, что это снижение, как антикризисная мера, носит временный характер). Пять месяцев подряд наблюдаем мощнейший восстановительный "отскок" объемов авиаперевозок (не менее 15-20% в сравнении с аналогичными месяцами предыдущего года. При полнейшем отсутствии роста стандартных макроэкономических факторов - драйверов указанного роста (ВВП и т.п.). Очередное напоминание о специфике российского спроса на авиаперевозки и мотивации российского "летающего" класса (порядка 5% населения) к следованию определенным стандартам авиационной подвижности

FAA      18/03/2017 [16:37:46]#7
ну и в отношении Аэрофлота, понятно, есть еще доп источники улучшения фин результата

GRV Эксперт «Aviation EXplorer»      19/03/2017 [21:50:27]#8
[-] Cкрыть. Ответ на сообщение пользователя FAA от 18.03.2017 15:56
   
Прибыль сегодняшняя связана с тем, что за кризисный период успешные авиакомпании привели в соответствие парк и объемы перевозок, международные перевозки в условиях девальвации рубля стали еще более выгодными (спад на МВЛ менее чем в 2 раза, а девальвация в 2 раза, т.е. доходы га МВЛ в рублевом измерении выросли и, соответственно, фин результаты тоже. Убытки на ВВЛ слегка тормознулись снижением НДС на ВВЛ с 18% до 10% (хотя есть риски в том факте, что это снижение, как антикризисная мера, носит временный характер). Пять месяцев подряд наблюдаем мощнейший восстановительный "отскок" объемов авиаперевозок (не менее 15-20% в сравнении с аналогичными месяцами предыдущего года. При полнейшем отсутствии роста стандартных макроэкономических факторов - драйверов указанного роста (ВВП и т.п.). Очередное напоминание о специфике российского спроса на авиаперевозки и мотивации российского "летающего" класса (порядка 5% населения) к следованию определенным стандартам авиационной подвижности
Может наоборот? Чтобы доходность на МВЛ выросла, нужно было, чтобы за девальвацией рубля и цены на билеты в рублях удвоились. Но этого не произошло. Значит в валюте доход упал. А расходы авиакомпаний, из-за большой валютной составляющей в себестоимости напротив, значительно выросли. Плюс спад объёмов.

FAA      21/03/2017 [09:10:28]#9
В валюте доход авиакомпаний по МВЛ, конечно, упал. А в рублях, несмотря на спад перевозок на МВЛ, вырос. Из-за девальвации рубля. При этом расходы на МВЛ выросли значительно в меньшей степени, так как не все они валютные - часть расходов по МВЛ делаются здесь, в России, они рублевые и выросли в значительно меньшей степени чем вырос доллар или евро в рублевом измерении. Это - стандартный позитивный эффект в экспортноориентированной отрасли от девальвации национальной валюты

GRV Эксперт «Aviation EXplorer»      22/03/2017 [09:39:33]#10
[-] Cкрыть. Ответ на сообщение пользователя FAA от 21.03.2017 09:10
   
В валюте доход авиакомпаний по МВЛ, конечно, упал. А в рублях, несмотря на спад перевозок на МВЛ, вырос. Из-за девальвации рубля. При этом расходы на МВЛ выросли значительно в меньшей степени, так как не все они валютные - часть расходов по МВЛ делаются здесь, в России, они рублевые и выросли в значительно меньшей степени чем вырос доллар или евро в рублевом измерении. Это - стандартный позитивный эффект в экспортноориентированной отрасли от девальвации национальной валюты
Не верно. Все было бы так, если бы это был чистый экспорт и все билеты подавались в валюте. Но львиная доля билетов продается за рубли.

FAA      22/03/2017 [12:15:40]#11
1) продажа за рубли не исключает роста цен в связи с девальвацией
2) чтобы объективно разрешить спор, надо дождаться публикации ТКП стаатистики за 2016 годе (где-то во второй половине мая).
А пока вот Вам сопоставление 2013 и 2016 гг (пока, правда, итог не года а первых 9 месяцев)
2013 год, мвл, доход с 1 ткм 25, 4 руб/ткм, расходы с 1 ткм = 24, 6 ткм,
фин результат 0, 8 руб/ткм или опер рент-сть = +3, 3%
2016 год, мвл, 9 месяцев, доход с 1 ткм = 36, 8 руб/ткм, расходы с 1 ткм = 34, 8 ткм, фин результат 2 руб/ткм или опер рент-сть = +5, 6%

Итак, с 1 ткм получаем +2 руб, а было +0, 8 руб



FAA      22/03/2017 [12:15:47]#12
1) продажа за рубли не исключает роста цен в связи с девальвацией
2) чтобы объективно разрешить спор, надо дождаться публикации ТКП стаатистики за 2016 годе (где-то во второй половине мая).
А пока вот Вам сопоставление 2013 и 2016 гг (пока, правда, итог не года а первых 9 месяцев)
2013 год, мвл, доход с 1 ткм 25, 4 руб/ткм, расходы с 1 ткм = 24, 6 ткм,
фин результат 0, 8 руб/ткм или опер рент-сть = +3, 3%
2016 год, мвл, 9 месяцев, доход с 1 ткм = 36, 8 руб/ткм, расходы с 1 ткм = 34, 8 ткм, фин результат 2 руб/ткм или опер рент-сть = +5, 6%

Итак, с 1 ткм получаем +2 руб, а было +0, 8 руб



FAA      22/03/2017 [12:15:48]#13
1) продажа за рубли не исключает роста цен в связи с девальвацией
2) чтобы объективно разрешить спор, надо дождаться публикации ТКП стаатистики за 2016 годе (где-то во второй половине мая).
А пока вот Вам сопоставление 2013 и 2016 гг (пока, правда, итог не года а первых 9 месяцев)
2013 год, мвл, доход с 1 ткм 25, 4 руб/ткм, расходы с 1 ткм = 24, 6 ткм,
фин результат 0, 8 руб/ткм или опер рент-сть = +3, 3%
2016 год, мвл, 9 месяцев, доход с 1 ткм = 36, 8 руб/ткм, расходы с 1 ткм = 34, 8 ткм, фин результат 2 руб/ткм или опер рент-сть = +5, 6%

Итак, с 1 ткм получаем +2 руб, а было +0, 8 руб



Каландровожатый      25/03/2017 [09:41:25]#14
Сказалось еще то, что, считая тариф на 16 г. в конце 15 г., на валютные расходы авиакомпании закладывали курс доллара 75-80 р., а по факту он был около 60. Таким образом, в рублях факт по валютным расходам был ниже, чем план. Улыбка авиакомпаний при взгляде на эти цифры стала, конечно, шире.

Каландровожатый      25/03/2017 [09:59:28]#15
Снижение налогов мера поддержки более предпочтительная: при субсидировании ежегодно возникает риск утвердят/не утвердят, могут также снижать выделяемые суммы, а авиакомпания уже ввела в эксплуатацию самолеты. И что ей дальше делать, если не утвердят? Вроде того, что искать другие рынки и т.п. А снижение налогов действует дольше, к пересмотру налогов не каждый год обращаются.

Rogozinp      29/01/2018 [09:28:40]#16
Как считаете? Можно в долгосрочке прогнозировать курсы валют (чтобы не было "на валютные расходы авиакомпании закладывали курс доллара 75-80 р., а по факту он был около 60")

Можно ли верить аналитикам и сайтам подобным http://xn----8sbhqqpfcfkhmy.xn ... (прогноз-курса.рф)?

Dynamo-MOW      29/01/2018 [11:25:43]#17
Нормальная, взвешенная статья. Правда, как всегда, приводятся "средние по палате" показатели. Но это издержки работы крупными мазками .

Гога_2000      29/01/2018 [12:52:49]#18
[-] Cкрыть. Ответ на сообщение пользователя Rogozinp от 29.01.2018 09:28
   
Как считаете? Можно в долгосрочке прогнозировать курсы валют (чтобы не было "на валютные расходы авиакомпании закладывали курс доллара 75-80 р., а по факту он был около 60") Можно ли верить аналитикам и сайтам подобным http://xn----8sbhqqpfcfkhmy.xn--p1ai/ (прогноз-курса.рф)?
Вашу ссылку даже читать страшно, не то, что по ней переходить. Так и кажется, что не только комп заразишь, но и самому придется лечиться)))

Fencer 2      25/05/2018 [07:57:45]#19
Первый этап освидетельствования нового Ту-214ОН с отечественными цифровыми аэрофотокамерами пройдет в Кубинке https://www.aex.ru/news/2018/5 ...

booster      25/05/2018 [08:33:26]#20
[-] Cкрыть. Ответ на сообщение пользователя Fencer 2 от 25.05.2018 07:57
   
Первый этап освидетельствования нового Ту-214ОН с отечественными цифровыми аэрофотокамерами пройдет в Кубинке https://www.aex.ru/news/2018/5/21/184514/?utm_referrer=https://zen.yandex.com
и какое же отношение имеет самолет "открытое небо" к коммерческой авиации и кризису перевозок в ней?

АВЛ      25/05/2018 [09:48:50]#21
и какое же отношение имеет самолет "открытое небо" к коммерческой авиации и кризису перевозок в ней?


шоб было)))













Материалы рубрики

Анастасия Львова
РБК
Ространснадзор решил перевести проверки авиакомпаний «на цифру»
Илья Максимов
Российская газета
Три российских самолета вошли в топ истребителей с самыми мощными двигателями

Ростех
Пять поколений истребительной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Ближний сбой: какие проблемы вскрыла отмена пуска «Союз МС-5»
Игорь Кармазин
Известия
Небо открывается: первая белорусская космонавтка полетит на МКС
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Прицелы и средства: летчиков ВМФ научат борьбе с дронами
Григорий Колпаков
Интерфакс
Управление беспилотниками: виды, подготовка пилотов, востребованность профессии
Андрей Коршунов, Мария Недюк
Известия
Ступени развития: к чему приведет потеря ракеты Starship во время испытаний



Валерий Кодачигов, Максим Талавринов
Известия
Пролет нормальный: операторы дронов смогут общаться с экипажами самолетов
Илья Словесный
Деловой Петербург
Рейс задержан: сроки импортозамещения самолётов в России сдвинулись
Андрей Кузмак
Известия
Винительный падёж: Boeing оказался под огнем критики
Алексей Михайлов, Роман Крецул, Андрей Федоров
Известия
Расправить сети: запущена программа ремонта военных аэродромов
Роман Гусаров
NEWS.ru
Минобороны России получит новый самолет Ил-212: что о нем известно
Андрей Коршунов
Известия
Просто в космос: как Юрия Гагарина готовили к полету на Луну
Наталья Пономарева
Интерфакс
Отмена полета. Что делать пассажирам при задержке авиарейса?
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Дебошире круг: с самолетов в РФ стали снимать больше деструктивных пассажиров
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Небесный тихоход: МС-21 ждет нелегкая судьба
Анастасия Львова, Валентина Шварцман
РБК
У российских вертолетчиков вскоре истекут все контракты с ООН
Анастасия Львова
РБК
ОАК сдвинула сроки поставок новых гражданских самолетов
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Леса просят дронов. Авиалесоохрана ищет деньги на закупку БАС
Максим Талавринов
Известия
Рейсовая колея: самолеты между Москвой и Питером летом будут летать каждые 15 минут
Алексей Михайлов, Роман Крецул
Известия
Огнем «Прометея»: система С-500 сдала экзамен по борьбе с гиперзвуком
Дарья Молоткова, Герман Костринский
РБК
«Роскосмос» решил продать санатории и недвижимость на ₽11 млрд
Анастасия Львова
РБК
Авиакомпании пожаловались в ФАС на рост аэропортовых тарифов
Елена Балаян
Известия
Вылета нет: россиян не выпустили за границу из-за ошибок в паспорте
Валерия Лобко
Российская газета
В России создадут единую систему контроля за беспилотниками
Валентина Аверьянова
Известия
Крылья Поднебесной: Китай растит конкурента Boeing и Airbus
Алексей Михайлов, Юлия Леонова, Андрей Федоров
Известия
Цели отделены: вертолеты ВМФ научат бороться с надводными дронами
Сергей Гурьянов
Известия
Истина в винте: насколько безопасен вертолетный туризм
Роман Крецул, Алексей Михайлов, Андрей Федоров
Известия
Отвержение ударов: военные аэродромы проверили на прочность
Роман Крецул, Алексей Михайлов, Андрей Федоров
Известия
Охраняющие виды: Севморпуть начнут патрулировать Ту-142
Наталья Башлыкова,Максим Талавринов
Известия
Полет ненормальный: авиакомпании будут штрафовать за недостоверную информацию о билетах
Анастасия Ординян
ИА Регнум
Непосадочный талон. Как овербукинг рушит планы российским авиапассажирам
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Татарский» джет: «недобитый» Ту-324 превратят в летающий Aurus
Анастасия Львова,
РБК
Росавиация сообщила о росте числа инцидентов с самолетами из-за птиц
Станислав Федоров, Юлия Леонова
Известия
«Ми» не виноваты: в Росавиации прошли обыски из-за вывоза за рубеж 59 бортов
Анастасия Львова, Герман Костринский
РБК
Ремонт аэропортов предложили финансировать новым сбором с авиакомпаний
Кирилл Комаров
Профиль
"Тушка" в небе: самолеты Туполева вернулись на коммерческие маршруты в России

Известия
120 лет назад родился летчик-испытатель Валерий Чкалов
Виктор Бодров 
ТАСС
Реактивная "летающая парта": каким будет учебно-тренировочный самолет МиГ-УТС
Елена Проколова
Аргументы и Факты
«Они выжили, чтобы их судили». Летчики оценили действия пилотов Falcon 10
Наталья Башлыкова, Максим Талавринов
Известия
Улетный план: пассажирам внутренних рейсов в аэропортах разрешат продажу алкоголя
Евгения Перцева
Известия
Остановили по требованию: «Аэрофлот» обязали отправить людей на Пхукет
Максим Талавринов
Известия
Летательный исход: пилотов разбившегося Falcon 10 лишили «прав»
Станислав Кучушев, Андрей Коршунов
Известия
Орбитальная инстанция: конструктору «российского Хаббла» светит два года
Анастасия Львова
РБК
Пулково попросило ускорить внедрение duty free на внутрироссийских рейсах
Анастасия Львова
РБК
Глава Пулково упрекнул «Аэрофлот» в непредсказуемости его планов
Карашаш Ногаева
Деловой Петербург
Угрозы с неба вынудили предприятия Петербурга и Ленобласти искать защиту от БПЛА
Вадим Кузьмицкий
Деловой Петербург
К аэропорту Пулково хотят сделать новый подъезд с юго-запада Петербурга
Анна Воробьева
Forbes
Первая женщина — военный пилот: почему турецкий аэропорт назван именем Сабихи Гёкчен

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgBi3dP
Объявление: http://perevozki.youdo.com/serpukhov/garbage/, выбирай YouDo!
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer