Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Ракетный компромисс: кто выиграет от сделки России и Турции по С-400


16 марта 2017 года Андрей Коц, РИА Новости


Президенты России и Турции Владимир Путин и Реджеп Тайип Эрдоган в ходе встречи в Москве обсудили возможность приобретения Анкарой зенитно-ракетных систем С-400. Об этом в среду сообщили "Известия" со ссылкой на министра обороны РФ Сергея Шойгу. Как подтвердил изданию пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков, "стороны заинтересованы и будут продолжать разговор".

Если сделка состоится, Турция станет первой страной НАТО, получившей современный российский комплекс противовоздушной обороны. Зачем же члену североатлантического альянса понадобились С-400?

Бесспорно, боевые возможности этой системы высоки. Но ряд экспертов и политологов считают, что Анкаре этот контракт важен, скорее, с политической, нежели с военной точки зрения. Впрочем, немалую пользу из этой потенциальной сделки может извлечь и Москва.

Общие цели

На сегодняшний день контракт на поставку зенитно-ракетных систем С-400 Россия подписала лишь с Китаем. О заключении этой сделки было официально объявлено в апреле 2015 года. КНР намерена приобрести три полковых комплекта — до 48 пусковых установок. Поставки должны начаться уже в этом году.

Кроме того, ведутся переговоры с Индией о покупке пяти полковых комплектов (до 80 пусковых установок). Совет по оборонным закупкам этой страны одобрил сделку в декабре 2015 года. Но контракт пока еще подписан не был, стороны обсуждают детали.

Обе эти страны являются давними военно-техническими партнерами России. Обе закупили в РФ оружия на миллиарды долларов. Обе реализуют с нашей страной ряд совместных проектов в области разработки и создания перспективных вооружений. И что наиболее важно: отношения между Россией, Китаем и Индией на мировой арене носят в целом дружественный характер.

Другое дело — Турция. Российские вооружения эта страна — как член НАТО — не импортирует. Экономические и политические связи между двумя государствами были фактически заморожены после инцидента на сирийско-турецкой границе 24 ноября 2015 года, когда истребитель F-16 ВВС Турции сбил ракетой "воздух-воздух" российский бомбардировщик Су-24. К сегодняшнему дню напряженность удалось снизить, но, как говорится, осадок остался.

"Это был, несомненно, очень серьезный инцидент, — рассказал РИА Новости военный эксперт, полковник запаса Михаил Ходоренок. — Но сейчас нужно отбросить эмоции и смотреть в будущее. Сегодня наши геополитические интересы совпадают. И Россия, и Турция понимают, что на охваченном войной Ближнем Востоке нужно наводить порядок. Союзнические отношения возникают не от разговоров, а от совместных целей. Во-вторых, продажа таких систем — это выгодно. И покупатель надолго привязывается к стране-производителю. Это и обслуживание этой техники, и обучение специалистов. Тесное военно-техническое сотрудничество не позволит Турции в будущем совершать против нас какие-то резкие политические маневры. И в-третьих, покупка страной НАТО работает на имидж российской "оборонки" — лучше рекламы не придумаешь. Главное, чтобы Турция была готова платить живые деньги, а не просить у нас кредит".

Отсутствие "длинной руки"

Сугубо в военном отношении польза Турции от ЗРК С-400 очевидна. На сегодняшний день в Вооруженных силах этой страны зенитно-ракетные системы большой дальности отсутствуют как класс. По мнению главного редактора журнала "Экспорт вооружений" Андрея Фролова, такие комплексы нужны Анкаре для защиты от ближайших соседей.

"Главный соперник Турции в регионе – Иран, — говорит Андрей Фролов. — Исламская республика обладает довольно мощными военно-воздушными силами. При этом Иран может себя защитить от возможного ответного удара: в прошлом году Россия поставила ему четыре дивизиона комплексов С-300ПМУ2. Вдобавок у Анкары, мягко говоря, напряженные отношения с Дамаском, на вооружении которого есть дальнобойные тактические и оперативно-тактические ракеты. А системы ПВО Турции — откровенно слабые".

На вооружении Военно-воздушных сил Турции стоят зенитно-ракетные комплексы средней дальности MIM-14 и MIM-23 производства США и британские ЗРК ближнего радиуса действия Rapier. Эти системы были разработаны еще в 50-60 годах прошлого века и на сегодня считаются устаревшими. Неудивительно, что Анкара пытается любыми способами получить в свое распоряжение более мощное оружие.

Зенитно-ракетная эпопея

В 2009 году Турция запустила программу T-LORAMID (Turkish long range air and missile defence system — "Турецкая система противовоздушной и противоракетной обороны большой дальности"). Страна объявила тендер на поставку таких систем, в котором приняли участие американский консорциум Lockheed Martin/Raytheon, "Рособоронэкспорт", франко-итальянский консорциум Eurosam и китайская компания CPMIEC с ЗРК HQ-9. Последняя конкурс и выиграла. Однако договоренность была расторгнута в 2013 году, так как турецкая сторона настаивала на получении полного доступа к технологиям разработчика системы, чтобы на ее основе создать свой аналог.

"После этого Турция обратилась к американским и европейским производителям за поставками ЗРК Patriot и SAMP/T соответственно, — пояснил Андрей Фролов. — Те выразили заинтересованность в контракте, но дальше разговоров Анкара не пошла. Что же касается покупки российских С-400, эту тему турецкая сторона поднимала неоднократно, еще до ухудшения наших отношений. Я, честно говоря, сильно сомневаюсь, что мы им эти системы в итоге продадим. Скорее, Эрдоган своими заявлениями пытается надавить на своих партнеров по НАТО и, по сути, шантажом добиться от них более выгодных условий по приобретению европейских или американских ЗРК".

По мнению эксперта, даже в случае заключения контракта Турция столкнется с целым рядом проблем. Во-первых, покупку С-400 не одобрят другие члены североатлантического альянса, с которыми у Анкары и так не самые радужные отношения в последние годы. Во-вторых, российские системы будет непросто включить в единую систему ПВО НАТО и отладить их взаимодействие с западными комплексами. В-третьих, если сделка все-таки состоится, первые комплексы Турция сможет получить еще очень нескоро.

"С Китаем мы вели переговоры по С-400 более трех лет, — пояснил Андрей Фролов. — Сильно сомневаюсь, что с Турцией управимся быстрее. По этой причине, кстати, можно не опасаться, что США смогут каким-то образом заполучить себе наши самые передовые технологии. Если С-400 и пойдут в Турцию, это произойдет не раньше, чем в 2020-2022 годах. К этому моменту у нас уже должны будут стоять на вооружении более совершенные С-500".

Эксперт добавил, что экспортная модификация ЗРК С-400 имеет значительно ослабленные характеристики. У нее ниже дальность обнаружения летательных аппаратов противника, слабее помехоустойчивость. Экспортные С-400 могут одновременно сопровождать и обстреливать меньшее количество целей, чем оригинальные российские системы.

"Полагаю, Эрдоган все это понимает, — рассказал РИА Новости Андрей Фролов. — Не исключаю, что он и не собирается покупать наши зенитно-ракетные комплексы или шантажировать партнеров по альянсу. Возможно, своей инициативой он хочет косвенно извиниться за наш сбитый самолет и пытается показать, что намерен улучшать отношения с Россией".



комментарии (0):













Материалы рубрики

Герман Костринский, Ольга Копытина при участии Сергей Хитров
РБК
Инвесторы согласились подождать выплат по облигациям Домодедово еще год
Ольга Самофалова
РИА Новости
Амбиции России завели ее на самый верх
Светлана Петрова
Эксперт
Поставки полностью импортозамещенных самолетов в авиакомпании планируются в 2026 году

Lenta.ru
Россия наращивает производство дронов. Как их используют на благо россиян?

РБК
Кто и как финансирует производство гражданских беспилотников
Роман Гусаров, AVIA.RU
Эксперт
Как регулировать перебронирование без вреда для пассажиров и авиакомпаний?
Валерия Чуб
Известия
Первых дело: как прошла премьера героической комедии «Есть только МиГ»
Анастасия Костина
Известия
Пункт допуска: Россия и Индия приблизились к безвизу для туристических групп



Ирина Мишина
Свободная Пресса
Второе рождение Бе-200: «Всемирный пожарный» получит российские двигатели
Андрей Коршунов
Известия
Полный в полет: геостационарный спутник поможет дронам освоить дальние маршруты
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пролет навигатора: авиакомпании лишатся льгот на 2 млрд рублей в год
Анастасия Николаева
Интерфакс
Дроны в помощь: как Росреестр проконтролирует владельцев земельных участков?
Анастасия Костина
Известия
Атмосфера открытости: в Японии и Южной Корее ждут прямых рейсов с Россией
Наталия Ячменникова
Российская газета
Бакалавр по дронам. В 2026 году МГТУ ГА выпустит первых специалистов по эксплуатации беспилотников с высшим образованием
Андрей Коршунов
Известия
Крутой оборот: «ремонтные чемоданчики» быстрее вернут в строй поврежденные самолеты
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку
Кирилл Фенин, Анастасия Костина
Известия
Встречный двигатель: РФ рассчитывает на скорое проведение консультаций с США
Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Алюминиевые образцы: ученые создадут из лома высокопрочные детали для самолетов

93.ru
На Кубани планируют возродить малую авиацию
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
Альтернатива Турции и ОАЭ: туроператоры ожидают всплеск спроса на отдых в Китае
Любовь Капустина
Российская газета
"Ангара" может прекратить полеты: кто может заменить компанию и скажется ли это на перевозках?
Наталия Ячменникова
Российская газета
С дроном на "ты". Университет гражданской авиации получил сертификаты летной годности на тяжелый беспилотник
Елена Сухорукова, Дарья Молоткова
РБК
У крупнейшего оператора duty free в Шереметьево сменился собственник

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgBrS4M
Смотрите тут - http://perevozki.youdo.com/garbage/container/, подробнее здесь.
Услуги грузоперевозок: http://perevozki.youdo.com/garbage/trash/leningradskaya/, быстро и недорого.
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer