Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное



Главная Обзоры СМИ Статьи


Ракетный компромисс: кто выиграет от сделки России и Турции по С-400


16 марта 2017 года Андрей Коц, РИА Новости


Президенты России и Турции Владимир Путин и Реджеп Тайип Эрдоган в ходе встречи в Москве обсудили возможность приобретения Анкарой зенитно-ракетных систем С-400. Об этом в среду сообщили "Известия" со ссылкой на министра обороны РФ Сергея Шойгу. Как подтвердил изданию пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков, "стороны заинтересованы и будут продолжать разговор".

Если сделка состоится, Турция станет первой страной НАТО, получившей современный российский комплекс противовоздушной обороны. Зачем же члену североатлантического альянса понадобились С-400?

Бесспорно, боевые возможности этой системы высоки. Но ряд экспертов и политологов считают, что Анкаре этот контракт важен, скорее, с политической, нежели с военной точки зрения. Впрочем, немалую пользу из этой потенциальной сделки может извлечь и Москва.

Общие цели

На сегодняшний день контракт на поставку зенитно-ракетных систем С-400 Россия подписала лишь с Китаем. О заключении этой сделки было официально объявлено в апреле 2015 года. КНР намерена приобрести три полковых комплекта — до 48 пусковых установок. Поставки должны начаться уже в этом году.

Кроме того, ведутся переговоры с Индией о покупке пяти полковых комплектов (до 80 пусковых установок). Совет по оборонным закупкам этой страны одобрил сделку в декабре 2015 года. Но контракт пока еще подписан не был, стороны обсуждают детали.

Обе эти страны являются давними военно-техническими партнерами России. Обе закупили в РФ оружия на миллиарды долларов. Обе реализуют с нашей страной ряд совместных проектов в области разработки и создания перспективных вооружений. И что наиболее важно: отношения между Россией, Китаем и Индией на мировой арене носят в целом дружественный характер.

Другое дело — Турция. Российские вооружения эта страна — как член НАТО — не импортирует. Экономические и политические связи между двумя государствами были фактически заморожены после инцидента на сирийско-турецкой границе 24 ноября 2015 года, когда истребитель F-16 ВВС Турции сбил ракетой "воздух-воздух" российский бомбардировщик Су-24. К сегодняшнему дню напряженность удалось снизить, но, как говорится, осадок остался.

"Это был, несомненно, очень серьезный инцидент, — рассказал РИА Новости военный эксперт, полковник запаса Михаил Ходоренок. — Но сейчас нужно отбросить эмоции и смотреть в будущее. Сегодня наши геополитические интересы совпадают. И Россия, и Турция понимают, что на охваченном войной Ближнем Востоке нужно наводить порядок. Союзнические отношения возникают не от разговоров, а от совместных целей. Во-вторых, продажа таких систем — это выгодно. И покупатель надолго привязывается к стране-производителю. Это и обслуживание этой техники, и обучение специалистов. Тесное военно-техническое сотрудничество не позволит Турции в будущем совершать против нас какие-то резкие политические маневры. И в-третьих, покупка страной НАТО работает на имидж российской "оборонки" — лучше рекламы не придумаешь. Главное, чтобы Турция была готова платить живые деньги, а не просить у нас кредит".

Отсутствие "длинной руки"

Сугубо в военном отношении польза Турции от ЗРК С-400 очевидна. На сегодняшний день в Вооруженных силах этой страны зенитно-ракетные системы большой дальности отсутствуют как класс. По мнению главного редактора журнала "Экспорт вооружений" Андрея Фролова, такие комплексы нужны Анкаре для защиты от ближайших соседей.

"Главный соперник Турции в регионе – Иран, — говорит Андрей Фролов. — Исламская республика обладает довольно мощными военно-воздушными силами. При этом Иран может себя защитить от возможного ответного удара: в прошлом году Россия поставила ему четыре дивизиона комплексов С-300ПМУ2. Вдобавок у Анкары, мягко говоря, напряженные отношения с Дамаском, на вооружении которого есть дальнобойные тактические и оперативно-тактические ракеты. А системы ПВО Турции — откровенно слабые".

На вооружении Военно-воздушных сил Турции стоят зенитно-ракетные комплексы средней дальности MIM-14 и MIM-23 производства США и британские ЗРК ближнего радиуса действия Rapier. Эти системы были разработаны еще в 50-60 годах прошлого века и на сегодня считаются устаревшими. Неудивительно, что Анкара пытается любыми способами получить в свое распоряжение более мощное оружие.

Зенитно-ракетная эпопея

В 2009 году Турция запустила программу T-LORAMID (Turkish long range air and missile defence system — "Турецкая система противовоздушной и противоракетной обороны большой дальности"). Страна объявила тендер на поставку таких систем, в котором приняли участие американский консорциум Lockheed Martin/Raytheon, "Рособоронэкспорт", франко-итальянский консорциум Eurosam и китайская компания CPMIEC с ЗРК HQ-9. Последняя конкурс и выиграла. Однако договоренность была расторгнута в 2013 году, так как турецкая сторона настаивала на получении полного доступа к технологиям разработчика системы, чтобы на ее основе создать свой аналог.

"После этого Турция обратилась к американским и европейским производителям за поставками ЗРК Patriot и SAMP/T соответственно, — пояснил Андрей Фролов. — Те выразили заинтересованность в контракте, но дальше разговоров Анкара не пошла. Что же касается покупки российских С-400, эту тему турецкая сторона поднимала неоднократно, еще до ухудшения наших отношений. Я, честно говоря, сильно сомневаюсь, что мы им эти системы в итоге продадим. Скорее, Эрдоган своими заявлениями пытается надавить на своих партнеров по НАТО и, по сути, шантажом добиться от них более выгодных условий по приобретению европейских или американских ЗРК".

По мнению эксперта, даже в случае заключения контракта Турция столкнется с целым рядом проблем. Во-первых, покупку С-400 не одобрят другие члены североатлантического альянса, с которыми у Анкары и так не самые радужные отношения в последние годы. Во-вторых, российские системы будет непросто включить в единую систему ПВО НАТО и отладить их взаимодействие с западными комплексами. В-третьих, если сделка все-таки состоится, первые комплексы Турция сможет получить еще очень нескоро.

"С Китаем мы вели переговоры по С-400 более трех лет, — пояснил Андрей Фролов. — Сильно сомневаюсь, что с Турцией управимся быстрее. По этой причине, кстати, можно не опасаться, что США смогут каким-то образом заполучить себе наши самые передовые технологии. Если С-400 и пойдут в Турцию, это произойдет не раньше, чем в 2020-2022 годах. К этому моменту у нас уже должны будут стоять на вооружении более совершенные С-500".

Эксперт добавил, что экспортная модификация ЗРК С-400 имеет значительно ослабленные характеристики. У нее ниже дальность обнаружения летательных аппаратов противника, слабее помехоустойчивость. Экспортные С-400 могут одновременно сопровождать и обстреливать меньшее количество целей, чем оригинальные российские системы.

"Полагаю, Эрдоган все это понимает, — рассказал РИА Новости Андрей Фролов. — Не исключаю, что он и не собирается покупать наши зенитно-ракетные комплексы или шантажировать партнеров по альянсу. Возможно, своей инициативой он хочет косвенно извиниться за наш сбитый самолет и пытается показать, что намерен улучшать отношения с Россией".



комментарии (0):











Материалы рубрики

Полина Петрова
КоммерсантЪ
Игры с самолетиком
Мария Истомина, Евгений Калюков
РБК
Росавиация пригрозила урезать чартеры за издевательство над пассажирами
Валерия Комарова
РБК
Холдинг Троценко не прошел конкурс на управление аэропортом Белграда

РИА Новости
Элон Маск раскрыл планы SpaceX по колонизации Марса
Сергей Птичкин
Российская газета
Российская авиатехника вызвала интерес на авиасалоне в Ле Бурже
Елизавета Кузнецова
КоммерсантЪ
"Вертолеты России" снимают погоны
Булат Баширов
КоммерсантЪ
От авиации малого не ждут
Елизавета Кузнецова, Анна Занина
КоммерсантЪ
Канада придаст России ускорение



Екатерина Каткова
Газета.Ru
МС-21 не долетел до Ле-Бурже

РИА Новости
Новые крылья. Как изменится военная авиация РФ за ближайшие восемь лет
Филипп Иванов
RNS
США приняли на вооружение самый дорогой в мире авианосец
Мария Борисова
Газета.Ru
На чем летают президенты
Александра Лоскутова
Интерфакс
Воздушное противостояние

РИА Новости
Угроза в небе: Минобороны приостановило взаимодействие с США в Сирии

Украина.ру
Авиашоу Ле Бурже 2017: Украина удивит "сверхновым" самолетом 40-летней давности 
Елизавета Кузнецова
КоммерсантЪ
Авиапром России в макете

ТАСС
В Ле-Бурже начинает свою работу международный авиасалон
Леонид Воронин
КоммерсантЪ
У краснодарского аэропорта началась новая полоса
Татьяна Косачева
КоммерсантЪ
Шик перед взлетом
Анна Павлова
КоммерсантЪ
"Ренова" мыслит логистически
Андрей Смирнов
КоммерсантЪ
Катастрофа Boeing закончилась мировыми

Газета.Ru
США дадут Катару крылья

ТАСС
Первый авиарейс отправился из Чечни в Германию
Тимур Юсупов
Лента.ru
Перелет с сюрпризом

РБК
Зарплаты пилотов крупнейших мировых авиакомпаний
Евгений Даманцев
ВПК
Нужны ли истребителю Т-50 подвесные «стелс»-контейнеры
Елизавета Кузнецова
КоммерсантЪ
Доплата за Родину
Иван Сафронов; Александра Джорджевич
КоммерсантЪ
У Байконура проверят крылья

МИР 24
Вызов Boeing и Airbus: какие перспективы у российского МС-21
Елизавета Кузнецова, Александра Мерцалова
КоммерсантЪ
Авиарынок не взлетел из-за перегруза
Анна Раткогло, Жанна Манукян
РИА Новости
Быть или не быть: какая судьба ждет МКС после 2024 года?
Иван Сафронов, Александра Джорджевич, Сергей Титов
КоммерсантЪ
Ил-76 меняют полетное задание
Анна Павлова, Александра Викулова, Ирина Александрова
КоммерсантЪ
Dexter до Кирова не доведет

Новые известия
Эксперт - о крушении Ту -154: командир Волков ориентации не терял
Павел Котляр
Газета.Ru
Маску доверили секретный шаттл
Екатерина Геращенко
КоммерсантЪ
Минстрой приземлили
Сергей Петунин
КоммерсантЪ
Аэропорту дали срок
Василий Шапкин, Константин Арепьев
Журнал "АвиаСоюз"
Поддержание летной годности самолетов «Ан» в гражданской авиации России
Анастасия Воскресенская
Lenta.ru
Самолет наизнанку
Евгения Артемова
Интерфакс
Полеты в тумане
Дмитрий Астахов
КоммерсантЪ - Пермь
Не возьму в долг
Александра Джорджевич, Иван Сафронов
КоммерсантЪ
Космическому контракту не подходят двигатели
Андрей Коц
РИА Новости
Су-35С вылечили от "детских болезней", а для ПАК ФА создали новый двигатель

Regnum
Казахстан намерен войти в число мировых производителей космической техники
Евгений Девятьяров
Известия
Стамбул приглашает российские чартеры
Михаил Ходаренок
Газета.Ru
Беспилотные заправщики спасут авианосцы США
Дмитрий Литовкин
Известия
Набор высоты
Елизавета Кузнецова
КоммерсантЪ
Бюджет опять поможет ГТЛК
Андрей Барановский
Золотой червонец
Реактивные и турбовинтовые авиалайнеры на монетах
Рафаэль Фахрутдинов
Газета.Ru
Минобороны указало на человеческий фактор

 

 

 

 

 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

© Aviation Explorer