Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное



Главная Обзоры СМИ Статьи


Ракетный компромисс: кто выиграет от сделки России и Турции по С-400


16 марта 2017 года Андрей Коц, РИА Новости


Президенты России и Турции Владимир Путин и Реджеп Тайип Эрдоган в ходе встречи в Москве обсудили возможность приобретения Анкарой зенитно-ракетных систем С-400. Об этом в среду сообщили "Известия" со ссылкой на министра обороны РФ Сергея Шойгу. Как подтвердил изданию пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков, "стороны заинтересованы и будут продолжать разговор".

Если сделка состоится, Турция станет первой страной НАТО, получившей современный российский комплекс противовоздушной обороны. Зачем же члену североатлантического альянса понадобились С-400?

Бесспорно, боевые возможности этой системы высоки. Но ряд экспертов и политологов считают, что Анкаре этот контракт важен, скорее, с политической, нежели с военной точки зрения. Впрочем, немалую пользу из этой потенциальной сделки может извлечь и Москва.

Общие цели

На сегодняшний день контракт на поставку зенитно-ракетных систем С-400 Россия подписала лишь с Китаем. О заключении этой сделки было официально объявлено в апреле 2015 года. КНР намерена приобрести три полковых комплекта — до 48 пусковых установок. Поставки должны начаться уже в этом году.

Кроме того, ведутся переговоры с Индией о покупке пяти полковых комплектов (до 80 пусковых установок). Совет по оборонным закупкам этой страны одобрил сделку в декабре 2015 года. Но контракт пока еще подписан не был, стороны обсуждают детали.

Обе эти страны являются давними военно-техническими партнерами России. Обе закупили в РФ оружия на миллиарды долларов. Обе реализуют с нашей страной ряд совместных проектов в области разработки и создания перспективных вооружений. И что наиболее важно: отношения между Россией, Китаем и Индией на мировой арене носят в целом дружественный характер.

Другое дело — Турция. Российские вооружения эта страна — как член НАТО — не импортирует. Экономические и политические связи между двумя государствами были фактически заморожены после инцидента на сирийско-турецкой границе 24 ноября 2015 года, когда истребитель F-16 ВВС Турции сбил ракетой "воздух-воздух" российский бомбардировщик Су-24. К сегодняшнему дню напряженность удалось снизить, но, как говорится, осадок остался.

"Это был, несомненно, очень серьезный инцидент, — рассказал РИА Новости военный эксперт, полковник запаса Михаил Ходоренок. — Но сейчас нужно отбросить эмоции и смотреть в будущее. Сегодня наши геополитические интересы совпадают. И Россия, и Турция понимают, что на охваченном войной Ближнем Востоке нужно наводить порядок. Союзнические отношения возникают не от разговоров, а от совместных целей. Во-вторых, продажа таких систем — это выгодно. И покупатель надолго привязывается к стране-производителю. Это и обслуживание этой техники, и обучение специалистов. Тесное военно-техническое сотрудничество не позволит Турции в будущем совершать против нас какие-то резкие политические маневры. И в-третьих, покупка страной НАТО работает на имидж российской "оборонки" — лучше рекламы не придумаешь. Главное, чтобы Турция была готова платить живые деньги, а не просить у нас кредит".

Отсутствие "длинной руки"

Сугубо в военном отношении польза Турции от ЗРК С-400 очевидна. На сегодняшний день в Вооруженных силах этой страны зенитно-ракетные системы большой дальности отсутствуют как класс. По мнению главного редактора журнала "Экспорт вооружений" Андрея Фролова, такие комплексы нужны Анкаре для защиты от ближайших соседей.

"Главный соперник Турции в регионе – Иран, — говорит Андрей Фролов. — Исламская республика обладает довольно мощными военно-воздушными силами. При этом Иран может себя защитить от возможного ответного удара: в прошлом году Россия поставила ему четыре дивизиона комплексов С-300ПМУ2. Вдобавок у Анкары, мягко говоря, напряженные отношения с Дамаском, на вооружении которого есть дальнобойные тактические и оперативно-тактические ракеты. А системы ПВО Турции — откровенно слабые".

На вооружении Военно-воздушных сил Турции стоят зенитно-ракетные комплексы средней дальности MIM-14 и MIM-23 производства США и британские ЗРК ближнего радиуса действия Rapier. Эти системы были разработаны еще в 50-60 годах прошлого века и на сегодня считаются устаревшими. Неудивительно, что Анкара пытается любыми способами получить в свое распоряжение более мощное оружие.

Зенитно-ракетная эпопея

В 2009 году Турция запустила программу T-LORAMID (Turkish long range air and missile defence system — "Турецкая система противовоздушной и противоракетной обороны большой дальности"). Страна объявила тендер на поставку таких систем, в котором приняли участие американский консорциум Lockheed Martin/Raytheon, "Рособоронэкспорт", франко-итальянский консорциум Eurosam и китайская компания CPMIEC с ЗРК HQ-9. Последняя конкурс и выиграла. Однако договоренность была расторгнута в 2013 году, так как турецкая сторона настаивала на получении полного доступа к технологиям разработчика системы, чтобы на ее основе создать свой аналог.

"После этого Турция обратилась к американским и европейским производителям за поставками ЗРК Patriot и SAMP/T соответственно, — пояснил Андрей Фролов. — Те выразили заинтересованность в контракте, но дальше разговоров Анкара не пошла. Что же касается покупки российских С-400, эту тему турецкая сторона поднимала неоднократно, еще до ухудшения наших отношений. Я, честно говоря, сильно сомневаюсь, что мы им эти системы в итоге продадим. Скорее, Эрдоган своими заявлениями пытается надавить на своих партнеров по НАТО и, по сути, шантажом добиться от них более выгодных условий по приобретению европейских или американских ЗРК".

По мнению эксперта, даже в случае заключения контракта Турция столкнется с целым рядом проблем. Во-первых, покупку С-400 не одобрят другие члены североатлантического альянса, с которыми у Анкары и так не самые радужные отношения в последние годы. Во-вторых, российские системы будет непросто включить в единую систему ПВО НАТО и отладить их взаимодействие с западными комплексами. В-третьих, если сделка все-таки состоится, первые комплексы Турция сможет получить еще очень нескоро.

"С Китаем мы вели переговоры по С-400 более трех лет, — пояснил Андрей Фролов. — Сильно сомневаюсь, что с Турцией управимся быстрее. По этой причине, кстати, можно не опасаться, что США смогут каким-то образом заполучить себе наши самые передовые технологии. Если С-400 и пойдут в Турцию, это произойдет не раньше, чем в 2020-2022 годах. К этому моменту у нас уже должны будут стоять на вооружении более совершенные С-500".

Эксперт добавил, что экспортная модификация ЗРК С-400 имеет значительно ослабленные характеристики. У нее ниже дальность обнаружения летательных аппаратов противника, слабее помехоустойчивость. Экспортные С-400 могут одновременно сопровождать и обстреливать меньшее количество целей, чем оригинальные российские системы.

"Полагаю, Эрдоган все это понимает, — рассказал РИА Новости Андрей Фролов. — Не исключаю, что он и не собирается покупать наши зенитно-ракетные комплексы или шантажировать партнеров по альянсу. Возможно, своей инициативой он хочет косвенно извиниться за наш сбитый самолет и пытается показать, что намерен улучшать отношения с Россией".



комментарии (0):












Материалы рубрики

Андрей Ромашков
Business FM
ФАС решила защитить пассажиров от "мирового сговора" авиакомпаний. Билеты подешевеют?
Екатерина Каткова
Газета.Ru
Red Wings и "Нордавиа" встанут под одно крыло
Елена Жарикова, Анастасия Ройзман
КоммерсантЪ
Дружба дала трещину
Кристина Шабунина
УралИнформБюро
Росавиация закрыла небо наглухо
Кирилл Сарханянц
КоммерсантЪ
Bombardier распродает активы
Жорж Шишкин
Журнал "АвиаСоюз"
Содружеству ветеранов гражданской авиации России – быть
Анастасия Николаева
Интерфакс
Погибли при взлете
Михаил Ходаренок
Газета.Ru
"США разрабатывают удар против России"



Дмитрий Струговец
Известия
Наука придет на МКС
Алексей Рамм, Николай Сурков
Известия
"Ночные охотники" выйдут в море
Дмитрий Литовкин Алексей Рамм
Известия
Летчики получили "суперкожу"
Ирина Халецкая
РИА Новости
Билет в один конец: почему россиянки готовы лететь на Марс
Валерия Комарова, Василий Маринин
РБК
Росавиация начала поиск вакансий для сотрудников "ВИМ-Авиа"
Тимур Латыпов
БИЗНЕС Online
"Это намного сложнее, чем запуск космического корабля"
Анастасия Николаева
Интерфакс
"Сокол" с потенциалом
Николай Сурков
Известия
Будущих летчиков выберет цифровой психофизиолог
Иван Сафронов, Александра Джорджевич
КоммерсантЪ
Бомбардировщик оказался не в том положении

Интерфакс Туризм
"Интурист" планирует пересадить туристов на собственные самолеты
Владислав Гордеев, Сергей Витько
РБК
В Сирии разбился российский Су-24
Александр Воронов, Анастасия Веденеева
КоммерсантЪ
Госдума поставила себя на пассажирское место
Евгений Девятьяров
Известия
За задержки рейсов — приостановка деятельности
Анастасия Веденеева, Елизавета Кузнецова
КоммерсантЪ
ЦУП готов
Наталья Карнова
Прайм
Стали известны любимые авиаперевозчики россиян
Никола Врзич (Никола Врзић)
Печат, Сербия (перевод inoСМИ)
МиГ с неба
Елена Березина
Российская газета
Туроператоры предсказали подорожание путевок из-за краха "ВИМ-Авиа"
Татьяна Шадрина
Российская газета
Пассажирам предложили страховать себя от невылета
Т. Латыпов, А. Лучников, А. Кузнецов, А. Залялетдинова, В. Османов
БИЗНЕС Online
Гомзину прилетело: зачем в ОКБ им. Симонова пришли следователи?
Кирилл Антонов
КоммерсантЪ
"Татарстан" сложил крылья
Иван Сафронов, Александра Джорджевич
Коммерсант
Эр-Рияд получит огня, ракет и гранат
Андрей Борисов
Lenta.ru
Пшик!
Ольга Самофалова
Взгляд
Российские авиакомпании продолжат разоряться
Елизавета Кузнецова
КоммерсантЪ
Авиаторов свяжут взаимной порукой
Петр Ястребов
КоммерсантЪ
Такси прилетело
Анна Ивушкина Элина Хетагурова
Известия
Авиадиспетчеры избежали штрафов

Прайм
Свалки в аэропорту Махачкалы попали "в прицел" Генпрокуратуры РФ

Business FM Челябинск
В Златоусте может появиться новый аэродром
Нина Егоршева, Наталья Козлова
Российская газета
В группе иска
Валерия Комарова
РБК
Минтранс предложил за задержки лишать авиаперевозчиков зарубежных рейсов
Алла Салькова, Павел Котляр
Газета.Ru
"Спутник открыл мне глаза на космос"

КоммерсантЪ
Rolls-Royce экономит на Microsoft

RNS
Найти инвестора для "ВИМ-Авиа" будет непросто
Булат Баширов, Майя Иванова
КоммерсантЪ
"Жемчужная река" отплывает от "Вим-авиа"
Елена Талпэу
Tourdom
Идею фонда на случай краха авиакомпаний назвали несправедливой

РИА Новости
Купить "ВИМ-Авиа": инвесторы заинтересовались авиакомпанией
Татьяна Шадрина
Российская газета
Долги тянут вниз
Василий Маринин, Тимофей Дзядко, Валерия Комарова
РБК
Стал известен первый претендент на покупку "ВИМ-Авиа"

Business FM
В самолете МС-21 все больше российского
Ольга Самофалова
Взгляд
В названии проекта Китай стоит на первом месте
Николай Долгополов
КоммерсантЪ - FM
Таких берут в космонавты
Екатерина Еременко, Андрей Злобин
Forbes
Стремительное падение. Побег владельцев "ВИМ-Авиа", дело о мошенничестве и долги на 1,3 млрд

 

 

 

 

 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

© Aviation Explorer