Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Якоря на крыльях


23 марта 2017 года Владимир Таюрский, Российская газета


В Якутске третий год стоит на приколе экраноплан "Буревестник-24". Его привезли сюда в 2013-м на испытания. Крылатому речному судну прочили роль первенца якутского экранопланного флота, который позволил бы решить проблему транспортной доступности многих населенных пунктов. Аппарат немного поплавал по реке Лена. Но дело бросили на полпути, не успев понять, как это будет (и будет ли?) работать в условиях Севера.

До 2014 года только и разговоров было, что о создании экранопланного флота, который станет едва ли не панацеей. Но сначала построенный в подмосковных Мытищах "Буревестник" надо было испытать на Лене - летом и зимой, на здешних волнах и торосах, при якутских ветрах и морозах. Было решено поставить его на 700-километровый пассажирский маршрут Якутск - Олекминск, который пока обслуживают стареющие скоростные теплоходы. Однако крайней точкой, до которой дошло это судно, стал расположенный в 85 километрах от столицы республики город Покровск.

В экраноплане что-то сломалось. Для опытного образца - обычное дело. В период испытаний технику ломают, задавая ей сверхнагрузки, чтобы выявить слабые места. Переделывают. Снова гоняют с перегрузками и опять переделывают, пока машина не станет соответствовать заданным условиям. Но в нашем случае чинить почему-то не стали. Вокруг проекта просто наступила глухая тишина.

…В республиканском министерстве транспорта не смогли найти сотрудника, у которого можно было бы выяснить природу этой тишины. Специалиста, ведущего эту программу или хотя бы просто находящегося "в курсе", там не оказалось.

- Идея провалилась. Сейчас экранопланами занимается только один человек, и то на общественных началах, - пояснил пресс-секретарь министерства Виктор Алексеев.

- Аппарат сломался - это провал идеи? - удивился тот самый общественник, исполнительный директор Транспортного союза Якутии Виктор Потылицын. - В России три компании занимаются строительством экранопланов. Плюс к этому делать такие машины собираются на Иркутском авиазаводе. Создается отрасль нового судостроения, экранопланы включены в главный документ - Речной регистр. Если у нас что-то не получилось, это говорит только о том, что нам надо исправлять ошибки и двигаться дальше.

По словам Виктора Федоровича, на ремонт "Буревестника" у частной компании-производителя в тот период просто не оказалось денег. Республика потратила на перевозку аппарата и некоторые работы с ним три миллиона рублей. На завершение программы требовалось столько же, но регион тратиться на чужую технику больше не стал.

- Сейчас у фирмы средства появились, в мае ее представители приедут сюда продолжать работу, - рассказал Потылицын. - Однако вести разговор вокруг одного этого судна неправильно. Во-первых, в стране есть выбор, а во-вторых, аппарат - лишь часть системы, которую надо создавать. Ну покажет "Буревестник" свою пригодность к работе на Севере. А дальше? Где налаживать серийную сборку? В Мытищах не завод - цех. Да и если выберем машину другого производителя, сборку все равно надо вести здесь. Сейчас разработана программа модернизации расположенного под Якутском Жатайского судостроительного завода. В нее бы влиться - самое время! И уже надо идти дальше - прокладывать маршруты, чтобы не пересекаться с обычными речными судами, планировать пункты заправки и обслуживания, да те же радиочастоты определять, на которых будут работать экипажи…

Впрочем, главное, как отмечает Виктор Потылицын, - все-таки аппарат, базовое многоцелевое судно, которое впоследствии можно было бы модифицировать под различные нужды. Причем испытано оно должно быть не на Лене (или не только на Лене), а в Арктике. Именно там будет больше всего работы для амфибийного флота.

- Мы нашли такой вариант в Петрозаводске, где на бывших оборонных заводах строят экранопланы "Орион". Предприятие частное, но программа ему задана оборонным ведомством и Минпромторгом России. В качестве базового мы выбрали судно "Орион-15". Подготовили техническое задание для его допроектирования применительно к арктическим условиям.

"Мы" - это Транспортный союз, общественная организация. Прежде чем проект разработанного общественниками техзадания станет юридическим документом, необходимо, чтобы его согласовали госструктуры, он должен пройти госэкспертизу. Кто этим будет заниматься, если "идея провалилась"? Да и нужны ли вообще Якутии экранопланы?

- Конечно, нужны! Я представляю, как они летят над рекой Колымой. Но для начала нужен испытанный, приспособленный к нашим условиям экземпляр. Над этим надо работать. А у нас один человек пытается что-то сделать, а вокруг сплошная говорильня, - эмоционально ответил президент Торгово-промышленной палаты республики Владимир Членов.

Как считает Виктор Потылицын, будь у Якутии экранопланы, не пришлось бы вводить режим ЧС в северных улусах из-за позднего открытия зимников, как это произошло в нынешнем году. Уголь на таких судах, конечно, не повезешь, но тарированное топливо для ДЭС, продукты, медикаменты, пассажиров - вполне.

Производители предлагают любые варианты машин - магистральных, способных на одной заправке доплыть-долететь от Якутска до любого райцентра, маленьких, которые могут выполнять перевозки внутри улуса… Но нет ни одного аппарата, испытанного в Арктике.

А ведь мало испытать. На какие деньги выпускать серию, когда будет создано базовое арктическое судно? Все производители - частники, без госзаказа они собирают машины поштучно. По мнению Потылицына, лучший вариант - войти в программу "Ориона" на условиях софинансирования с Минпромторгом.

- Ведь это нужно не только нам - другие северные регионы тоже с интересом присматриваются к экранопланам. Но делают это с оглядкой на Якутию, поскольку мы стали закоперщиками. Власти республики неоднократно обращались в федеральные ведомства с просьбой о содействии. Прежде находили поддержку, а вот в последнее время что-то не заладилось, - говорит энтузиаст.

"Последнее время" - это после 2014 года. Того самого, когда на полпути остановились испытания "Буревестника" и госструктуры Якутии потеряли к ним интерес. Не оказалось ли это судно лежачим камнем, под который перестало течь из Москвы?



комментарии (0):













Материалы рубрики

Наталия Ячменникова
Российская газета
Двигатель для нового пассажирского сверхзвукового самолета сложнее тех, что стоят на истребителях
Ангелина Кречетова
Forbes
Авиакомпании попросили продлить особый режим эксплуатации иностранных самолетов
Герман Костринский, Ольга Копытина при участии Сергей Хитров
РБК
Инвесторы согласились подождать выплат по облигациям Домодедово еще год
Ольга Самофалова
РИА Новости
Амбиции России завели ее на самый верх
Светлана Петрова
Эксперт
Поставки полностью импортозамещенных самолетов в авиакомпании планируются в 2026 году

Lenta.ru
Россия наращивает производство дронов. Как их используют на благо россиян?

РБК
Кто и как финансирует производство гражданских беспилотников
Роман Гусаров, AVIA.RU
Эксперт
Как регулировать перебронирование без вреда для пассажиров и авиакомпаний?



Валерия Чуб
Известия
Первых дело: как прошла премьера героической комедии «Есть только МиГ»
Анастасия Костина
Известия
Пункт допуска: Россия и Индия приблизились к безвизу для туристических групп
Ирина Мишина
Свободная Пресса
Второе рождение Бе-200: «Всемирный пожарный» получит российские двигатели
Андрей Коршунов
Известия
Полный в полет: геостационарный спутник поможет дронам освоить дальние маршруты
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пролет навигатора: авиакомпании лишатся льгот на 2 млрд рублей в год
Анастасия Николаева
Интерфакс
Дроны в помощь: как Росреестр проконтролирует владельцев земельных участков?
Анастасия Костина
Известия
Атмосфера открытости: в Японии и Южной Корее ждут прямых рейсов с Россией
Наталия Ячменникова
Российская газета
Бакалавр по дронам. В 2026 году МГТУ ГА выпустит первых специалистов по эксплуатации беспилотников с высшим образованием
Андрей Коршунов
Известия
Крутой оборот: «ремонтные чемоданчики» быстрее вернут в строй поврежденные самолеты
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку
Кирилл Фенин, Анастасия Костина
Известия
Встречный двигатель: РФ рассчитывает на скорое проведение консультаций с США
Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Алюминиевые образцы: ученые создадут из лома высокопрочные детали для самолетов

93.ru
На Кубани планируют возродить малую авиацию
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
Альтернатива Турции и ОАЭ: туроператоры ожидают всплеск спроса на отдых в Китае
Любовь Капустина
Российская газета
"Ангара" может прекратить полеты: кто может заменить компанию и скажется ли это на перевозках?

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC6tqB
Транспортные услуги: http://perevozki.youdo.com/arenda/refrigerator/, подробнее тут.
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer