Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Якоря на крыльях


23 марта 2017 года Владимир Таюрский, Российская газета


В Якутске третий год стоит на приколе экраноплан "Буревестник-24". Его привезли сюда в 2013-м на испытания. Крылатому речному судну прочили роль первенца якутского экранопланного флота, который позволил бы решить проблему транспортной доступности многих населенных пунктов. Аппарат немного поплавал по реке Лена. Но дело бросили на полпути, не успев понять, как это будет (и будет ли?) работать в условиях Севера.

До 2014 года только и разговоров было, что о создании экранопланного флота, который станет едва ли не панацеей. Но сначала построенный в подмосковных Мытищах "Буревестник" надо было испытать на Лене - летом и зимой, на здешних волнах и торосах, при якутских ветрах и морозах. Было решено поставить его на 700-километровый пассажирский маршрут Якутск - Олекминск, который пока обслуживают стареющие скоростные теплоходы. Однако крайней точкой, до которой дошло это судно, стал расположенный в 85 километрах от столицы республики город Покровск.

В экраноплане что-то сломалось. Для опытного образца - обычное дело. В период испытаний технику ломают, задавая ей сверхнагрузки, чтобы выявить слабые места. Переделывают. Снова гоняют с перегрузками и опять переделывают, пока машина не станет соответствовать заданным условиям. Но в нашем случае чинить почему-то не стали. Вокруг проекта просто наступила глухая тишина.

…В республиканском министерстве транспорта не смогли найти сотрудника, у которого можно было бы выяснить природу этой тишины. Специалиста, ведущего эту программу или хотя бы просто находящегося "в курсе", там не оказалось.

- Идея провалилась. Сейчас экранопланами занимается только один человек, и то на общественных началах, - пояснил пресс-секретарь министерства Виктор Алексеев.

- Аппарат сломался - это провал идеи? - удивился тот самый общественник, исполнительный директор Транспортного союза Якутии Виктор Потылицын. - В России три компании занимаются строительством экранопланов. Плюс к этому делать такие машины собираются на Иркутском авиазаводе. Создается отрасль нового судостроения, экранопланы включены в главный документ - Речной регистр. Если у нас что-то не получилось, это говорит только о том, что нам надо исправлять ошибки и двигаться дальше.

По словам Виктора Федоровича, на ремонт "Буревестника" у частной компании-производителя в тот период просто не оказалось денег. Республика потратила на перевозку аппарата и некоторые работы с ним три миллиона рублей. На завершение программы требовалось столько же, но регион тратиться на чужую технику больше не стал.

- Сейчас у фирмы средства появились, в мае ее представители приедут сюда продолжать работу, - рассказал Потылицын. - Однако вести разговор вокруг одного этого судна неправильно. Во-первых, в стране есть выбор, а во-вторых, аппарат - лишь часть системы, которую надо создавать. Ну покажет "Буревестник" свою пригодность к работе на Севере. А дальше? Где налаживать серийную сборку? В Мытищах не завод - цех. Да и если выберем машину другого производителя, сборку все равно надо вести здесь. Сейчас разработана программа модернизации расположенного под Якутском Жатайского судостроительного завода. В нее бы влиться - самое время! И уже надо идти дальше - прокладывать маршруты, чтобы не пересекаться с обычными речными судами, планировать пункты заправки и обслуживания, да те же радиочастоты определять, на которых будут работать экипажи…

Впрочем, главное, как отмечает Виктор Потылицын, - все-таки аппарат, базовое многоцелевое судно, которое впоследствии можно было бы модифицировать под различные нужды. Причем испытано оно должно быть не на Лене (или не только на Лене), а в Арктике. Именно там будет больше всего работы для амфибийного флота.

- Мы нашли такой вариант в Петрозаводске, где на бывших оборонных заводах строят экранопланы "Орион". Предприятие частное, но программа ему задана оборонным ведомством и Минпромторгом России. В качестве базового мы выбрали судно "Орион-15". Подготовили техническое задание для его допроектирования применительно к арктическим условиям.

"Мы" - это Транспортный союз, общественная организация. Прежде чем проект разработанного общественниками техзадания станет юридическим документом, необходимо, чтобы его согласовали госструктуры, он должен пройти госэкспертизу. Кто этим будет заниматься, если "идея провалилась"? Да и нужны ли вообще Якутии экранопланы?

- Конечно, нужны! Я представляю, как они летят над рекой Колымой. Но для начала нужен испытанный, приспособленный к нашим условиям экземпляр. Над этим надо работать. А у нас один человек пытается что-то сделать, а вокруг сплошная говорильня, - эмоционально ответил президент Торгово-промышленной палаты республики Владимир Членов.

Как считает Виктор Потылицын, будь у Якутии экранопланы, не пришлось бы вводить режим ЧС в северных улусах из-за позднего открытия зимников, как это произошло в нынешнем году. Уголь на таких судах, конечно, не повезешь, но тарированное топливо для ДЭС, продукты, медикаменты, пассажиров - вполне.

Производители предлагают любые варианты машин - магистральных, способных на одной заправке доплыть-долететь от Якутска до любого райцентра, маленьких, которые могут выполнять перевозки внутри улуса… Но нет ни одного аппарата, испытанного в Арктике.

А ведь мало испытать. На какие деньги выпускать серию, когда будет создано базовое арктическое судно? Все производители - частники, без госзаказа они собирают машины поштучно. По мнению Потылицына, лучший вариант - войти в программу "Ориона" на условиях софинансирования с Минпромторгом.

- Ведь это нужно не только нам - другие северные регионы тоже с интересом присматриваются к экранопланам. Но делают это с оглядкой на Якутию, поскольку мы стали закоперщиками. Власти республики неоднократно обращались в федеральные ведомства с просьбой о содействии. Прежде находили поддержку, а вот в последнее время что-то не заладилось, - говорит энтузиаст.

"Последнее время" - это после 2014 года. Того самого, когда на полпути остановились испытания "Буревестника" и госструктуры Якутии потеряли к ним интерес. Не оказалось ли это судно лежачим камнем, под который перестало течь из Москвы?



комментарии (0):













Материалы рубрики

Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Алюминиевые образцы: ученые создадут из лома высокопрочные детали для самолетов

93.ru
На Кубани планируют возродить малую авиацию
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
Альтернатива Турции и ОАЭ: туроператоры ожидают всплеск спроса на отдых в Китае
Любовь Капустина
Российская газета
"Ангара" может прекратить полеты: кто может заменить компанию и скажется ли это на перевозках?
Наталия Ячменникова
Российская газета
С дроном на "ты". Университет гражданской авиации получил сертификаты летной годности на тяжелый беспилотник
Елена Сухорукова, Дарья Молоткова
РБК
У крупнейшего оператора duty free в Шереметьево сменился собственник
Иван Сало
РБК
МС-21: что это за самолет, его характеристики и роль в российской авиации



Валентина Аверьянова
Известия
На взлет: в России вводят новый авиационный сбор для пассажиров
Татьяна Копылова
Деловой Петербург
"Это очень критично": поможет ли новая станция метро аэропорту Пулково
Ирина Ионина
Известия
Летний под дых: кто компенсирует туристам расходы после транспортного коллапса
Ксения Ерохина
Деловой Петербург
Платят пассажиры: как новый сбор Минтранса повлияет на стоимость авиабилетов
Ярослав Солонин
Lenta.ru
«Я – последняя собака в космосе» 65 лет назад СССР запустил в космос Белку и Стрелку. Как это спасло жизнь Гагарину?
Валентина Аверьянова
Известия
Без барьеров: как авиация делает перелеты доступными для людей с РАС
Ольга Федорова
Московский Комсомолец
Над Аляской «закрыли небо»: что скрывается за мерами авиабезопасности саммита
Любовь Капустина
Российская газета
Это дорого, но эффективно: эксперты рассказали, как "мокрый" лизинг мог бы помочь авиаперевозчикам России
Сергей Прудников
Известия
Полет смысла: как будут развиваться российские гражданские дроны
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
В Смольном раскрыли детали испытаний беспилотников в Петербурге
Николай Сергеев
Москвич
Критический фактор: почему авиаколлапс лета 2025 погубил российский средний класс
Елена Рузлева
Forbes
Разбор полетов: чем для акций «Аэрофлота» обернется атака хакеров и задержки рейсов
Антон Белый
Известия
Молодой по весу: в РФ разработали сверхлегкую ракету-носитель для запуска спутников
Герман Костринский, Екатерина Шокурова, Анна Балашова
РБК
Атака хакеров на «Аэрофлот»: сколько это может стоить компании
Елена Балаян, Валерия Мишина, Яна Штурма, Валерий Кодачигов
Известия
Игра на вылет: на что рассчитывать пассажирам отмененных рейсов «Аэрофлота»
Егор Малков
Деловой Петербург
Сломать систему: как сбой "Аэрофлота" отзовётся на вылетах из Петербурга
Петр Канаев
РБК
Андрей Иванов заявил о работе по предотвращению банкротства «Домодедово»
Мария Недюк, Юлия Леонова
Известия
В дроновом режиме: на интеллектуальные беспилотники выделили 262,5 млн рублей
Екатерина Тропова
АТОР
Российские аэропорты закрывали более 260 раз с начала мая
Наталья Башлыкова, Яна Штурма, Виктор Синеок
Известия
Команда на слёт: интерес туристов к Геленджику подскочил вдвое перед открытием аэропорта
Полина Собакина
Известия
Аэропорт Геленджика открылся: как это повлияет на рост турпотока
Максим Манаев, Тимофей Волков, Федор Горбунов
Известия
Бремя ремонта: крейсер «Адмирал Кузнецов» могут сдать на металлолом
София Прохорчук, Владимир Гаврилов
Известия
Воздушные рамки: какие компенсации положены за отмену 485 рейсов
Екатерина Шокурова
РБК
ГЛОНАСС разработает стандарты кибербезопасности для дронов

РБК
Глава «России»: «Каждый 2-й рейс на SSJ100 — между Москвой и Петербургом»
Герман Костринский
РБК
«Россия» начала сравнивать российский и французский двигатели для SSJ-100
Алёна Алёша
Деловой Петербург
Регистрация улыбкой: Петербург узаконит биометрию в аэропортах
София Прохорчук, Ирина Ионина, Самира Сабирова
Известия
Задача на вылет: авиакомпании готовят вывозные рейсы с Ближнего Востока
Анастасия Николаева
Интерфакс
Новый космический проект: какие приоритетные направления выбрала Россия?
Ольга Ларина
Деловой Петербург
Зона турбулентности. Забастовки в Финляндии обрушили авиаперевозки
Иван Сало
РБК
Что такое Crew Dragon: история, миссия, полеты, список кораблей
Любовь Можаева
MASHNEWS
И внутри будет отечественное. Минпромторг решил потратить 4 млрд на начинку самолетов
Сергей Андрейкин
Деловой Петербург
Пулково опередил зарубежные аэропорты по внедрению биометрии
Любовь Можаева
MASHNEWS
С овальным фюзеляжем. На самолеты нового поколения Минпромторг потратит еще 13 млрд
Мария Недюк
Известия
Что указано пером: птицы помогут создать автономные системы навигации для дронов
Кирилл Фенин
Известия
Полетное создание: РФ и Сербия работают над запуском новых авиарейсов
Петр Канаев, Герман Костринский
РБК
Правкомиссия отказала крупнейшему аэропорту Камчатки в повышении тарифов
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Отлетались? Программа производства новых самолетов опять попала под нож
Андрей Коршунов, Юлия Леонова
Известия
Общий взлет: в РФ создали первую универсальную станцию внешнего управления дронами
Анастасия Львова
Эксперт
Дронов становится всё больше
Екатерина Шокурова
РБК
Эксперты разработали концепцию «цифрового неба России»
Мария Фролова
Известия
Лишние пассажиры: в Минтрансе предложили ввести овербукинг на частых рейсах

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC6tqB
Транспортные услуги: http://perevozki.youdo.com/arenda/refrigerator/, подробнее тут.
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer