← Назад

Главная Обзоры СМИ Статьи

"Аэрофлот" заработал на предоплате


3 марта 2017 года Елизавета Кузнецова, КоммерсантЪ


Подконтрольный Росимуществу "Аэрофлот" готов отдать на дивиденды более 50% рекордной чистой прибыли группы по МСФО за 2016 год в размере 38,8 млрд руб. Менеджмент не исключил и дивиденды в размере 100% от чистой прибыли, если так решат акционеры. Но рекордная прибыль обусловлена комбинацией положительных факторов: валютными курсами, резким ростом перевозок и возвращением валютных депозитов за самолеты, поступившие в парк группы. Эксперты пока не уверены, что в 2017 году компания сможет повторить такой высокий результат.

Группа "Аэрофлот" (включает сам "Аэрофлот", "Россию", "Победу" и "Аврору") рассчитывает выплатить дивиденды за 2016 год в размере не менее 50% от чистой прибыли, сообщил заместитель главы компании по коммерции и финансам Шамиль Курмашов при презентации отчетности группы по МСФО за 2016 год. По его словам "финансовая позиция компании достаточно сильна", поэтому "на выплаты можно перечислить даже 100%, если такое решение примут акционеры" (51,2% акций "Аэрофлота" у Росимущества). Чистая прибыль группы за прошлый год составила 38,8 млрд руб., что оказалось рекордом: до этого самый высокий результат был в 2011 году — 14,4 млрд руб., а в 2014 и 2015 годах "Аэрофлот" нес убытки — 17,1 млрд и 6,5 млрд руб. соответственно. Впрочем, годовой результат по прибыли оказался меньше, чем за январь--сентябрь (43,7 млрд руб.). В презентации спад поясняется укреплением рубля и приходом в "Россию" широкофюзеляжных самолетов.

При этом "часть прибыли занимает так называемый возврат предоплаты за самолеты", говорил гендиректор "Аэрофлота" Виталий Савельев в декабре "России 24". Речь идет о депозитах (залогах), возвращенных группе после прихода воздушных судов в парк. По словам господина Савельева, "сумма вносилась заранее — за несколько лет — в долларах, условно, когда доллар стоил 28 руб., а самолеты поступили, когда доллар уже стоил 65 руб.". Поэтому "компания сразу показывает большой приход выручки", хотя "остальное группа заработала", говорил тогда топ-менеджер. В 2016 году "Аэрофлот" получил 33 самолета.

Выручка группы в 2016 году увеличилась на 19,4%, до 495,8 млрд руб., при этом доходы от регулярных пассажирских перевозок составили 403,7 млрд руб. (рост на 17,6%) за счет увеличения пассажиропотока на 10,3%, до 43,4 млн человек. Перевозки группы росли и на международных линиях — на 14,1%, и в чартерном сегменте — почти втрое, до 17,6 млрд руб. (после начала чартерной программы "России", взявшей 12 широкофюзеляжных самолетов "Трансаэро"). Улучшение показателей также объясняется ростом загрузки самолетов (на 3,2 процентного пункта, до 81,5%).

В 2016 году у компании сравнительно невелик рост расходов на топливо — 7,6%, до 101 млрд руб., за счет снижения средних рублевых цен на топливо при росте перевозок и налета. Валютные расходы на оперлизинг выросли на 34,1%, почти до 60 млрд руб. В 2017 году "Аэрофлот" ожидает рост пассажиропотока на 12-14%, сообщил замгендиректора компании по стратегии и альянсам Джорджо Каллегари, загрузка рейсов может снизиться до 80% в связи с приходом в парк группы 40 самолетов.

По мнению старшего аналитика "Атона" Михаила Ганелина, группа добилась высоких результатов "за счет комбинации многих факторов". В 2016 году на рынке не было основного конкурента "Трансаэро", за счет чего возник дефицит провозных емкостей, что позволило нарастить загрузку рейсов, говорит он. Лоукостер "Победа" позволил привлечь определенный сегмент пассажиров и повысить доходность группы, положительную роль сыграли низкие цены на нефть. Но аналитик отметил, что повторение таких результатов в 2017 году "пока неочевидно": несмотря на планы роста перевозок, рентабельность может упасть, в том числе из-за снижения загрузки рейсов при увеличении флота. Наметившееся укрепление рубля может снизить валютные доходы и транзитный трафик, так как перевозки могут стать менее привлекательными для зарубежных пассажиров.

На Московской бирже вчера акции "Аэрофлота" подешевели на 1,89%, до 174 руб. за бумагу.



URL: http://www.aex.ru/fdocs/1/2017/3/3/28117/


Полная или частичная публикация материалов сайта возможна только с письменного разрешения редакции Aviation EXplorer.