← Назад

Главная Обзоры СМИ Статьи

Авиационная коллегия – место для дискуссий?


09.03.17 14:43 Илья Вайсберг, Журнал "АвиаСоюз"


6 марта 2017 г. в Овальном зале Дома Правительства Российской Федерации состоялось первое заседание Авиационной коллегии при Правительстве РФ. Вел заседание заместитель Председателя Правительства РФ, Председатель Авиационной коллегии Дмитрий Рогозин. 

Авиационная коллегия создана Постановлением Правительства РФ от 21 декабря 2016 г. №1408. Как сказано в положении об Авиационной коллегии при Правительстве Российской Федерации, она является постоянно действующим координационным органом, обеспечивающим согласованность действий федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и организаций по созданию благоприятных условий для развития науки и технологий в авиастроении, разработки, производства, поддержки продаж российских воздушных судов и повышения конкурентоспособности воздушного транспорта Российской Федерации.

В составе Авиационной коллегии 45 человек, представляющие органы исполнительной власти, организации авиационной промышленности и науки и, что особенно важно, авиакомпании и лизинговые структуры. Если учесть и приглашенных участников заседания, то собрался практически весь авиационный «бомонд». 

В заседании приняли участие помощник Президента РФ Игорь Левитин и министр транспорта РФ Максим Соколов.

Открывая заседание, Дмитрий Рогозин в качестве основной цели обозначил создание условий для целенаправленного, поэтапного через 10-15 лет перехода на эксплуатацию преимущественно российских самолетов, которые  должны отвечать всем современным требованиям. Он проинформировал участников заседания о том, что в 2016 г. на развитие авиационной промышленности было выделено 52 млрд руб., в том числе на выполнение НИОКР по перспективным проектам 31,9 млрд руб., что, на его взгляд, не так уж много. Так, например, в США около 50% всех государственных субсидий приходится именно на авиакосмическую отрасль, при этом, около 70% затрат на НИОКР (примерно $20 млрд) идет за счет государства. 

О ходе работ по созданию новых гражданских самолетов, вертолетной техники нового поколения и двигателей для гражданской авиационной техники рассказали руководители ПАО «ОАК» Юрий Слюсарь, АО «Вертолеты России» Андрей Богинский и АО «ОДК» Александр Артюхов. О планах вывода из эксплуатации отечественных и иностранных воздушных судов и их замещения современными и перспективными российскими самолетами и вертолетами проинформировал заместитель министра транспорта РФ Валерий Окулов. 

Юрий Слюсарь, в частности, отметил, что одна из ключевых целей Стратегии ОАК  - увеличение до 45% общей доли гражданской продукции в портфеле Корпорации. При этом, по оценке основных мировых авиапроизводителей, в том числе ОАК, в ближайшие 20 лет потребность внутреннего российского рынка в пассажирских самолетах вместимостью от 30 кресел составит более 1100 штук. Наиболее востребованный сегмент -узкофюзеляжные самолеты вместимостью от 120 кресел, планируемая емкость отечественного рынка в этом сегменте - 710 воздушных судов. Ожидаемый рост перевозок – в среднем 4,5% в год – также поддержит спрос на самолеты в сегменте 60-120 кресел (около 200 воздушных судов) и «широкофюзеляжники» от 230 кресел и выше (в среднем 130 самолетов). Также в сегменте региональных перевозок сформирован отложенный спрос, порядка 100 воздушных судов, связанный с выведением из эксплуатации устаревших Ан-24. 

Говоря о планах ОАК по развитию гражданской линейки самолетов, Юрий Слюсарь проинформировал о старте программы создания самолета Ил-114-300 для региональных перевозок внутри страны. В парках российских и зарубежных авиакомпаний успешно эксплуатируются порядка 100 ближнемагистральных самолетов SSJ100. Для самого массового сегмента мирового рынка создается семейство среднемагистральных самолетов МС-21. Запущена программа производства модернизированного широкофюзеляжного самолета Ил-96-400М,. Он станет «переходным» продуктом до выхода на рынок широкофюзеляжного дальнемагистрального самолета нового поколения, который ОАК создает в партнерстве с китайской корпорацией СОМАС.

Один из ключевых приоритетов Корпорации - создание единой системы послепродажного обслуживания гражданских самолетов, которая сейчас находится в активной стадии формирования. Юрий Слюсарь обозначил ряд необходимых мер господдержки. В частности, возможность предоставления стимулирующих скидок эксплуатантам, развитие поддержки отечественных лизинговых компаний в целях приобретения воздушных судов российского производства, совершенствование порядка предоставления субсидий для авиакомпаний, использующих самолеты российского производства. 

Андрей Богинский рассказал о создании, производстве и модернизации вертолетной техники для нужд гражданской авиации на предприятиях АО «Вертолеты России». 

Как отметил в своем выступлении Александр Артюхов, ключевым проектом деятельности ОДК является создание нового двигателя ПД-14 и на его базе целой гаммы самолетных и вертолетных авиадвигателей и двигателей для наземного использования. Испытания ПД-14 идут успешно согласно плановым срокам. Руководитель ОДК также проинформировал о полном освоении производства вертолетного двигателя  ВК-2500 в России и наращивании производственной программы по его выпуску. В перспективных планах Корпорации - создание двигателя большой тяги в диапазоне 35-30 т для перспективных магистральных самолетов. 

Заместитель министра транспорта РФ Валерий Окулов, говоря о структуре парка воздушных судов гражданской авиации России, сообщил, что в настоящее время из почти 600 магистральных самолетов – около 500 зарубежного производства. К 2030-2031 гг. из эксплуатации будут выведены практически все находящиеся сегодня в операционном лизинге ВС, что потребует их замены на новые. Вопрос лишь в том: это будут ВС отечественного или зарубежного производства? 

Помощник Президента РФ Игорь Левитин обратил внимание участников заседания на необходимость сбалансированного подхода и разработки объективных критериев эффективности всех видов транспорта при транспортном обслуживании населения в различных регионах России. 

В достаточно академичный ход заседания Авиационной коллегии элемент дискуссии внесли руководители ведущих авиакомпаний России. Генеральный директор авиакомпании «Аэрофлот» Виталий Савельев предложил при презентации новых российских самолетов для гражданской авиации сравнивать их технико-экономические характеристики с зарубежными аналогами. Конкретно это касалось самолета Ил-114-300. Завязалась дискуссия, в которой участвовали Дмитрий Рогозин, Юрий Слюсарь, руководитель Росавиации Александр Нерадько, который вполне убедительно показал востребованность глубоко модернизированного турбовинтового самолета Ил-114-300 для внутрирегиональных перевозок в условиях российского Севера и Дальнего Востока.

Руководитель ведущей отечественной вертолетной авиакомпании «ЮТэйр» Андрей Мартиросов обратил внимание на необходимость опережающей разработки проектов новой авиационной техники с учетом максимальных потребностей заказчиков в различных вариантах компоновки и комплектации на основе базовой модели.

Генеральный директор Специального летного отряда «Россия» Управления делами Президента РФ Константин Терещенко отметил снижение в последние годы качества производства авиационной техники, что, в ряде случаев, приводит к ее дополнительным простоям из-за дефектов.

Следует сказать, что Дмитрий Рогозин не только не ограничивал выступления оппонентов, но и призвал членов Авиационной коллегии активно высказывать свою точку зрения на возникающие проблемы для нахождения баланса интересов авиапроизводителей и эксплуатантов. По его мнению, настоящий патриотизм заключается не просто в замене эксплуатации авиационной техники зарубежного производства на отечественную, а в создании и предложении российским эксплуатантам таких воздушных судов, которые не уступают и даже имеют лучшие технико-экономические характеристики, чем их зарубежные аналоги.  

Если кратко сформулировать впечатление от первого заседания Авиационной коллегии при Правительстве РФ, то это – осторожный оптимизм. 

В самой авиастроительной отрасли, предприятия которой разбросаны по различным ведомствам, практически отсутствует статусная (на уровне Правительства РФ) площадка для обмена мнениями и выработки решений по актуальным вопросам отечественной авиационной промышленности (пожалуй, можно выделить эффективную работу Совета по авиастроению коллегии ВПК РФ и активную деятельность ОАО «Авиапром»). И уж совершенно точно: до последнего времени отсутствовало системное «поле» для общения и дискуссий авиастроителей и эксплуатантов. Учитывая, что «романтические мечты» ветеранов о воссоздании Минавиапрома вряд ли реалистичны, Авиационная коллегия при Правительстве РФ может и должна стать авторитетным органом для обсуждения и выработки концептуальных и практических решений не в интересах отдельных групп, корпораций и ведомств, а на благо развития авиационной отрасли России.



URL: http://www.aex.ru/fdocs/1/2017/3/9/28133/


Полная или частичная публикация материалов сайта возможна только с письменного разрешения редакции Aviation EXplorer.