Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Подрезанные крылья


12 апреля 2017 года Игорь Наумов, Lenta.ru


В прошлом году госпрограмма развития авиапрома на 2013-2025 годы, за которую отвечает Минпромторг, была выполнена всего на 74 процента. При этом проблем с финансированием не было: вместо запланированных 53 миллиардов рублей было выделено на 10 миллиардов больше. Эти данные содержатся в докладе Минэкономики, о котором написала газета «Коммерсантъ». Что происходит с отраслью, поддержке которой последние годы государство уделяет столько внимания? В ситуации разбиралась «Лента.ру».

Аварийная посадка

В докладе Минэкономики содержатся нелицеприятные оценки эффективности деятельности Минпромторга как исполнителя госпрограммы — на уровне 33,3 процента. В публикации «Коммерсанта» констатируется, что хуже ситуация только в реализации программ поддержки судостроения и промышленности в целом, которые также курирует Минпромторг.

Что касается авиапрома, то даже существенное увеличение объемов финансирования — с 53 до 63 миллиардов рублей — не спасло ситуацию. Фактически была достигнута только половина плановых показателей госпрограммы, а вместо обещанных 198 самолетов в прошлом году было собрано 136.

Не удалось выполнить и контрольные этапы создания самолета МС-21. Впрочем, срыв сроков — еще полбеды. Куда более тревожными для этого проекта выглядят результаты маркетинговых исследований, согласно которым в ближайшие два-три года заказов на МС-21-200 не ожидается.

Председатель правительства России Дмитрий Медведев (слева), губернатор Хабаровского края Вячеслав Шпорт (в центре), министр промышленности и торговли России Денис Мантуров (четвертый справа), президент ОАО «Объединенная авиастроительная корпорация» Михаил Погосян (справа на первом плане) на авиационном заводе им. Ю.А. Гагарина.

Среди причин срыва ключевых показателей в докладе Минэкономики названы «негативное влияние антироссийских санкций, ограничивших доступ к внешним рынкам»; сокращение спроса на отечественную авиатехнику; ухудшение внешнеэкономической конъюнктуры; девальвация рубля, ограничившая возможности по закупке комплектующих и оборудования за рубежом. В числе острейших проблем, с решением которых, что уже очевидно, не справился Минпромторг, — низкая эффективность реализации программы импортозамещения.

Обманутые надежды

В середине февраля 2017 года Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК) обнародовала планы на среднесрочную перспективу. Компания ставит перед собой задачу в 2017 году обеспечить выпуск 152 самолетов, в 2018-м — 194, а в 2019-м — 203. Однако это лишь ориентиры, до которых еще нужно дотянуться. Статистка последних нескольких лет поводов для оптимизма не дает: в 2012 году российский авиапром выпустил 94 самолета, в 2013-м — 111, в 2014-м — 159, в 2015-м — 156, в прошлом, как было сказано выше, 136. Речь о военных и гражданских машинах.

При этом основные индикаторы госпрограммы развития отрасли, согласно первоначальной версии документа, определяли, что к 2025 году количество ежегодно поставляемых гражданских самолетов должно было составить 180 штук, а военных — 130 штук. Всего же за 13 лет планировали построить более 3,3 тысячи самолетов и 5,5 тысячи вертолетов различного назначения.

В документе ставилась задача достичь «глобальной конкурентоспособности российской авиационной промышленности и укрепления ее позиций на третьем месте в мире по объему выпуска продукции». Кроме того, во всех секторах авиапромышленности к 2025 году должны быть сформированы конкурентоспособные корпораций с устойчивой прибыльностью.

Проза жизни

Доклад Минэкономики, конечно, не стал откровением для Минпромторга. В конце ноября 2016 года ведомство подготовило обновленный вариант Стратегии развития авиапрома до 2030 года. Отметим, что этот документ, принятый в 2015 году, далеко не по всем пунктам совместим с госпрограммой развития отрасли, принятой двумя годами раньше.

В частности, признается, что внутренний рынок имеет «недостаточный для конкурентоспособной экономики производства» масштаб, отсутствует развитая система поставщиков, ограничены финансовые ресурсы, отмечены слабые позиции в научно-техническом и технологическом обеспечении отрасли, дефицит квалифицированных кадров.

За счет кратного увеличения гособоронзаказа реализованы важнейшие проекты по модернизации и созданию боевой и учебно-боевой авиационной техники. Однако многие проекты по созданию авиационной техники гражданского назначения не были завершены либо были закрыты, плановые объемы поставок гражданской продукции на внешний и внутренний рынок оказались недостижимыми.

В стратегии объем внутреннего рынка широкофюзеляжных самолетов на период до 2030 года составляет около 100 единиц, тогда как для инвестиционной окупаемости проекта необходимо 500–600; узкофюзеляжных магистральных самолетов ― менее 400 единиц при инвестиционной окупаемости в 800–850 единиц.

Отмена рейсов

Эксперты, опрошенные «Лентой.ру», похоже, не питают иллюзий насчет перспектив российского авиапрома. Военный обозреватель ТАСС Виктор Литовкин считает, что одна из причин низкой эффективности госпрограммы поддержки отрасли связана со «сверхнормативной» численностью административного аппарата, содержание которого обходится казне в копеечку.

Еще одна проблема, характерная практически для всех отраслей промышленности России, ― дефицит квалифицированных кадров. Средний возраст рабочих на предприятиях ― около 50 лет, смены им нет. Кроме того, изменились требования к «синим воротничкам». «На современных станках выпускники ПТУ работать не могут, знаний не хватает. Тут нужны люди с дипломами инженеров», ― говорит эксперт.

Претензии к Минпромторгу относительно низкой эффективности госпрограммы развития авиапрома, по мнению Литовкина, объективно вытекают из не столь уж далекого прошлого: «После развала СССР гражданское авиастроение оказалось в загоне. Теперь мы пытаемся воссоздать этот сектор экономики. Задача не из легких, особенно на фоне развала кооперации с Украиной».

То, что отечественный авиапром сегодня обладает ограниченными возможностями, по мнению Литовкина, подтверждает совместный российско-китайский проект производства широкофюзеляжного самолета. Стороны договорились, что чертежи новой машины будут создаваться в подмосковном Жуковском, а собирать ее будут на заводе в Шанхае.

Сложности, переживаемые авиапромом, в понимании директора Института стратегического анализа ФБК Игоря Николаева ― явление естественное. От аналогичных проблем не избавлены и другие отрасли промышленности, ведь импортозамещение, которое должно обеспечить создание ресурсной базы, особыми успехами не радует.

Об этом, по мнению эксперта, свидетельствуют в том числе и макроэкономические показатели: в январе-феврале промышленное производство снизилось на 0,3 процента. «Из чего следует вывод, что программа импортозамещения пробуксовывает», ― констатировал Николаев.

Еще одно узкое место ― длительные сроки реализации проектов создания новых гражданских лайнеров, уверен экономист. Он напомнил, как долго «рождался» Superjet 100. Настолько, что когда машина пошла в серийное производство, она оказалась морально устаревшей. Теперь авиастроители возлагают надежды на пассажирский самолет МС-21. Вопрос в том, когда работа над ним войдет в активную фазу, заметил Николаев.



комментарии (0):













Материалы рубрики

Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Алюминиевые образцы: ученые создадут из лома высокопрочные детали для самолетов

93.ru
На Кубани планируют возродить малую авиацию
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
Альтернатива Турции и ОАЭ: туроператоры ожидают всплеск спроса на отдых в Китае
Любовь Капустина
Российская газета
"Ангара" может прекратить полеты: кто может заменить компанию и скажется ли это на перевозках?
Наталия Ячменникова
Российская газета
С дроном на "ты". Университет гражданской авиации получил сертификаты летной годности на тяжелый беспилотник
Елена Сухорукова, Дарья Молоткова
РБК
У крупнейшего оператора duty free в Шереметьево сменился собственник
Иван Сало
РБК
МС-21: что это за самолет, его характеристики и роль в российской авиации



Валентина Аверьянова
Известия
На взлет: в России вводят новый авиационный сбор для пассажиров
Татьяна Копылова
Деловой Петербург
"Это очень критично": поможет ли новая станция метро аэропорту Пулково
Ирина Ионина
Известия
Летний под дых: кто компенсирует туристам расходы после транспортного коллапса
Ксения Ерохина
Деловой Петербург
Платят пассажиры: как новый сбор Минтранса повлияет на стоимость авиабилетов
Ярослав Солонин
Lenta.ru
«Я – последняя собака в космосе» 65 лет назад СССР запустил в космос Белку и Стрелку. Как это спасло жизнь Гагарину?
Валентина Аверьянова
Известия
Без барьеров: как авиация делает перелеты доступными для людей с РАС
Ольга Федорова
Московский Комсомолец
Над Аляской «закрыли небо»: что скрывается за мерами авиабезопасности саммита
Любовь Капустина
Российская газета
Это дорого, но эффективно: эксперты рассказали, как "мокрый" лизинг мог бы помочь авиаперевозчикам России
Сергей Прудников
Известия
Полет смысла: как будут развиваться российские гражданские дроны
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
В Смольном раскрыли детали испытаний беспилотников в Петербурге
Николай Сергеев
Москвич
Критический фактор: почему авиаколлапс лета 2025 погубил российский средний класс
Елена Рузлева
Forbes
Разбор полетов: чем для акций «Аэрофлота» обернется атака хакеров и задержки рейсов
Антон Белый
Известия
Молодой по весу: в РФ разработали сверхлегкую ракету-носитель для запуска спутников
Герман Костринский, Екатерина Шокурова, Анна Балашова
РБК
Атака хакеров на «Аэрофлот»: сколько это может стоить компании
Елена Балаян, Валерия Мишина, Яна Штурма, Валерий Кодачигов
Известия
Игра на вылет: на что рассчитывать пассажирам отмененных рейсов «Аэрофлота»
Егор Малков
Деловой Петербург
Сломать систему: как сбой "Аэрофлота" отзовётся на вылетах из Петербурга
Петр Канаев
РБК
Андрей Иванов заявил о работе по предотвращению банкротства «Домодедово»
Мария Недюк, Юлия Леонова
Известия
В дроновом режиме: на интеллектуальные беспилотники выделили 262,5 млн рублей
Екатерина Тропова
АТОР
Российские аэропорты закрывали более 260 раз с начала мая
Наталья Башлыкова, Яна Штурма, Виктор Синеок
Известия
Команда на слёт: интерес туристов к Геленджику подскочил вдвое перед открытием аэропорта
Полина Собакина
Известия
Аэропорт Геленджика открылся: как это повлияет на рост турпотока
Максим Манаев, Тимофей Волков, Федор Горбунов
Известия
Бремя ремонта: крейсер «Адмирал Кузнецов» могут сдать на металлолом
София Прохорчук, Владимир Гаврилов
Известия
Воздушные рамки: какие компенсации положены за отмену 485 рейсов
Екатерина Шокурова
РБК
ГЛОНАСС разработает стандарты кибербезопасности для дронов

РБК
Глава «России»: «Каждый 2-й рейс на SSJ100 — между Москвой и Петербургом»
Герман Костринский
РБК
«Россия» начала сравнивать российский и французский двигатели для SSJ-100
Алёна Алёша
Деловой Петербург
Регистрация улыбкой: Петербург узаконит биометрию в аэропортах
София Прохорчук, Ирина Ионина, Самира Сабирова
Известия
Задача на вылет: авиакомпании готовят вывозные рейсы с Ближнего Востока
Анастасия Николаева
Интерфакс
Новый космический проект: какие приоритетные направления выбрала Россия?
Ольга Ларина
Деловой Петербург
Зона турбулентности. Забастовки в Финляндии обрушили авиаперевозки
Иван Сало
РБК
Что такое Crew Dragon: история, миссия, полеты, список кораблей
Любовь Можаева
MASHNEWS
И внутри будет отечественное. Минпромторг решил потратить 4 млрд на начинку самолетов
Сергей Андрейкин
Деловой Петербург
Пулково опередил зарубежные аэропорты по внедрению биометрии
Любовь Можаева
MASHNEWS
С овальным фюзеляжем. На самолеты нового поколения Минпромторг потратит еще 13 млрд
Мария Недюк
Известия
Что указано пером: птицы помогут создать автономные системы навигации для дронов
Кирилл Фенин
Известия
Полетное создание: РФ и Сербия работают над запуском новых авиарейсов
Петр Канаев, Герман Костринский
РБК
Правкомиссия отказала крупнейшему аэропорту Камчатки в повышении тарифов
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Отлетались? Программа производства новых самолетов опять попала под нож
Андрей Коршунов, Юлия Леонова
Известия
Общий взлет: в РФ создали первую универсальную станцию внешнего управления дронами
Анастасия Львова
Эксперт
Дронов становится всё больше
Екатерина Шокурова
РБК
Эксперты разработали концепцию «цифрового неба России»
Мария Фролова
Известия
Лишние пассажиры: в Минтрансе предложили ввести овербукинг на частых рейсах

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgBfeWz
Грузоперевозки: http://perevozki.youdo.com/cars/kamaz/, лучшие цены.
Перевозка грузов: http://perevozki.youdo.com/city/foodstuffs/, выбирай!
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer