Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Космические хроники: от Гагарина до богатого туриста


12 апреля 2017 года Анастасия Дагаева, Виталий Егоров, Леонид Фаерберг, Forbes


Первый полет человека в космос состоялся 56 лет назад. С недавнего времени тема космоса стала интересна и бизнесу — особенно заманчивы полеты человека. Сразу несколько частных компаний обещают в 2018 году туристические путешествия в космос.

С момента первого полета человека в космос три страны смогли самостоятельно осуществить пилотируемый полет — СССР, США и Китай, а число побывавших в космосе не превысило и 600 человек. Космическая отрасль, пожалуй, одна из самых капиталоемких и требовательных в части безопасности. Несмотря на сложные «земные» отношения, в небе государства вынуждены объединяться и работать вместе.

Пилотируемая космонавтика зародилась на самой заре космической эры. Едва открылся путь на орбиту, с появлением советской ракеты Р7, как уже третий спутник стал обитаемым. Первые пассажиры были собаками, но их полеты проложили путь людям. Тогда смысл космонавтики заключался в том, чтобы создать средства преодоления безвоздушного пространства и добраться до окрестных планет. 

12 апреля 1961 года Юрий Гагарин открыл основной способ пребывания человека в космосе — орбитальный полет в космическом корабле. Следом — 5 мая того же года — американец Алан Шепард опробовал второй способ кратковременного посещения космического пространства: суборбитальный полет по баллистической траектории. Орбитальный полет силами США произошел 20 февраля 1962 года (астронавт Джон Гленн). Через три года Алексей Леонов вышел в открытый космос в автономном скафандре. 

Дальнейшее развитие пилотируемой космонавтики обозначило два типа деятельности — межпланетные перелеты (в частности, полет на Луну) и работа в долговременных орбитальных станциях. Для посадки на лунную поверхность пришлось разработать новый тип космического корабля, который в себе содержал и посадочную систему, и стартовую ступень для возвращения на орбиту. США в рамках программы «Аполлон» осуществили первую высадку человека на Луну: 21 июля 1969 года Нил Армстронг спустился на поверхность планеты. 

Долговременные орбитальные станции с момента своего создания в 70-е годы не покидали низкой околоземной орбиты. Советский Союз эксплуатировал станцию «Салют», затем — «Мир», а США — SkyLab. 

Со второй половины 70-х годов пилотируемая космонавтика двух космических держав стала развиваться разными путями. СССР разработал трехместный пилотируемый корабль «Союз» для обслуживания долговременных орбитальных станций (все это затем переняла Россия). США же занялись разработкой многоразовой авиакосмической системы Space Shuttle, которая выполняла транспортные/пассажирские функции, и  одновременно выступала в роли кратковременных орбитальных станций.

Обе страны своими транспортными средствами доставляли экипажи на Международную космическую станцию (МКС). Ее первый модуль был выведен на орбиту в 1998 году; в проекте участвуют Россия, США, Япония, Канада, и десять стран, входящих в Европейское космическое агентство.

После того как США в 2011 году перестали эксплуатировать Space Shuttle (программа была признана неэффективной), экипажи на МКС отправляются только российским «Союзом». Этот корабль прошел многократную модернизацию, сейчас эксплуатируется серия «Союз МС».

Санкции, секвестр, Китай 

В 2014 году из-за антироссийских санкций вице-премьер Дмитрий Рогозин в своем Twitter предложил американцам «доставлять астронавтов с помощью батута». В том же году NASA объявило конкурс среди частных компаний на строительство космического пилотируемого корабля (NASA’s Commercial Crew Program). 

Казалось, финал сотрудничества близок. Но ни санкции, ни громкие заявления не разорвали контрактов между Россией и США. Американцы продолжают «Союзами» летать на МКС, выкладывая, в среднем, $70 млн за место на корабле (контракт до 2018 года; общая сумма затрат приближается к $1 млрд). А работу самой МКС участники проекта договорились продлить до 2024 года. «Что-что, а космос точно нельзя рвать на части», — заявил в начале  2017 года Рогозин.

Что же до американских космических кораблей, то сроки по их вводу в эксплуатацию сдвигаются. Компании, выигравшие тендер NASA, — Boeing (контракт на $4,2 млрд) и SpaceX ($2,6 млрд), поначалу говорили про 2017 год, затем — 2018-й. Сейчас не исключается и 2019-й. Счетная палата США (GAO) бьет тревогу: есть ли у NASA запасной вариант на случай очередного срыва дедлайна? Недавно GAO выпустила отчет, в котором рекомендует NASA для «бесперебойного присутствия» США на МКС подстраховаться покупкой дополнительных мест в «Союзах». 

Места появились откуда не ждали: РКК «Энергия» (входит в Роскосмос) отдаст долг, образовавшийся перед Boeing, местами в «Союзе», которые авиакорпорация переуступит NASA. Долг, о котором идет речь, появился в рамках проекта «Морской старт» — плавучего космодрома в Тихом океане. «Энергия» и Boeing были основными учредителями этого проекта (сейчас главный инвестор  — S7 Group супругов Филевых). После банкротства в 2009 году между компаниями возникли разногласия по обязательствам, оставшимся в наследство. Boeing подал в суд на «Энергию» с иском в $330 млн. Осенью 2016 года Калифорнийский суд вынес решение в пользу Boeing; стороны намерены урегулировать долг различными неденежными способами. В частности, с Boeing подписано соглашение о приобретении двух дополнительных мест в «Союзе» (на запуски осенью 2017 и весной 2018), также у корпорации есть опцион еще на три (2019). 

Роскосмос тем временем уменьшает число космонавтов, отправляемых на МКС (т.е. свободные места в космическом корабле для американцев найдутся). А еще урезает траты на МКС и отказывается от строительства новых модулей для нее. Причина — дефицит финансирования. Федеральная космическая госпрограмма на 2016-2025 годы сокращена вдвое — до 1,4 трлн ($25 млрд; в среднем, по $2,5 млрд на год — прим. автора), и риск дальнейшего секвестра остается, рассказал в интервью «Ъ» гендиректор «Роскосмоса» Игорь Комаров. «Мы были вынуждены исключить достаточно серьезные программы. Часть проектов, которые касались исследований Луны и Марса, вычеркнуты. <…>  От программы не то что жира, уже и части мяса не осталось», — признался он. 

Президент США Дональд Трамп, напротив, увеличил годовой бюджет NASA до $19,5 млрд. Часть из этих средств пойдет на изучение дальнего космоса, а полет на Марс становится для американцев национальным приоритетом. NASA обещает отправить астронавтов на Марс в середине 2030-х годов. 

Не жалеют денег на космос и китайцы. Они не раскрывают точных сумм, но, по неофициальным данным, траты составляют $6 млрд в год. По финансовым вливаниям Китай отстает только от США — даже у Европейского космического агентства бюджет меньше. Китай уже получил статус новой космической державы. И это, несмотря на то, что первого человека в космос он отправил лишь в 2003 году (тайконавт Ян Ливэй), а первую станцию на орбиту вывел в 2011-м. Сейчас в активе пилотируемой космонавтики Китая — 11 отправленных тайконавтов и две станции (первая вот-вот завершит работу; вторая запущена в сентябре 2016 года). И космические пилотируемые корабли «Шэньчжоу» («Волшебная ладья»), и станции «Тяньгун» («Небесный дворец») эволюционно происходят от советских аппаратов, но все же является результатом глубокой переработки инженерами Китая. Специалисты признают: стереотип, что китайцы все лишь копируют, устарел. В Китае все больше собственных инноваций, а в космической программе задействованы молодые инженеры — «очень сообразительные, обученные и амбициозные».  

Тем не менее, в 2011 году Конгресс США запретил NASA научное сотрудничество с Китаем, сославшись на риск шпионажа. Это не помешало КНР в 2013 году успешно посадить луноход «Юйту» («Нефритовый заяц»), а также — развивать программу по высадке людей на Луну: ожидается, что пилотируемый полет будет выполнен до 2036 года.

Жажда невесомости

В космос стремятся не только государства. В недавнем отчете NASA перечислила не меньше десятка частных компаний, имеющих серьезные проекты в космонавтике. Развитие идет по разным направлениям — создание и запуск спутников, освоение астероидов и Луны, строительство ракет/кораблей. Особняком стоит — космический туризм. Первым «протоптал дорожку» Деннис Тито, который в 2001 году за $20 млн слетал на МКС (организаторы —  Роскосмос и американская компания Space Adventures). Многие бизнесмены вдохновились его поступком, решив поставить полеты людей в космос чуть ли не на поток. 

За 16 лет еще семь туристов побывало на МКС.  Этим пока и ограничивается космический туризм. Другого  способа попасть в космос за деньги пока нет. Но активная работа в этом направлении ведется. И, кажется, результат близок. По крайней мере, разу три компании заявили, что в 2018 году запустят человека в космос. На этих проектах и сосредоточимся. 

Две компании — Virgin Galactic Ричарда Брэнсона и Blue Origin Джеффа Безоса (основатель Amazon.com) — отдают предпочтение суборбитальным полетам. Это полеты на высоте более 100 км. Они гораздо дешевле, чем полет на МКС, и позволяют туристам увидеть Землю из космоса и испытать невесомость (буквально несколько минут). 

Virgin Galactic — самый заметный проект в космическом туризме, что, в свою очередь, связано с экстравагантностью самого Брэнсона. Он всех зовет в космос, заявляя, что самый первый полет совершит с членами семьи. «На земле живет семь миллиардов человек, а в космосе побывало всего 558», — говорится на сайте Virgin Galactic. 

Для суборбитального полета Virgin Galactic использует принцип «воздушного старта»: самолет-носитель поднимает космический корабль на определенную высоту, и затем корабль стартует при помощи ракетного двигателя. На борт можно взять до шести пассажиров. 

По данным на 2014 год, Брэнсон увлек идеей не менее 700 человек, каждый из которых заплатил полную стоимость полета $250 000 (при желании предоплата возвращается). Virgin Galactic несколько раз переносила старт коммерческих полетов. В октябре 2014 года во время очередного тестового полета случилась авария, где погиб пилот. После нее разговоры о сроках прекратились, а число будущих астронавтов сократилось до 500. Тем не менее, на днях Брэнсон заявил, что пассажиры Virgin Galactic окажутся в космосе в 2018 году. 

Blue Origin не так ярко, как Virgin Galactic, заявляет о себе в медийном пространстве,  но покоряет успехами и, кажется, соблюдением дедлайнов (тьфу-тьфу-тьфу!). Многоразовая космическая система от Blue Origin — New Shepard — состоит из двух частей: ракеты-носителя и управляемой пассажирской капсулы, рассчитанной на шесть пассажиров. В конце марта компания показала фотографии интерьера капсулы, сделав акцент на том, что все кресла у окон. А это — «самые большие окна в космос». 

Blue Origin провела успешные полеты New Shepard в беспилотном режиме; пробные пилотируемые полеты запланированы на 2017 год, а первые полеты туристов — на 2018-й. В будущем Blue Origin намерена осуществлять до 100 суборбитальных полетов в год. Компания не раскрывает стоимость полета — по разным оценкам, она может быть в пределах от $100 000 до $200 000. Все остальные подробности о будущем полете Blue Origin размещает на сайте. 

Третья компания, готовящаяся запустить туриста в космос в 2018 году, — это SpaceХ Илона Маска. Компания объявила, что осуществит пилотируемый полет вокруг Луны (продолжительность — примерно неделя). В нем будет участвовать два частных лица, которые уже внесли серьезный депозит, следует из сообщения SpaceХ. 

Точные суммы и имена держатся в тайне. Корабль с туристами на борту совершит облет вокруг Луны, но не будет на нее садиться. Для этого предполагается использовать сверхтяжелую ракету Falcon Heavy и модифицированный космический корабль Dragon 2 (тот самый, который SpaceX стоит на деньги NASA для полетов на МКС). Ни ракета, ни корабль еще не готовы и не испытаны в реальном полете, но компания настроена амбициозно: если полет получится, то это будет первая частная лунная миссия в истории человечества. 



комментарии (0):













Материалы рубрики

Наталия Ячменникова
Российская газета
Двигатель для нового пассажирского сверхзвукового самолета сложнее тех, что стоят на истребителях
Ангелина Кречетова
Forbes
Авиакомпании попросили продлить особый режим эксплуатации иностранных самолетов
Герман Костринский, Ольга Копытина при участии Сергей Хитров
РБК
Инвесторы согласились подождать выплат по облигациям Домодедово еще год
Ольга Самофалова
РИА Новости
Амбиции России завели ее на самый верх
Светлана Петрова
Эксперт
Поставки полностью импортозамещенных самолетов в авиакомпании планируются в 2026 году

Lenta.ru
Россия наращивает производство дронов. Как их используют на благо россиян?

РБК
Кто и как финансирует производство гражданских беспилотников
Роман Гусаров, AVIA.RU
Эксперт
Как регулировать перебронирование без вреда для пассажиров и авиакомпаний?



Валерия Чуб
Известия
Первых дело: как прошла премьера героической комедии «Есть только МиГ»
Анастасия Костина
Известия
Пункт допуска: Россия и Индия приблизились к безвизу для туристических групп
Ирина Мишина
Свободная Пресса
Второе рождение Бе-200: «Всемирный пожарный» получит российские двигатели
Андрей Коршунов
Известия
Полный в полет: геостационарный спутник поможет дронам освоить дальние маршруты
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пролет навигатора: авиакомпании лишатся льгот на 2 млрд рублей в год
Анастасия Николаева
Интерфакс
Дроны в помощь: как Росреестр проконтролирует владельцев земельных участков?
Анастасия Костина
Известия
Атмосфера открытости: в Японии и Южной Корее ждут прямых рейсов с Россией
Наталия Ячменникова
Российская газета
Бакалавр по дронам. В 2026 году МГТУ ГА выпустит первых специалистов по эксплуатации беспилотников с высшим образованием
Андрей Коршунов
Известия
Крутой оборот: «ремонтные чемоданчики» быстрее вернут в строй поврежденные самолеты
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку
Кирилл Фенин, Анастасия Костина
Известия
Встречный двигатель: РФ рассчитывает на скорое проведение консультаций с США
Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Алюминиевые образцы: ученые создадут из лома высокопрочные детали для самолетов

93.ru
На Кубани планируют возродить малую авиацию
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
Альтернатива Турции и ОАЭ: туроператоры ожидают всплеск спроса на отдых в Китае
Любовь Капустина
Российская газета
"Ангара" может прекратить полеты: кто может заменить компанию и скажется ли это на перевозках?

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgBeJbG
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer