Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


"Белый лебедь", МиГ-35 и конкурент F-35. Какой будет новая авиастратегия России


16 мая 2017 года Эльдар Ахмадиев, Life.ru


До 2035 года в России выпустят более 550 самолётов военно-транспортной авиации и 2350 самолётов боевой и специальной авиации.

Долгосрочная стратегия развития авиапромышленности обсуждается в России уже давно. Теперь дошло время до конкретики. Вместо многочисленных предприятий полного цикла будут построены специализированные заводы, что к 2035 году снизит затраты Объединённой авиастроительной корпорации (ОАК) при производстве самолётов на 700 млрд рублей. Особое внимание уделено оборонке. В частности, бомбардировщику Ту-160, выпуск которого будет возобновлён в самое ближайшее время.

До 2035 года в России выпустят более 550 самолётов военно-транспортной авиации и 2350 самолётов боевой и специальной авиации — следует из имеющихся у Лайфа документов Минпромторга к обновлённой Долгосрочной стратегии развития авиапромышленности. При этом доля РФ на рынке военной авиации должна вырасти с нынешних 20 до 45% к 2035 году.

Первым делом самолёты... военные

В ближайшие пять лет планируется поставить на крыло такие перспективные военные программы, как стратегический бомбардировщик Ту-160, истребитель пятого поколения Т-50 и "многофункциональник" МиГ-35. Первая — в документе выделена в качестве приоритетной задачи. Бомбардировщик, больше известный под поэтичным прозвищем "Белый лебедь" ("Блэкджек" по классификации НАТО), не выпускается с 2008 года. К 2022 году отечественная оборонка должна снова запустить конвейер ради этого самого крупного и мощного сверхзвукового боевого самолёта в мире. 
 

Ту-160 также является самым скоростным бомбардировщиком из тех, что стоят на вооружении стран мира. Американские эксперты включают его в список наиболее опасного оружия России, а художники-футуристы часто используют изображение этой машины при создании апокалиптичных картин возможной атаки Москвы на Вашингтон или Нью-Йорк. Дальность полёта более чем в 12 000 км и вооружение в виде крылатых ракет с ядерными боеголовками, в принципе, делают подобный сценарий вполне себе правдоподобным.

Так, например, считают специалисты Центра Вудро Вильсона, высоко оценившие боевые характеристики модернизированного Ту-160 М2.

— Это отлично спроектированный обновлённый бомбардировщик, — сказал эксперт по вооружениям Майкл Кофман из Центра Вудро Вильсона при международном Институте вооружений Кеннана (США). — Русский бомбардировщик-невидимка ПАК ДА пока что является голубой мечтой, тогда как в отношении Ту-160 русские проводят реальную модернизацию. Это доказывает, что Россия настроена на поддержание в своей авиационной составляющей ядерной триады (ракеты стратегического назначения наземного, подводного и воздушного базирования), — добавил он.

У самолёта будет практически полностью новая начинка с новой авионикой, силовой установкой и планером. Как отметил старший научный сотрудник Центра европейских и международных исследований Высшей школы экономики Василий Кашин, "Ту-160 М2 будет носителем крылатых ракет, кроме того, самолёт будет иметь возможность прицельного бомбометания".

Новые бомбардировщики будут строиться серийно по два-три в год в Казани. Новый "Блэкджек", как и его предшественник более "старой" версии, сможет выпускать свой боезапас на дистанциях, находящихся вне зоны поражения иностранных ПВО. Даже таких высокотехнологичных, как, например, у США. Ожидается, что российские ВВС закажут от 30 до 50 таких машин.

Воспроизводство стратегических бомбардировщиков Ту-160М2 ожидается после 2023 года, заявлял ранее замглавы Министерства обороны РФ Юрий Борисов.

— По планам, скорее всего, после 2023 года. По сути дела, это новый самолёт — не Ту-160, а Ту-160М2. С новыми лётно-техническими характеристиками, с новыми возможностями. Это только планер будет старый, да и то — оцифрованный, а возможности у него будут совершенно новые, — говорил Борисов.
 

Но не всё так безоблачно

Несмотря на неоспоримые преимущества российской боевой авиации, сделать её не только основой национальной безопасности, но и успешным бизнес-продуктом будет довольно непросто. Опрошенные Лайфом специалисты сомневаются в том, что потребителям в мире потребуется много боевых крылатых машин российского производства. Хотя производственные мощности отечественного авиапрома вполне могут справиться с поставленной задачей.

— Если речь идёт о ежегодном выпуске 120–130 самолётов боевой и специальной авиации, это, очевидно, достижимая задача с точки зрения текущего состояния предприятий ОАК и комплектаторов, — сказал Лайфу директор отраслевого агентства "Авиапарк" Олег Пантелеев. — Однако будет ли в ближайшие два десятилетия спрос на такое количество самолётов — вопрос открытый. Вовсе не факт, что в мире начнётся гонка вооружений, которая спровоцирует существенный рост закупок.

Так, руководство ОАК уже выразило обеспокоенность тем, что наблюдается сокращение объёмов поставок в рамках гособоронзаказа. Параметры будущей госпрограммы вооружений не озвучены. Сколько именно воздушных судов закупит Минобороны до 2035 года, загадка не только для нас, но и, пожалуй, для самих силовиков. Но факт остаётся фактом: экономисты не прогнозируют скорого роста российской экономики и, как следствие, бюджетных возможностей. А удорожание самолётов на фоне роста их возможностей от поколения к поколению приводит к сокращению закупок.

Если говорить непосредственно про экспорт, то Китай, традиционный партнёр России по военно-техническому сотрудничеству, сегодня остаётся клиентом "Сухого". Однако на фоне успехов собственного авиапрома китайские ВВС избавились от зависимости от поставок российской авиатехники, и можно предполагать, что самолёты пятого поколения Поднебесная у России закупать уже не станет.

Другой крупнейший рынок — индийский. Позиции России здесь традиционно сильны, и в будущем можно рассчитывать на сохранение масштабного присутствия российских боевых самолётов в этой стране. Недавно появились позитивные новости по программе совместного строительства истребителя пятого поколения (в начале года Россия и Индия согласовали проект контракта на его создание). Документ должен быть подписан в середине 2017 года. Продолжается сотрудничество по проекту Су-30МКИ. Но главный вопрос: сможет ли Россия выиграть многомиллиардные тендеры на палубный и лёгкий однодвигательный истребители. Самолёта, который сегодня запрашивают индусы, у ОАК пока нет. 

В то же время для сохранения присутствия на мировом рынке России нужен продукт, способный конкурировать с американским F-35: лёгкий и дешёвый многоцелевой самолёт. Если заявления о совместном с ОАЭ создании истребителя пятого поколения претворятся в жизнь и в результате будет создана именно такая машина, её перспективы можно будет оценить как очень привлекательные, в том числе и на индийском рынке.

— Сходная ситуация и в сегменте военно-транспортной авиации. Наиболее ходовой товар — лёгкие и средние транспортники, которых Россия серийно не производит. В то же время у модернизированного Ил-76 экспортные перспективы существуют, но пока крупных сделок с заказчиками из других стран не подписано, — прокомментировал Лайфу исполнительный директор отраслевого агентства "Авиапорт" Олег Пантелеев.
С ним соглашается главный редактор AVIA.RU Роман Гусаров:

— Реально всё, был бы заказ от Минобороны и финансирование от государства.

В пресс-службе ОАК в разговоре с Лайфом отметили, что в связи с принятием новой госпрограммы по вооружению (ГПВ) может в какой-то степени скорректироваться и продуктовая стратегия. Иными словами, в корпорации обращают внимание на экономические и рыночные реалии. И будут выпускать ровно столько самолётов, сколько можно будет реализовать.

Ведь "более 550 самолётов военно-транспортной авиации и 2350 самолётов боевой и специальной авиации к 2035 году" — это проектные возможности отечественного ВПК, а не количество машин, которые будут обязательно поставлены на крыло.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Герман Костринский, Ольга Копытина при участии Сергей Хитров
РБК
Инвесторы согласились подождать выплат по облигациям Домодедово еще год
Ольга Самофалова
РИА Новости
Амбиции России завели ее на самый верх
Светлана Петрова
Эксперт
Поставки полностью импортозамещенных самолетов в авиакомпании планируются в 2026 году

Lenta.ru
Россия наращивает производство дронов. Как их используют на благо россиян?

РБК
Кто и как финансирует производство гражданских беспилотников
Роман Гусаров, AVIA.RU
Эксперт
Как регулировать перебронирование без вреда для пассажиров и авиакомпаний?
Валерия Чуб
Известия
Первых дело: как прошла премьера героической комедии «Есть только МиГ»
Анастасия Костина
Известия
Пункт допуска: Россия и Индия приблизились к безвизу для туристических групп



Ирина Мишина
Свободная Пресса
Второе рождение Бе-200: «Всемирный пожарный» получит российские двигатели
Андрей Коршунов
Известия
Полный в полет: геостационарный спутник поможет дронам освоить дальние маршруты
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пролет навигатора: авиакомпании лишатся льгот на 2 млрд рублей в год
Анастасия Николаева
Интерфакс
Дроны в помощь: как Росреестр проконтролирует владельцев земельных участков?
Анастасия Костина
Известия
Атмосфера открытости: в Японии и Южной Корее ждут прямых рейсов с Россией
Наталия Ячменникова
Российская газета
Бакалавр по дронам. В 2026 году МГТУ ГА выпустит первых специалистов по эксплуатации беспилотников с высшим образованием
Андрей Коршунов
Известия
Крутой оборот: «ремонтные чемоданчики» быстрее вернут в строй поврежденные самолеты
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку
Кирилл Фенин, Анастасия Костина
Известия
Встречный двигатель: РФ рассчитывает на скорое проведение консультаций с США
Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Алюминиевые образцы: ученые создадут из лома высокопрочные детали для самолетов

93.ru
На Кубани планируют возродить малую авиацию
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
Альтернатива Турции и ОАЭ: туроператоры ожидают всплеск спроса на отдых в Китае
Любовь Капустина
Российская газета
"Ангара" может прекратить полеты: кто может заменить компанию и скажется ли это на перевозках?
Наталия Ячменникова
Российская газета
С дроном на "ты". Университет гражданской авиации получил сертификаты летной годности на тяжелый беспилотник
Елена Сухорукова, Дарья Молоткова
РБК
У крупнейшего оператора duty free в Шереметьево сменился собственник

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgBYyAp
По ссылке https://youdo.com/promo/reklama/posting/tag/agentstva/, подробности по ссылке.
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer