Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Российская авиация станет китайской


23 мая 2017 года Анастасия Башкатова, Независимая газета


Гражданская авиация возрождается необычным образом: флагман отечественного авиафлота изготовят в Шанхае. Полных прав на разработку у РФ скорее всего не будет. И доминирующая роль в проектировании, производстве, сбыте и обслуживании также будет принадлежать КНР. Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК) ожидает, что чуть меньше, чем через 10 лет, состоится первый вылет российско-китайского авиалайнера нового поколения.

Представители ОАК и Китайской корпорации гражданского авиастроения (COMAC) открыли в Шанхае офис совместного предприятия, которое станет оператором  программы широкофюзеляжного дальнемагистрального самолета (ШФДМС) нового поколения.

Среди задач этого предприятия создание продукции, дизайн, производство, маркетинг, продажа, послепродажное обслуживание, консультирование, управление проектом.

Ожидается, что новый лайнер составит конкуренцию самолетам других ведущих авиапроизводителей Airbus и Boeing и займет существенную долю рынка не только в России и Китае, но и в других странах, сообщало ранее китайское издание «Жэньминь жибао».

«К настоящему моменту стороны разработали концепцию семейства широкофюзеляжных дальнемагистральных самолетов, определили предварительные характеристики воздушного судна, – поясняется на официальном сайте ОАК. – В базовой комплектации лайнер будет рассчитан на 280 мест с дальностью полета 12 тыс. км. Ближайшие планы – переход программы к эскизному проектированию и этапу запроса предложений поставщиков систем и оборудования». 

Окончательная сборка самолета будет производиться в Шанхае. Ранее сообщалось, что к выпуску привлекут заводы, которые используются для производства воздушных судов ARJ21 и C919. Это соответственно китайские аналоги ближнемагистрального самолета Sukhoi Superjet (SSJ) и ближне-среднемагистрального МС-21.

Как сообщил журналистам вице-президент ОАК Владислав Масалов, общий бюджет программы составит около 13 млрд долл. «Финансирование предполагается вести через национальные компании, поэтому результаты интеллектуальной деятельности, которые есть у СOMAC или у ОАК в рамках реализованных проектов Sukhoi Superjet и МС-21, также будут использоваться и для программы ШФДМС», – уточнил он.

Масалов рассказал о распределении обязанностей. «У нас есть предварительно согласованная разделительная ведомость, которая определяет ответственность в проектировании компонентов самолета. За российской стороной закреплены крыло, центроплан, пилонные навески двигателя, основная стойка шасси. За COMAC – отсеки всего фюзеляжа, обтекатель, крыло, центроплан, передняя стойка шасси. Изначально была договоренность о том, что российская сторона будет интегратором проекта», – приводит его слова ТАСС.

Президент ОАК Юрий Слюсарь сказал, что «окончательное разделение работ еще финализируется». Он добавил: «Мы договорились с китайскими коллегами, что будем делать ставку на национальные компании, которые имеют компетенции и могут разрабатывать конкурентоспособный продукт в этой сфере». При этом Слюсарь подтвердил первоначальные планы, что в 2025 году состоится первый вылет, в 2027-м начнутся поставки в авиакомпании и эксплуатация.

На сайте ОАК указано: «Создание совместного предприятия и сотрудничество по программе будут проводиться на принципах паритетности». Однако уже сейчас этот совместный проект явно дрейфует в сторону усиления влияния именно Китая. 

Окончательная сборка в Шанхае означает, что «в общественном сознании самолет будет считаться китайским, так как только производство приносит наибольшую известность, авторитет и славу», поясняет со ссылкой на отраслевое издание Aviation Week автор сайта «Авиация России» Андрей Величко.

При этом, по мнению издания Aviation Week, один из признаков дисбаланса состоит еще и в том, что COMAC должен построить металлическо-композитный фюзеляж, а ОАК – изготовить композитное крыло. Стоимость крыла даже с учетом центроплана обычно составляет меньше половины стоимости всего лайнера, уточняет издание.

Ранее планировалось, что инженерный центр по разработке лайнера будет базироваться в Москве, также будет использоваться штаб-квартира в подмосковном Жуковском. Об этом говорил Юрий Слюсарь летом прошлого года. Но, как сообщило в конце марта Aviation Week, теперь, судя по всему, в Москве инженеры будут ежегодно проводить лишь по несколько месяцев. 

До сих пор много неопределенности. Например, агентство Reuters вчера уточнило, что, как сказал глава COMAC Цзинь Цзанлун, исследовательский центр программы все же будет расположен в Москве, а линия сборки – в Шанхае. Размещение рабочей силы, по его словам, еще обсуждается.

Кроме того, издание Aviation Week указывает на прения по поводу производства двигателя для этого самолета.

Риски такого сотрудничества видны сегодня в России и Украине на примере тяжелой транспортной авиации, которая ранее проектировалась в Киеве, а изготавливалась на предприятиях России. После разрыва отношений выпуск таких самолетов становится невозможным.

Более того, у Китая в отличие от России нет опыта производства с нуля по собственным разработкам широкофюзеляжных дальнемагистральных самолетов. Как напоминают эксперты, у Китая есть лишь опыт сборки – например, самолетов Airbus. Тем самым благодаря совместному предприятию китайские производители фактически получат доступ к российским технологиям и разработкам. И в этом смысле выгода для России от такого проекта сомнительна.

Возникает вопрос: почему окончательный выпуск самолета перенесен в Шанхай? Рассуждая о перспективах проекта, глава ОАК рассказал журналистам, что «сборка должна быть близка к наиболее емким рынкам»: «Из общего объема почти всех самолетов, которые в ближайшие годы будут востребованы в этом сегменте, порядка 15% приходятся на рынок Китая и 28% на весь рынок Азиатско-Тихоокеанского региона». 

Но этот довод все же не кажется убедительным, учитывая растущее влияние Китая в проекте и добровольную передачу китайской стороне имеющегося у РФ опыта.

Некоторые эксперты говорят, что стремление России укрепить техническое сотрудничество с Китаем не только в авиационной, но и в других отраслях вполне объяснимо. «Не хватает собственных производственных мощностей и финансирования», – считает первый вице-президент Российского союза инженеров Иван Андриевский.

«Поднять самостоятельно такой масштабный проект Россия не может по ряду причин: это и слабые результаты по продвижению SSJ, и преграды в виде санкций, и кризис в экономике, который не дает возможности привлекать новых инвесторов на такие масштабные цели», – полагает партнер практики «Промышленность» группы «НЭО Центр» Александр Ракша.

Он добавляет: «Открытие штаб-квартиры совместного предприятия в Шанхае дает больше шансов для того, чтобы новый продукт мог получить визу в страны, которые выполняют требования западных санкций не сотрудничать с российскими компаниями».

Многие эксперты с надеждой смотрят на российско-китайское сотрудничество в различных отраслях, но часть из них все же высказывает и вполне очевидные опасения.

Финансирование проекта будет осуществляться через национальные компании, «а это предполагает равные права и обязанности сторон», говорит Александр Ракша. По его мнению, выгода России от этого проекта состоит в том, что создаются предпосылки для развития и модернизации собственной авиастроительной отрасли.

Но, как предупреждает руководитель отраслевого отделения «Деловой России» Сергей Варламов, «вкладывая в совместные проекты инвестиции в виде высоких технологий, Россия рискует получить в результате больше убытков, нежели экономическую и политическую выгоду».

«Дисбаланс в сторону Китая, к сожалению, неизбежен, – продолжает Иван Андриевский. – Свои права Россия формально не утратит, но в какой-то момент Китай может начать производить самолет без участия российской стороны». 

Хотя, как полагает эксперт, Россия может начать делать то же самое, если будет уже сейчас развивать внутри страны производство таких самолетов.

Напомним, ранее Юрий Слюсарь сообщил, что на период создания ШФДМС «переходным» продуктом должен стать модернизированный Ил-96-400М. «Для большого отечественного пассажирского самолета есть определенная ниша на российском рынке. Кроме того, нам необходимо развить существующие компетенции и загружать наши производственные мощности. Темпы производства серийного завода в Воронеже невысокие, но обеспечат поддержание этой компетенции и увеличение количества самолетов в эксплуатации. К реализации проекта мы уже приступили», – пояснял он в марте этого года.  



комментарии (0):













Материалы рубрики

Герман Костринский, Ольга Копытина при участии Сергей Хитров
РБК
Инвесторы согласились подождать выплат по облигациям Домодедово еще год
Ольга Самофалова
РИА Новости
Амбиции России завели ее на самый верх
Светлана Петрова
Эксперт
Поставки полностью импортозамещенных самолетов в авиакомпании планируются в 2026 году

Lenta.ru
Россия наращивает производство дронов. Как их используют на благо россиян?

РБК
Кто и как финансирует производство гражданских беспилотников
Роман Гусаров, AVIA.RU
Эксперт
Как регулировать перебронирование без вреда для пассажиров и авиакомпаний?
Валерия Чуб
Известия
Первых дело: как прошла премьера героической комедии «Есть только МиГ»
Анастасия Костина
Известия
Пункт допуска: Россия и Индия приблизились к безвизу для туристических групп



Ирина Мишина
Свободная Пресса
Второе рождение Бе-200: «Всемирный пожарный» получит российские двигатели
Андрей Коршунов
Известия
Полный в полет: геостационарный спутник поможет дронам освоить дальние маршруты
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пролет навигатора: авиакомпании лишатся льгот на 2 млрд рублей в год
Анастасия Николаева
Интерфакс
Дроны в помощь: как Росреестр проконтролирует владельцев земельных участков?
Анастасия Костина
Известия
Атмосфера открытости: в Японии и Южной Корее ждут прямых рейсов с Россией
Наталия Ячменникова
Российская газета
Бакалавр по дронам. В 2026 году МГТУ ГА выпустит первых специалистов по эксплуатации беспилотников с высшим образованием
Андрей Коршунов
Известия
Крутой оборот: «ремонтные чемоданчики» быстрее вернут в строй поврежденные самолеты
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку
Кирилл Фенин, Анастасия Костина
Известия
Встречный двигатель: РФ рассчитывает на скорое проведение консультаций с США
Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Алюминиевые образцы: ученые создадут из лома высокопрочные детали для самолетов

93.ru
На Кубани планируют возродить малую авиацию
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
Альтернатива Турции и ОАЭ: туроператоры ожидают всплеск спроса на отдых в Китае
Любовь Капустина
Российская газета
"Ангара" может прекратить полеты: кто может заменить компанию и скажется ли это на перевозках?
Наталия Ячменникова
Российская газета
С дроном на "ты". Университет гражданской авиации получил сертификаты летной годности на тяжелый беспилотник
Елена Сухорукова, Дарья Молоткова
РБК
У крупнейшего оператора duty free в Шереметьево сменился собственник

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9HiP
Вскрытие электромагнитной двери на http://remont.youdo.com/unblock/door/elektromagnit/.
Мастер по замене замков на http://remont.youdo.com/doors/replacement-lock/tag/chastniymaster/.
Ремонт кухонной мебели на дому тут - http://remont.youdo.com/furniture/repair/kitchen/.
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer