Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Медпомощь на лету


25 мая 2017 года Алексей Екимовский, КоммерсантЪ


Реализуемая в России программа развития санитарной авиации не только поддержит здравоохранение в регионах, но и позволит отечественной вертолетной промышленности закрепиться на новом для нее рынке легких вертолетов.

В 2016 году в России насчитывалось всего 124 вертолета, применявшихся в санитарной авиации, и лишь 51 из них был оснащен специальным медицинским оборудованием. Нынешний парк медицинской вертолетной техники — это больше 80 средних вертолетов типа Ми-8, Ми-8МТВ и Ка-32, полтора десятка легких двухдвигательных Ми-2 (производство в Польше прекращено с 1992 года) и свыше 20 легких вертолетов европейского и американского производства: Eurocopter (ныне Airbus), Bell, Robinson. Причем на иностранную технику приходилась львиная доля новых заказов последних лет со стороны российских региональных авиационных центров, использующих легкую авиацию для спасения людей и оказания медпомощи при чрезвычайных ситуациях, крупных ДТП и терактах.

По оценкам холдинга "Вертолеты России" (входит в госкорпорацию "Ростех"), потребность в специализированных медицинских вертолетах в РФ составляет от 230 до 350 машин с учетом постоянного дежурства и необходимости формирования резерва воздушных судов под периоды планового технического обслуживания. Причем больше 70% необходимого количества — это медицинские вертолеты легкого класса, которых до недавнего времени отечественная гражданская вертолетная промышленность не выпускала.

Начиная с прошлого года "Вертолеты России" начали серийные поставки заказчикам гражданской версии легкого двухдвигательного вертолета "Ансат", в том числе для медицинских нужд. Его военную версию прозвали "летающей партой", поскольку вертолет оказался универсальным учебным пособием для военных летчиков, но требования коммерческих заказчиков потребовали модернизации машины. Гражданская версия способна перевозить на расстояние до 520 км со скоростью до 260 км/ч до 1,2 тонны полезного груза, в медицинском варианте — одного лежачего пострадавшего в сопровождении двух врачей.

"Ансат" в медицинском исполнении впервые был представлен публике на выставке HeliRussia в 2014 году. Несмотря на то что тогда санитарная модель еще не была сертифицирована, заключенные три года назад предварительные соглашения превратились в прошлом году в твердые контракты, а сегодня серийные образцы новых санитарных вертолетов с медиками на борту уже приступили к спасению людей.

Первым заказчиком новой модификации "Ансата" стал минздрав Татарстана в лице республиканской клинической больницы: в октябре прошлого года главврач клиники Рустем Гайфуллин в торжественной обстановке получил ключи от нового вертолета с встроенным медицинским модулем. Географическая близость региона эксплуатации к Казанскому вертолетному заводу, где производят и обслуживают "Ансаты", дает дополнительные преимущества стартовому заказчику.

Первым частным эксплуатантом медицинского "Ансата" стала московская группа компаний "Русские вертолетные системы" (РВС), реализующая в столичном регионе проект строительства сети вертолетных площадок. В прошлом году эта компания получила один "Ансат" в VIP-комплектации, а в мае текущего года — полностью оборудованный вертолет под "летающую скорую помощь". В планах РВС — осуществление всероссийского проекта развития вертолетных площадок в интересах санитарной авиации под названием HeliMed, в рамках которого предполагается сделать "Ансат" базовым типом эксплуатируемых санитарных вертолетов.

Будучи одним из стартовых заказчиков гражданской версии "Ансата", РВС получила также эксклюзивные права на профессиональную подготовку экипажей для этой модели, поэтому компания заинтересована в ее продвижении на рынок, в том числе зарубежный. В мае на международной промышленной выставке в Алжире РВС представила свой "Ансат" местным потенциальным покупателям, подробно рассказав им о своем опыте эксплуатации новой российской техники.

Впрочем, государственные структуры не снимают с себя ответственности за продвижение отечественных вертолетов на мировом рынке. В конце 2016 года у санитарных "Ансатов" появились первые зарубежные заказчики: китайская корпорация Wuhan Rand Aviation Technology Service заключила контракт на приобретение пяти российских вертолетов, в том числе двух "Ансатов" в медицинской комплектации. Согласно подписанному тогда же опциону, китайский заказчик может купить еще 13 вертолетов, в том числе 6 "Ансатов".

Китайские покупатели также будут помогать своим российским партнерам продавать вертолеты на местном рынке: план перспективных поставок только в КНР оценивается в 100 машин в течение десяти лет. Кроме того, "Вертолеты России" и госкорпорация "Ростех" ведут переговоры о поставке медицинских вертолетов в страны Азиатско-Тихоокеанского региона и Латинской Америки.

А в конце марта во время визита в Москву президента Ирана Хасана Роухани президент РФ Владимир Путин заявил о заинтересованности двух стран в сотрудничестве в поставках санитарных вертолетов из России. Не исключено, что такой контракт будет частью более масштабного соглашения "Вертолетов России" с иранскими партнерами об организации сборки вертолетов в Иране: меморандум о намерениях был подписан директором российского вертолетного холдинга Андреем Богинским и председателем совета директоров Иранской организации промышленного развития и реконструкции Мансуром Моазами, которые отметили особую потребность иранского Министерства здравоохранения в легких вертолетах типа "Ансат" и Ка-226Т.

И все же основным рынком для легких санитарных вертолетов отечественного производства остается Россия. С 2017 года правительство реализует рассчитанную на три года комплексную программу поддержки медицинской авиации стоимостью свыше 10 млрд руб., из которых 9,9 млрд руб.— прямые субсидии регионам на оплату услуг авиационной медицинской помощи (по 3,3 млрд руб. в 2017, 2018 и 2019 годах). В нынешнем году больше всех из федерального бюджета должны получить Якутия (свыше 400 млн руб.), Республика Бурятия (237 млн руб.), Красноярский край (171 млн руб.), Кировская область (168 млн руб.), Чукотский автономный округ и Республика Коми (более чем по 150 млн руб.).

Чтобы соответствовать критериям предоставления субсидий, правительство требует от глав регионов документального подтверждения начала в 2017 году строительства или реконструкции вертолетных площадок рядом с медучреждениями (время доставки пациента до больницы от места приземления вертолета не должно превышать 10 минут, указано в постановлении правительства). Кроме того, региональные администрации должны разработать местную программу обеспечения населения медицинскими авиационными услугами и приобрести не менее одного санитарного вертолета.

В конце 2016 года "Вертолеты России" заключили твердый контракт на поставку Государственной транспортной лизинговой компании (ГТЛК, находится в ведении Минтранса РФ) 29 новых отечественных вертолетов, в том числе 23 средних вертолетов Ми-8АМТ и Ми-8МТВ-1 и 6 легких "Ансатов" в санитарной комплектации с бортовым медицинским модулем.

Число заявок от эксплуатантов уже сейчас значительно превышает количество законтрактованных машин, что, вероятно, повлечет за собой заключение новых соглашений или даже создание долгосрочной программы поставок в интересах ГТЛК.
В каталожных ценах сумма двух заключенных контрактов составляет 11,2 млрд руб., но ГТЛК, становясь крупнейшим заказчиком отечественной гражданской вертолетной промышленности, получит вертолеты со скидкой — по 50 млн руб. за каждый "Ансат" и почти по 70 млн руб. за каждый вертолет среднего класса. С учетом скидок общая стоимость поставок 29 машин сократится до 9,4 млрд руб., но, если покупатель уменьшит количество заказанных воздушных судов, скидка по обоим контрактам может быть аннулирована. Подобные условия контракта позволяют ГТЛК предоставлять вертолеты пользователям в льготный лизинг: базовые условия поставки "Ансатов" через ГТЛК предполагают ежемесячный платеж на уровне 2,3 млн руб. при отсутствии аванса.

Инвестиции в санитарную авиацию наиболее отчетливо демонстрируют тот самый "мультипликативный эффект", о котором в последнее время часто упоминают высокопоставленные чиновники. Это не только спасенные человеческие жизни: от вложений в медицинские вертолеты государство получает колоссальный экономический результат в самых разных отраслях экономики. И это не только авиапром и смежные рынки, например производство бортового медицинского оборудования. Эффект от программы будет ощутим даже в некоторых сегментах финансового бизнеса. Кроме расширения рынка финансового и операционного лизинга за счет роста количества продаж в рассрочку дорогостоящей промышленной продукции, дополнительное развитие за счет санитарной авиации может получить рынок страхования, утверждают отраслевые эксперты. Страховщикам и врачам хорошо знакомо правило золотого часа, когда возможность оказать человеку срочную медпомощь сразу после происшествия или травмы многократно сокращает вероятность гибели пациента и стоимость его последующего лечения. Поэтому во многих зарубежных странах при страховании жизни и здоровья граждан в полисе отдельно оговаривается возможность оказания медицинских услуг с вылетом санитарной авиации на место, что оказывается весьма выгодно страховщикам и прибавляет уверенности их клиентам.

Впрочем, и для самих авиастроителей госпрограмма развития санитарной авиации — это не только возможность занять новую нишу легких вертолетов для нужд отечественной медицинской помощи, но и один из важных этапов завоевания сегмента поставок легких вертолетов, который сегодня почти поровну делят между собой европейские и американские компании. По словам экспертов, уже сейчас в мире наблюдается насыщение спроса на тяжелые и средние вертолеты, сокращаются оборонные заказы на вертолетную технику, что в прежние годы формировало львиную долю выручки "Вертолетов России". Но столь же долгосрочной выглядит тенденция на рост спроса в сегменте легких многофункциональных коммерческих вертолетов, поэтому своевременный запуск в серийное производство современных моделей позволяет отечественному производителю надеяться на то, что они потеснят западных конкурентов не только на внутреннем, но и международных рынках.



комментарии (0):













Материалы рубрики

Герман Костринский, Ольга Копытина при участии Сергей Хитров
РБК
Инвесторы согласились подождать выплат по облигациям Домодедово еще год
Ольга Самофалова
РИА Новости
Амбиции России завели ее на самый верх
Светлана Петрова
Эксперт
Поставки полностью импортозамещенных самолетов в авиакомпании планируются в 2026 году

Lenta.ru
Россия наращивает производство дронов. Как их используют на благо россиян?

РБК
Кто и как финансирует производство гражданских беспилотников
Роман Гусаров, AVIA.RU
Эксперт
Как регулировать перебронирование без вреда для пассажиров и авиакомпаний?
Валерия Чуб
Известия
Первых дело: как прошла премьера героической комедии «Есть только МиГ»
Анастасия Костина
Известия
Пункт допуска: Россия и Индия приблизились к безвизу для туристических групп



Ирина Мишина
Свободная Пресса
Второе рождение Бе-200: «Всемирный пожарный» получит российские двигатели
Андрей Коршунов
Известия
Полный в полет: геостационарный спутник поможет дронам освоить дальние маршруты
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пролет навигатора: авиакомпании лишатся льгот на 2 млрд рублей в год
Анастасия Николаева
Интерфакс
Дроны в помощь: как Росреестр проконтролирует владельцев земельных участков?
Анастасия Костина
Известия
Атмосфера открытости: в Японии и Южной Корее ждут прямых рейсов с Россией
Наталия Ячменникова
Российская газета
Бакалавр по дронам. В 2026 году МГТУ ГА выпустит первых специалистов по эксплуатации беспилотников с высшим образованием
Андрей Коршунов
Известия
Крутой оборот: «ремонтные чемоданчики» быстрее вернут в строй поврежденные самолеты
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку
Кирилл Фенин, Анастасия Костина
Известия
Встречный двигатель: РФ рассчитывает на скорое проведение консультаций с США
Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Алюминиевые образцы: ученые создадут из лома высокопрочные детали для самолетов

93.ru
На Кубани планируют возродить малую авиацию
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
Альтернатива Турции и ОАЭ: туроператоры ожидают всплеск спроса на отдых в Китае
Любовь Капустина
Российская газета
"Ангара" может прекратить полеты: кто может заменить компанию и скажется ли это на перевозках?
Наталия Ячменникова
Российская газета
С дроном на "ты". Университет гражданской авиации получил сертификаты летной годности на тяжелый беспилотник
Елена Сухорукова, Дарья Молоткова
РБК
У крупнейшего оператора duty free в Шереметьево сменился собственник

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC8CKi
Отделка гипсокартонных стен на http://remont.youdo.com/facing/walls/wall-decoration/gypsum-wall/.
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer