Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Медпомощь на лету


25 мая 2017 года Алексей Екимовский, КоммерсантЪ


Реализуемая в России программа развития санитарной авиации не только поддержит здравоохранение в регионах, но и позволит отечественной вертолетной промышленности закрепиться на новом для нее рынке легких вертолетов.

В 2016 году в России насчитывалось всего 124 вертолета, применявшихся в санитарной авиации, и лишь 51 из них был оснащен специальным медицинским оборудованием. Нынешний парк медицинской вертолетной техники — это больше 80 средних вертолетов типа Ми-8, Ми-8МТВ и Ка-32, полтора десятка легких двухдвигательных Ми-2 (производство в Польше прекращено с 1992 года) и свыше 20 легких вертолетов европейского и американского производства: Eurocopter (ныне Airbus), Bell, Robinson. Причем на иностранную технику приходилась львиная доля новых заказов последних лет со стороны российских региональных авиационных центров, использующих легкую авиацию для спасения людей и оказания медпомощи при чрезвычайных ситуациях, крупных ДТП и терактах.

По оценкам холдинга "Вертолеты России" (входит в госкорпорацию "Ростех"), потребность в специализированных медицинских вертолетах в РФ составляет от 230 до 350 машин с учетом постоянного дежурства и необходимости формирования резерва воздушных судов под периоды планового технического обслуживания. Причем больше 70% необходимого количества — это медицинские вертолеты легкого класса, которых до недавнего времени отечественная гражданская вертолетная промышленность не выпускала.

Начиная с прошлого года "Вертолеты России" начали серийные поставки заказчикам гражданской версии легкого двухдвигательного вертолета "Ансат", в том числе для медицинских нужд. Его военную версию прозвали "летающей партой", поскольку вертолет оказался универсальным учебным пособием для военных летчиков, но требования коммерческих заказчиков потребовали модернизации машины. Гражданская версия способна перевозить на расстояние до 520 км со скоростью до 260 км/ч до 1,2 тонны полезного груза, в медицинском варианте — одного лежачего пострадавшего в сопровождении двух врачей.

"Ансат" в медицинском исполнении впервые был представлен публике на выставке HeliRussia в 2014 году. Несмотря на то что тогда санитарная модель еще не была сертифицирована, заключенные три года назад предварительные соглашения превратились в прошлом году в твердые контракты, а сегодня серийные образцы новых санитарных вертолетов с медиками на борту уже приступили к спасению людей.

Первым заказчиком новой модификации "Ансата" стал минздрав Татарстана в лице республиканской клинической больницы: в октябре прошлого года главврач клиники Рустем Гайфуллин в торжественной обстановке получил ключи от нового вертолета с встроенным медицинским модулем. Географическая близость региона эксплуатации к Казанскому вертолетному заводу, где производят и обслуживают "Ансаты", дает дополнительные преимущества стартовому заказчику.

Первым частным эксплуатантом медицинского "Ансата" стала московская группа компаний "Русские вертолетные системы" (РВС), реализующая в столичном регионе проект строительства сети вертолетных площадок. В прошлом году эта компания получила один "Ансат" в VIP-комплектации, а в мае текущего года — полностью оборудованный вертолет под "летающую скорую помощь". В планах РВС — осуществление всероссийского проекта развития вертолетных площадок в интересах санитарной авиации под названием HeliMed, в рамках которого предполагается сделать "Ансат" базовым типом эксплуатируемых санитарных вертолетов.

Будучи одним из стартовых заказчиков гражданской версии "Ансата", РВС получила также эксклюзивные права на профессиональную подготовку экипажей для этой модели, поэтому компания заинтересована в ее продвижении на рынок, в том числе зарубежный. В мае на международной промышленной выставке в Алжире РВС представила свой "Ансат" местным потенциальным покупателям, подробно рассказав им о своем опыте эксплуатации новой российской техники.

Впрочем, государственные структуры не снимают с себя ответственности за продвижение отечественных вертолетов на мировом рынке. В конце 2016 года у санитарных "Ансатов" появились первые зарубежные заказчики: китайская корпорация Wuhan Rand Aviation Technology Service заключила контракт на приобретение пяти российских вертолетов, в том числе двух "Ансатов" в медицинской комплектации. Согласно подписанному тогда же опциону, китайский заказчик может купить еще 13 вертолетов, в том числе 6 "Ансатов".

Китайские покупатели также будут помогать своим российским партнерам продавать вертолеты на местном рынке: план перспективных поставок только в КНР оценивается в 100 машин в течение десяти лет. Кроме того, "Вертолеты России" и госкорпорация "Ростех" ведут переговоры о поставке медицинских вертолетов в страны Азиатско-Тихоокеанского региона и Латинской Америки.

А в конце марта во время визита в Москву президента Ирана Хасана Роухани президент РФ Владимир Путин заявил о заинтересованности двух стран в сотрудничестве в поставках санитарных вертолетов из России. Не исключено, что такой контракт будет частью более масштабного соглашения "Вертолетов России" с иранскими партнерами об организации сборки вертолетов в Иране: меморандум о намерениях был подписан директором российского вертолетного холдинга Андреем Богинским и председателем совета директоров Иранской организации промышленного развития и реконструкции Мансуром Моазами, которые отметили особую потребность иранского Министерства здравоохранения в легких вертолетах типа "Ансат" и Ка-226Т.

И все же основным рынком для легких санитарных вертолетов отечественного производства остается Россия. С 2017 года правительство реализует рассчитанную на три года комплексную программу поддержки медицинской авиации стоимостью свыше 10 млрд руб., из которых 9,9 млрд руб.— прямые субсидии регионам на оплату услуг авиационной медицинской помощи (по 3,3 млрд руб. в 2017, 2018 и 2019 годах). В нынешнем году больше всех из федерального бюджета должны получить Якутия (свыше 400 млн руб.), Республика Бурятия (237 млн руб.), Красноярский край (171 млн руб.), Кировская область (168 млн руб.), Чукотский автономный округ и Республика Коми (более чем по 150 млн руб.).

Чтобы соответствовать критериям предоставления субсидий, правительство требует от глав регионов документального подтверждения начала в 2017 году строительства или реконструкции вертолетных площадок рядом с медучреждениями (время доставки пациента до больницы от места приземления вертолета не должно превышать 10 минут, указано в постановлении правительства). Кроме того, региональные администрации должны разработать местную программу обеспечения населения медицинскими авиационными услугами и приобрести не менее одного санитарного вертолета.

В конце 2016 года "Вертолеты России" заключили твердый контракт на поставку Государственной транспортной лизинговой компании (ГТЛК, находится в ведении Минтранса РФ) 29 новых отечественных вертолетов, в том числе 23 средних вертолетов Ми-8АМТ и Ми-8МТВ-1 и 6 легких "Ансатов" в санитарной комплектации с бортовым медицинским модулем.

Число заявок от эксплуатантов уже сейчас значительно превышает количество законтрактованных машин, что, вероятно, повлечет за собой заключение новых соглашений или даже создание долгосрочной программы поставок в интересах ГТЛК.
В каталожных ценах сумма двух заключенных контрактов составляет 11,2 млрд руб., но ГТЛК, становясь крупнейшим заказчиком отечественной гражданской вертолетной промышленности, получит вертолеты со скидкой — по 50 млн руб. за каждый "Ансат" и почти по 70 млн руб. за каждый вертолет среднего класса. С учетом скидок общая стоимость поставок 29 машин сократится до 9,4 млрд руб., но, если покупатель уменьшит количество заказанных воздушных судов, скидка по обоим контрактам может быть аннулирована. Подобные условия контракта позволяют ГТЛК предоставлять вертолеты пользователям в льготный лизинг: базовые условия поставки "Ансатов" через ГТЛК предполагают ежемесячный платеж на уровне 2,3 млн руб. при отсутствии аванса.

Инвестиции в санитарную авиацию наиболее отчетливо демонстрируют тот самый "мультипликативный эффект", о котором в последнее время часто упоминают высокопоставленные чиновники. Это не только спасенные человеческие жизни: от вложений в медицинские вертолеты государство получает колоссальный экономический результат в самых разных отраслях экономики. И это не только авиапром и смежные рынки, например производство бортового медицинского оборудования. Эффект от программы будет ощутим даже в некоторых сегментах финансового бизнеса. Кроме расширения рынка финансового и операционного лизинга за счет роста количества продаж в рассрочку дорогостоящей промышленной продукции, дополнительное развитие за счет санитарной авиации может получить рынок страхования, утверждают отраслевые эксперты. Страховщикам и врачам хорошо знакомо правило золотого часа, когда возможность оказать человеку срочную медпомощь сразу после происшествия или травмы многократно сокращает вероятность гибели пациента и стоимость его последующего лечения. Поэтому во многих зарубежных странах при страховании жизни и здоровья граждан в полисе отдельно оговаривается возможность оказания медицинских услуг с вылетом санитарной авиации на место, что оказывается весьма выгодно страховщикам и прибавляет уверенности их клиентам.

Впрочем, и для самих авиастроителей госпрограмма развития санитарной авиации — это не только возможность занять новую нишу легких вертолетов для нужд отечественной медицинской помощи, но и один из важных этапов завоевания сегмента поставок легких вертолетов, который сегодня почти поровну делят между собой европейские и американские компании. По словам экспертов, уже сейчас в мире наблюдается насыщение спроса на тяжелые и средние вертолеты, сокращаются оборонные заказы на вертолетную технику, что в прежние годы формировало львиную долю выручки "Вертолетов России". Но столь же долгосрочной выглядит тенденция на рост спроса в сегменте легких многофункциональных коммерческих вертолетов, поэтому своевременный запуск в серийное производство современных моделей позволяет отечественному производителю надеяться на то, что они потеснят западных конкурентов не только на внутреннем, но и международных рынках.



комментарии (0):













Материалы рубрики

Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Алюминиевые образцы: ученые создадут из лома высокопрочные детали для самолетов

93.ru
На Кубани планируют возродить малую авиацию
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
Альтернатива Турции и ОАЭ: туроператоры ожидают всплеск спроса на отдых в Китае
Любовь Капустина
Российская газета
"Ангара" может прекратить полеты: кто может заменить компанию и скажется ли это на перевозках?
Наталия Ячменникова
Российская газета
С дроном на "ты". Университет гражданской авиации получил сертификаты летной годности на тяжелый беспилотник
Елена Сухорукова, Дарья Молоткова
РБК
У крупнейшего оператора duty free в Шереметьево сменился собственник
Иван Сало
РБК
МС-21: что это за самолет, его характеристики и роль в российской авиации



Валентина Аверьянова
Известия
На взлет: в России вводят новый авиационный сбор для пассажиров
Татьяна Копылова
Деловой Петербург
"Это очень критично": поможет ли новая станция метро аэропорту Пулково
Ирина Ионина
Известия
Летний под дых: кто компенсирует туристам расходы после транспортного коллапса
Ксения Ерохина
Деловой Петербург
Платят пассажиры: как новый сбор Минтранса повлияет на стоимость авиабилетов
Ярослав Солонин
Lenta.ru
«Я – последняя собака в космосе» 65 лет назад СССР запустил в космос Белку и Стрелку. Как это спасло жизнь Гагарину?
Валентина Аверьянова
Известия
Без барьеров: как авиация делает перелеты доступными для людей с РАС
Ольга Федорова
Московский Комсомолец
Над Аляской «закрыли небо»: что скрывается за мерами авиабезопасности саммита
Любовь Капустина
Российская газета
Это дорого, но эффективно: эксперты рассказали, как "мокрый" лизинг мог бы помочь авиаперевозчикам России
Сергей Прудников
Известия
Полет смысла: как будут развиваться российские гражданские дроны
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
В Смольном раскрыли детали испытаний беспилотников в Петербурге
Николай Сергеев
Москвич
Критический фактор: почему авиаколлапс лета 2025 погубил российский средний класс
Елена Рузлева
Forbes
Разбор полетов: чем для акций «Аэрофлота» обернется атака хакеров и задержки рейсов
Антон Белый
Известия
Молодой по весу: в РФ разработали сверхлегкую ракету-носитель для запуска спутников
Герман Костринский, Екатерина Шокурова, Анна Балашова
РБК
Атака хакеров на «Аэрофлот»: сколько это может стоить компании
Елена Балаян, Валерия Мишина, Яна Штурма, Валерий Кодачигов
Известия
Игра на вылет: на что рассчитывать пассажирам отмененных рейсов «Аэрофлота»
Егор Малков
Деловой Петербург
Сломать систему: как сбой "Аэрофлота" отзовётся на вылетах из Петербурга
Петр Канаев
РБК
Андрей Иванов заявил о работе по предотвращению банкротства «Домодедово»
Мария Недюк, Юлия Леонова
Известия
В дроновом режиме: на интеллектуальные беспилотники выделили 262,5 млн рублей
Екатерина Тропова
АТОР
Российские аэропорты закрывали более 260 раз с начала мая
Наталья Башлыкова, Яна Штурма, Виктор Синеок
Известия
Команда на слёт: интерес туристов к Геленджику подскочил вдвое перед открытием аэропорта
Полина Собакина
Известия
Аэропорт Геленджика открылся: как это повлияет на рост турпотока
Максим Манаев, Тимофей Волков, Федор Горбунов
Известия
Бремя ремонта: крейсер «Адмирал Кузнецов» могут сдать на металлолом
София Прохорчук, Владимир Гаврилов
Известия
Воздушные рамки: какие компенсации положены за отмену 485 рейсов
Екатерина Шокурова
РБК
ГЛОНАСС разработает стандарты кибербезопасности для дронов

РБК
Глава «России»: «Каждый 2-й рейс на SSJ100 — между Москвой и Петербургом»
Герман Костринский
РБК
«Россия» начала сравнивать российский и французский двигатели для SSJ-100
Алёна Алёша
Деловой Петербург
Регистрация улыбкой: Петербург узаконит биометрию в аэропортах
София Прохорчук, Ирина Ионина, Самира Сабирова
Известия
Задача на вылет: авиакомпании готовят вывозные рейсы с Ближнего Востока
Анастасия Николаева
Интерфакс
Новый космический проект: какие приоритетные направления выбрала Россия?
Ольга Ларина
Деловой Петербург
Зона турбулентности. Забастовки в Финляндии обрушили авиаперевозки
Иван Сало
РБК
Что такое Crew Dragon: история, миссия, полеты, список кораблей
Любовь Можаева
MASHNEWS
И внутри будет отечественное. Минпромторг решил потратить 4 млрд на начинку самолетов
Сергей Андрейкин
Деловой Петербург
Пулково опередил зарубежные аэропорты по внедрению биометрии
Любовь Можаева
MASHNEWS
С овальным фюзеляжем. На самолеты нового поколения Минпромторг потратит еще 13 млрд
Мария Недюк
Известия
Что указано пером: птицы помогут создать автономные системы навигации для дронов
Кирилл Фенин
Известия
Полетное создание: РФ и Сербия работают над запуском новых авиарейсов
Петр Канаев, Герман Костринский
РБК
Правкомиссия отказала крупнейшему аэропорту Камчатки в повышении тарифов
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Отлетались? Программа производства новых самолетов опять попала под нож
Андрей Коршунов, Юлия Леонова
Известия
Общий взлет: в РФ создали первую универсальную станцию внешнего управления дронами
Анастасия Львова
Эксперт
Дронов становится всё больше
Екатерина Шокурова
РБК
Эксперты разработали концепцию «цифрового неба России»
Мария Фролова
Известия
Лишние пассажиры: в Минтрансе предложили ввести овербукинг на частых рейсах

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC8CKi
Отделка гипсокартонных стен на http://remont.youdo.com/facing/walls/wall-decoration/gypsum-wall/.
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer