Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Время коптеров


25 мая 2017 года Денис Федутинов, КоммерсантЪ


Интерес промышленности к разработке беспилотников вертолетного типа обусловлен неудовлетворенным спросом в России со стороны гражданских и военных заказчиков. Однако отечественные проекты в этой области пока заметно отстают от разработок западных конкурентов.

Возможность выполнять взлет и посадку вертикально с использованием небольших площадок, а также зависать над заданной точкой местности — уникальные конструктивные преимущества беспилотных летательных аппаратов (БЛА) вертолетного типа, которые сегодня очень востребованы для решения самых разных задач. Эти свойства беспилотников очень нужны и военным, чьи заказы во всем мире являются одним из главных драйверов разработки беспилотных вертолетов.

Несколько лет назад Министерство обороны России, как один из основных заказчиков систем БЛА, в том числе вертолетного типа, выбрало холдинг "Вертолеты России" в качестве головного разработчика по нескольким темам научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИР и ОКР), направленным на создание беспилотных вертолетов разного класса. По некоторым данным, суммарный бюджет этих программ по линии военного ведомства достигал 5 млрд руб., но пока приходится констатировать, что значительных успехов в этом направлении отечественная вертолетная промышленность не достигла.

Одна из таких работ предполагала проведение НИР в области изучения возможности создания БЛА взлетной массой около 3 тонн, который в перспективе мог бы быть использован как ударный или транспортный. Ожидалось, что в качестве основы для такого БЛА может быть взят пилотируемый вертолет Ка-226. Подобный подход нередко используется в мире при создании БЛА вертолетного типа. К примеру, БЛА FireScout С, находящийся в той же размерности, что и российский аппарат, был построен на базе пилотируемого вертолета Bell 407. Позже, по некоторым данным, концепция реализации этого проекта изменилась: решено было создавать собственными силами новый носитель. Впрочем, насколько известно, эта работа не подразумевала создания реального образца — продолжения в виде опытно-конструкторских разработок по этому проекту не последовало.

С оглядкой на Америку

Еще одним проектом, которым занимались "Вертолеты России", стал легкий БЛА Ка-175 взлетной массой примерно 700 кг. В формулировке Министерством обороны России заданий на разработку перспективных образцов беспилотной техники нередко можно усмотреть ориентир на успешные системы иностранного производства. В данном случае можно говорить о потенциальной конкуренции этого проекта с американским БЛА FireScout. Впрочем, российский аппарат, согласно заданию, должен был быть несколько легче, что, вероятно, было обусловлено требованиями к применению его на флоте в береговой охране пограничной службы ФСБ РФ.

Первоначально имелось намерение использовать в этом проекте задел по вертолету "Коршун" разработки ОКБ "Ротор" из Кумертау (Башкирия), но позже ставка была сделана на новый проект подмосковного ОКБ "Камов", что, по-видимому, повлияло на стоимость работы. Здесь нужно отметить, что стоимость большинства НИР и ОКР в области БЛА, заданных Министерством обороны России, была незначительной и недостаточной для их выполнения, учитывая отставание российских разработчиков в ряде критически важных технологий. Из-за этого исполнители работ вынуждены были неоднократно инвестировать собственные или привлеченные средства в проекты, которые не принесли отдачи, что и привело к сворачиванию проекта.

Наконец, третьим винтокрылым БЛА, которым, по имеющимся данным, занималась компания "Вертолеты России", был беспилотный вертолет Ка-135 взлетной массой около 300 кг. Это близко по размерности к такому известному зарубежному БЛА, как Camcopter S-100 разработки австрийской компании Schiebel. С самого начала было очевидно, что данный проект недостаточно масштабен для "Вертолетов России". Как и другим крупным компаниям, государственному холдингу оказалось невыгодно заниматься такой работой. Сам же аппарат, вероятно, был интересен лишь как дополнение к другим БЛА длинной продуктовой линейки, которую планировалось в перспективе расширить с трех до пяти аппаратов. Как бы то ни было, обнаружить в открытых источниках информацию о дальнейшей судьбе этого БЛА не удается, что наводит на мысль о замораживании и этого перспективного проекта.

Конкуренты подросли

Хотя в свое время казалось правильным передать разработку вертолетных БЛА в одни руки, сейчас на фоне неудач потенциальный заказчик этой продукции в лице Министерства обороны России может изменить тактику. Благо конкурирующие фирмы, в том числе имеющие уже некоторые наработки, в России есть.

В частности, это петербургская компания "Радар ммс", достаточно давно работающая над созданием БЛА вертолетного типа, в том числе с перспективой их использования в вооруженных силах, в частности в ВМФ. Компания готова предложить военным 500-килограммовый БЛА БПВ-500 в расчете на то, что он займет собственную нишу в линейке беспилотников Минобороны. На рынке появляются и новые игроки — в частности, в конце прошлого года стало известно, что над проектом БЛА вертолетного типа с взлетной массой около 750 кг работает еще одна российская компания.

Наконец, у потенциального заказчика всегда остается возможность закупки беспилотных систем иностранной разработки — произведенных за рубежом или собранных в России по лицензии. Подобной деятельностью, в частности, уже несколько лет занимается компания "Горизонт" из Ростова-на-Дону, которая производит по лицензии уже упомянутые австрийские БЛА Camcopter S-100 под российским наименованием "Горизонт Эйр S-100". Известно, что эти системы уже были поставлены Пограничной службе ФСБ России, нет сомнений в том, что их производитель рассчитывает на получение заказов и от военных.

Младшие классы

В классе более легких систем БЛА вертолетного типа в России хорошо известны разработки СКБ "Искатель" Московского авиационного института. Созданный здесь БЛА "Ворон-700" максимальной взлетной массой 120 кг может доставлять грузы в районы с неразвитой транспортной инфраструктурой. Этот вертолет базируется на предыдущей разработке коллектива вдвое более легкой модели БЛА "Ворон-300" — такие аппараты ранее поставлялись российским силовым структурам, включая ФСБ.
Одной из относительно новых систем на российском рынке БЛА вертолетного типа является легкий 20-килограммовый аппарат ТБ-29В, предлагаемый компанией "Тайбер". Это портативный высокоскоростной вертолет с расширенным временем полета, предназначенный для видеонаблюдения и мониторинга, доставки небольших грузов, поддержания связи и радиоэлектронной борьбы.

Нельзя не сказать несколько слов и об аппаратах многовинтовой схемы — мультикоптерах. В России, как и во всем мире, они получили широкое распространение. На российском рынке в изобилии представлены решения отечественных и иностранных разработчиков. К примеру, в Россию под маркой "Гранад" поставляются системы разработки германской компании Microdrones, одного из основоположников данного направления БЛА.

В линейках известных российских компаний--разработчиков БЛА, таких как "Беспилотные системы", "Геоскан", ZALA и многих других, как правило, представлены и мультироторные аппараты. Но есть компании, например НЕЛК, которые специализируются преимущественно на подобных аппаратах. Наиболее часто применяются беспилотные мультикоптеры парамилитарными структурами: МВД, МЧС и другими. Однако не исключено, что расширят применение многовинтовых БЛА и российские военные, тем более что российские предприятия ведут работы по оснащению таких аппаратов оружием.

Гонка преследования

Так или иначе, ситуация с разработкой, созданием и использованием систем БЛА вертолетного типа в России не обещает радужных перспектив. В классе тяжелых беспилотных вертолетов продолжается застой, развивается лишь производство относительно малоразмерных БЛА, стоимость разработки и эксплуатации которых невелика. К сожалению, невелики и их возможности.

Компания "Вертолеты России" когда-то оценивала потребности мирового рынка в беспилотных вертолетах к 2025 году примерно в 7 тыс. аппаратов, из них на российский рынок приходилось 750 единиц: 350 для силовых ведомств и 250 для коммерческих компаний, включая топливно-энергетический комплекс.

Проведение собственных разработок с перспективой их реализации иностранным заказчикам пока мало интересует российские компании, которые, по-видимому, критически оценивают свои возможности на мировом рынке. Перспективы внутреннего спроса также неочевидны: военный бюджет сокращается, а коммерческие структуры пока не видят больших выгод в применении беспилотников: дело это новое — оценить возможные выигрыши и риски трудно.

Поэтому государственные институты в лице Минобороны, Минпромторга и правительства стоят перед выбором: продолжать заниматься беспилотными вертолетами, забирая на это деньги из других проектов, или приостановить разработки в этом направлении на неопределенный срок. Второй вариант вряд ли устроит российских военных, ведь это неизбежно повлечет за собой нарастание отставания отечественных разработок от зарубежных аналогов.



комментарии (0):













Материалы рубрики

Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Алюминиевые образцы: ученые создадут из лома высокопрочные детали для самолетов

93.ru
На Кубани планируют возродить малую авиацию
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
Альтернатива Турции и ОАЭ: туроператоры ожидают всплеск спроса на отдых в Китае
Любовь Капустина
Российская газета
"Ангара" может прекратить полеты: кто может заменить компанию и скажется ли это на перевозках?
Наталия Ячменникова
Российская газета
С дроном на "ты". Университет гражданской авиации получил сертификаты летной годности на тяжелый беспилотник
Елена Сухорукова, Дарья Молоткова
РБК
У крупнейшего оператора duty free в Шереметьево сменился собственник
Иван Сало
РБК
МС-21: что это за самолет, его характеристики и роль в российской авиации



Валентина Аверьянова
Известия
На взлет: в России вводят новый авиационный сбор для пассажиров
Татьяна Копылова
Деловой Петербург
"Это очень критично": поможет ли новая станция метро аэропорту Пулково
Ирина Ионина
Известия
Летний под дых: кто компенсирует туристам расходы после транспортного коллапса
Ксения Ерохина
Деловой Петербург
Платят пассажиры: как новый сбор Минтранса повлияет на стоимость авиабилетов
Ярослав Солонин
Lenta.ru
«Я – последняя собака в космосе» 65 лет назад СССР запустил в космос Белку и Стрелку. Как это спасло жизнь Гагарину?
Валентина Аверьянова
Известия
Без барьеров: как авиация делает перелеты доступными для людей с РАС
Ольга Федорова
Московский Комсомолец
Над Аляской «закрыли небо»: что скрывается за мерами авиабезопасности саммита
Любовь Капустина
Российская газета
Это дорого, но эффективно: эксперты рассказали, как "мокрый" лизинг мог бы помочь авиаперевозчикам России
Сергей Прудников
Известия
Полет смысла: как будут развиваться российские гражданские дроны
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
В Смольном раскрыли детали испытаний беспилотников в Петербурге
Николай Сергеев
Москвич
Критический фактор: почему авиаколлапс лета 2025 погубил российский средний класс
Елена Рузлева
Forbes
Разбор полетов: чем для акций «Аэрофлота» обернется атака хакеров и задержки рейсов
Антон Белый
Известия
Молодой по весу: в РФ разработали сверхлегкую ракету-носитель для запуска спутников
Герман Костринский, Екатерина Шокурова, Анна Балашова
РБК
Атака хакеров на «Аэрофлот»: сколько это может стоить компании
Елена Балаян, Валерия Мишина, Яна Штурма, Валерий Кодачигов
Известия
Игра на вылет: на что рассчитывать пассажирам отмененных рейсов «Аэрофлота»
Егор Малков
Деловой Петербург
Сломать систему: как сбой "Аэрофлота" отзовётся на вылетах из Петербурга
Петр Канаев
РБК
Андрей Иванов заявил о работе по предотвращению банкротства «Домодедово»
Мария Недюк, Юлия Леонова
Известия
В дроновом режиме: на интеллектуальные беспилотники выделили 262,5 млн рублей
Екатерина Тропова
АТОР
Российские аэропорты закрывали более 260 раз с начала мая
Наталья Башлыкова, Яна Штурма, Виктор Синеок
Известия
Команда на слёт: интерес туристов к Геленджику подскочил вдвое перед открытием аэропорта
Полина Собакина
Известия
Аэропорт Геленджика открылся: как это повлияет на рост турпотока
Максим Манаев, Тимофей Волков, Федор Горбунов
Известия
Бремя ремонта: крейсер «Адмирал Кузнецов» могут сдать на металлолом
София Прохорчук, Владимир Гаврилов
Известия
Воздушные рамки: какие компенсации положены за отмену 485 рейсов
Екатерина Шокурова
РБК
ГЛОНАСС разработает стандарты кибербезопасности для дронов

РБК
Глава «России»: «Каждый 2-й рейс на SSJ100 — между Москвой и Петербургом»
Герман Костринский
РБК
«Россия» начала сравнивать российский и французский двигатели для SSJ-100
Алёна Алёша
Деловой Петербург
Регистрация улыбкой: Петербург узаконит биометрию в аэропортах
София Прохорчук, Ирина Ионина, Самира Сабирова
Известия
Задача на вылет: авиакомпании готовят вывозные рейсы с Ближнего Востока
Анастасия Николаева
Интерфакс
Новый космический проект: какие приоритетные направления выбрала Россия?
Ольга Ларина
Деловой Петербург
Зона турбулентности. Забастовки в Финляндии обрушили авиаперевозки
Иван Сало
РБК
Что такое Crew Dragon: история, миссия, полеты, список кораблей
Любовь Можаева
MASHNEWS
И внутри будет отечественное. Минпромторг решил потратить 4 млрд на начинку самолетов
Сергей Андрейкин
Деловой Петербург
Пулково опередил зарубежные аэропорты по внедрению биометрии
Любовь Можаева
MASHNEWS
С овальным фюзеляжем. На самолеты нового поколения Минпромторг потратит еще 13 млрд
Мария Недюк
Известия
Что указано пером: птицы помогут создать автономные системы навигации для дронов
Кирилл Фенин
Известия
Полетное создание: РФ и Сербия работают над запуском новых авиарейсов
Петр Канаев, Герман Костринский
РБК
Правкомиссия отказала крупнейшему аэропорту Камчатки в повышении тарифов
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Отлетались? Программа производства новых самолетов опять попала под нож
Андрей Коршунов, Юлия Леонова
Известия
Общий взлет: в РФ создали первую универсальную станцию внешнего управления дронами
Анастасия Львова
Эксперт
Дронов становится всё больше
Екатерина Шокурова
РБК
Эксперты разработали концепцию «цифрового неба России»
Мария Фролова
Известия
Лишние пассажиры: в Минтрансе предложили ввести овербукинг на частых рейсах

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC7Dw6
Установка зеркал на http://remont.youdo.com/minor-repair/mirror/.
Рекомендуем: http://perevozki.youdo.com/nizhniy-novgorod/, подробности...
Услуги ремонта авто: http://kazan.youdo.com/auto/kuzovnoj/remontstekol/ - лучшие цены по ссылке.
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer