Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Меры повышения конкурентоспособности российской авиационной техники


31.05.17 12:07 Андрей Дутов, Василий Шапкин, Александр Фридлянд, Журнал "АвиаСоюз"


Конкурентоспособность – это возможность продажи продукции на конкурентном рынке при наличии альтернатив и в условиях превышения предложения над спросом. В сфере гражданского авиастроения она достигается, если экономическая эффективность продукции российских предприятий выше эффективности продукции конкурентов – хотя бы для некоторых категорий потенциальных заказчиков.


Андрей Дутов,
генеральный директор НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского», доктор технических наук

Василий Шапкин,
генеральный директор ГосНИИ ГА, доктор технических наук, профессор

Александр Фридлянд,
директор Научного центра ГосНИИ ГА, доктор экономических наук, профессор

Критериями экономической эффективности гражданских воздушных судов (ВС) могут быть, например, такие показатели, как себестоимость пассажиро-километра или кресло-километра. 

В свою очередь, прямые эксплуатационные расходы (ПЭР) включают в себя такие основные статьи, как затраты на авиационные горюче-смазочные материалы (ГСМ), лизинговые и страхование ВС, стоимость технического обслуживания и ремонта (ТОиР), оплата труда экипажей, аэропортовые и другие сборы. Структура ПЭР российских авиакомпаний в 2014-2016 гг. претерпела значительные изменения. В связи с изменением курса рубля (повлиявшего на стоимость лизинга и аренды, номинированную преимущественно в иностранной валюте) и удешевлением нефти вырос удельный вес относительно постоянных статей затрат, что вместе с удорожанием стоимости кредитов и снижением объемов перевозок существенно увеличило риски авиакомпаний.
 
Доля затрат на аренду/лизинг и ГСМ в структуре ПЭР

Меры по повышению конкурентоспособности авиационной техники (АТ) российского производства должны, таким образом, обеспечить преимущество заказчикам российских ВС в части себестоимости пассажиро- или кресло-километра перед эксплуатантами импортных ВС. Проанализируем возможные пути достижения данной цели.

Субсидирование лизинга ВС российского производства

Меры данной группы направлены на снижение стоимости владения ВС российского производства путем частичного субсидирования авиакомпаниям лизинговых платежей, либо субсидирования лизинговым компаниям процентных ставок по кредитам на покупку самолетов, что, в конечном итоге, также позволяет снизить уровень лизинговых платежей и соответствующие компоненты ПЭР. Конкретная реализация этого пути в настоящее время обеспечивается постановлениями Правительства Российской Федерации:

1)    № 1212 от 30 декабря 2011 г. «Об утверждении правил предоставления субсидий из федерального бюджета на возмещение российским авиакомпаниям, региональным унитарным предприятиям, не являющимся российскими авиакомпаниями, части затрат на уплату лизинговых или арендных платежей за воздушные суда, получаемые указанными организациями по договорам лизинга или аренды для осуществления внутренних региональных и местных воздушных перевозок»;

2)    № 1073 от 22 октября 2012 г. «О предоставлении субсидий российским лизинговым компаниям на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях и в государственной корпорации «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)» в 2008-2018 годах на закупку воздушных судов с последующей их передачей российским авиакомпаниям по договорам лизинга (аренды), а также указанным компаниям и производителям воздушных судов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях и в государственной корпорации «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)» в 2008–2018 годах на приобретение тренажеров для российских воздушных судов».

Оба постановления нацелены на поддержку авиаперевозчиков и лизинговых компаний, приобретающих современные воздушные суда. Однако согласно этим документам субсидии на равном основании предоставляются на закупку как отечественных, так и импортных самолетов, никаких преференций для эксплуатантов российских ВС нет. В этих условиях авиакомпании стремятся приобретать иностранную технику (о причинах такого выбора будет сказано ниже). Кроме того, Постановление № 1212 от 30 декабря 2011 г. возлагает в условиях текущего кризиса чрезмерные риски на авиакомпании и, соответственно, инвестора, в случае если ВС недоработает предусмотренный постановлением пятилетний срок. Поэтому предлагается внести изменения в указанные нормативные акты, закрепив преимущество заказчиков российских ВС при получении субсидий.

Снижение цен на ГСМ для эксплуатантов ВС российского производства

Эта мера направлена на сокращение расходов авиаперевозчика путем субсидирования государством цен на ГСМ. Для этого может быть использовано топливо из возобновляемого запаса Росрезерва. При ее реализации особое внимание необходимо уделить организации процесса учета субсидируемых объемов ГСМ. При этом важно, чтобы затраты на администрирование процесса оказались существенно ниже, чем положительный эффект от применения субсидии. Действенность данных мер также ограничена долей соответствующих затрат в структуре ПЭР, которая в настоящий момент снизилась и составляет около 20%.

Прочие составляющие ПЭР также могут быть объектом субсидирования для заказчиков российских ВС, но их доля в ПЭР ниже, чем доли рассмотренных выше слагаемых.

В целом все меры описанного вида (субсидирование составляющих ПЭР) обладают существенным недостатком, связанным с тем, что субсидируются распределенные во времени потоковые платежи, а заказчику предлагается сделать выбор в пользу отечественных ВС и понести безвозвратные расходы в текущий момент. Даже если АТ берется в лизинг и авиакомпания не приобретает ВС в собственность, требуются единовременные затраты на стартовые депозитные платежи по лизинговым контрактам, лицензирование и сертификацию, обучение персонала, приобретение средств наземного обслуживания, разнообразного программного обеспечения и др. При этом перевозчик обязан эксплуатировать полученные по договору лизинга ВС до наступления предусмотренного лизинговым договором «окна выхода».

Получив субсидию по Постановлению № 1073, эксплуатант обязан использовать ВС в течение пяти лет, в противном случае субсидии в полном объеме подлежат возврату в бюджет. Однако в дальнейшем возможны изменения как внешних условий (цен ГСМ, валютных курсов, процентных ставок и т. п.), так и политики государства. В частности, могут быть пересмотрены условия и льготы для эксплуатантов отечественной АТ. Неопределенность этих факторов на протяжении длительных будущих периодов – порядка периода активной эксплуатации ВС – порождает уровень рисков, который для многих коммерческих авиакомпаний неприемлем. Лизинговые компании также предпочитают не рисковать.

Кроме того, при оценке потребного уровня субсидий возникает принципиальный вопрос: насколько современные российские ВС уступают зарубежным аналогам по уровню ПЭР, какую именно разницу в стоимости летного часа или кресло-километра необходимо компенсировать? Как правило, для современных ВС (например, SSJ 100) ожидаемая величина стоимости пассажиро-километра формально не превышает таковую для импортных конкурентов или даже является более благоприятной.

По уровню технико-экономического совершенства современные российские АТ в целом находятся на уровне зарубежных аналогов соответствующего периода разработки.

Однако опыт реальной эксплуатации российской АТ нового поколения показывает, что она существенно уступает импортным аналогам по уровню среднемесячного налета. Это критически влияет на ПЭР, особенно в условиях повышения доли лизинговых платежей. Согласно отчетам по Ф32-ГА за 2015 г. средний по отрасли налет B-737-500 составил 279 час/мес., A-319 – 283 час/мес., SSJ 100 – 100 час/мес. Неудовлетворительны показатели регулярности рейсов по техническим причинам, готовности парка АТ. В значительной степени это обусловлено, помимо неизбежных (в т. ч. и для импортных аналогов) простоев по причине конструктивно-производственных недостатков, устраняемых в начальный период эксплуатации новых типов АТ, недостаточно эффективной организацией ТОиР, послепродажного обслуживания (ППО) и соответствующей инфраструктуры. По данным отечественных авиакомпаний, период ожидания запчастей для SSJ 100 может составлять 30-80 дней, для самолетов Airbus и Boeing – порядка суток. Зарубежные аналоги обеспечены глобальными сетями сервисных центров, складов запчастей, развитой системой дополнительных услуг (лизинг сменных авиадвигателей, агрегатов, обмен изделий, требующих тяжелых форм ТОиР и т. п.). При этом эффективная организация современной системы ППО, весьма капиталоемкой, возможна лишь при наличии в эксплуатации значительного парка изделий данного типа – порядка нескольких сотен или тысяч.

Подчеркнем, что низкая интенсивность эксплуатации (налета) российских ВС – главный фактор снижения экономической эффективности их эксплуатации. Действует порочный круг: недостатки в сфере ППО снижают конкурентоспособность российской АТ, что приводит к сокращению спроса на нее, а это в конечном итоге затрудняет эффективную организацию современной системы ППО. Также малая серийность выпуска повышает себестоимость самих ВС российского производства. Пример – затянувшийся процесс создания системы ППО Ту-204 – к моменту ее формирования в начале 2000-х гг. авиакомпании уже фактически отказались от коммерческой эксплуатации этих самолетов, перейдя на более дешевые в приобретении и эксплуатации импортные аналоги. 

Проблема заключается и в том, что государственная поддержка ППО оказывается только на стадиях НИОКР. Можно разработать программный продукт для управления логистикой, опытный образец тренажера, истратить на это сотни миллионов рублей, но нельзя сформировать достаточный обменный фонд запчастей.

В нормативной базе отсутствует понятие АОG (aircraft on ground) – «самолет на земле». В гарантийный период ГОСТы предусматривают сначала разбирательство в духе «кто виноват», а потом устранение отказов и восстановление летной годности. Поэтому необходима коррекция нормативной базы.

В долгосрочной перспективе рост конкурентоспособности АТ российского производства может быть обеспечен лишь за счет разработки новых продуктовых технологий авиастроения, позволяющих значимым образом снизить важнейшие компоненты ПЭР. Однако экономически эффективное проведение соответствующих исследований и разработок также требует применения технологий на многочисленном парке изделий.

Системное решение проблемы обеспечения конкурентоспособности АТ российского производства требует формирования значительного – по меньшей мере, порядка нескольких сотен самолетов – стартового заказа на воздушные суда российского производства. Необходимо проведение системной многофакторной политики по увеличению серийности выпуска воздушных судов с одновременным развертыванием маршрутной сети, созданием центров послепродажного обслуживания АТ и т. д. При решающей роли государства может быть сформирован «якорный рынок» для российского гражданского авиастроения, позволяющий ему достичь рентабельных объемов выпуска, достаточных для формирования системы ППО парка изделий в эксплуатации. Только в этом случае можно рассчитывать на достижение паритетной с зарубежными конкурентами эффективности ВС в эксплуатации и полноценный выход на экспортные рынки.

При этом формирование стартового заказа на российские ВС для нужд преимущественно российской авиатранспортной системы может стать целесообразным и по критериям обеспечения национальной безопасности в условиях внешнеполитических рисков, возможного ужесточения санкций. Вопрос формирования стартового заказа на ВС определенных типов и классов должен решаться в комплексе с вопросами развития маршрутной сети, авиатранспортной инфраструктуры. На общегосударственном уровне следует сопоставлять объемы субсидий на обеспечение транспортной связности территории России, затраты на разработку и производство воздушных судов, вклад авиастроения и гражданской авиации в ВВП России, в занятость высококвалифицированных специалистов. В целом необходимо определить оптимальное с общегосударственной точки зрения стратегическое позиционирование российского авиастроения – должна ли отрасль стремиться к достижению глобальной конкурентоспособности на мировых рынках, либо нацелиться преимущественно на удовлетворение потребностей национальной авиатранспортной системы. 

Необходимо определить «образ желаемого будущего» российской гражданской авиации и национального авиастроения, контуры будущей авиатранспортной системы Российской Федерации – как будут обеспечиваться планируемая Транспортной Стратегией подвижность населения с учетом социально-экономической ситуации, минимальные стандарты качества авиатранспортных услуг (прежде всего, по частоте и регулярности рейсов, средней рейсовой скорости перевозок, коэффициенту связности сети, количеству пересадок и т. п.). В зависимости от этого следует планировать параметры будущего парка ВС, и в конечном счете первоочередные технологии, которые необходимо разработать. Так, например, если будет принято решение обеспечить непосредственную регулярную связь российских регионов между собой, а не через московский авиаузел, потребуется разработка новых ВС меньшей вместимости, обладающих высокой дальностью и крейсерской скоростью, высоким уровнем комфорта и безопасности, эксплуатационной экономичностью, не уступающей современным магистральным ВС. При этом они должны обеспечивать расширенные условия базирования на аэродромах классов В и Г. 

Для организации стартового заказа на продукцию авиапрома целесообразно рассмотреть создание специальной авиакомпании, находящейся под государственным контролем и имеющей главной задачей не получение прибыли, а решение указанных выше государственных задач с минимальной затратой бюджетных средств. Только такая компания сможет обеспечить переход от сегодняшней модели авиаперевозок, при которой 80,5% отправок происходит из аэропортов московского узла, к рациональной модели региональных хабов, необходимой стране таких размеров, как Россия. 

Создание такой компании потребует выделения значительных государственных средств. Так, для формирования флота из 300 региональных самолетов вместимостью 60-80 мест, необходимых для организации хабовой схемы, в зависимости от схемы приобретения, потребуется от 50 млрд рублей в год в течение 25 лет по лизинговой программе (субсидирование лизинга по условиям постановления № 1212, кредитной ставке 12% и ключевой ставке 10%). 

Подобные проблемы выходят за рамки двух представленных здесь отраслей – авиастроения и воздушного транспорта и даже взаимодействующего с ними ТЭК – и непосредственно касаются экономического развития регионов, территориальной целостности и национальной безопасности России. Одним из действенных инструментов для их решения призвана стать Авиационная коллегия, которая нацелена на преодоление ведомственных барьеров и выработку единой политики, исходя из государственных интересов. В том числе, это касается координации планов и стратегий всех заинтересованных организаций, отраслей и ведомств, чья деятельность связана с развитием авиации в России, в рамках Научно-экспертного совета Авиационной коллегии. 

Следует отметить, что конкретные механизмы такой координации уже отчасти отработаны при разработке Плана деятельности ФГБУ «Национальный исследовательский центр «Институт имени Н.Е. Жуковского» по развитию науки и технологий в авиастроении. Они предусматривают интеграцию, взаимную увязку целевых параметров технологического развития в смежных областях техники, а также увязку планов исследований и разработок «вдоль» жизненного цикла – от фундаментальных исследований до разработки конкретных образцов. Поэтому деятельность Научно-экспертного совета Авиационной коллегии будет базироваться на апробированной методологической и нормативной основе. 

Такой подход позволит системно и обоснованно проработать отмеченные выше предложения по повышению конкурентоспособности российской АТ, включая предложения по изменению нормативно-правовой базы.



комментарии (0):













Материалы рубрики

Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Алюминиевые образцы: ученые создадут из лома высокопрочные детали для самолетов

93.ru
На Кубани планируют возродить малую авиацию
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
Альтернатива Турции и ОАЭ: туроператоры ожидают всплеск спроса на отдых в Китае
Любовь Капустина
Российская газета
"Ангара" может прекратить полеты: кто может заменить компанию и скажется ли это на перевозках?
Наталия Ячменникова
Российская газета
С дроном на "ты". Университет гражданской авиации получил сертификаты летной годности на тяжелый беспилотник
Елена Сухорукова, Дарья Молоткова
РБК
У крупнейшего оператора duty free в Шереметьево сменился собственник
Иван Сало
РБК
МС-21: что это за самолет, его характеристики и роль в российской авиации



Валентина Аверьянова
Известия
На взлет: в России вводят новый авиационный сбор для пассажиров
Татьяна Копылова
Деловой Петербург
"Это очень критично": поможет ли новая станция метро аэропорту Пулково
Ирина Ионина
Известия
Летний под дых: кто компенсирует туристам расходы после транспортного коллапса
Ксения Ерохина
Деловой Петербург
Платят пассажиры: как новый сбор Минтранса повлияет на стоимость авиабилетов
Ярослав Солонин
Lenta.ru
«Я – последняя собака в космосе» 65 лет назад СССР запустил в космос Белку и Стрелку. Как это спасло жизнь Гагарину?
Валентина Аверьянова
Известия
Без барьеров: как авиация делает перелеты доступными для людей с РАС
Ольга Федорова
Московский Комсомолец
Над Аляской «закрыли небо»: что скрывается за мерами авиабезопасности саммита
Любовь Капустина
Российская газета
Это дорого, но эффективно: эксперты рассказали, как "мокрый" лизинг мог бы помочь авиаперевозчикам России
Сергей Прудников
Известия
Полет смысла: как будут развиваться российские гражданские дроны
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
В Смольном раскрыли детали испытаний беспилотников в Петербурге
Николай Сергеев
Москвич
Критический фактор: почему авиаколлапс лета 2025 погубил российский средний класс
Елена Рузлева
Forbes
Разбор полетов: чем для акций «Аэрофлота» обернется атака хакеров и задержки рейсов
Антон Белый
Известия
Молодой по весу: в РФ разработали сверхлегкую ракету-носитель для запуска спутников
Герман Костринский, Екатерина Шокурова, Анна Балашова
РБК
Атака хакеров на «Аэрофлот»: сколько это может стоить компании
Елена Балаян, Валерия Мишина, Яна Штурма, Валерий Кодачигов
Известия
Игра на вылет: на что рассчитывать пассажирам отмененных рейсов «Аэрофлота»
Егор Малков
Деловой Петербург
Сломать систему: как сбой "Аэрофлота" отзовётся на вылетах из Петербурга
Петр Канаев
РБК
Андрей Иванов заявил о работе по предотвращению банкротства «Домодедово»
Мария Недюк, Юлия Леонова
Известия
В дроновом режиме: на интеллектуальные беспилотники выделили 262,5 млн рублей
Екатерина Тропова
АТОР
Российские аэропорты закрывали более 260 раз с начала мая
Наталья Башлыкова, Яна Штурма, Виктор Синеок
Известия
Команда на слёт: интерес туристов к Геленджику подскочил вдвое перед открытием аэропорта
Полина Собакина
Известия
Аэропорт Геленджика открылся: как это повлияет на рост турпотока
Максим Манаев, Тимофей Волков, Федор Горбунов
Известия
Бремя ремонта: крейсер «Адмирал Кузнецов» могут сдать на металлолом
София Прохорчук, Владимир Гаврилов
Известия
Воздушные рамки: какие компенсации положены за отмену 485 рейсов
Екатерина Шокурова
РБК
ГЛОНАСС разработает стандарты кибербезопасности для дронов

РБК
Глава «России»: «Каждый 2-й рейс на SSJ100 — между Москвой и Петербургом»
Герман Костринский
РБК
«Россия» начала сравнивать российский и французский двигатели для SSJ-100
Алёна Алёша
Деловой Петербург
Регистрация улыбкой: Петербург узаконит биометрию в аэропортах
София Прохорчук, Ирина Ионина, Самира Сабирова
Известия
Задача на вылет: авиакомпании готовят вывозные рейсы с Ближнего Востока
Анастасия Николаева
Интерфакс
Новый космический проект: какие приоритетные направления выбрала Россия?
Ольга Ларина
Деловой Петербург
Зона турбулентности. Забастовки в Финляндии обрушили авиаперевозки
Иван Сало
РБК
Что такое Crew Dragon: история, миссия, полеты, список кораблей
Любовь Можаева
MASHNEWS
И внутри будет отечественное. Минпромторг решил потратить 4 млрд на начинку самолетов
Сергей Андрейкин
Деловой Петербург
Пулково опередил зарубежные аэропорты по внедрению биометрии
Любовь Можаева
MASHNEWS
С овальным фюзеляжем. На самолеты нового поколения Минпромторг потратит еще 13 млрд
Мария Недюк
Известия
Что указано пером: птицы помогут создать автономные системы навигации для дронов
Кирилл Фенин
Известия
Полетное создание: РФ и Сербия работают над запуском новых авиарейсов
Петр Канаев, Герман Костринский
РБК
Правкомиссия отказала крупнейшему аэропорту Камчатки в повышении тарифов
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Отлетались? Программа производства новых самолетов опять попала под нож
Андрей Коршунов, Юлия Леонова
Известия
Общий взлет: в РФ создали первую универсальную станцию внешнего управления дронами
Анастасия Львова
Эксперт
Дронов становится всё больше
Екатерина Шокурова
РБК
Эксперты разработали концепцию «цифрового неба России»
Мария Фролова
Известия
Лишние пассажиры: в Минтрансе предложили ввести овербукинг на частых рейсах

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgBWcLp
Услуги мастеров: http://remont.youdo.com/building/insulation/waterproofing/house/walls/price/ - ссылка на описание.
Стоимость шпаклевки стен на http://remont.youdo.com/stuccoing/fillers/tag/walls/.
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer