Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Беспилотные заправщики спасут авианосцы США


5 июня 2017 года Михаил Ходаренок, Газета.Ru


В США будет разработан новый палубный беспилотный воздушный танкер Stingray («Скат»). Первые поставки аппаратов, призванных увеличить радиус боевого применения основных палубных самолетов ВМС США, ожидаются в 2021 году. На проект запланированы расходы порядка $2,16 млрд. «Газета.Ru» выяснила, почему в США на этот танкер возлагают такие большие надежды и способен ли он противостоять китайским ракетам.

Военно-морские силы США готовятся дать старт соревнованию среди предприятий американского ОПК по созданию первого в своем роде киберзащищенного беспилотного летательного аппарата — топливозаправщика для оснащения авиагрупп атомных ударных авианосцев в первой половине 2020-х годов. Лучшая концептуальная разработка будет выбрана уже этим летом.

По данным издания Warrior, предполагается, чтоновый аппарат, защищенный не только от компьютерных атак вероятного противника, но и от воздействия средств радиоэлектронной борьбы, существенно увеличит боевой радиус основных палубных самолетов авиации ВМС США,включая F/A-18 Super Hornet и F-35C Joint Strike Fighter.

«Насколько известно, командование ВМС США уже согласовало финальные требования для нового беспилотного летательного аппарата и определило перечень задач для MQ-25», — рассказал «Газете.Ru» заместитель директора Центра анализа стратегий и технологий Константин Макиенко.

По словам эксперта, руководство военно-морских сил Соединенных Штатов на первых этапах предполагало принять на вооружение беспилотный бомбардировщик, выполненный по технологии «стелс», который мог бы наносить ракетно-бомбовые удары и при этом обладать малой радиолокационной заметностью.

Проект был назван RAQ-25, но затем от него решили отказаться и заняться беспилотным топливозаправщиком, названным MQ-25 Stingray. «Как мы видим, за прошедшие годы существенные изменения претерпела сама концепция данного беспилотника, — пояснил «Газете.Ru» главный редактор журнала «Беспилотная авиация» Денис Федутинов. — Уже в 2011 году были понижены требования по малозаметности, а также по массе вооружения».

Сейчас создатели видят его, в первую очередь, в роли воздушного танкера для дозаправки пилотируемых самолетов палубной авиации ВМС США, добавил специалист. Разведывательные функции остаются, но в сокращенном варианте.
Министерство обороны США потребовало оснастить БЛА Stingray средствами разведки — электронно-оптическим инфракрасным датчиком, а также системами радиоэлектронной разведки SIGINT и идентификации целей AIS. Ударные опции формально также остаются, отметил Федутинов, однако реализовывать их планируется в более отдаленной перспективе. Кроме того, были снижены требования по малой заметности.

По словам эксперта, указанные изменения вызваны желанием упростить задачу для разработчиков. Высказывались также мнения о том, что это может способствовать появлению дополнительных компаний-разработчиков.

Разработка беспилотного летательного аппарата-топливозаправщика, который в состоянии взлететь с авианосца и заправить в полете палубные штурмовики и истребители на их пути к объектам удара, является стрежневым аспектом планов ВМС США. А именно: обнаружить и уничтожить противокорабельные ракеты противника на дальних подступах к авианосным ударным группам.

Современные американские палубные самолеты F/A-18 E/F Super Hornet и новейший F-35C Lightning II имеют, по оценкам специалистов, недостаточный радиус действия для решения подобных задач. Поэтому было признано целесообразным ввести в боевой состав авиакрыла ударного авианосца беспилотные самолеты-топливозаправщики.

Решение особенно важно для Пентагона, учитывая, что уже существуют управляемые высокоточные противокорабельные ракеты дальнего действия, которые способны уничтожить авианосцы на расстоянии до 1000 (более 1609 км) миль от берега.

К таким ракетам, по оценке американских специалистов, относятся и китайские баллистические ПКР DF-21D, называемые «убийцами авианосцев».

Основным элементом этого комплекса является специальное пятиосное шасси, на котором перевозится транспортно-пусковой контейнер с ракетой. Именно это шасси и позволяет перебрасывать ракеты в требуемый район, а также осуществлять запуск с минимального расстояния до цели. По разным оценкам, ракета DF-21D имеет длину порядка 10–12 м и диаметр около 1,5 м. Стартовая масса оценивается в 14–16 т. Утверждается, что ракета DF-21D способна поражать надводные корабли на удалении от 100 до 1450 км.

В случае вооруженного конфликта между Пекином и Вашингтоном это означает, что до уничтожения противокорабельных комплексов DF-21D авианосные ударные группы ВМС США не смогут без большого риска приблизиться к китайскому побережью менее чем на 1400–1500 км. А следовательно, палубная авиация ВМС не сможет применить авиационные средства поражения по береговым объектам.

Помимо расширения боевого радиуса, есть и другие моменты, которые «Скат» должен решить. Современные пилотируемые самолеты-заправщики обладают очень большими геометрическими размерами и взлетным весом. В частности,поступающий на оснащение военно-воздушных сил США перспективный самолет-заправщик KC-46A имеет слишком большую отражающую поверхность и поэтому может быть слишком уязвим для атак зенитными и авиационными управляемыми ракетами.

Поэтому возникает необходимость в сравнительно небольшой по размерам платформе, которая была бы не так заметна для РЛС противника, но при этом не мешает основной задаче, то есть дозаправке самолетов топливом в воздухе. Еще одно требование к «Скату» — возможность практически непрерывной работы.
 
Впрочем, даже несмотря на появление «китайских убийц авианосцев» DF-21D, высокопоставленные представители ВМС США и некоторые аналитики сомневаются, что те действительно могут эффективно поражать свои цели, да еще и в движении на скорости 30 узлов и с расстояния 1000 миль.

Тут, считают военно-морские специалисты, требуются соответствующие данные разведки, точное целеуказание, непрерывное управление с необходимыми корректировками, чтобы с минимальными промахами поразить такую цель, как движущийся авианосец. Иными словами, при решении этой задачи требуются самые продвинутые технологии.
В каком объеме обладает ими Китай, вопрос открытый. Кроме того, ВМС США быстро совершенствуют оборонительное оружие на кораблях, средства РЭБ, лазеры и технологии, которые в состоянии идентифицировать и уничтожить приближающуюся и предназначенную для поражения авианосцев крылатую ракету даже за радиогоризонтом.

Создание MQ-25A Stingray происходит в самый разгар дискуссии об эволюции и дальнейшем будущем авианосцев как целого класса кораблей. Некоторые аналитики и военные эксперты, например, полагают, что авианосцы скоро станут устаревшими при применении такого оружия, как DF-21D. Перспективы появления в недалеком будущем гиперзвукового оружия вообще могут поставить крест на этих кораблях.

В России к решению подобных задач еще не приступали. На единственном отечественном авианосце «Адмирал Кузнецов» пока нет даже пилотируемых самолетов-заправщиков, роль которых в авиации ВМС США ранее выполняли воздушные танкеры KA-6D Intruder,разработанные американской фирмой Grumman.

Однако, напоминает Константин Макиенко, самолеты KA-6D Intruder были сняты с вооружения в 1997 году. Как пояснил эксперт, с этого момента задачи дозаправки авианосной авиации в воздухе были возложены на строевые истребители Boeing F/A-18, оснащаемые подвесными заправочными агрегатами.

Это, по мнению Макиенко, налагает серьезную нагрузку на парк F/A-18, у которых число вылетов для использования в качестве заправщиков достигает 20–30% от общего числа полетов, что, соответственно, сокращает ударный потенциал эскадрилий этих самолетов и авиагрупп в целом. Поэтому появление беспилотного воздушного танкера в авиации ВМС США, считают американские эксперты, вопрос самого ближайшего будущего.

«Тем не менее реализация программы создания палубного беспилотника в США продвигается далеко не самыми высокими темпами, — считает главный редактор журнала «Беспилотная авиация» Денис Федутинов. — Первые шаги в данном направлении были предприняты еще в середине 2000-х годов. Но понимания места и роли подобного БЛА в авиации ВМС США достаточно длительное время не было».

Как рассказал «Газете.Ru» Федутинов, в настоящее время в работах по палубному БЛА-заправщику принимают участие четыре крупные американские компании, ранее отобранные американскими военными в рамках реализации программы UCLASS — Northrop Grumman с аппаратом на базе БЛА X-47B, Boeing с аппаратом на основе БЛА Phantom Ray, Lockheed Martin с БЛА Sea Ghost на основе RQ-170 Sentinel и General Atomics с БЛА Sea Avenger на базе аппарата Avenger. Указанные компании в 2016 году получили контракты с равным финансированием, напоминает Федутинов. В текущем году ожидается появление формального Запроса предложений (RFP).

Окончательно определиться с разработчиком БЛА ВМС США планируют во второй половине 2018 года. На проект запланированы расходы порядка $2,16 млрд. При этом первые поставки беспилотников ожидаются в 2021 году.
По мнению Федутинова, все участники проекта имеют определенные сильные и слабые стороны. Так, General Atomics обладает весьма существенным опытом в создании БЛА семейства Predator, широко используемых как американскими ВС, так и союзниками США. Вместе с тем на БЛА Avenger (Predator C), совершивший первый полет еще в 2009 году, компания до сих пор так и не нашла заказчика.

Lockheed Martin, по мнению эксперта, не имеет столь внушительных цифр по поставкам своих БЛА, однако аппарат RQ-170, который планируется взять за основу в данном проекте, закупается и используется американскими военными, в том числе в условиях военных конфликтов последних лет.

Компания Boeing, напоминает специалист, также имела наработки по тематике БЛА, ведя разработку БЛА X-45 с начала 2000-х. Впрочем, БЛА X-45C, выполнивший первый полет в 2011 году, по настоящее время остается в единственном экземпляре.

По мнению Федутинова, наиболее высокие шансы выйти в лидеры у компании Northrop Grumman.

Созданный этой фирмой демонстратор палубного БЛА X-47 несколько лет назад уже использовался в экспериментах по эксплуатации с борта авианосца. Испытания, включавшие серию полетов, в том числе взлеты и посадки с/на палубу авианосца Theodore Roosevelt (CVN71), были в целом признаны успешными.



комментарии (0):













Материалы рубрики

Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Алюминиевые образцы: ученые создадут из лома высокопрочные детали для самолетов

93.ru
На Кубани планируют возродить малую авиацию
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
Альтернатива Турции и ОАЭ: туроператоры ожидают всплеск спроса на отдых в Китае
Любовь Капустина
Российская газета
"Ангара" может прекратить полеты: кто может заменить компанию и скажется ли это на перевозках?
Наталия Ячменникова
Российская газета
С дроном на "ты". Университет гражданской авиации получил сертификаты летной годности на тяжелый беспилотник
Елена Сухорукова, Дарья Молоткова
РБК
У крупнейшего оператора duty free в Шереметьево сменился собственник
Иван Сало
РБК
МС-21: что это за самолет, его характеристики и роль в российской авиации



Валентина Аверьянова
Известия
На взлет: в России вводят новый авиационный сбор для пассажиров
Татьяна Копылова
Деловой Петербург
"Это очень критично": поможет ли новая станция метро аэропорту Пулково
Ирина Ионина
Известия
Летний под дых: кто компенсирует туристам расходы после транспортного коллапса
Ксения Ерохина
Деловой Петербург
Платят пассажиры: как новый сбор Минтранса повлияет на стоимость авиабилетов
Ярослав Солонин
Lenta.ru
«Я – последняя собака в космосе» 65 лет назад СССР запустил в космос Белку и Стрелку. Как это спасло жизнь Гагарину?
Валентина Аверьянова
Известия
Без барьеров: как авиация делает перелеты доступными для людей с РАС
Ольга Федорова
Московский Комсомолец
Над Аляской «закрыли небо»: что скрывается за мерами авиабезопасности саммита
Любовь Капустина
Российская газета
Это дорого, но эффективно: эксперты рассказали, как "мокрый" лизинг мог бы помочь авиаперевозчикам России
Сергей Прудников
Известия
Полет смысла: как будут развиваться российские гражданские дроны
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
В Смольном раскрыли детали испытаний беспилотников в Петербурге
Николай Сергеев
Москвич
Критический фактор: почему авиаколлапс лета 2025 погубил российский средний класс
Елена Рузлева
Forbes
Разбор полетов: чем для акций «Аэрофлота» обернется атака хакеров и задержки рейсов
Антон Белый
Известия
Молодой по весу: в РФ разработали сверхлегкую ракету-носитель для запуска спутников
Герман Костринский, Екатерина Шокурова, Анна Балашова
РБК
Атака хакеров на «Аэрофлот»: сколько это может стоить компании
Елена Балаян, Валерия Мишина, Яна Штурма, Валерий Кодачигов
Известия
Игра на вылет: на что рассчитывать пассажирам отмененных рейсов «Аэрофлота»
Егор Малков
Деловой Петербург
Сломать систему: как сбой "Аэрофлота" отзовётся на вылетах из Петербурга
Петр Канаев
РБК
Андрей Иванов заявил о работе по предотвращению банкротства «Домодедово»
Мария Недюк, Юлия Леонова
Известия
В дроновом режиме: на интеллектуальные беспилотники выделили 262,5 млн рублей
Екатерина Тропова
АТОР
Российские аэропорты закрывали более 260 раз с начала мая
Наталья Башлыкова, Яна Штурма, Виктор Синеок
Известия
Команда на слёт: интерес туристов к Геленджику подскочил вдвое перед открытием аэропорта
Полина Собакина
Известия
Аэропорт Геленджика открылся: как это повлияет на рост турпотока
Максим Манаев, Тимофей Волков, Федор Горбунов
Известия
Бремя ремонта: крейсер «Адмирал Кузнецов» могут сдать на металлолом
София Прохорчук, Владимир Гаврилов
Известия
Воздушные рамки: какие компенсации положены за отмену 485 рейсов
Екатерина Шокурова
РБК
ГЛОНАСС разработает стандарты кибербезопасности для дронов

РБК
Глава «России»: «Каждый 2-й рейс на SSJ100 — между Москвой и Петербургом»
Герман Костринский
РБК
«Россия» начала сравнивать российский и французский двигатели для SSJ-100
Алёна Алёша
Деловой Петербург
Регистрация улыбкой: Петербург узаконит биометрию в аэропортах
София Прохорчук, Ирина Ионина, Самира Сабирова
Известия
Задача на вылет: авиакомпании готовят вывозные рейсы с Ближнего Востока
Анастасия Николаева
Интерфакс
Новый космический проект: какие приоритетные направления выбрала Россия?
Ольга Ларина
Деловой Петербург
Зона турбулентности. Забастовки в Финляндии обрушили авиаперевозки
Иван Сало
РБК
Что такое Crew Dragon: история, миссия, полеты, список кораблей
Любовь Можаева
MASHNEWS
И внутри будет отечественное. Минпромторг решил потратить 4 млрд на начинку самолетов
Сергей Андрейкин
Деловой Петербург
Пулково опередил зарубежные аэропорты по внедрению биометрии
Любовь Можаева
MASHNEWS
С овальным фюзеляжем. На самолеты нового поколения Минпромторг потратит еще 13 млрд
Мария Недюк
Известия
Что указано пером: птицы помогут создать автономные системы навигации для дронов
Кирилл Фенин
Известия
Полетное создание: РФ и Сербия работают над запуском новых авиарейсов
Петр Канаев, Герман Костринский
РБК
Правкомиссия отказала крупнейшему аэропорту Камчатки в повышении тарифов
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Отлетались? Программа производства новых самолетов опять попала под нож
Андрей Коршунов, Юлия Леонова
Известия
Общий взлет: в РФ создали первую универсальную станцию внешнего управления дронами
Анастасия Львова
Эксперт
Дронов становится всё больше
Екатерина Шокурова
РБК
Эксперты разработали концепцию «цифрового неба России»
Мария Фролова
Известия
Лишние пассажиры: в Минтрансе предложили ввести овербукинг на частых рейсах

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgByF1x
Смотрите тут - https://youdo.com/auto/kuzovnoy/painting/, посетить сайт.
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer