Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное



Главная Обзоры СМИ Статьи


Подрежут крылья


17 июля 2017 года Тарас Фомченков, Российская газета


Погодные аномалии, которые мы наблюдаем в этом году, могут стать более частыми. Такой прогноз дает советник президента России по вопросам изменения климата Александр Бедрицкий. И объясняет это сокращением температурного контраста между полюсами и экватором из-за потепления в Арктике.

Если климат продолжит в том же духе, то в жаркие дни с аэродромов мира не сможет взлететь каждый третий самолет. А это уже выводы ученых Колумбийского университета CША.

К таким прогнозам надо чутко прислушиваться, считают эксперты "Российской газеты", и делать выводы. Проблемы из-за потепления климата действительно назревают, но технически их вполне можно решить. Это касается и прогнозов по авиации. Сразу успокоим тех, кто часто летает - если они и сбудутся, то не завтра, а к концу XXI века. И еще есть время решить проблему. Но сначала о том, почему она может возникнуть.

Как известно, воздух при нагреве расширяется и становится менее плотным. В результате для отрыва от взлетной полосы классическому средне- и дальнемагистральному самолету потребуется гораздо большая скорость, чем сейчас. Или придется строить более протяженные взлетно-посадочные полосы.

Первый звоночек прозвенел в 2010 году, когда в Москве метеорологи зафиксировали 15 дней с температурой более 35 градусов. А норма для наших широт: в четыре года всего один такой экстремально жаркий день за лето.

Потепление климата приведет к росту мощности авиадвигателей и уменьшению веса самолетов

"Чтобы взлететь "разряженном воздухе, необходимо увеличить скорость разбега, а для этого надо будет вводить более жесткие ограничения на взлетный вес воздушного судна. Летчикам придется брать с собой меньше пассажиров или грузов, или топлива, - предупреждает один из авторов исследования, профессор Колумбийского университета в США Итан Коффель. - Насколько меньше? В самые жаркие дни полезная нагрузка будет снижаться на 4 процента. Это значит, что лайнер, рассчитанный на 160 посадочных мест, не сможет взять на борт примерно 12-13 пассажиров. Причем это еще оптимистичный сценарий. Если же взлетно-посадочная полоса в аэропорту будет короткой, а самолет большим, то перевозчики смогут заполнить салон только наполовину".

Впрочем, вопрос о точности предсказаний изменения климата - один из самых острых на сегодняшний день. И совсем не факт, что через 100 лет будут достигнуты эти значения, считают российские ученые.

Когда климатическими исследованиями занимаются сотни научных структур в мире, всегда присутствуют запредельно экзотические трактовки и прогнозы, успокаивает профессор кафедры рационального природопользования МГУ им. Ломоносова Юрий Мазуров.

"Прогноз о росте среднегодовых температур на Земле на 3 градуса к 2100 году носит алармистский характер. За весь XX век, напомню, повышение температуры составило 0,6 градуса. Откуда за XXI век возьмется в шесть раз большая динамика? Я не вижу предпосылок для ускорения процесса сразу в 5 раз", - говорит он.

Есть и еще один нюанс, продолжает эксперт. Уже сегодня в Африке, в Австралии в определенные месяцы года прогнозные величины давно зашкаливают и превышены. Так что же, оттуда самолеты не взлетают?

Именно поэтому, констатирует Юрий Мазуров, "к подобного рода утверждениям надо отнестись внимательно, но это не более чем один из возможных прогнозов. Тем более что российские ученые, например, прогнозируют в самом алармистском варианте рост среднегодовых температур на Земле за XXI век только на 2 градуса. А все остальные в большинстве укладываются в вилку от 0,5 до 1,5 градуса".

При определенных температурах и их росте тяга двигателя действительно уменьшается, соглашается начальник летно-испытательного центра ГосНИИ гражданской авиации Рубен Есаян.

И в целом получается, что придется строить более длинные полосы для взлета или уменьшать взлетную массу.

Однако проблему можно решить и другим путем, успокаивает он.

"Если параллельно росту температур и потеплению климата будут разрабатываться более мощные двигатели без серьезного увеличения расхода топлива, то вопрос с невозможностью взлета решится. То же самое - при увеличении площади крыла и его подъемной силы. А рост массы самолета в этом случае можно будет компенсировать использованием новых, более легких материалов", - резюмирует эксперт.




комментарии (0):










Материалы рубрики


КоммерсантЪ FM
Овербукинг подводят под санкции
Александра Джорджевич, Иван Сафронов
КоммерсантЪ
Центр Хруничева пытается стать меньше да лучше
Иван Сафронов, Александра Джорджевич
КоммерсантЪ
Старый контракт для нового премьера
Кулинченко Вадим
Военно-промышленный курьер
"Беркут" меняет крыло

ТАСС
Эксперт: инцидент с самолетом сборной Саудовской Аравии мог произойти только из-за птицы
Александр Ахтырко
TourDom.ru
Turkish Airlines отказались от участия в рейтингах Skytrax
Николай Якубович
Независимое военное обозрение
Почему асы Геринга боялись воздушного тарана
Владимир Щербаков
Независимое военное обозрение
Ту-22М3: крылатый ужас НАТО



Ирина Дронина
Независимое военное обозрение
Ил-276 – самолет для войны и мира

BFM
Под чьим контролем может оказаться "Внуково"?
Елизавета Кузнецова, Полина Хрестюхина
КоммерсантЪ
Дронам станет свободнее
Валерий  Мигунов
Журнал "АвиаСоюз"
"Антей" на земле и в воздухе
Сергей Машкин
КоммерсантЪ
Катастрофу в Сочи оценят в Лондоне

КоммерсантЪ FM
Государство уходит из Внуково
Иван Сафронов
КоммерсантЪ
"Роскосмос" по-другому не стыкуется
Максим Бут
Экономика сегодня
"Хоть на грунт, хоть на льдину": транспортный беспилотник России "облетит" проблемы навигации в Арктике
Николай Протопопов
РИА Новости
"Сухих" готовят к НАТО. Как Украина адаптирует авиацию под нормы альянса
Александр Круглов, Алексей Рамм, Богдан Степовой
Известия
Авиация получила усовершенствованную защиту
Сергей Петунин
КоммерсантЪ - Саратов
Авиакомпании делят небо над Саратовом
Илья Крамник
Известия
Невозвращаемый "Руслан"
Николай Протопопов
РИА Новости
Истребитель авианосцев. Чем улучшенные Ту-22М3 могут угрожать флоту США
Александр Ахтырко
TourDom
Путин – за расширение субсидий на дальневосточных рейсах
Александр Шарковский
Независимое военное обозрение
Китайский "Темный меч" способен преодолеть российскую ПВО
Роман Азанов
ТАСС
Сверхтяжелый "Руслан": чем самолет превзошел американскую "Галактику"
Владимир Мухин
Независимая газета
Боевая авиация РФ – в трех минутах лёта от Мариуполя
Тимур Латыпов
БИЗНЕС Online
"КВЗ просто начинают дербанить": Николай Колесов создает "параллельный" вертолетный завод?
Василий Маринин, Валерия Комарова, Мария Кокорева
РБК
"Аэрофлот" начал набор военных летчиков
Владимир Мухин
Независимая газета
Россия не готова строить "Русланы"
Елизавета Кузнецова, Вадим Никифоров
КоммерсантЪ
Небо Крыма теряет высоту
Михаил Задорожный
BFM
Дебоширам полет запрещен

BFM
Турбулентность торговых войн. Мировым авиаперевозкам грозит снижение?

ВВС Россия
Станут ли российские "Русланы" немецкими, чтобы возить грузы НАТО
Елизавета Кузнецова
КоммерсантЪ
Пилоты возвращают штурвал через суд
Андрей Сазонов
КоммерсантЪ - Самара
"Нордавиа" не полетит в Орск
Сергей Петунин
КоммерсантЪ - Саратов
"Саратовские авиалинии" совершили посадку
Светлана Рагимова
КоммерсантЪ
Дроны как предчувствие
Елизавета Кузнецова, Александра Мерцалова, Анастасия Веденеева
КоммерсантЪ
Саратову выбирают новые крылья
Александр Воронов
КоммерсантЪ
Авиадебоширам перекрывают воду и сушу
Евгений Девятьяров, Николай Сурков
Известия
Воздушный флот для космонавтов
Бэлла Волкова, Ольга Махмутова
ТАСС
Как летать всю жизнь, получить часы из рук де Голля и работать в 100 лет
Татьяна Шадрина
Российская газета
Берегите чеки
Руслан Мельников
Российская газета
Степь под крылом
Инна Сидоркова
РБК
Президент "Мотор Сич" рассказал об ущербе от антироссийских санкций

InformБюро
KADEX-2018: казахстанские оборонные компании расширяют сотрудничество
Иван Жуковский
Газета.Ru
Замена F-35: Турция может купить у России Су-57
Сергей Сергеев, Елизавета Кузнецова
КоммерсантЪ
Ростовскую авиакатастрофу примерят к нормам шариата
Алексей Горбачев
Независимая газета
Прокуратура проверит авиадиспетчеров в Шереметьево
Михаил Козачков
Время
Система Гёпель
Дмитрий Козлов, Елизавета Кузнецова, Александра Джорджевич
КоммерсантЪ
Экс-министру транспорта ищут новую дорогу
Николай Якубович
Независимое военное обозрение
МиГ против «мессера»

 

 

 

 

Реклама от YouDo
Консультации по жилищному праву, подробности на youdo.com.
Перевозка грузов: перевозки недорого, подробное описание здесь.
Дорожная помощь в районе ст. Звездная на http://perevozki.youdo.com/metro-zvezdnaya/roadhelp/.
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

© Aviation Explorer