Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Крылья специальных операций


26 июля 2017 года Павел Иванов, Военно-промышленный курьер


Ведется разработка конвертопланов и тяжелых БЛА, заявил главком ВКС России генерал-полковник Виктор Бондарев. Сообщения о «больших» беспилотниках появлялись неоднократно. О работах над конвертопланами ходили слухи. Конкретного подтверждения создания такой машины от официальных лиц ОПК и военного ведомства не поступало. Зачем нашим ВС конвертопланы, какие задачи они будут решать?

Приказано погодить

“ ВВС США полноценно используют конвертопланы для заброски спецназовцев и спасения сбитых пилотов ”

Главы о конвертопланах встречались в различных научных работах, выполненных в Минобороны РФ. Задачи и возможное боевое применение этой техники описали еще в начале 80-х. Первыми были специалисты Военно-морского флота, ответившие таким образом на программу создания американского К-плана V-22 Osprey.

Военные моряки размышляли, как можно применить диковинный летательный аппарат в интересах морских десантных операций и перевозки грузов. Правда, тогда пришли к выводу, что для российских ДК конвертопланы подходят мало. Не применимы они и для противолодочной борьбы, для снабжения кораблей грузами. В итоге прозвучало предложение погодить и вернуться к вопросу после начала работ над новыми десантными кораблями.

Позже конвертопланами заинтересовались и в ВВС. Летчики эти машины рассматривали как для поисково-спасательных операций, так и для доставки грузов и военнослужащих в тыл врага. В этом случае конвертоплан имел ряд неоспоримых преимуществ перед вертолетом. Больше скорость и грузоподьемность, богатое бортовое оборудование. К-планы неплохо смотрелись с точки зрения опыта войны в Афганистане. Особенно при быстрых перебросках разведывательных и десантных подразделений, отрядов спецназа, при эвакуации в условиях высокогорья.

Впрочем, как и коллеги из ВМФ, представители ВВС пришли к выводу, что, несмотря на явные преимущества, к конвертопланам нужно присмотреться и погодить. Рано говорить об их повсеместном внедрении.

В 90-е при проблемах американцев с созданием Osprey уверенность российских экспертов в необходимости таких машин несколько пошатнулась. Более того, программу стали воспринимать некой дорогостоящей химерой. У заокеанских конструкторов углядывали тенденцию к сокращению ранее заложенных характеристик. В первую очередь это касалось грузоподъемности и возможности перевозки негабаритных грузов. Были и серьезные вопросы к безопасности.

Выбор спецназа

До недавнего времени V-22 оставался самым критикуемым проектом Пентагона. Правда, сейчас он уступил пальму первенства многофункциональному истребителю F-35.

Изначально проект создания К-планов рассматривался как узкоспециализированный, разрабатывались эти машины только в интересах корпуса морской пехоты США. Считалось: при высадке десанта Osprey лучше взаимодействует с самолетами вертикального взлета и посадки AV-8 Harrier. При этом замечалось, что они не должны высаживать технику, их задача – перевозить боевые подразделения со стрелковым вооружением, усиленные минометами, крупнокалиберными пулеметами, ПТУР и станковыми гранатометами.

Изначально в Пентагоне рассчитывали, что вся программа обойдется в 2,5 миллиарда долларов. Но неожиданно проект начал раздуваться. Согласно планам конца 80-х Osprey должен был заменить в КМП все вертолеты. Также планировалось создать на его базе ударный вариант и даже несколько специализированных версий (постановщик помех, разведчик и прочие). Однако от уровня концепта эти работы далеко не ушли.

Внезапно к проекту подключились ВВС США. Там V-22 рассматривали как машины для поиска и спасения сбитых пилотов, а также оснащения эскадрилий командования сил специальных операций. В результате на начало 90-х цена проекта превысила 30 миллиардов долларов.

Позже, уже в 2000-х годах, в ходе специального расследования американских парламентариев стало известно, что такое «расширение» было не случайным. В корпорации «Боинг», столкнувшись с трудноразрешимыми техническими проблемами при проектировании изделия, чтобы не закрывать его, решили привлечь дополнительное финансирование.

В 2012 году парк Osprey признали боеготовым. На тот момент программа выкачала из американской казны более 60 миллиардов долларов. А сами конвертопланы заслужили у летчиков и морпехов нелестные отзывы. В частности, считалось, что при отказе или поражении техники спастись экипажу фактически невозможно.

В этакой предвзятости есть определенная доля истины. Так, за время работ и эксплуатации потеряно девять конвертопланов, погибли 39 человек. Правда, в этой статистике только две боевые потери. А фактически сбит один Osprey – в январе нынешнего года в Йемене, в рейде американских спецподразделений. Другой К-план упал в Афганистане еще в 2010-м. В Пентагоне отнесли его в разряд боевых потерь, но позже стало известно, что причиной аварии был технический отказ.

Конвертоплан российского полета

“ К-планы хорошо смотрелись с точки зрения опыта войны в Афганистане. Особенно при эвакуации в условиях высокогорья ”

По данным «Военно-промышленного курьера», российский конвертоплан пока существует только в проекте. Так что преждевременно говорить о взлете и массовости в ближайшее время. Но работы ведутся. Логичный вопрос: какие задачи будет решать эта машина? По сведениям «ВПК», военные остановились на разработке поисково-спасательного варианта, но не исключено, они также займутся конвертопланом для поддержки операций сил специального назначения.

Нельзя утверждать, что это будет массовая машина. На фоне проекта V-22 и его достаточно скромных экспортных успехов решение главкомата ВКС выглядит волюнтаризмом. Ведь еще в 90-е и начале 2000-х конвертопланы достаточно остро критиковались военными специалистами.

Следует обратить внимание, что за критикой Osprey в США опускается один важный факт. Главная претензия – в невыполнении заданных параметров. В частности, у V-22 малые грузоподъемность и вместимость. Эти показатели ключевые для главного заказчика, командования корпуса морской пехоты. Они определяют успех проведения десантной операции.

Сейчас в КМП отбиваются от критики. Позиция проста. Да, V-22 перевозит меньше личного состава, чем винтокрылые СН-46, которые они заменили. Но за время подхода вертолетов к районам высадки конвертоплан успеет выбросить десант, вернуться, забрать и доставить на поле боя новую партию бойцов. При этом опускается, что слабые подразделения на плацдарме к тому времени уже могут быть уничтожены.

Помимо КМП, К-планы Osprey стоят на вооружении четырех эскадрилий специальных операций ВВС США. При этом военно-воздушные V-22 действуют максимально эффективно, от спецназовцев не было даже намека на критику.

Причина проста – выполняются задачи, описанные еще в 80-е советскими специалистами. С помощью К-планов спецназ забрасывают в тыл врага и снабжают его необходимым вооружением, а также эвакуируют сбитых пилотов.

В отличие от своих собратьев из КМП в ВВС США Osprey уже реально и полноценно воюют. В частности, с их помощью несколько раз забрасывали бойцов DEVGRU и Delta в рейды по Сирии и Ираку против радикалов запрещенного в России «Исламского государства».

В ВКС России существует обширная программа по созданию авиационных комплексов, способных поддерживать силы специальных операций, части и подразделения спецназа, и конвертопланы, несомненно, займут там свою нишу.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Анастасия Морозова
Forbes
Bloomberg узнал о сложностях с покупкой Boeing своей бывшей «дочки» Spirit
Валерия Лобко
Российская газета
Взглянуть в небо: Регионы оценят по уровню развития беспилотников
Татьяна Серебрякова
HotLine.travel
Может ли скандал вокруг Turkish Airlines привести к ограничению рейсов в Россию
Яна Штурма, Ксения Набаткина, Валерия Мишина
Известия
Владивосточное время: куда полетят россияне этим летом
Анастасия Львова, Герман Костринский
РБК
Первый аэропорт в Карачаево-Черкесии построят «Аэропорты регионов»
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Роман Крецул
Известия
«Кинжальная» дистанция: носитель гиперзвука получил стратегическую дальность
Наталия Эфендиева
Деловой Петербург
Бороздят просторы Вселенной: необычное кино о космосе
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Поставили «Форпост»: за Камчаткой и Севморпутем присмотрят беспилотники



Анастасия Львова
РБК
Минтранс поручил усилить меры по защите аэропортов от атак дронов
Мария Сергеева (Республика Саха)
Российская газета
Почти половину аэропортов Якутии модернизируют благодаря нацпроекту
Андрей Коршунов
Известия
На счет три: российская ракета «Ангара» впервые стартовала с Восточного
Анастасия Львова
РБК
Госкорпорация по аэронавигации вышла в прибыль после трех лет убытков
Максим Талавринов
Известия
Полетели: Росавиация попросила уволить топ-менеджеров «Уральских авиалиний»
Валентин Логинов
Известия
Ход и следствие: Польша меняет подход к смоленской авиакатастрофе
Илья Словесный
Деловой Петербург
Копайте глубже: Петербургу помогут построить метро до Пулково
Брэндон Вейхерт (Brandon Weichert)
ИноСМИ, The National Interest
Почему МиГ-21 до сих пор в почете у военных?
Андрей Коршунов
Известия
Космическая вязь: металлоткани свяжут Землю с другими планетами
Роман Гусаров
NEWS.ru
Новый самолет Ил-114-300: каким будет наследник легендарного Ан-24

РБК
Как S7 Airlines и ORS за 13 часов поменяли систему бронирования
Анастасия Николаева
Интерфакс
Россия и космос: последние достижения, история и интересные факты
Елена Савельева
РИА Новости
Не остаться в пролете: Запад испугался за свои самолеты из-за России
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Рейс и навсегда: авиакомпаниям могут запретить аннулирование обратных билетов

Ростех
Сергей Ильюшин: «Лучше всего поют о конструкторе самолеты»
Алексей Анпилогов
Взгляд
Новый двигатель возвращает России турбовинтовую региональную авиацию
Егор Кулаков
Деловой Петербург
Петербург постепенно обретает статус столицы беспилотных систем
Наталья Ильина
Известия
Авианажим: мошенники прикидываются сотрудниками банков в аэропортах
Анастасия Львова
РБК
Ространснадзор решил перевести проверки авиакомпаний «на цифру»
Илья Максимов
Российская газета
Три российских самолета вошли в топ истребителей с самыми мощными двигателями

Ростех
Пять поколений истребительной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Ближний сбой: какие проблемы вскрыла отмена пуска «Союз МС-5»
Игорь Кармазин
Известия
Небо открывается: первая белорусская космонавтка полетит на МКС
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Прицелы и средства: летчиков ВМФ научат борьбе с дронами
Григорий Колпаков
Интерфакс
Управление беспилотниками: виды, подготовка пилотов, востребованность профессии
Андрей Коршунов, Мария Недюк
Известия
Ступени развития: к чему приведет потеря ракеты Starship во время испытаний
Валерий Кодачигов, Максим Талавринов
Известия
Пролет нормальный: операторы дронов смогут общаться с экипажами самолетов
Илья Словесный
Деловой Петербург
Рейс задержан: сроки импортозамещения самолётов в России сдвинулись
Андрей Кузмак
Известия
Винительный падёж: Boeing оказался под огнем критики
Алексей Михайлов, Роман Крецул, Андрей Федоров
Известия
Расправить сети: запущена программа ремонта военных аэродромов
Роман Гусаров
NEWS.ru
Минобороны России получит новый самолет Ил-212: что о нем известно
Андрей Коршунов
Известия
Просто в космос: как Юрия Гагарина готовили к полету на Луну
Наталья Пономарева
Интерфакс
Отмена полета. Что делать пассажирам при задержке авиарейса?
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Дебошире круг: с самолетов в РФ стали снимать больше деструктивных пассажиров
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Небесный тихоход: МС-21 ждет нелегкая судьба
Анастасия Львова, Валентина Шварцман
РБК
У российских вертолетчиков вскоре истекут все контракты с ООН
Анастасия Львова
РБК
ОАК сдвинула сроки поставок новых гражданских самолетов
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Леса просят дронов. Авиалесоохрана ищет деньги на закупку БАС
Максим Талавринов
Известия
Рейсовая колея: самолеты между Москвой и Питером летом будут летать каждые 15 минут
Алексей Михайлов, Роман Крецул
Известия
Огнем «Прометея»: система С-500 сдала экзамен по борьбе с гиперзвуком
Дарья Молоткова, Герман Костринский
РБК
«Роскосмос» решил продать санатории и недвижимость на ₽11 млрд
Анастасия Львова
РБК
Авиакомпании пожаловались в ФАС на рост аэропортовых тарифов

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer