Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное



Главная Обзоры СМИ Статьи


Крылья над "Арктикой": как сибирские летчики атомоход на Северный полюс водили


17 августа 2017 года Андрей Мармышев, ТАСС


В начале августа 1977 года в водах морского порта Диксон Красноярского края возникла громада атомного ледокола "Арктика". В те годы порт бурно развивался, здесь бывали разные суда, его гарнизон и жители даже отбивали атаку гитлеровского тяжелого крейсера, но столь огромное судно еще не показывалось в этих местах.

"В Диксоне тогда был штаб морских операций западного сектора Арктики. Ледокол шел под большим секретом, без связи. Пока он не подошел к Диксону, полный корреспондентов и ученых, мы не знали о его движении и миссии. Ну а дальше держать в тайне это дело было нельзя, нам поручили организовать ледовую разведку пути к Северному полюсу", — рассказал ТАСС бывший главный штурман Красноярского управления гражданской авиации (КУГА) Валентин Удалов.

Второй атомный

Покорение полюса было для Советского Союза задачей, сравнимой с освоением космоса. Еще никогда ни одно судно или корабль в мире не были в этой географической точке. Да и не было судов, способных на это. Первому советскому ледоколу с ядерной силовой установкой — "Ленину" — не хватало мощи на такой поход.

В 1975 году со стапелей Балтийского завода в Ленинграде сошел новый — второй в мире — атомоход "Арктика", мощный и современный. Его капитаном был назначен Юрий Кучиев — уроженец Северной Осетии, в юности мечтавший быть летчиком, но ставший моряком. Его флотская карьера начиналась в порту Диксон, где он был матросом на буксире. До назначения на "Арктику" Кучиев несколько лет был капитаном на "Ленине".

9 августа "Арктика" с экипажем из 150 человек, а также учеными, журналистами, министром морского флота СССР, имея на борту аварийный запас продовольствия на восемь месяцев, вышла из Мурманского порта. Прямого движения на север не получилось: ученые посчитали, что в районе Карского моря льды менее крепкие. Атомоход повернул на восток в зону ответственности КУГА.

Покорение льда

С 1971 года в КУГА существовал отдельный летный отряд, который совместно с гидрографическим управлением Военно-Морского флота СССР исследовал Северный Ледовитый океан. Красноярские авиаторы выполняли полеты на арктические станции и острова, доставляли почту полярникам, проводили среди льдов суда и искали места для ледовых аэродромов. В этих экспедициях Удалов был старшим штурманом.

Валентин Удалов окончил Шадринское военное авиационное училище штурманов. "В это время Хрущев начал сокращать вооруженные силы, и по окончании училища я вместе с погонами лейтенанта получил приказ об увольнении из военной авиации", — рассказал летчик.

Как и многие другие несостоявшиеся военные, он пополнил ряды гражданской авиации. Удалову выпала судьба работать в Красноярском крае, долгие десятилетия исследовать Арктику.

"Полеты начинались каждую весну, как в Арктике начинался полярный день. Летали в интересах гидрографической службы, изучающей рельеф морского дна. Они привозили оборудование, мы предоставляли самолеты и экипажи. Сначала на Ил-14 выбирали место под ледовый аэродром, строили его, привозили "науку" (ученых и оборудование — прим. ТАСС). Затем на 10–12 летательных аппаратах начинали летать, обследовать квадраты моря, — рассказал Удалов.

Также экипажи воздушных судов исследовали льды, их движение от Новой земли до 140-го меридиана на востоке — дальше была зона ответственности Якутского управления гражданской авиации.

Поход на север

Именно эта многолетняя рутинная работа подготовила поход "Арктики". Опытные летчики знали особенности Карского моря, поведение айсбергов и льдин, знали трудности прохода через пролив Вилькицкого. После прихода "Арктики" в Диксон в интересах ледокола начали работать шесть экипажей Ил-14. Часть персонала — группу штурманов — срочно перебросили из Красноярска.

"Завертелось. Экипажи начали бороздить море-океан в поисках прохода для "Арктики". Наконец за проливом Вилькицкого нашли хорошую "речку" (проход среди льдин, из-за чистой от препятствий воды напоминающий реку — прим. ТАСС). По ней и пошли на север, 17 августа достигнув Северного полюса. "Арктику" довели до места, сделали кружок над экспедицией и ушли на базу", — рассказал Удалов.

По его словам, все происходило как-то буднично, задача для опытных летчиков была не очень сложной. Хотя капитан Юрий Кучиев впоследствии отмечал, что ранее атомоходу не приходилось преодолевать ледовые поля толщиной в несколько метров.

"Арктика" провела на вершине мира 15 часов. С борта ледокола на океанское дно была спущена металлическая памятная плита с гербом СССР, на льдине был установлен флагшток и поднят флаг Советского Союза. Участники экспедиции протоптали самый короткий кругосветный маршрут — длиной всего 40 метров, но который пересекал все меридианы.

С политической точки зрения значение похода "Арктики" было огромно: первое иностранное судно смогло добраться до Северного полюса только через 15 лет. Страна подтвердила за собой звание центра арктических исследований, показав, что влияние СССР распространяется на эти полярные просторы.




комментарии (0):






Материалы рубрики


Forbes
СМИ сообщили об отказе в Европе от российских Sukhoi Superjet 100
Герман Костринский
КоммерсантЪ
Авиационные выбросы некому принять
Сергей Самарин
Известия
Вид сверху: ВКС России нуждаются в обновлении парка «летающих радаров»
Андрей Меньшенин
Фонтанка
Почему самый большой самолет больше не нужен. Даже в самой большой стране
Первин Мамед-заде
ТАСС
Курс на Касабланку. Марокко укрепляет статус важного авиатранспортного узла Африки
Иван Сафронов, Александра Джорджевич
КоммерсантЪ
В третий раз на те же «МиГи»
Мария Бухарова, Алексей Петров
Известия
Отменный курс: снегопады оставили пассажиров «Аэрофлота» дома
Анастасия Николаева
Интерфакс
Сверхзвуковой, пассажирский



Александр Рассохин
КоммерсантЪ
Сверхзвуковые пассажирские самолеты ускорили высшим указом
Валерия Комарова, Петр Канаев, Мария Кокорева
РБК
Лебедев создаст VIP-авиакомпанию с совладельцем Внуково, ВЭБом и ОАК
Сергей Бабкин
Российская газета
В операционную по воздуху
Мария Кокорева, Алина Фадеева, Валерия Комарова
РБК
Правительство решило не компенсировать авиакомпаниям рост цен на керосин
Герман Костринский
КоммерсантЪ
Utair собирает аргументы для кредиторов
А. Фадеева, В. Комарова, Т. Дзядко, П. Канаев
РБК
Акимов и Козак обсудят механизм ограничения роста цен на авиатопливо
Тимофей Дзядко, Петр Канаев, Мария Кокорева, Евгения Маляренко
РБК
В правительстве назвали варианты вывода Utair из кризиса
Андрей Загорский
КоммерсантЪ-FM
Льготные условия ускользают от авиакомпаний
Вера Кюппер
Наука и техника
ХХI век: эра электросамолетов и реактивных электродвигателей
Герман Костринский
КоммерсантЪ
Государство оплатит укорачивание SSJ. Но для МС-21 в бюджете пока средств не нашли
Мария Кокорева, Екатерина Литова, Валерия Комарова
РБК
На совещании в Минтрансе UTair не представила новую финансовую модель
Ксения Чемоданова
360TV
«Аэродромные службы работают отвратительно». Почему самолет в аэропорту Домодедово врезался в столб
Роман Азанов
ТАСС
"Небо как соты. И там очень мало места". Как авиадиспетчеры разводят самолеты
Иван Сафронов, Герман Костринский
КоммерсантЪ
Госбанки поставят на крыло. ОАК рассчитывает привлечь их в свои гражданские проекты
Иван Сафронов, Всеволод Инютин
КоммерсантЪ
А вместо сердца пламенный министр. Владимир Пучков перешел на работу в авиастроение
Алексей Рамм
Известия
Спорная солянка: нужны ли России крылатые ракеты средней дальности

РИА Новости
В "Роскосмосе" заявили, что госкорпорация выходит из кризиса
Фокеева Людмила
Военно-промышленный курьер
Микроны – в миллионы
Алексей Рамм Алексей Козаченко
Известия
Северная Миграция: в Арктике будет создан истребительный авиаполк
Максим Рубченко
РИА Новости
Утомленные рынком: авиакомпании опять требуют повышения цен на билеты
Ольга Коленцова
Известия
Сверхпроводник на борту: в России создали мощный электрический авиадвигатель
Наталья Ионова
Forbes
Битва на равных: зачем «Аэрофлот» судится с недовольными клиентами
Иван Сафронов, Александра Джорджевич
КоммерсантЪ
Россия продала Армении истребители как себе. Четыре Су-30СМ ушли покупателю по внутрироссийским ценам
Антон Лавров
Известия
Не все "Панцири" по зубам
Герман Костринский, Дмитрий Козлов
КоммерсантЪ
Авиакеросин встал поперек двигателей. Перевозчики вынуждены чаще их ремонтировать

ТАСС
Пассажиропоток аэропортов РФ в 2018 году поставил рекорд за историю гражданской авиации
Александра Джорджевич, Иван Сафронов
КоммерсантЪ
Военной авиации обещано скорейшее исправление
Наталья Козлова
Российская газета
Посадка себе дороже
Юрий Гаврилов
Российская газета
По команде - "Перехват"
Алексей Рамм, Богдан Степовой
Известия
От бинта: армия начнет закупать медицинские вертолеты
Алексей Рамм, Алексей Козаченко
Известия
Полчаса до полюса: скоростные истребители взяли Арктику под контроль
Тимур Латыпов
БИЗНЕС Online
"Смирно"! Для оборонщиков и градозащитников: 5 интриг визита Сергея Шойгу в Казань
Полина Гриценко
Известия
Пальцем в небо: граница в аэропортах станет электронной
Роман Шимаев, Анна Лушникова
RT
Приближался к госгранице: российский истребитель Су-27 перехватил самолёт-разведчик США в небе над Балтикой
Герман Костринский, Дмитрий Козлов
КоммерсантЪ
Авиакеросин подешевел без последствий
Николай Проценко
Взгляд
Почему цены на авиабилеты должны неизбежно расти
Анатолий Цыганок
Независимое военное обозрение
Пассажиров встретят снарядами и ракетами
Марина Мазина
РБК
Бум авиаперелетов в действии: акции United Technologies резко подорожали
Ольга Коленцова
Известия
Бери больше, лети дальше: новый конвертоплан может преодолеть 300 км
Валерия Комарова, Петр Канаев
РБК
Минтранс запросил больше 200 млрд руб. на региональные аэропорты
Валерия Комарова
РБК
Авиакомпании не смогли переложить рост стоимости топлива на пассажиров
Максим Казанин
Военно-промышленный курьер
"Длинный меч" замахнется на Корею и Японию

 

 

 

 

Реклама от YouDo
Объявление: доставка еды в Раменский район, подробнее тут.
Курьерская служба: быстрая доставка посылок Петербург, посетить сайт.
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer