← Назад

Главная Обзоры СМИ Статьи

Управление аэронавигационной системой попало под пересмотр


1 сентября 2017 года Евгений Девятьяров, Известия


В Минтрансе России прорабатывается вопрос о разделении функций провайдера и регулятора аэронавигационных услуг, которые сейчас сосредоточены в руках Росавиации. Эти полномочия предлагается распределить между Минтрансом, Росавиацией и Госкорпорацией по организации воздушного движения (ГК ОрВД). В Росавиации с этими предложениями не согласны, утверждая, что существующая на сегодня концепция аэронавигационной системы (АНС) учитывает интересы всех пользователей воздушного пространства и полностью соответствует рекомендуемой практике Международной организации гражданской авиации (ICAO) и воздушному законодательству РФ.

Как рассказала «Известиям» представитель вице-премьера Аркадия Дворковича Алия Самигуллина, Минтранс России в настоящее время изучает вопрос о разделении функций регулятора и провайдера аэронавигационных услуг между несколькими федеральными органами исполнительной власти.

— На данный момент этот вопрос прорабатывается на уровне Минтранса. В правительство предложения пока не вносились, — заявила «Известиям» Самигуллина.

В пресс-службе Минтранса «Известиям» пояснили, что данная идея рассматривается в рамках разработки Аэронавигационного плана.

— О конкретных сроках формирования позиции говорить рано. Это пока только идея. Вопрос курируется профильным департаментом государственной политики в области гражданской авиации, — сообщил представитель Министерства транспорта.

В проекте Стратегии развития аэронавигационной системы (документ есть у «Известий»), разработанном ГК ОрВД совместно с компанией Strategy Partners Group, говорится о недостаточной эффективности существующей системы управления АНС вследствие совмещения функций провайдера и регулятора аэронавигационных услуг в лице одного федерального органа исполнительной власти — Росавиации.

Росавиация оказывает государственные услуги через подведомственную себе ГК ОрВД, управляет планом закупок и инвестиционной программой, участвует в планировании операционных затрат, отвечает за операционные показатели госкорпорации. В то же время она контролирует деятельность по оказанию аэронавигационных услуг, определяет правила их оказания, сертифицирует оборудование. Таким образом, Росавиация и оказывает услуги, и оценивает их качество. В международной практике в большинстве стран с эффективной АНС — Канаде, странах Евросоюза, Австралии — функции регулятора и провайдера разделены. Исключением являются США.

В Росавиации не согласились с такими выводами и обратили внимание на то, что в разработке  проекта Стратегии развития аэронавигационной системы не принимали участие федеральные органы исполнительной власти, в ведении которых находится гражданская, экспериментальная и государственная авиация.

— Поэтому этот проект стратегии представляет собой факультативное издание в интересах ее разработчиков. При этом, что примечательно, фактические разработчики не имеют никакого отношения к работе единой системы организации воздушного движения и плохо себе представляют уровень взаимодействия и разграничения ответственности между федеральными органами исполнительной власти и провайдером аэронавигационных услуг. Данный проект стратегии официально не вносился и не рассматривался федеральными органами исполнительной власти, и трудно себе представить, что его реализация приведет к совершенствованию аэронавигационной системы РФ, — заявил «Известиям» представитель Росавиации.

По его словам, в настоящее время развитие аэронавигационной системы РФ осуществляется в соответствии с концепцией создания и развития АНС, разработанной с учетом интересов всех пользователей воздушного пространства и одобренной на заседании правительства России. Данная концепция была подготовлена Федеральной аэронавигационной службой и согласована всеми заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, включая Минобороны, Минэкономразвития, Минпромторг. При этом концепция была сформулирована в полном соответствии со стандартами и рекомендуемой практикой ICAO и воздушным законодательством РФ, отметили в Росавиации.

Однако, по мнению руководителя рабочей группы Совета потребителей по вопросам деятельности ГК ОрВД, главного эксперта Института экономики транспорта и транспортной политики Высшей школы экономики Федора Борисова, согласно рекомендациям ICAO, функции провайдера, контролирующего органа и регулятора в сфере предоставления услуг аэронавигационного обслуживания должны быть разделены.

— Это очевидный конфликт интересов. Получается, что регулятор регулирует сам себя. При такой ситуации трудно ожидать и высоких ключевых показателей эффективности, и эффективного надзора. Сложившаяся в России ситуация требует кардинального пересмотра и внесения изменений в механизмы системы управления аэронавигационной системой, — заявил «Известиям» Федор Борисов.

Для разделения функций в сфере аэронавигационного обслуживания между Минтрансом РФ, Росавиацией и ГК ОрВД потребуется внести изменения в организационную модель государственного управления аэронавигационной системой.



URL: http://www.aex.ru/fdocs/1/2017/9/1/28680/


Полная или частичная публикация материалов сайта возможна только с письменного разрешения редакции Aviation EXplorer.