Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Правительству будет сложно заставить бизнес покупать отечественное


11 сентября 2017 года Ольга Самофалова, Взгляд


Вице-премьер Рогозин рассказал подробности о планах правительства ограничить закупку иностранных авиалайнеров и морских судов. Предполагается, что это будет касаться не только государственных, но и частных собственников. Проблема, однако, в том, что поддержка отечественного производителя противоречит интересам компаний, которые эту технику будут эксплуатировать.

С 1 января правительство России получит исключительное право регулировать закупки самолетов, вертолетов и морских судов свыше определенной суммы, заявил вице-премьер Дмитрий Рогозин.

«Например, для авиации это не более 1 млрд рублей, если дороже, то этот вопрос должен быть согласован с правительством. По морской технике – до 2 млрд рублей, по вертолетам – 400 млн рублей. Фактически некоторая самостоятельность отдельных заказчиков будет отрегулирована правительством», – пояснил вице-премьер, передает «Интерфакс». Цифры, по его словам, в законопроекте не прописаны, а предложены ведомствами и еще будут обсуждаться.

Заниматься этим будет комиссия по импортозамещению. Законопроект был одобрен в конце августа правительством и направлен в Федеральное собрание. К концу года закон будет принят, уверен Рогозин. «Речь идет о государственных компаниях и компаниях с госучастием, а также «дочках» госкомпаний в случае, если доля государства там превышает 50%», – отметил он.

С другой стороны, он заявил, что этот процесс будет касаться всех, и Газпрома, и НОВАТЭКа, а последняя компания является частной. Что касается НОВАТЭКа, пояснил вице-премьер, с компанией будет осуществляться работа, поскольку «в любом случае он пользуется самой разной господдержкой». «Просто у правительства появятся легальные основания не просто просить и договариваться, а требовать», – отметил он.

Правительство ранее было недовольно, что НОВАТЭК заказал на южнокорейской верфи 15 танкеров-газовозов ледового класса. Использовать эти суда будут исключительно для транспортировки газа по Северному морскому пути. Газета ВЗГЛЯД разбирала, почему танкеры были заказаны за рубежом, а не на дальневосточной верфи «Звезда». Теперь, судя по всему, правительство хочет контролировать такие решения заранее с целью поддержать импортозамещение в авиастроении и судостроении.

Однако поможет ли предложенная мера?

Что касается самолетов, то речь идет, по сути, о регулировании закупки любых магистральных лайнеров, которые стоят дороже 18 млн долларов (1 млрд рублей). Стоимость ближнемагистрального самолета SSJ-100, к примеру, составляет от 35 млн долларов.

И эксперты не в восторге от инициативы правительства. «Если правительство будет решать, кому можно купить этот самолет, а кому нельзя, можно перещеголять Советский Союз. Нельзя указывать бизнесу, что он может приобретать на собственные деньги», – считает директор портала «Авиа.ру» Роман Гусаров.

А если решение будет касаться исключительно компаний с госучастием, то непонятно, зачем нужен новый закон. В России одна авиакомпания с контрольным пакетом государства – «Аэрофлот». «Ничего не мешает и сегодня государству заблокировать любую сделку «Аэрофлота» по покупке воздушных судов. Есть представители государства в совете директоров, они управляют компанией, и если государство скажет нельзя – значит, нельзя. Зачем создавать дополнительное регулирование?» – удивляется Гусаров.

К тому же самолеты сегодня никто не покупает, их берут в лизинг, то есть долгосрочную аренду. «Как можно запретить арендовать ту технику, которая нужна компании? Тем более что сегодня наша промышленность ничего предложить не может в качестве альтернативы», – говорит собеседник.

Что касается поддержки производства отечественных лайнеров, то «Аэрофлот» и так является крупнейшим заказчиком SSJ-100 и МС-21. Более того, частные авиакомпании также заказывают отечественные лайнеры. Возможно, не в тех объемах, которые хотели бы видеть производители самолета, но каждый бизнес руководствуется соображениями выгоды.

Ситуация с вертолетами похожая. Россия производит в основном вертолеты среднего и тяжелого класса, в первую очередь Ми-8, а в других классах предложить особо нечего. Есть также легкий вертолет «Ансат» на семь–девять человек, который также пользуется спросом. Но Россия не производит сверхлегких вертолетов для малой авиации.
 
«Много вертолетов используется для специальных работ – перевозка пассажиров, патрулирование и т. д. И эти задачи прекрасно выполняет Ми-8. Все остальное – это маленькие вертолеты для любителей, частников. А бизнес западные вертолеты не покупает, за небольшим исключением», – говорит Гусаров.

«Хотел бы обратить внимание Рогозина на то, на каком вертолете летает премьер-министр. Разве на отечественном? Значит, в правительстве посчитали, что в эксплуатации удобнее и выгоднее западный вертолет. Аналогично поступает и бизнес», – заключает эксперт.

В транспортном судостроении такая же ситуация. Три лидера в этом секторе – Япония, Южная Корея и Китай – обеспечивают до 94% мировых поставок транспортного флота. Отечественное судостроение было серьезным игроком на этом рынке – но еще в советское время, более 20 лет назад. Тогда только для военного флота ежегодно строилось 50 кораблей. Гражданка выпускала каждый год морские транспортные суда дедвейтом до 550 тыс. тонн, промысловых судов общей мощностью около 100 тыс. кВт. Сейчас рыбаки ловят рыбу на иностранных судах, а нефтегазовые компании фрахтуют иностранные танкеры. В области гражданского судостроения по общему дедвейту Россия занимает менее 1% от заказов тройки лидеров.

Ради импортозамещения логичней применять не административные, а рыночные механизмы. Например, много было сделано для того, чтобы сделать SSJ-100 более привлекательным для эксплуатации, начиная от субсидирования лизинговых платежей и технического обслуживания. И это сработало. Например, новая авиакомпания «Азимут» для перевозок пассажиров по Югу и Центру России будет летать только на «Суперджетах». «Там посчитали и решили, что выгодней взять именно российские самолеты», – указывает Гусаров.

«Теоретически какие-то государственные компании могут перейти к закупке отечественной техники, но интерес и желание приобретать иностранные самолеты, вертолеты и корабли сохранится. Поэтому

необходим комплекс мер как для стимулирования приобретения техники частными компаниями, так и меры по поддержке самих производителей, включая поддержку экспорта этой техники»,  – согласен ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов.

Впрочем, возможно, найдутся лазейки, позволяющие обойти эти административные препоны. Если в законе будет идти речь о покупке, то компании смогут эксплуатировать технику в рамках лизинга, не покупая ее. И авиакомпании, и нефтегазовые игроки зачастую так и делают.

«Во-вторых, не факт, что все просьбы компаний о приобретении иностранной техники будут отвергаться, если они смогут доказать необходимость приобретения именно ее. Ведь необходимость быть эффективными никто с госкомпаний снимать не будет», – указывает Дмитрий Баранов.



комментарии (0):













Материалы рубрики

Наталья Ильина
Известия
Авианажим: мошенники прикидываются сотрудниками банков в аэропортах
Анастасия Львова
РБК
Ространснадзор решил перевести проверки авиакомпаний «на цифру»
Илья Максимов
Российская газета
Три российских самолета вошли в топ истребителей с самыми мощными двигателями

Ростех
Пять поколений истребительной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Ближний сбой: какие проблемы вскрыла отмена пуска «Союз МС-5»
Игорь Кармазин
Известия
Небо открывается: первая белорусская космонавтка полетит на МКС
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Прицелы и средства: летчиков ВМФ научат борьбе с дронами
Григорий Колпаков
Интерфакс
Управление беспилотниками: виды, подготовка пилотов, востребованность профессии



Андрей Коршунов, Мария Недюк
Известия
Ступени развития: к чему приведет потеря ракеты Starship во время испытаний
Валерий Кодачигов, Максим Талавринов
Известия
Пролет нормальный: операторы дронов смогут общаться с экипажами самолетов
Илья Словесный
Деловой Петербург
Рейс задержан: сроки импортозамещения самолётов в России сдвинулись
Андрей Кузмак
Известия
Винительный падёж: Boeing оказался под огнем критики
Алексей Михайлов, Роман Крецул, Андрей Федоров
Известия
Расправить сети: запущена программа ремонта военных аэродромов
Роман Гусаров
NEWS.ru
Минобороны России получит новый самолет Ил-212: что о нем известно
Андрей Коршунов
Известия
Просто в космос: как Юрия Гагарина готовили к полету на Луну
Наталья Пономарева
Интерфакс
Отмена полета. Что делать пассажирам при задержке авиарейса?
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Дебошире круг: с самолетов в РФ стали снимать больше деструктивных пассажиров
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Небесный тихоход: МС-21 ждет нелегкая судьба
Анастасия Львова, Валентина Шварцман
РБК
У российских вертолетчиков вскоре истекут все контракты с ООН
Анастасия Львова
РБК
ОАК сдвинула сроки поставок новых гражданских самолетов
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Леса просят дронов. Авиалесоохрана ищет деньги на закупку БАС
Максим Талавринов
Известия
Рейсовая колея: самолеты между Москвой и Питером летом будут летать каждые 15 минут
Алексей Михайлов, Роман Крецул
Известия
Огнем «Прометея»: система С-500 сдала экзамен по борьбе с гиперзвуком
Дарья Молоткова, Герман Костринский
РБК
«Роскосмос» решил продать санатории и недвижимость на ₽11 млрд
Анастасия Львова
РБК
Авиакомпании пожаловались в ФАС на рост аэропортовых тарифов
Елена Балаян
Известия
Вылета нет: россиян не выпустили за границу из-за ошибок в паспорте
Валерия Лобко
Российская газета
В России создадут единую систему контроля за беспилотниками
Валентина Аверьянова
Известия
Крылья Поднебесной: Китай растит конкурента Boeing и Airbus
Алексей Михайлов, Юлия Леонова, Андрей Федоров
Известия
Цели отделены: вертолеты ВМФ научат бороться с надводными дронами
Сергей Гурьянов
Известия
Истина в винте: насколько безопасен вертолетный туризм
Роман Крецул, Алексей Михайлов, Андрей Федоров
Известия
Отвержение ударов: военные аэродромы проверили на прочность
Роман Крецул, Алексей Михайлов, Андрей Федоров
Известия
Охраняющие виды: Севморпуть начнут патрулировать Ту-142
Наталья Башлыкова,Максим Талавринов
Известия
Полет ненормальный: авиакомпании будут штрафовать за недостоверную информацию о билетах
Анастасия Ординян
ИА Регнум
Непосадочный талон. Как овербукинг рушит планы российским авиапассажирам
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Татарский» джет: «недобитый» Ту-324 превратят в летающий Aurus
Анастасия Львова,
РБК
Росавиация сообщила о росте числа инцидентов с самолетами из-за птиц
Станислав Федоров, Юлия Леонова
Известия
«Ми» не виноваты: в Росавиации прошли обыски из-за вывоза за рубеж 59 бортов
Анастасия Львова, Герман Костринский
РБК
Ремонт аэропортов предложили финансировать новым сбором с авиакомпаний
Кирилл Комаров
Профиль
"Тушка" в небе: самолеты Туполева вернулись на коммерческие маршруты в России

Известия
120 лет назад родился летчик-испытатель Валерий Чкалов
Виктор Бодров 
ТАСС
Реактивная "летающая парта": каким будет учебно-тренировочный самолет МиГ-УТС
Елена Проколова
Аргументы и Факты
«Они выжили, чтобы их судили». Летчики оценили действия пилотов Falcon 10
Наталья Башлыкова, Максим Талавринов
Известия
Улетный план: пассажирам внутренних рейсов в аэропортах разрешат продажу алкоголя
Евгения Перцева
Известия
Остановили по требованию: «Аэрофлот» обязали отправить людей на Пхукет
Максим Талавринов
Известия
Летательный исход: пилотов разбившегося Falcon 10 лишили «прав»
Станислав Кучушев, Андрей Коршунов
Известия
Орбитальная инстанция: конструктору «российского Хаббла» светит два года
Анастасия Львова
РБК
Пулково попросило ускорить внедрение duty free на внутрироссийских рейсах
Анастасия Львова
РБК
Глава Пулково упрекнул «Аэрофлот» в непредсказуемости его планов
Карашаш Ногаева
Деловой Петербург
Угрозы с неба вынудили предприятия Петербурга и Ленобласти искать защиту от БПЛА
Вадим Кузьмицкий
Деловой Петербург
К аэропорту Пулково хотят сделать новый подъезд с юго-запада Петербурга

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgBU2Rd
Монтаж зеркальной плитки на http://remont.youdo.com/tile/material/zerkalnaya/.
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer