← Назад

Главная Обзоры СМИ Статьи

Чего боятся авиакомпании?


14 сентября 2017 года BFM - Санкт-Петербург


Первый в мире электрический лайнер для дальних перелетов презентовали на авиасалоне в Ле-Бурже в этом году.

12-тиметровый бизнес-джет от израильской компании Eviation Aircraft рассчитан на 9 пассажиров и способен преодолеть до тысячи километров без подзарядки со скоростью 450 км/ч. Главное преимущество электросамолета – его вес, всего 6 тон. Корпус из композитных материалов делает лайнер в 300 раз энергоэффективнее по сравнению с аналогами. Корректировать полет в зависимости от оставшегося заряда будет специальный программный алгоритм. Предполагается, что пилоты смогут заряжать аккумуляторы, используя термические подъемы воздуха.

Израильский бизнес-джет Alice называют авиационным Uber. Глава Eviation Aircraft Омер Бар-Йохай заявил, что «когда идет речь о нулевых выбросах, дешевых путешествиях из Кремниевой долины в Сан-Диего или из Сеула в Пекин, полностью электрический самолет дает людям возможность передвигаться со скоростью, адекватной глобальной экономике».

На едва зарождающемся рынке летающих такси разворачивается нешуточная конкуренция за первенство. Немецкая авиационная компания-стартап Lilium, которая занимается разработкой электросамолетов вертикального взлета, привлекла $90 млн от пула инвесторов, среди которых сооснователь Skype Никлас Зеннстрём, китайская технологическая компания Tencent и компания Obvious Ventures, сооснователем которой является экс-глава Twitter Эв Уильямс. На руководящие посты в компанию пригласили сотрудников Get Taxi, Airbus и Tesla. В Lilium уверены, что их пятиместный самолет совершат революцию в путешествиях по городам мира. Правда, по сравнению с израильской Alice дальность полета у немецкого Lilium Jet всего 300 км, а максимальная скорость 300 км/ч. Однако в компании уже разрабатывают приложение, с помощью которого электросамолет можно будет взять в аренду. Комментирует главный редактор портала Авиа.ру Роман Гусаров.

Авиагиганты, действительно, пытаются следовать тренду, но, кажется, до сих пор не рассматривают электросамолеты в качестве серьезных конкурентов на дальних перелетах. В пример можно привести летающий автомобиль Vahana от Airbus, который позиционируют как воздушное такси. Беспилотник сможет пролететь расстояние около 80 км за 18 минут. Производство модели планируют запустить в 2020 году.

На этом фоне руководители стартапа Wright Electric заявили о том, что готовят электросамолёт на замену Boeing 737. Пассажирский самолет на 150 мест будет способен преодолеть расстояние в 480 км. В основе идеи лежит прагматический расчет: авиакомпании, прежде всего – лоукостеры – стремятся сэкономить на керосине. Вопрос упирается в качество аккумуляторов, однако если в ближайшие годы технический прорыв не произойдет, перевозчики готовы инвестировать в гибридную – электро-керосиновую версию.

Boeing, в свою очередь, совместно с авиакомпанией JetBlue Airways инвестировал в стартап Zunum Aero, который разрабатывает лайнеры с электродвигателями. Проект Zunum предполагает создание ближнемагистрального самолета, способного перевозить до 50 пассажиров на расстояние до полутора тысяч километров. Однако и здесь инженеры – видимо, для подстраховки – предполагают использование гибридного двигателя. Первый региональный самолет планируют построить лишь к 2030 году.

Россия, к сожалению, похвастаться масштабными разработками не может. На авиасалоне МАКС этим летом публике продемонстрировали макет создаваемого двигателя. По данным «Известий», «Институт имени Жуковского» еще только разрабатывает ключевые технологии, которые будут положены в основу отечественного электрического самолета. Приступить к созданию серийного электродвигателя собираются не раньше, чем через три года. Известно, что российский самолет сможет перевозить до 19 пассажиров.

Возвращаясь к Uber, которая во многом задает правила игры на рынке, отметим, что компания не стоит на месте и планирует запустить летающие такси с пилотом к 2020 году. Первоначально они займутся перевозкой пассажиров в районе Далласа и на дубайском Expo 2020. Предполагается, что стоимость поездки будет сопоставима с тарифом UberX, который составляет $1,32 за милю. В густонаселенных городах аэротакси сократят время в пути с 30 до 5 минут.



URL: http://www.aex.ru/fdocs/1/2017/9/14/28719/


Полная или частичная публикация материалов сайта возможна только с письменного разрешения редакции Aviation EXplorer.