Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Навечно в эфире: ВАСИН, ВАСИН, ВАСИН…


14.09.17 15:29 Юрий Дарымов, Журнал "АвиаСоюз"


30 июня 2017 года на 89-ом году жизни скоропостижно скончался Иван Федотович Васин – человек, олицетворяющий целую эпоху отечественной гражданской авиации. Его знали и любили не только в авиационной среде, но и все, с кем ему приходилось общаться на протяжении своей жизни. Он привлекал к себе людей высокой внешней статью, непринужденной общительностью в сочетании с деловитостью, требовательностью к себе и подчиненным, целеустремленностью в достижении намеченных целей.

Мир Ивана Федотовича многогранен и наполнен многими яркими событиями и делами, которых хватило бы на десятки других людей.

Будущий авиатор родился 12 июня 1929 г. на Волге в селе Малая Федоровка Саратовской области. Отец Федот Михайлович умер рано, старший брат Михаил погиб на фронте. Подростку Ване пришлось познать все тяготы военного лихолетья: помогал матери Евдокие Григорьевне – председателю колхоза; трудился помощником тракториста; работал почтальоном; под диктовку малограмотных сельчан писал письма фронтовикам. Видимо, это и повлияло на выбор его первой профессии: после окончания педагогического училища работал учителем русского языка и литературы сельской школы.

Волга дала России многих знаменитостей: Стеньку Разина, Федора Шаляпина, Максима Горького, Валерия Чкалова... Все это, наверное, генетически передалось молодому Ивану Васину. От них его и неуемный характер, и широта русской души, и тяга к знаниям, и любовь к небу. Именно последнее привело его в Краснокутское летное училище ГВФ, которое он успешно окончил в 1950 г. и был оставлен там пилотом-инструктором самолета По-2. Один из тех, кому Иван Федотович дал путевку в летную жизнь, – Герой Социалистического Труда А.В. Григорьев, который всегда с уважением называл И.Ф. Васина своим учителем. Им его считают и те, кто в дальнейшем не только учились, но и работали под его руководством.

Там же, в Красном Куте, Иван Федотович встречает Тамару Сергеевну, с которой прошел по жизни 60 лет. Воспитали сына Александра, дочь Галину, внуков и правнуков – достойных продолжателей рода Васиных!

И.Ф. Васин еще не раз вернется на педагогическую стезю, а пока он переходит на работу в Саратовское авиапредприятие. Летает на По-2 на местных авиалиниях, в составе сводного летного отряда обрабатывает хлопковые поля Узбекистана.

Каждый пилот легкомоторной авиации стремится переучиться на транспортную технику. Такая возможность представилась и И.Ф. Васину. Он поступает на работу в Ульяновскую Школу высшей летной подготовки с переучиванием на самолет Ли-2, а затем Ил-14. Здесь он летает командиром корабля – инструктором под началом таких корифеев летного дела, как А.И. Охонский и И.А. Таращан. Именно по их настоянию в 1958 г. И.Ф. Васина и его друга А.И. Оркина направляют на учебу в Ленинград в Высшее авиационное училище (ВАУ) ГВФ, начальником которого в то время был прославленный фронтовик, Главный маршал авиации, дважды Герой Советского Союза А.А. Новиков.

Учеба при таком руководстве в культурной столице страны в среде блестящих педагогов дала Ивану Федотовичу очень много, и он всегда с благодарностью вспоминал четыре года учебы в этом училище.

После окончания ВАУ в 1962 г. И.Ф. Васин получает назначение инспектором в Дальневосточное управление, передает другим полученные знания и опыт. Он переучивается на первый отечественный реактивный пассажирский самолет Ту-104 и активно участвует в его вводе в эксплуатацию на трассах Дальнего Востока. Признательные дальневосточники до сих пор помнят Ивана Федотовича. По их инициативе аэронавигационная точка обязательного донесения на трассе Владивосток – Токио получила пятибуквенное наименование ВАСИН. Это в полной мере подтверждает известное утверждение: «Делай должно свое дело, и тебе воздастся».

Дальнейший этап в жизни Ивана Федотовича – работа заместителем начальника Красноярского, а затем Полярного управления гражданской авиации. Здесь он внес весомый вклад в организацию летной работы и обеспечение безопасности полетов. Он, фактически, принял эстафету мужества и чести у тех, с кем пришлось работать, кто осваивал эти суровые края в довоенный и военный периоды, высаживал на лед Северного ледовитого океана первые полярные экспедиции, перегонял для фронта боевые самолеты из США по трассе Аляска – Сибирь. Это – Герои Советского Союза М.И. Шевелев, И.П. Мазурук, И.И. Черевичный. 

Он сам организовывает полеты и летает вместе с А.Т. Сараниным, А.Н. Чащиным, А.М. Маркирьевым, И.В. Донцовым, В.Я. Потемкиным, А.В. Карповым, Ю.А. Щукиным по сибирским трассам, руководит проводкой судов по Северному морскому пути. И это не полеты по «паркетным» трассам европейской части страны. Все это дало И.Ф. Васину огромный опыт в организации летной работы. После расформирования Полярного управления его в 1970 г. назначают начальником Управления летной службы Министерства гражданской авиации (МГА) СССР. А это значит – всегда быть на острие проблем по обеспечению безопасности полетов и выработке мер по предотвращению авиационных происшествий (АП) уже во всей отрасли.

Стилем его работы в МГА стало укрепление связи во всех звеньях летной службы. Отсюда проведение встреч с командирами кораблей и руководителями летных подразделений, конференций по подготовке к полетам в весенне-летний и осенне-зимний период, методические совещания по выполнению полетов в горной местности и т. д. Особое внимание И.Ф. Васин уделяет объективности расследования АП. Рядом с ним всегда находился «тревожный чемоданчик», с которым он в любой момент мог вылететь на место катастрофы или аварии.

Зимой при расследовании одной из таких катастроф Иван Федотович получил сильное обморожение почек и был срочно прооперирован, после чего строгая медицинская комиссия отстранила его от летной работы. Это было несовместимо с работой в должности начальника Управления летной службы МГА.

Министр гражданской авиации Б.П. Бугаев умел ценить опытные летные кадры: в 1972 г. он назначает И.Ф. Васина начальником ордена Ленина Академии гражданской авиации, поставив задачу не только сохранить за ней признанный статус кузницы командных кадров, но и превратить ее в Центр сосредоточения лучших мировых достижений в области организации летной работы и обеспечения безопасности полетов. Забегая вперед, следует сказать, что Иван Федотович блестяще справился с этой задачей.

А пока он в свои 43 года, без ученых степеней и званий, лишь с начальным педагогическим образованием, стал ректором высшего учебного заведения. Это напоминало период, когда «птенцы гнезда Петрова» добивались великих побед на суше и море, начиная свои дела без всяких чинов и званий. И.Ф. Васин был из их породы.

Академия ГА располагалась в Ленинграде в обжитом, но в стесненном учебном корпусе на Литейном, дом 48, что в одном квартале от Невского проспекта. Новые обширные корпуса были спроектированы в авиагородке неподалеку от аэропорта Пулково. Строительство шло ни шатко, ни валко, да и никто из профессуры не спешил перебираться из центра города на окраину.

Первое, что сделал И.Ф. Васин – перенес свой кабинет в один из недостроенных корпусов. Естественно, за ним потянулись все остальные. Свой рабочий день он начинал со встреч с руководством строительно-монтажного управления, кирпичного завода, автобазы. Поднимался к каменщикам, которые ведут кладку стен корпуса, здоровался с каждым из них за руку. После завершения возведения каждого из этажей отмечал с ними это событие. При авральных работах на помощь подсобниками приходили слушатели командного факультета, делали они это осознано, тем более, если об этом им не приказывал, а просил сам Иван Федотович. При таких условиях строительство шло ударными темпами, и было завершено досрочно. Иван Федотович даже сумел изыскать средства на позолоту эмблемы Аэрофлота, которая украшает фасад одного из корпусов. Мол, знай наших! После этого были еще построены общежития для слушателей и жилые дома для профессорско-преподавательского состава. Всей этой базой ныне успешно пользуется правопреемник Академии – Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации.

Однако, И.Ф. Васин, помня о наказе министра Б.П. Бугаева, понимает, что надо начинать с самого себя. Поэтому, при всей своей занятости по строительству и решению разных текущих проблем Академии, ведет занятия со слушателями и готовит к защите кандидатскую диссертацию. Она проходит успешно, ему присваивается ученая степень кандидата технических наук.

Общение в научной среде приводит его к осознанию того, что в деле обеспечения безопасности полетов требуется научный подход. Он создает кафедру «Безопасность полетов» и со своими соратниками впервые приступает к разработке специального курса «Безопасность полетов» (основы, расследование, профилактика), который был включен в учебный план Академии, а впоследствии в планы всех учебных заведений гражданской авиации. Этот курс вызвал интерес не только в гражданской авиации, но и в других транспортных отраслях, для их представителей Иван Федотович проводит специальные занятия. За разработку и внедрение в учебный процесс курса «Безопасность полетов» Высшая аттестационная комиссия присвоила  ему ученое звание профессора.

Академия стала привлекательной для МГА. Руководители министерства проводили здесь отраслевые совещания, конференции, которые обогатили как производственников, так и преподавателей Академии. Государственные экзаменационные комиссии, принимавшие дипломные работы слушателей, отмечали значительное повышение уровня их знаний и качество учебного процесса. Выпускники командного факультета получали назначение на ответственные должности в авиапредприятиях. И.Ф. Васин принимает активное участие в общественной жизни Ленинграда, его избирают в советские и партийные органы города. Почетными гостями Академии становятся видные ученые и космонавты, здесь Марина Попович на ученом совете защищает кандидатскую диссертацию. Делегация университета «Эмбри Ридл» из США в восторге от постановки учебного процесса в Академии, вузы устанавливают тесные связи по обмену опытом.

Иван Федотович порой был строг с окружающими, но справедлив, не проявлял «менторства» и не был подвержен звездной болезни. Вспоминается такой эпизод: летнее утро, профессоры и доценты степенно идут на свои кафедры, слушатели, обгоняя их, спешат к началу занятий. Вдруг все замирают от увиденного – на лужайке перед учебным корпусом начальник Ордена Ленина Академии гражданской авиации, профессор И.Ф. Васин, сняв форменный мундир, фуражку и галстук, засучив рукава, с явным удовольствием, размашисто, по-крестьянски косит траву!

В 1979 г. Иван Федотович в кругу соратников отмечает свое пятидесятилетие, а через год его назначают заместителем министра гражданской авиации СССР.  Позднее, вспоминая свой жизненный путь, он утверждал, что восемь лет работы в Академии гражданской авиации были для него самыми насыщенными, плодотворными и принесли большое личное удовлетворение. Сотрудники же Академии до сих пор называют эти годы ее золотым веком!

В новой должности в МГА СССР в сферу деятельности И.Ф. Васина входят не только вопросы  организации летной работы и обеспечения безопасности полетов, но еще и управление воздушным движением. Он осуществляет тесное взаимодействие с конструкторскими бюро и предприятиями министерств авиационной и других отраслей промышленности, с руководством ВВС, ПВО, Гидромета. Участвует в работе макетных комиссий по созданию новых воздушных судов. С тех пор его связывала тесная дружба с выдающимся авиаконструктором Г.В. Новожиловым, которая зародилась еще при создании отечественного аэробуса Ил-86.

И.Ф. Васин возглавляет Государственную комиссию по приему в эксплуатацию первой в стране Автоматизированной системы управления воздушным движением. Именно по его настоянию на пульте авиадиспетчера, наряду с новым синтетическим экраном обзора воздушного пространства, был оставлен, в качестве резервного, экран первичного радиолокатора, позволяющего наблюдать кучевую облачность и отметки грозовой деятельности. Летная служба всегда оставалась в центре его внимания. Он посещает летные учебные заведения, лично проводит установочные совещания с командно-летным составом и, как опытный методист, курирует создание основополагающего документа, регламентирующего организацию и выполнение полетов в гражданской авиации – Наставления по производству полетов (НПП ГА – 85). Оно готовилось тщательно, с привлечением летного состава всех подразделений отрасли. Наставление оказалось всеобъемлющим, написанным четким и понятным языком без всякой витиеватости, долгое время оставаясь основным руководящим документом, вплоть до появления новых федеральных авиационных правил уже в Российской Федерации. По данным Международной организации гражданской авиации (ИКАО), обеспечение безопасности полетов в Аэрофлоте в те годы было на самом высоком уровне, опережая по этому показателю все ведущие авиакомпании мира.

Авария на Чернобыльской атомной электростанции. И.Ф. Васин в составе Государственной комиссии координирует полеты гражданских воздушных судов, занятых в ликвидации последствий этой аварии. По его просьбе к выполнению таких сложных работ были привлечены самые опытные экипажи из вертолетных подразделений отрасли. Он лично представлял к награждению государственными наградами наиболее отличившихся.

Точно также он поступил по итогам выполнения полетов по спасению научно-исследовательского судна «Михаил Сомов», затертого во льдах у берегов Антарктиды, настояв на присвоении звания Героя Советского Союза опытному полярному вертолетчику Б.В. Лялину, проявившему героизм во время этих спасательных работ.

Иван Федотович первым поздравил Ж.К. Шишкина с присвоением ему почетного звания «Заслуженный пилот СССР» за спасение арктической экспедиции СП-25, которая практически была обречена на гибель (об этом мало кто знает в подробностях до сих пор). А это тоже была героическая эпопея. И.Ф. Васин, как пилот, мог это оценить в полной мере.

Подобных примеров можно привести достаточно много. Но главное, о чем сегодня сетует летный состав, что нет И.Ф. Васина, который мог бы не только строго спросить, а еще защитить экипажи при разбирательстве летных происшествий, когда иные руководители авиакомпаний, порой не имея даже авиационного образования, списывают на них все свои грехи в организации летной работы, а еще в необоснованной экономии топлива и преступной перегрузке воздушных судов, чего ранее не было и в помине. Чтобы не тратиться на подготовку молодых пилотов, некоторые руководители привлекают к работе в своих авиакомпаниях зарубежных пилотов. Где Вы, товарищ И.Ф. Васин?!

Годы перестройки... Уходит в отставку министр Б.П. Бугаев. Как по команде, многие СМИ «набрасываются» на Аэрофлот, обвиняя его во всех смертных грехах. В этой обстановке И.Ф. Васин уходит из МГА и дает согласие на свое назначение Представителем Советского Союза в Совете ИКАО в Монреале (Канада). Новый поворот в жизни Ивана Федотовича.

Представлять нашу страну за рубежом не только почетно, но и ответственно. Необходимо активно защищать ее интересы в сложных межправительственных отношениях с иными странами, в данном случае в области гражданской авиации. Весь предшествующий опыт Ивана Федотовича позволял делать это блестяще.

В этот период в ИКАО еще витали отзвуки осуждения Советского Союза за сбитый южнокорейский «Боинг», нарушивший нашу границу. Но тут американский авианосец в небе над Персидским заливом ракетой сбивает иранский пассажирский самолет. Расследованием этого происшествия занялась ИКАО. Однако получилось так, что американцы больше общались не с представителями Секретариата ИКАО, а с И.Ф. Васиным, о котором они были хорошо осведомлены и знали, что он, как никто другой из членов Совета, разбирается в расследовании АП. В конечном итоге, в результате длительных и острых переговоров американская сторона сняла свои надуманные претензии к нам по отношению к южнокорейскому «Боингу» и признала, как свою ошибку, уничтожение иранского самолета.

В целом же работа ИКАО проходит в строгом соответствии с установленными в организации процедурами. Ассамблея принимает решение по различным вопросам, которые прорабатываются Секретариатом. При необходимости, им создаются рабочие группы из специалистов ведущих государств в области гражданской авиации. Затем их рекомендации передаются в соответствующие комиссии, в том числе Аэронавигационную, которая работает, как и Совет, на постоянной основе. После комиссий Генеральный секретарь докладывает итоговый рабочий документ Совету ИКАО.

Иван Федотович педантично готовился к каждому заседанию Совета, его аргументированные выступления и высказывания по рассматриваемым вопросам воспринимались с пониманием и формировали к нему заслуженное уважение.

Правда, однажды пришлось отступить от предписанных процедур и принять нестандартное решение. На очередной Ассамблее ИКАО делегация Советского Союза выступила с инициативой рассмотрения проблемы человеческого фактора. Она была поддержана, резолюция принята единогласно и в качестве первоочередного шага намечено проведение под эгидой ИКАО соответствующей Конференции. Однако годовой бюджет ИКАО был уже сверстан, в котором средств на проведение полномасштабной Конференции не предусматривалось.

Но И.Ф. Васин не привык отступать. Начались длительные переговоры с министерством в Москве и с Президентом Совета ИКАО Ассадом Котайтом. В результате было принято хитроумное решение – провести не Конференцию, а Симпозиум, что по статусу влечет для ИКАО меньшие расходы, а часть возьмет на себя советская сторона. Где проводить Симпозиум? Ну, конечно в Ленинграде, в родной для Ивана Федотовича Академии! Первый Симпозиум ИКАО по человеческому фактору состоялся и прошел успешно. За ним последовали второй, третий, а то пришлось бы ждать средств на Конференции.

Еще один пример нестандартности. Для закрепления личных контактов члены Совета поочередно проводили неофициальные приемы. Когда очередь дошла до Ивана Федотовича, то он не стал проводить его в ресторане, как все, а пригласил в дом нашего представительства, который был достаточно вместительным и респектабельным. И вот, в ходе приема, наряду с изысканными заморскими яствами, хлебосольный хозяин выставляет на стол большую кастрюлю ухи, приготовленную им самолично по особому волжскому рецепту из рыбы, которую, опять-таки, сам поймал в реке под Монреалем. А еще – сибирские пельмени, которые он с Тамарой Сергеевной лепили всю ночь. Опять-таки, знай наших! Это толика тех событий, которые связаны с пребыванием И.Ф. Васина на работе в ИКАО, и о которых до сих пор там помнят. 

Каждая зарубежная командировка приходит к завершению. И.Ф. Васин возвращается на Родину и оказывается в государстве с новым общественным и экономическим укладом. Изменились привычные деловые отношения, многие ветераны оказались не у дел, их ценный опыт вряд ли кому нужен, а проблем в гражданской авиации не убавилось, а возросло многократно.

Казалось бы, ему, пенсионеру, не обделенному славой и почетом, вряд ли стоит сетовать на жизнь. Он – Заслуженный пилот СССР, кавалер орденов Ленина, Октябрьской Революции, Дружбы народов, болгарского ордена Кирилла и Мефодия, медали «Патриот России». Но не в характере И.Ф. Васина почивать на лаврах.

Со своими соратниками Иван Федотович создает общественную организацию – Клуб ветеранов высшего руководящего состава гражданской авиации (Клуб «Опыт»), призванную на основе их предшествующего опыта содействовать эффективному развитию нашей отрасли. И.Ф. Васина единогласно избирают Председателем Совета Клуба «Опыт».

С первых дней работы Клуба он занял активную позицию по всем важным направлениям деятельности гражданской авиации: экспертная оценка актуальных проблем воздушного транспорта, содействие реализации мероприятий, направленных на повышение уровня безопасности полетов и авиационной безопасности, подготовка и воспитание молодого поколения авиаторов, участие в подготовке и проведении общественных мероприятий, сохранение авиационных традиций.

Совет Клуба участвует в работе законодательных и исполнительных органов государственной власти, вносит важную лепту в совершенствование воздушного законодательства, разработку и реализацию международных и региональных программ воздушного транспорта. Он тесно взаимодействует с руководством Росавиации и Минтранса, а в случае необходимости непосредственно обращается к руководителям страны. Такой размах и объем работ по нраву Ивану Федотовичу, он со свойственной ему энергией погружается в дело.

Под его руководством Клуб в короткий срок превратился в общепризнанную авторитетную организацию, к мнению которой с уважением относились все, кто с ней взаимодействовали. Иван Федотович стал олицетворением Клуба. К нему, как на огонек, потянулись люди, с которыми он ранее работал, его ученики и молодая поросль авиаторов, чтобы выслушать его советы и рекомендации. Порой они приходили со своими детьми – курсантами летных училищ, чтобы те могли бы посмотреть на легендарного ВАСИНА. Каждому он уделял время для душевного общения. Для Ивана Федотовича Клуб «Опыт» стал лебединой песней.

У поэта Николая Рубцова есть такие строки:
Уходя, оставьте свет тем,
С кем выпадет расстаться.

Иван Федотович оставил нам негасимый свет и светлую память о нем и его делах, которые он достойно пронес через всю свою жизнь.

В этот самый момент, на трассе Владивосток – Токио, экипажи российских и зарубежных авиакомпаний, пролетая аэронавигационную точку обязательного донесения, докладывают авиадиспетчеру: «Прохожу точку ВАСИН». 

И так всегда будет звучать в эфире: ВАСИН, ВАСИН, ВАСИН.

P.S. Автор статьи работал с Иваном Федотовичем Васиным полвека: в Красноярском управлении ГВФ (пилот, авиадиспетчер), Академии гражданской авиации (проректор), МГА СССР (начальник Управления учебных заведений), ИКАО (Аэронавигационная комиссия), Клубе «Опыт». Они постоянно общались вплоть до его последнего дня. Заслуженный работник транспорта РФ.

По информации редакции, руководство Санкт-Петербургского университета ГА и Ульяновского института ГА планируют проведение конференций, посвященных деятельности И.Ф. Васина. Коллектив Краснокутского летного училища готовит материалы с предложением о присвоении училищу имени их знаменитого выпускника. В музеях этих учебных заведений будут развернуты экспозиции, посвященные И.Ф. Васину. 

Все это станет не только памятью выдающемуся российскому пилоту и руководителю Ивану Федотовичу Васину, но и послужит примером в воспитании молодого поколения российских авиаторов.



комментарии (0):













Материалы рубрики

Наталия Ячменникова
Российская газета
Двигатель для нового пассажирского сверхзвукового самолета сложнее тех, что стоят на истребителях
Ангелина Кречетова
Forbes
Авиакомпании попросили продлить особый режим эксплуатации иностранных самолетов
Герман Костринский, Ольга Копытина при участии Сергей Хитров
РБК
Инвесторы согласились подождать выплат по облигациям Домодедово еще год
Ольга Самофалова
РИА Новости
Амбиции России завели ее на самый верх
Светлана Петрова
Эксперт
Поставки полностью импортозамещенных самолетов в авиакомпании планируются в 2026 году

Lenta.ru
Россия наращивает производство дронов. Как их используют на благо россиян?

РБК
Кто и как финансирует производство гражданских беспилотников
Роман Гусаров, AVIA.RU
Эксперт
Как регулировать перебронирование без вреда для пассажиров и авиакомпаний?



Валерия Чуб
Известия
Первых дело: как прошла премьера героической комедии «Есть только МиГ»
Анастасия Костина
Известия
Пункт допуска: Россия и Индия приблизились к безвизу для туристических групп
Ирина Мишина
Свободная Пресса
Второе рождение Бе-200: «Всемирный пожарный» получит российские двигатели
Андрей Коршунов
Известия
Полный в полет: геостационарный спутник поможет дронам освоить дальние маршруты
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пролет навигатора: авиакомпании лишатся льгот на 2 млрд рублей в год
Анастасия Николаева
Интерфакс
Дроны в помощь: как Росреестр проконтролирует владельцев земельных участков?
Анастасия Костина
Известия
Атмосфера открытости: в Японии и Южной Корее ждут прямых рейсов с Россией
Наталия Ячменникова
Российская газета
Бакалавр по дронам. В 2026 году МГТУ ГА выпустит первых специалистов по эксплуатации беспилотников с высшим образованием
Андрей Коршунов
Известия
Крутой оборот: «ремонтные чемоданчики» быстрее вернут в строй поврежденные самолеты
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку
Кирилл Фенин, Анастасия Костина
Известия
Встречный двигатель: РФ рассчитывает на скорое проведение консультаций с США
Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Алюминиевые образцы: ученые создадут из лома высокопрочные детали для самолетов

93.ru
На Кубани планируют возродить малую авиацию
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
Альтернатива Турции и ОАЭ: туроператоры ожидают всплеск спроса на отдых в Китае
Любовь Капустина
Российская газета
"Ангара" может прекратить полеты: кто может заменить компанию и скажется ли это на перевозках?

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgBSgaK
Бытовой ремонт: http://remont.youdo.com/furniture/repair/other/nadomu/ по этой ссылке.
Услуги грузоперевозок: http://perevozki.youdo.com/garbage/debris/ground/, смотреть варианты >>
Список мастеров: http://remont.youdo.com/facing/service/plasterer/private/, лучшие цены тут.
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer