Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Крылья по швам


26 сентября 2017 года Анастасия Чеповская, Известия


Компания «ВИМ-Авиа» из-за финансовых трудностей приостановила все чартерные рейсы. Этому предшествовали массовые задержки рейсов, в результате которых тысячи туристов не смогли вылететь из аэропортов. Долги перевозчика оцениваются миллиардами рублей. У компании нет средств ни на компенсации для туристов, ни на замену отложенных рейсов. Как авиакомпания из десятки крупнейших оказалась на грани банкротства, разбирался портал iz.ru.

С чего всё началось?

Первые трудности у компании начались еще в конце весны: 31 мая «ВИМ-Авиа» отменила сотни рейсов по всей стране. Спустя два дня были отложены чартерные рейсы в Турцию, Болгарию и ряд других популярных направлений. Только за неделю из-за срыва перевозок не смогли вылететь около 10 тыс. пассажиров. Большинство из них клиенты туроператоров «НТК Интурист», Coral Travel, ICS Travel Group и прочих.

Тогда же в Росавиации припугнули возможностью отмены чартерных рейсов в России, в случае если массовые задержки продолжатся. Позже эти сведения были опровергнуты. Часть обязательств «ВИМ-Авиа» по перевозке пассажиров взяли на себя турецкая Onur Air и болгарская Bulgaria Air.

«ВИМ-Авиа» устранила сбои в расписании полетов к середине июня. Впрочем, компания уже успела привлечь внимание правоохранительных органов. На перевозчика завели административное дело из-за задержки 173 рейсов за два месяца суммарно.

Почему задержки повторились?

Точечные сбои случались в расписании и летом. Но серьезно ситуация выстрелила 23 сентября. Тогда стало известно о многомиллиардных долгах компании, которые «ВИМ-Авиа» не в состоянии погасить. Так, перевозчик задолжал аэропорту Домодедово за обслуживание самолетов свыше 500 млн рублей, а также систематически не выплачивал зарплаты своим сотрудникам. Только бортпроводникам и летчикам недоплатили около 30 млн рублей. Суммарно долг перед персоналом превышает 206 млн рублей. Кредиторская задолженность компании оценивается в пределах от 3 до 10 млрд рублей.

Прокурорская проверка, проведенная по факту массовых задержек, уже установила, что сотрудники компании продавали билеты пассажирам, заведомо зная, что те не смогут улететь. Общий объем хищений пока не определен, однако, по предварительным оценкам, пострадали свыше 140 тыс. туристов.

Несколько сотен пассажиров находятся в Домодедово в надежде на то, что их вылет всё же состоится. Многие пассажиры остаются в аэропортах Антальи, Римини и ряда популярных курортов и не могут вернуться домой. 

Другие авиаперевозчики уже заявили, что не собираются выполнять перелеты вместо «ВИМ-Авиа». За лето силами сторонних авиакомпаний развезли свыше 220 тыс. туристов, купивших билеты «ВИМ-Авиа». В Российском союзе туриндустрии уже предупредили, что вывозить туристов в случае ухода самолетов ВИМ-Авиа будет не на чем. Свободных бортов на рынке практически нет. Ассоциация туроператоров России (АТОР) уже потребовала вмешательства правительства в ситуацию.

Что говорят в ВИМ-Авиа?

Изначально представители перевозчика связывали задержки с «традиционным сезонным спадом» и поздним прибытием воздушных судов с техобслуживания. Однако спустя несколько дней руководство компании призналось, что столкнулось со значительными финансовыми трудностями и не в состоянии выполнять свои обязательства перед пассажирами. Одним из вариантов выхода из сложившейся ситуации им видится возможный переход компании под внешнее управление. Об этом говорится на сайте компании. 

24 сентября руководство «ВИМ-Авиа» обратилось к властям за предоставлением госгарантий по кредитам. На следующий день Росавиация начала внеплановую проверку авиакомпании в связи с задержками рейсов. Свою проверку проводит и Минтранс. Глава ведомства Максим Соколов пояснил, что проблемы с задержками затронули преимущественно чартерные рейсы. Регулярные уходят с минимальным отставанием от расписания. «Компания задержала ремонт ряда самолетов, и в этом случае под сокращение, естественно, попали чартерные программы — это международная практика», — отметил Соколов.

По итогам проведенных проверок, Минтранс и Росавиация решили приостановить чартерные программы «ВИМ-Авиа», а компанию обязали вывезти пассажиров с мест отдыха самостоятельно или с привлечением сторонних сил. Со вторника, 26 сентября, рейсы компании будет принимать аэропорт Внуково.

Что происходит в аэропортах?

Рейсы «ВИМ-Авиа» вылетают с многочасовыми задержками. В Крыму пассажиры рейса Симферополь–Москва прождали в аэропорту семь часов.

Отложили как внутрироссийские рейсы (в Санкт-Петербург, Сочи, Краснодар, Благовещенск, Магадан), так и рейсы международных направлений (Дубай, Анталья, Салоники, Римини, Ереван). В зарубежных аэропортах остаются свыше 43 тыс. клиентов авиакомпании.

Оперативный штаб по возвращению из-за рубежа российских туристов — клиентов «ВИМ-Авиа» создан в Федеральном агентстве по туризму (Ростуризм). Служба получит данные о клиентах, находящихся за рубежом, и определит сроки вывоза туристов.

Смогут ли туристы вернуть деньги?

Роспотребнадзор опубликовал рекомендации для туристов, связанные с возмещением убытков. В сложившихся обстоятельствах пассажир вправе отказаться от полета и получить деньги даже за невозвратный билет. Отказ от полета в данном случае признается вынужденным.

Более того, клиенты авиакомпании вправе требовать компенсацию морального вреда и возмещение убытков из-за задержки рейса. Кроме того, пассажиры могут потребовать предоставления отеля при задержке свыше восьми часов. Если вылет отложили на четыре и более часов — клиентам должно быть предоставлено бесплатное горячее питание. Также, по правилам, после двух-трех часов можно попросить прохладительные напитки.

В большинстве случаев вопросы с отменой чартерных рейсов можно решить через туроператора. Чартерные рейсы обычно не выгодны для самостоятельных путешественников, ими летают преимущественно по пакетным турам. Крупные туроператоры, как правило, без проблем находят альтернативную авиакомпанию для осуществления перелета. Компания может предложить другие варианты отдыха или же обязана полностью компенсировать стоимость тура. В АТОР предполагают, что даже в случае банкротства «ВИМ-Авиа» ситуация не станет критической для туристического бизнеса.

Всё же в АТОР считают, что вернуть такое количество туристов своими силами российским туроператорам не по карману. 

«Все чартерные программы «ВИМ-Авиа» до конца сезона в полном объеме были оплачены туроператорами. Выделить же средства на повторную оплату рейсов (а это, по предварительным оценкам, — не менее $10 млн) без угрозы нарушения стабильной работы туроператоры сегодня не имеют технической возможности», — говорится в письме ассоциации.

Если же билет куплен самостоятельно, то получить компенсацию можно, лишь обратившись напрямую в авиакомпанию. Не лишним будет следить за сообщениями Росавиации и Минтранса. Для отмененных полетов в страны ЕС существует система компенсаций, благодаря которой можно вернуть до €600 за отмененный перелет.

В сервисе Сompensair, который как раз специализируется на получении компенсаций за задержку и отмену рейсов, рекомендуют сохранять хладнокровие, а заодно подготовить ряд документов, которые могут в дальнейшем облегчить процедуру возврата средств. Так, например, если пассажир узнает об отмене рейса уже находясь в аэропорту, ему стоит получить письменный комментарий авиакомпании или справку об отказе от полета.

«Рекомендую собрать контакты всех пассажиров с рейса. Это позволит предъявить авиакомпании коллективную жалобу, а затем иск. В соответствии с законами РФ первое, что однозначно стоит требовать от авиакомпании,— выполнение обязательств по перевозке. Компенсацию за задержку или отмену вряд ли удастся получить напрямую у авиакомпании, поэтому я рекомендую пассажирам объединяться для обращения в суд», — рассказал генеральный директор компании Роман Гильманов.



комментарии (0):













Материалы рубрики

Мария Недюк, Юлия Леонова
Известия
В дроновом режиме: на интеллектуальные беспилотники выделили 262,5 млн рублей
Екатерина Тропова
АТОР
Российские аэропорты закрывали более 260 раз с начала мая
Наталья Башлыкова, Яна Штурма, Виктор Синеок
Известия
Команда на слёт: интерес туристов к Геленджику подскочил вдвое перед открытием аэропорта
Полина Собакина
Известия
Аэропорт Геленджика открылся: как это повлияет на рост турпотока
Максим Манаев, Тимофей Волков, Федор Горбунов
Известия
Бремя ремонта: крейсер «Адмирал Кузнецов» могут сдать на металлолом
София Прохорчук, Владимир Гаврилов
Известия
Воздушные рамки: какие компенсации положены за отмену 485 рейсов
Екатерина Шокурова
РБК
ГЛОНАСС разработает стандарты кибербезопасности для дронов

РБК
Глава «России»: «Каждый 2-й рейс на SSJ100 — между Москвой и Петербургом»



Герман Костринский
РБК
«Россия» начала сравнивать российский и французский двигатели для SSJ-100
Алёна Алёша
Деловой Петербург
Регистрация улыбкой: Петербург узаконит биометрию в аэропортах
София Прохорчук, Ирина Ионина, Самира Сабирова
Известия
Задача на вылет: авиакомпании готовят вывозные рейсы с Ближнего Востока
Анастасия Николаева
Интерфакс
Новый космический проект: какие приоритетные направления выбрала Россия?
Ольга Ларина
Деловой Петербург
Зона турбулентности. Забастовки в Финляндии обрушили авиаперевозки
Иван Сало
РБК
Что такое Crew Dragon: история, миссия, полеты, список кораблей
Любовь Можаева
MASHNEWS
И внутри будет отечественное. Минпромторг решил потратить 4 млрд на начинку самолетов
Сергей Андрейкин
Деловой Петербург
Пулково опередил зарубежные аэропорты по внедрению биометрии
Любовь Можаева
MASHNEWS
С овальным фюзеляжем. На самолеты нового поколения Минпромторг потратит еще 13 млрд
Мария Недюк
Известия
Что указано пером: птицы помогут создать автономные системы навигации для дронов
Кирилл Фенин
Известия
Полетное создание: РФ и Сербия работают над запуском новых авиарейсов
Петр Канаев, Герман Костринский
РБК
Правкомиссия отказала крупнейшему аэропорту Камчатки в повышении тарифов
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Отлетались? Программа производства новых самолетов опять попала под нож
Андрей Коршунов, Юлия Леонова
Известия
Общий взлет: в РФ создали первую универсальную станцию внешнего управления дронами
Анастасия Львова
Эксперт
Дронов становится всё больше
Екатерина Шокурова
РБК
Эксперты разработали концепцию «цифрового неба России»
Мария Фролова
Известия
Лишние пассажиры: в Минтрансе предложили ввести овербукинг на частых рейсах
Ксения Власова
ИрСити
«Это чудо — потомки оценят». Авиаэксперт объяснил, полетит ли МС-21 в 2026 году на самом деле
Наталия Ячменникова
Российская газета
Медсестра, буфетчица и кладовщица: Кем были первые стюардессы в мире и России
Владимир Гаврилов
Известия
Все в сад: основой беспилотной авиации станут агродроны
Тимур Алиев (Махачкала), Гульназира Ишбердина (Уфа), Олег Корякин (Казань), Юлия Потапова (Кемерово), Мария Соловьева (Элиста), Ирина Троценко (Дальний Восток)
Российская газета
Какие новые аэропорты были открыты в городах России за последние годы. А какие были модернизированы
Ева Акимова
РБК
Познакомьтесь с первой в мире женщиной — пилотом вертолета «Ансат». Санитарная авиация в России отмечает 100 лет с момента создания
Роман Крецул, Богдан Степовой
Известия
Будет полк: в ВМФ создают морские части беспилотных систем
Анастасия Львова
Эксперт
Отстающим помогут справиться с управлением
Анна Героева
Известия
Мы будем водить самолеты: как тренируют российских пилотов
Герман Костринский, Дарья Молоткова
РБК
Минпромторг закажет разработку перспективных самолетов
Екатерина Тропова
АТОР
Отмены и задержки рейсов повлияли на планы не менее 60 тысяч пассажиров
Андрей Коршунов
Известия
Стройный скан: в России создают самую точную 3D-модель Луны и Марса
Андрей Коршунов
Известия
Задать модуль: российские аппараты могут быть первыми на Северном полюсе Луны
Анастасия Николаева
Интерфакс
Полетное задание выполнено: частично импортозамещенный МС-21 поднялся в небо
Владимир Гаврилов Станислав Федоров
Известия
Вот Хургада: AlMasria Airlines сократила полетную программу из РФ на курорты Египта
Владимир Гаврилов
Известия
Билетное па: выплаты пассажирам за овербукинг хотят сделать обязательными
Андрей Коршунов
Известия
Спрей для дела: новые российские двигатели доставят на Луну наноспутники
Михаил Захаров
Монокль
Boeing заходит на Россию
Надежда Сарапина
РИА Новости
"Расхлебывать придется годами". Китай больно щелкнул США по носу
Екатерина Хамова
Известия
Взвинченным темпом: РФ и Колумбия не договорились по ремонту Ми-17
Захар Максимов
ВГУДОК
РЖД и Аэрофлот охладеют к пассажирам
Айгуль Абдуллина, Александра Мерцалова
Коммерсант
В Сухум подлетают с вопросами
Андрей Коршунов
Известия
Внеземное притяжение: космическая обсерватория займется поиском жизни во Вселенной
Андрей Коршунов
Известия
Спутник с жизнью: мыши и мухи помогут подготовить человека к полетам на Луну и Марс
Дмитрий Литвинов
Парламентская газета
В Росавиации оценили идею доставлять товары из Китая беспилотниками
Кирилл Фенин, Алена Нефедова, Владимир Гаврилов
Известия
Подставили на крыло: в США удерживают закупленные РФ авиазапчасти на $500 млн

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgBVE8g
Ремонт квартиры 60 квадратных метров на http://kazan.youdo.com/remont/podkljuch/flat/mnogokvartirniydom/60m/.
На аутсорсинге http://freelance.youdo.com/turnkey/price/flan/nedorogo/ — в объявлениях YouDo.
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer