Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное



Главная Обзоры СМИ Статьи


С опозданием на 10 лет


15 января 2018 года Илья Крамник, Известия


По сообщениям источников ТАСС в оборонке, в 2020 году в Санкт-Петербурге должна начаться постройка первого отечественного десантного вертолетоносца для ВМФ России. Портал iz.ru попытался разобраться в перспективах нового класса кораблей и возможных последствиях этого решения.

Купил ты не того и слишком мало

Необходимость иметь в составе флота универсальные десантные корабли (УДК), способные выполнять роль ядра экспедиционных соединений, высаживая десанты на большом удалении от своих баз (в том числе и вне радиуса действия береговой авиации), руководство отечественного ВМФ осознало еще в 1980-е. Первыми советскими кораблями подобного класса должны были стать УДК проекта 11780, получившего шутливое прозвище «Иван Тарава» за сходство с американскими универсальными десантными кораблями типа Tarawa. Главным лоббистом этого класса кораблей выступал не столько главкомат ВМФ, сколько Генштаб. Ему нужен был инструмент, позволяющий силовым путем отстаивать интересы СССР в отдаленных регионах, даже если там не было ни дружественных стран, ни вооруженных просоветских движений и организаций. Кроме того, характеристики и оборудование проекта 11780 позволяли использовать эти УДК в качестве кораблей управления, а также в составе поисковых ударных групп, предназначенных для противолодочных операций.

Распад СССР сделал этот проект, строительство которого предполагалось начать на Черноморском ССЗ в Николаеве, неактуальным, а ВМФ России на долгое время пришлось забыть о присутствии в отдаленных районах океана в принципе. Ситуация начала меняться к середине 2000-х годов, когда рост экономики позволил вновь задуматься о получении необходимых политических инструментов. Учитывая не лучшее состояние отечественной промышленности, было решено провести конкурс с участием иностранных производителей.

По имеющейся информации, наибольший интерес у российского военно-морского руководства вызывали корейский проект УДК типа «Докдо» и нидерландский десантный вертолетоносный корабль-док (ДВКД) «Роттердам». Следующим по степени привлекательности значилcя испанский «Хуан Карлос I», по образцу которого были построены УДК типа «Канберра» для Королевского австралийского флота.

Однако политическая конъюнктура обеспечила победу французскому проекту УДК типа «Мистраль». Исходные планы приобрести четыре корабля, из которых два должны были быть построены во Франции с участием российских предприятий, а два — в России, превратились в итоге в контракт на постройку двух кораблей общей стоимостью €1,15 млрд, в которую включалась также передача технологий, подготовка экипажа и поставки дополнительного оборудования, включая десантные катера.

Судьба этого соглашения известна: украинский кризис 2014 года повлек за собой отказ Франции от выполнения контракта. Корабли были переданы Египту, который также приобрел в России оборудование и вертолеты для них, а в российский бюджет вернулось около €1,2 млрд компенсации.

Что нужно

Неудача с приобретением «Мистралей» отнюдь не убавила интерес российского военного руководства к этому классу кораблей. Разговоры о проектировании собственных десантных вертолетоносцев начались практически сразу же после того, как стало ясно, что Франция контракт выполнять не будет.

На сегодняшний день известно, что в России ведется проработка двух концепций десантного вертолетоносца. В рамках одной из них предполагается постройка ДВКД по образцу нидерландского проекта «Роттердам» водоизмещением около 14 тыс. т, с авиагруппой до шести вертолетов и док-камерой на 2–4 десантных катера. Такой корабль должен обеспечить переброску и высадку батальона морской пехоты численностью более 500 человек с техникой и вооружением.

Вторая концепция предполагает постройку УДК классической авианосной архитектуры со сквозной полетной палубой, водоизмещением около 24 тыс. т. Этот корабль должен иметь более многочисленную авиагруппу — около 20 вертолетов, реализуя концепцию быстрой загоризонтной высадки десанта в две волны, с доставкой техники, тяжелого вооружения и части личного состава на десантных катерах по морю и другой части с легким вооружением — по воздуху. Численность десанта на корабле этого типа может составить более 900 человек.

В обеих концепциях предполагается возможность использования вертолетоносцев в качестве кораблей управления, противолодочных кораблей, плавучих баз при проведении гуманитарных/спасательных операций и для ряда других задач. По оценкам собеседников портала iz.ru в военном ведомстве, потребности флота в подобных кораблях оцениваются в 6–8 единиц в оптимальном варианте, и в четыре — в минимальном. Пока же серию планируется ограничить двумя единицами.

— Четыре корабля в составе флота позволят постоянно держать в море один вертолетоносец, еще один — в немедленной готовности и третий — способный выйти на боевую службу через несколько недель, в то время как четвертый будет проходить длительный ремонт или модернизацию. 6–8 подобных кораблей позволят своевременно ротировать и наращивать силы там, где это потребуется, — отметил источник портала iz.ru.

Два корабля, безусловно, не дадут возможностей постоянного присутствия в нужных районах, однако позволят сформировать ядро экспедиционных сил, которые смогут выполнять задачи на удаленных ТВД по мере необходимости.

Полезность десантных вертолетоносцев в качестве мобильных баз для оперативного развертывания сил в локальных конфликтах была доказана неоднократно — от использования легких авианосцев Королевского флота, перестроенных в 1960-е в Commando Carrier в конфликтах «к востоку от Суэца», до использования кораблей этого класса военно-морскими силами стран НАТО во время операций на Ближнем Востоке и в Африке в последние 10 лет.

Между тем в России пока что отсутствуют серийные вертолеты нужного класса, а имеющиеся машины типа Ка-27 и их модификации, включая транспортно-боевые Ка-29, не удовлетворяют потребностям морской авиации. Это семейство средних вертолетов, предназначенное в первую очередь для использования с вертолетных площадок неавианесущих боевых кораблей. Возможности применения этих машин во всех областях довольно ограничены. Для полноценного использования возможностей УДК требуются более тяжелые машины, способные перевозить до взвода солдат и более, типа европейского EH-101, американских MH-47 и CH-53.

Известно, что в настоящее время концерн «Вертолеты России» ведет разработку нового семейства морских вертолетов под шифром «Минога», однако их предполагаемые характеристики остаются закрытыми. Огневую поддержку десанта должны обеспечить вертолеты Ка-52К — палубный вариант известной боевой машины армейской авиации.

Что почем

Как сообщает ТАСС, строить вертолетоносцы будет «Северная верфь» в Санкт-Петербурге, в настоящее время проходящая модернизацию. Стоимость кораблей зависит от того, какой точно проект будет выбран. Но в любом случае вертолетоносцы нельзя назвать чрезмерно дорогими — например, французские «Мистрали» по цене приблизительно соответствуют ракетным фрегатам, несмотря на многократно меньшее водоизмещение последних. Это обусловлено очень большой долей стоимости комплексов управляемого ракетного оружия и радиоэлектронного оборудования в цене боевых кораблей. Вертолетоносец, предназначенный в первую очередь для высадки десанта, вооружение которого ограничивается средствами ПВО и противолодочной обороны малой дальности, несет значительно меньше дорогостоящих систем.

В зависимости от того, какой именно проект вертолетоносца будет принят за основной — 14-тысячетонный ДВКД или 24-тысячетонный УДК, стоимость головного корабля в итоге должна составить 30–50 млрд рублей. Строительство головного корабля должно начаться в 2020-м, а его сдача флоту намечена на 2024 год. Второй корабль должен быть передан заказчику в 2026 году.

Разумеется, отдельно следует посчитать стоимость авиагруппы, которая для корабля подобного класса может составить 20 млрд рублей, но даже в этом случае десантные вертолетоносцы остаются довольно экономичным средством проекции силы. При этом два корабля, которые предполагается построить для ВМФ России, можно обеспечить необходимым эскортом, даже не увеличивая объемы строительства неавианесущих боевых кораблей.

Вместе с тем флот, очевидно, переносит вправо реализацию проекта атомных эсминцев «Лидер», строительство которых, по данным источников ТАСС, должно начаться на той же «Северной верфи» после постройки первых двух десантных вертолетоносцев. При всей привлекательности этого проекта отказ от него можно назвать разумным — учитывая текущую экономическую ситуацию. Очевидно, альтернативой «Лидерам» станет продолжение строительства фрегатов проекта 22350 и их более крупного усовершенствованного варианта по проекту 22350М. Учитывая освоение промышленностью оборудования, разработанного для новых фрегатов, их строительство в требуемых количествах может оказаться более надежным способом усилить флот, чем запуск строительства нового проекта.

Что же касается ДВКД/УДК, то их строительство должно дать промышленности необходимый опыт, в перспективе позволяющий перейти к созданию более крупных кораблей, включая авианосцы.



комментарии (0):








Материалы рубрики

Александр Широкорад
Независимое военное обозрение
Бесчеловечная угроза с неба
Анатолий Журин
Газета "Труд"
Крылатым раритетам велено переезжать
Анатолий Комраков
Независимая газета
Российский авиапром не сможет удовлетворить растущий спрос на гражданские лайнеры
Алексей Сивашенков
Forbes
Эксперты усомнились в некомпетентности пилотов упавшего Boeing
Дмитрий Юров
Известия
Эффективная малозаметность: на что способен Су-57
Герман Костринский
КоммерсантЪ
"Аэрофлот" нашел замдиректора по стратегии
Яна Войцеховская
КоммерсантЪ
Пулково принимает новые заявки на полеты
Николай Новичков, Дмитрий Федюшко
ТАСС
"Рой" беспилотников. Новая тактика боевых действий уникального оружия Китая



Иван Синергиев
КоммерсантЪ
Со спутниками не всем по пути
Николай Бодрихин
Военно-промышленный курьер
Совместный полет Туполева и Берга
Анатолий Соколов, Николай Оськин
Военно-промышленный курьер
Капкан для дрона
Николай Новичков, Дмитрий Федюшко
Военно-промышленный курьер
Китайские роботы рассекречены
Роман Крецул Алексей Рамм
Известия
Беспилотный налет: войска научатся отражать массовые атаки дронов
Алексей Абатуров
Еженедельник "ЗВЕЗДА"
Ка-52: самый "зубастый" вертолет России прошел проверку боем в Сирии
Глеб Столяров, Наталья Чумаков
Reuters
Многомиллиардные убытки российской авиации растут из-за керосина
Александр Ермаков
Известия
Стращай, оружие: что показали в Чжухае
Роман Азанов, Дмитрий Федюшко, Николай Новичков
ТАСС
Airshow China 2018. Что крупнейший авиасалон мира принес России
Тимур Латыпов
Бизнес Онлайн
"Судя по всему, реально мало что готово": зачем миру напомнили о "преемнике" Ту-160?
Инна Сидоркова
РБК
Сердюков рассказал о судьбе контракта с Китаем по вертолету AHL
Роман Азанов, Дмитрий Федюшко, Николай Новичков, Роман Баландин
ТАСС
Дотянуться до пятого поколения. Превзойдут ли новые истребители Китая российские "стелс"?
Анна Юдина
ТАСС
От "Страны Советов" до "Медведя". Лучшие самолеты Туполева
Анна Юдина
ТАСС
"Летают только красивые самолеты". Внук Туполева о знаменитом авиаконструкторе
Алексей Рамм, Богдан Степовой
Известия
"Морские убийцы": стелс-сторожевики получат ударные вертолеты
Анатолий Комраков
Независимая газета
РФ засекретила условия передачи КНР уникальных технологий
Константин Крылов
ТАСС
Деревянные крылья Арктики
Светлана Тарасова
РИА "Воронеж"
"Самые адекватные – вороны". Воронежский авиационный орнитолог рассказал о своей работе
Кристина Акопова
Российская Газета
Трезвый полет
Иван Сафронов
КоммерсантЪ
Дмитрий Рогозин отменил фасадное положение
Константин Барановский
Военно-промышленный курьер
Боевая колбаса
Наталия Ячменникова
Российская газета
Кто виноват и как лететь?
Алиса Штыкина
Investing.com
Прорыв года: Сможет ли новый МС-21 разогнать акции "Иркута"?
Григорий Беденко
informburo.kz
От "Крокодила" до "Терминатора". Как перевооружается казахстанская армия
Андрей Валеев
Газета.Ru
Менделеев нарасхват: чем завершился второй этап конкурса "Великие имена России"
Татьяна Лисатович
БЕЛТА
Национальный аэропорт Минск готовится к открытию второй взлетной полосы
Дмитрий Астахов
КоммерсантЪ
"Редуктор" раскрутил подрядчика
Яна Войцеховская
КоммерсантЪ - Санкт-Петербург
"Альманах" разворачивается на Калининград
Павел Иванов
Военно-промышленный курьер
Беспилотники на высшем уровне
Храмчихин Александр
Военно-промышленный курьер
Летчики по вызову
И. Цырулева, И. Шекоян П. Гриценко Б. Степовой, А. Рамм
Известия
Фатальный MAX: в Индонезии разбился самый продаваемый самолет Boeing
Григорий Копиев
N+1
Стою у трапа самолета
Тимур Латыпов
Бизнес-ONLINE
По следам "Буратино": как в Казани "скрестили" стратегический Ту-160 с пассажирским Ту-214
Александр Запольскис
Regnum
F-35: машина, состоящая из одних недостатков
Денис Комаровский
Известия
Администрация претендента: кто станет преемником "Шарля де Голля"
Ольга Никитина
КоммерсантЪ
Жуковский потерял литовский акцент
Роман Азанов
ТАСС
Увидеть "невидимку". Способна ли система С-300 засечь самолеты-"стелс"
Анна Юдина
ТАСС
Молниеносный боец. Каким будет самый быстрый вертолет будущего
Татьяна Гладышева Дмитрий Гринкевич Инна Григорьева
Известия
Для страны: Костин сравнил создание новой авиакомпании с нацпроектом
Дмитрий Людмирский
Известия
Займем этот дрон: в России создают аэротакси
Елена Ковачич
ИА REGNUM
Минпромторг бросает вызов Боингу?
Дмитрий Михеенко
КоммерсантЪ
Воздушной гавани добавят земли

 

 

 

 

Реклама от YouDo
Рекомендуем: стоимость 1 м2 строительства коттеджа, подробнее здесь.
Осуществляем услуги: перепланировка двухкомнатной хрущевки книжки, выбирай нас!
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer