Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Не жужжит. Как и чем можно сбить беспилотник


22 января 2018 года Вадим Саранов, РИА Новости


Дроны-перехватчики, лазеры, СВЧ-пушки, радиоэлектронные ружья — конструкторы по всему миру активно взялись за разработку средств борьбы с беспилотными аппаратами. Как показали недавние события в Сирии, очень скоро дроны могут превратиться в главное оружие террора. Между тем о создании эффективных средств противодействия этой угрозе человечество задумалось относительно недавно. Об уже разработанных и перспективных системах противодронной обороны — в материале РИА Новости.

РЭБ: дешево и сердито

На днях специалист по беспилотным летательным аппаратам американского Центра военно-морской аналитики Сэмюэль Бендетт в интервью журналу The National Interest призвал Вашингтон использовать российский опыт. По мнению эксперта, средства радиоэлектронной борьбы, которые Россия применила для обороны своих военных объектов в Сирии, — эффективный и недорогой способ защиты от беспилотников террористов.

Информацию о том, какие именно системы РЭБ использовались в Сирии, Минобороны России не разглашает. Однако известно, что беспилотник можно нейтрализовать целым набором средств радиоэлектронной борьбы. В частности, системами постановки помех GPS-сигналам, по которым дроны, как уже установлено, наводились на цели в Сирии. Такое оборудование производится в России в течение более 10 лет, его заказывает, в частности, Минобороны России. Среди самых внушительных по размерам и возможностям военных GPS-глушилок — комплекс РЭБ "Шиповник-Аэро". Кроме постановки помех сигналам спутниковой навигации, смонтированный на шасси КАМАЗа "Шиповник" способен подавлять сигналы управления БЛА, а в случае необходимости даже корректировать команды управления аппаратом. В 2016-м сообщалось, что система проходит испытания на полигонах Минобороны.

К самому радикальному способу радиоэлектронной борьбы с мультикоптерами и дронами самолетного типа эксперты относят подавление их бортовой электроники мощным микроволновым излучением, буквально выжигающим электронные платы в приборах управления. В 2015 году госкорпорация "Ростех" заявила об успешных испытаниях сверхвысокочастотного оборудования для комплексов ПВО дальностью действия свыше 10 километров. Не исключено, что такие СВЧ-пушки использовались и в Сирии, где сегодня, как известно, проходят апробацию десятки новейших систем вооружения. 

"Новая тенденция — появление на рынке портативных систем РЭБ, так называемых "противодронных ружей", — рассказал РИА Новости эксперт по беспилотным летательным аппаратам Денис Федутинов. — Работы в этом направлении ведутся в разных странах мира, включая Россию. На выставке "Армия-2017" демонстрировались три такие отечественные системы — "Заслон" от КБ "Аэростат", "Ступор" компании "Локационная мастерская" и REX 1 от входящей в "Концерн Калашников" компании ZALA".

Кстати, ружье REX 1, как утверждают его разработчики, помимо постановки помех, способно подавлять сигналы спутниковой навигации. Правда, такие портативные средства вряд ли сильно помогут при массированном налете боевых беспилотников. Слишком ограничена дальность действия — лишь в зоне прямой видимости цели. Другой минус — малая "скорострельность": на нейтрализацию одного дрона может потребоваться несколько минут. Тем не менее в 2016-м году Пентагон рассматривал возможность вооружения своих солдат в Ираке аналогичными российскому REX 1 ружьями Battelle's Drone Defender.

"Более серьезная система такого рода, также разработанная в нашей стране, — "Купол", — рассказывает Федутинов. — Этот комплекс, по информации разработчиков, обеспечивает обнаружение, классификацию и радиоэлектронное подавление каналов связи БЛА в любое время дня и ночи, при любой погоде".

Лазеры и орлы-перехватчики

В мире активно разрабатываются средства, способные уничтожать дроны кинетическим воздействием. Так, концерн воздушно-космической обороны "Алмаз-Антей" предлагает сбивать аппараты из многозарядных дробовиков с дронов-охотников. Как утверждают в концерне, такое оружие успешно испытано в 2017-м.

В США к борьбе с беспилотниками решили подключить технологии далекого будущего. В сентябре 2017-го на полигоне White Sands в штате Нью-Мексико американские военные сбили из лазерной установки ATHENA пять беспилотных аппаратов, мощность лазера составляла всего 30 киловатт. Подобные компактные лазерные установки сегодня проходят испытания и в Китае.

Встречаются среди противодронного оружия и достаточно экзотические средства. Например, уже опробованы системы, сбивающие небольшие БЛА сетями. Ловушки либо буксируют беспилотники, либо сети выстреливают из переносных установок. Пожалуй, самое нестандартное решение недавно протестировали в Нидерландах: там к борьбе с дронами-нарушителями привлекли птиц. В роли истребителей небольших дронов выступили орлы, которые не только успешно перехватывали квадрокоптеры, но и доставляли их затем на базу.

"Вместе с совершенствованием систем БЛА и тактики их применения будут совершенствоваться и способы борьбы с ними, — считает Денис Федутинов. — Вероятно, на первых порах будут использоваться уже имеющиеся средства, чьи возможности были успешно реализованы российскими военными в ходе отражения атаки беспилотников на базу Хмеймим. Но постепенно добавятся новые комплексы, в которые включат интегрированные системы обнаружения, работающие в видимом, тепловом диапазонах, пассивные и активные радиолокационные средства и даже, возможно, акустические датчики, а также средства поражения с различными принципами воздействия".

Меры по противодействию и предупреждению беспилотной угрозы предпринимаются не только в технологической, но и в законодательной сфере. Например, в США все беспилотники массой от 0.55 до 55 фунтов с недавних пор подлежат обязательной регистрации. Похожие нормы действуют и в России — с июля 2017-го все аппараты массой более 0,25 килограмма должны быть зарегистрированы. Правда, механизм этой процедуры до сих пор не прописан. Впрочем, по мнению многих экспертов, одни лишь ограничительные меры вряд ли способны минимизировать террористическую угрозу. 

"В мире развивается множество технологий, которые могут быть применены как во благо, так и во вред, — рассказал РИА Новости гендиректор Ассоциации эксплуатантов и разработчиков беспилотных авиационных систем Глеб Бабинцев. — Поэтому говорить о запрете или жестком ограничении использования дронов как о действенном средстве защиты от этой угрозы в корне неправильно. Любое блокирование приведет к тому, что мы заморозим и без того отстающий российский рынок беспилотных аппаратов, выгоним детей из кружков, потеряем инженерные кадры. Террористы же отказываться от внедрения новых технологий не станут, как и регистрировать и сертифицировать свою технику. Сейчас важно сосредоточиться на охране объектов, внимательно следить за технологиями и думать, как им эффективно противодействовать".

Так или иначе, многие эксперты сходятся на том, что любая стратегия борьбы с "беспилотным терроризмом" должна быть не однобокой, а комплексной — учитывающей все аспекты этой проблемы. Иначе брошенные на выработку новых средств противодействия деньги могут попросту улететь по ветру. Как беспилотник, потерявший управление.



комментарии (0):













Материалы рубрики

Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Роман Крецул
Известия
«Кинжальная» дистанция: носитель гиперзвука получил стратегическую дальность
Наталия Эфендиева
Деловой Петербург
Бороздят просторы Вселенной: необычное кино о космосе
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Поставили «Форпост»: за Камчаткой и Севморпутем присмотрят беспилотники
Анастасия Львова
РБК
Минтранс поручил усилить меры по защите аэропортов от атак дронов
Мария Сергеева (Республика Саха)
Российская газета
Почти половину аэропортов Якутии модернизируют благодаря нацпроекту
Андрей Коршунов
Известия
На счет три: российская ракета «Ангара» впервые стартовала с Восточного
Анастасия Львова
РБК
Госкорпорация по аэронавигации вышла в прибыль после трех лет убытков
Максим Талавринов
Известия
Полетели: Росавиация попросила уволить топ-менеджеров «Уральских авиалиний»



Валентин Логинов
Известия
Ход и следствие: Польша меняет подход к смоленской авиакатастрофе
Илья Словесный
Деловой Петербург
Копайте глубже: Петербургу помогут построить метро до Пулково
Брэндон Вейхерт (Brandon Weichert)
ИноСМИ, The National Interest
Почему МиГ-21 до сих пор в почете у военных?
Андрей Коршунов
Известия
Космическая вязь: металлоткани свяжут Землю с другими планетами
Роман Гусаров
NEWS.ru
Новый самолет Ил-114-300: каким будет наследник легендарного Ан-24

РБК
Как S7 Airlines и ORS за 13 часов поменяли систему бронирования
Анастасия Николаева
Интерфакс
Россия и космос: последние достижения, история и интересные факты
Елена Савельева
РИА Новости
Не остаться в пролете: Запад испугался за свои самолеты из-за России
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Рейс и навсегда: авиакомпаниям могут запретить аннулирование обратных билетов

Ростех
Сергей Ильюшин: «Лучше всего поют о конструкторе самолеты»
Алексей Анпилогов
Взгляд
Новый двигатель возвращает России турбовинтовую региональную авиацию
Егор Кулаков
Деловой Петербург
Петербург постепенно обретает статус столицы беспилотных систем
Наталья Ильина
Известия
Авианажим: мошенники прикидываются сотрудниками банков в аэропортах
Анастасия Львова
РБК
Ространснадзор решил перевести проверки авиакомпаний «на цифру»
Илья Максимов
Российская газета
Три российских самолета вошли в топ истребителей с самыми мощными двигателями

Ростех
Пять поколений истребительной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Ближний сбой: какие проблемы вскрыла отмена пуска «Союз МС-5»
Игорь Кармазин
Известия
Небо открывается: первая белорусская космонавтка полетит на МКС
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Прицелы и средства: летчиков ВМФ научат борьбе с дронами
Григорий Колпаков
Интерфакс
Управление беспилотниками: виды, подготовка пилотов, востребованность профессии
Андрей Коршунов, Мария Недюк
Известия
Ступени развития: к чему приведет потеря ракеты Starship во время испытаний
Валерий Кодачигов, Максим Талавринов
Известия
Пролет нормальный: операторы дронов смогут общаться с экипажами самолетов
Илья Словесный
Деловой Петербург
Рейс задержан: сроки импортозамещения самолётов в России сдвинулись
Андрей Кузмак
Известия
Винительный падёж: Boeing оказался под огнем критики
Алексей Михайлов, Роман Крецул, Андрей Федоров
Известия
Расправить сети: запущена программа ремонта военных аэродромов
Роман Гусаров
NEWS.ru
Минобороны России получит новый самолет Ил-212: что о нем известно
Андрей Коршунов
Известия
Просто в космос: как Юрия Гагарина готовили к полету на Луну
Наталья Пономарева
Интерфакс
Отмена полета. Что делать пассажирам при задержке авиарейса?
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Дебошире круг: с самолетов в РФ стали снимать больше деструктивных пассажиров
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Небесный тихоход: МС-21 ждет нелегкая судьба
Анастасия Львова, Валентина Шварцман
РБК
У российских вертолетчиков вскоре истекут все контракты с ООН
Анастасия Львова
РБК
ОАК сдвинула сроки поставок новых гражданских самолетов
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Леса просят дронов. Авиалесоохрана ищет деньги на закупку БАС
Максим Талавринов
Известия
Рейсовая колея: самолеты между Москвой и Питером летом будут летать каждые 15 минут
Алексей Михайлов, Роман Крецул
Известия
Огнем «Прометея»: система С-500 сдала экзамен по борьбе с гиперзвуком
Дарья Молоткова, Герман Костринский
РБК
«Роскосмос» решил продать санатории и недвижимость на ₽11 млрд
Анастасия Львова
РБК
Авиакомпании пожаловались в ФАС на рост аэропортовых тарифов
Елена Балаян
Известия
Вылета нет: россиян не выпустили за границу из-за ошибок в паспорте
Валерия Лобко
Российская газета
В России создадут единую систему контроля за беспилотниками
Валентина Аверьянова
Известия
Крылья Поднебесной: Китай растит конкурента Boeing и Airbus
Алексей Михайлов, Юлия Леонова, Андрей Федоров
Известия
Цели отделены: вертолеты ВМФ научат бороться с надводными дронами
Сергей Гурьянов
Известия
Истина в винте: насколько безопасен вертолетный туризм

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer