Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное



Главная Обзоры СМИ Статьи


Боевики вышли в воздушное пространство


9 января 2018 года Иван Сафронов, КоммерсантЪ


В понедельник Минобороны сообщило о нападении радикальных исламистов на российские военные объекты. По данным военных, для атаки на авиабазу Хмеймим и пункт обеспечения в Тартусе боевики использовали 13 ударных беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) с установленными на них самодельными взрывными устройствами (СВУ). Ни один из них своей цели не достиг, а три беспилотника были захвачены. Военные утверждают, что сборка БПЛА без помощи специалистов, разбирающихся, например, в технологии наведения беспилотника самолетного типа по спутниковым координатам GPS, невозможна. Теперь спецслужбы изучают смеси, использовавшиеся при изготовлении взрывчатки,— это должно помочь им вычислить каналы поставки компонентов СВУ боевикам.

Первая информация об атаке боевиков с воздуха появилась в ночь на 6 января: тогда несколько военно-дипломатических источников “Ъ” сообщили, что подразделениям ПВО и РЭБ, дислоцирующимся в Хмеймиме и Тартусе, удалось успешно отразить нападение. В понедельник в Минобороны уточнили, что тогда системы ПВО выявили «13 малоразмерных воздушных целей неизвестной принадлежности», приближавшихся к российским объектам. По результатам полученных данных военные поняли, что речь идет о десяти ударных БПЛА, направленных к Хмеймиму, и еще трех — к Тартусу. Из них шесть подразделения РЭБ смогли взять под свой контроль: три беспилотника были успешно посажены вблизи базы, три сдетонировали при столкновении с землей. По данным “Ъ”, сделать это в короткий срок удалось из-за того, что БПЛА перемещались при помощи аналогового, а не цифрового управления. Оставшиеся семь беспилотников были уничтожены расчетами зенитно-ракетных пушечных комплексов «Панцирь-С1». «Пострадавших или материального ущерба на российских военных объектах нет, объекты продолжают функционировать в плановом режиме»,— добавили в Минобороны.

Пока ни одна из радикальных группировок не взяла на себя ответственность за атаку. Однако, по словам военных источников “Ъ”, с большой долей вероятности речь идет о боевиках из «Ахрар аш-Шам» (организация запрещена в РФ): они уже безуспешно пытались применять БПЛА для уничтожения саперных подразделений сирийской армии в Хомсе. Тогда объекты были замечены на подлете и почти сразу уничтожены. Версию причастности именно этой группировки частично доказывает и расшифровка данных перехваченных БПЛА. Схожие беспилотники, по сведениям “Ъ”, использовались боевиками и при минометном обстреле Хмеймима в ночь на 1 января. Однако и человеческие потери (десять раненых и два убитых военнослужащих), и повреждения техники (по неподтвержденным данным, их получили фронтовые бомбардировщики Су-24М и истребители Су-35С, а также военно-транспортный самолет Ан-72) стали следствием минометного обстрела, устроенного диверсионной группой боевиков с земли. Последнее нападение, в свою очередь, стало первым масштабным применением БПЛА со стороны исламистов за все время проведения кампании РФ в Сирии.

Сейчас российские военные проводят детальный анализ конструкции, технической начинки и СВУ, которые использовались при создании БПЛА. Технология изготовления (деревянное основание, фанерные крылья, большое количество скотча и пластика, кустарно доработанный мотор) не является технической находкой, говорит один из собеседников “Ъ”, «но для одноразового применения боевикам другое и не нужно»: «Для них это одноразовое изделие, запустил и забыл». Тем не менее, по словам специалиста, ряд технических решений позволяет говорить о том, что такие БПЛА противник может запустить с расстояния более 50 км, а наведение в данном случае будет осуществляться по спутниковым координатам GPS. В Минобороны убеждены, что такие технологии могли быть получены только от одной из стран, обладающих «высокими технологическими возможностями по обеспечению спутниковой навигации», а также разбирающейся в дистанционном управлении сброса СВУ в назначенные координаты. Сами БПЛА оснащены барометрическими датчиками и сервоприводами управления рулями высоты. Российский эксперт в области беспилотных систем Денис Федутинов отмечает, что «подобные БПЛА были у боевиков и в Ираке, и в Сирии, причем несколько раз даже засвечивалось их достаточно эффективное применение». «Работы в части беспилотной техники велись масштабно — закупались коммерчески доступные продукты малого класса, которые переделывали под несение ударной нагрузки, и даже существовало некоторое подобие специализированного производства собственных беспилотников»,— подчеркивает он.

По результатам изучения БПЛА военные специалисты определили, что в прикрепленных к беспилотникам СВУ, созданных на базе минометного снаряда, использовались «взрыватели иностранного производства». На очереди ряд экспертиз, которые, по данным “Ъ”, будут проводить уже представители российских спецслужб: эксперты-взрывотехники изучат тип и происхождение взрывчатых смесей, использованных при сборке СВУ, а после этого разведка должна вычислить возможные каналы поставки боевикам «чувствительных» технологий и устройств. Военные констатировали, что факт эксплуатации боевиками ударных БПЛА говорит о передаче боевикам технологий, позволяющих проводить теракты в любой стране.

Российские парламентарии, в свою очередь, посчитали, что последняя атака на военные объекты РФ в Сирии была совершена боевиками при помощи западных спецслужб. «При их непосредственном попустительстве, если не сказать при их оказании ими помощи»,— заявил зампред комитета Госдумы по обороне Юрий Швыткин (цитата по «РИА Новости»). «В Сирии их (комплектующие для создания БПЛА.— “Ъ”) просто так достать нельзя, это работа спецслужб, которые координируются США»,— заявил он (цитата по «РИА Новости»).

В Пентагоне, в свою очередь, агентству заявили, что устройства и технологии, использованные боевиками для создания ударного БПЛА, могут быть «легко приобретены на открытом рынке»: «Это повод для беспокойства».



комментарии (0):









Материалы рубрики

Александр Артамонов
Правда.ru
Як-152 приучит курсантов к небу
Светлана Баева
РИА Новости
Как избежать проблем в поездках с животными

КоммерсантЪ - Пермь
Двигатель с растущим объемом
Анастасия Николаева
Интерфакс
Отложили до апреля
Елизавета Кузнецова
КоммерсантЪ
Египет подождет до весны
Роман Гусаров
RNS
Почему не нужно искать замену украинским авиадвигателям
Екатерина Каткова, Алексей Грязев
Газета.Ru
Ан-148 пролетит мимо России
Полина Смертина
КоммерсантЪ-FM
Ан-148 оставят без новых двигателей



Юрий Сенаторов
КоммерсантЪ
Крылатые ракеты утилизировали Украине
Евгений Девятьяров
Известия
Крушение Ан-148 расследуют с помощью трехмерной реконструкции
Роман Азанов
ТАСС
"Охота" на Су-35: чем российский истребитель удивляет мир
Лидия Горборукова
КоммерсантЪ - Санкт-Петербург
Пулково расширит горизонт полетов
Анастасия Синицкая Дмитрий Струговец
Известия
"Роскосмос" готов "приватизировать" российскую часть МКС
Алла Салькова 
Газета.Ru
Катастрофа на Тайване: как A300 рухнул на жилой район
Николай Сергеев
КоммерсантЪ
Пилоты ругались до катастрофы
Илья Крамник
Известия
Школа для истребителя
Владимир Ващенко
Газета.Ru
Цена жизни: за погибших в авиакатастрофах просят больше
Владислав Новый, Елизавета Кузнецова
КоммерсантЪ
Посылки присыпало снегом
Константин Богданов
Известия
Замерзшая трубка

РИА Новости
Сколько весит ручная кладь: правила не изменятся, но контроль усилится
Всеволод Инютин, Елизавета Кузнецова, Сергей Сергеев
КоммерсантЪ
Экипаж столкнулся с раздвоением скорости
Иван Петров, Татьяна Шадрина, Наталия Ячменникова
Российская газета
Приборы ушли в заморозку

ТАСС
Росавиация: неверная оценка погодных условий является частой причиной авиапроисшествий
Инна Сидоркова
РБК
Атака с минометами на базу Хмеймим оказалась нападением дронов
Ангелина Давыдова, Елизавета Кузнецова
КоммерсантЪ
Авиаторам пересчитают выбросы
Наталья Пономарева
Интерфакс
На полпути до цели
Андрей Облаков
Focus
Почему Cessna популярна для полетов на севере
Глеб Иванов
Аргументы и Факты
"Ан-148 показал себя надежным". Эксперт о крушении самолета в Подмосковье
Марина Балтачева
Взгляд
Эксперт отверг отказ двигателя в качестве причины крушения Ан-148
Григорий Колганов
КоммерсантЪ-FM
Других не заденет

BFM
Как приостановка эксплуатации Ан-148 скажется на авиаперевозках?
Роман Гусаров
Rambler News Service (RNS)
Р.Гусаров: Необходимо дождаться расшифровки бортовых самописцев
Сергей Птичкин
Российская газета
"Грач" защищенный

Интерфакс
Крушение Ан-148 в Подмосковье. Что известно к утру понедельника
А. Александров, Я. Соколовская, Е. Вавина, В. Сорокин
КоммерсантЪ
Полет продлился четыре минуты
Елизавета Кузнецова
КоммерсантЪ
Авиакомпаниям наступили на прибыль
Константин Богданов
Известия
На чем лететь навстречу веку
Евгения Перцева
Известия
Курилки теряют шансы вернуться в аэровокзалы

РИА Новости
Огонь, вода и воздух. Как выглядит московская пожарная авиация

РИА Новости
На похороны погибшего пилота Су-25 пришли 30 тысяч человек‍
Сергей Строкань
КоммерсантЪ
Интерес к российским вертолетам в Азии идет на взлет
Анна Занина, Елизавета Кузнецова
КоммерсантЪ
Минтранс определился с налоговым нулем
Александр Воробьев
Ведомости
Снегопад вывел из строя часть парка "Аэрофлота"
Эльвира Харунова
Газета.Ru
"Хвост самолета исчез в пламени": 60 лет мюнхенской катастрофе
Евгений Зайнуллин
КоммерсантЪ - Ижевск
"Ижавиа" начали делить на два
Евгений Девятьяров, Сергей Вальченко
Известия
Третью полосу в Шереметьево запустят к ЧМ-2018
Елизавета Кузнецова
КоммерсантЪ
Диспетчерам меняют форму собственности

ФедералПресс
"Видим, как работают нечистоплотные адвокаты". В Югре пытаются обанкротить крупнейшего вертолетного перевозчика
Лидия Горборукова
КоммерсантЪ - Санкт-Петербург
Пулково взлетает все выше
Инна Сидоркова, Анжелика Басисини, Галина Казакулова
РБК
Сбитый "Грач": кто и зачем сбил российский Су-25 в Сирии

 

 

 

 

Реклама от YouDo
Рекомендуем: укладка мозаики на колонны цена, лучшие цены здесь.
Рекомендуем: вакансии удаленная работа, ссылка на описание.
Юду: установка программ: выбирай!
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

© Aviation Explorer