Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное



Главная Обзоры СМИ Статьи


Не враг "Союзу": 60 лет NASA


1 октября 2018 года Газета.Ru


60 лет назад в США начало работу крупнейшее космическое агентство NASA. Его соперничество с советским Министерством общего машиностроения способствовало развитию технологий, установлению целого ряда достижений в освоении космоса, а также стало примером успешного мирного сотрудничества двух держав – антагонистов.

0 лет назад в США начало работать Национальное управление по аэронавтике и исследованию космического пространства – NASA. Учреждение организации состоялось двумя месяцами ранее посредством реорганизации действовавшего с 1915 года Национального консультативного комитета по воздухоплаванию. Рождение NASA стало ответом американцев на запуск СССР первого искусственного спутника Земли.

С первых же месяцев существования вновь созданная структура вступила в жесткую конкуренцию с советским Министерством общего машиностроения. Стартовала космическая гонка, продолжавшаяся до 1975 года. Сегодня в NASA трудятся около 18 тыс. сотрудников. Годовой бюджет управления составляет порядка $20 млн. Это самый высокий показатель среди всех космических агентств планеты. При президенте Бараке Обаме бюджет несколько урезали из-за финансового кризиса. По той же причине была свернута программа «Созвездие».

Непосредственное руководство управлением осуществляет вице-президент США, то есть, в текущий момент – Майкл Пенс.

Директор NASA – бывший конгрессмен от республиканской партии Джеймс Брайденстайн.

Важную роль в основании NASA сыграл 34-й президент США Дуайт Эйзенхауэр. В условиях Холодной войны американцам было критически важно не отпустить Советский Союз далеко вперед в развитии космической программы. Тем не менее, стратегический противник имел фору и после появления NASA. СССР удалось первому выпустить человека в открытый космос. Полет Юрия Гагарина 12 апреля 1961 года спровоцировал США на формирование программы «Аполлон», целью которой стала высадка человека на Луну.

Работы по подготовке соответствующих возможностей открылись после выступления президента Джона Кеннеди в конгрессе в мае того же года. А 12 сентября он изложил задачи программы в своей знаменитой речи. В первое пятилетие на реализацию идеи было направлено $9 млрд. По масштабам проект превосходил создание атомной бомбы. США шли к успеху почти восемь лет. Высадка астронавтов Нила Армстронга и Базза Олдрина на поверхность спутника Земли состоялась 20 июля 1969 года. Событие воспринималось в качестве доказательства победы американцев в лунной гонке. В течение трех следующих лет на Луну опустились еще пять кораблей.

Этим список знаковых достижений NASA, конечно, не ограничивался.

Все в том же 1961-м начались запуски пилотируемых кораблей.

Площадками для запуска стали станция ВВС на мысе Канаверал во Флориде и соседний остров Мерритт, где расположен космический центр имени Джона Кеннеди. Первый отряд астронавтов участвовал в полетах программы «Меркурий»: машины этого класса были способны вместить одного человека и существенно уступали советским кораблям «Восток». 5 мая Алан Шепардсовершил суборбитальный полет длительностью 15 минут. В отличие от советских космонавтов, которые катапультировались при посадке, пилоты «Меркурия» приземлялись непосредственно в кабине. Астронавт принимал большее участие в пилотировании, чем на автоматизированных «Востоках».

Техническое отставание от СССР стремительно сокращалось. Следующая серия кораблей, «Джемини», подразумевала экипаж уже из двух астронавтов. В рамках реализации этой программы было совершено десять выходов в открытый космос и установлены рекорды длительности полета. В сумме участники программы находились вне аппарата около десяти часов.

В 1973 году американцы запустили свою первую и единственную орбитальную станцию «Скайлэб». На ней поочередно трудились три экспедиции. Заключительная, в составе Джералда Карра, Эдварда Гибсона и Уильяма Поуга, поставила абсолютный рекорд продолжительности пребывания человека в космосе – 84 дня. Двумя годами позднее состоялся совместный экспериментальный полет советского корабля «Союз-19» и американского «Аполлона».

Одновременно NASA исследовала Марс. В 1971 году автоматический зонд «Маринер-9» стал первым аппаратом, вышедшим на орбиту планеты. А в 1975-м станции «Викинг-1» и «Викинг-2» высадились на ее поверхности. При помощи «Вояджеров» сотрудники управления изучали Юпитер, Сатурн, Уран и Нептун. Эти зонды способны пережить миллиарды лет путешествия через межзвездное пространство, а потому снабжены посланием землян для инопланетян. В 2012 году американцы успешно приземлили марсоход «Кьюриосити».

Специалисты NASA приняли активное участие в создании Международной космической станции.

Очередной прорыв космической отрасли США произошел в 20-ю годовщину полета Гагарина — 12 апреля 1981 года, когда получилось запустить первый многоразовый корабль – шаттл «Колумбия». Предполагалось регулярное сообщение при помощи этих челноков между Землей и орбитой. Однако данная программа оказалась не очень успешной. За период ее проведения (по июль 2011 года) было сконструировано шесть, и запущено в космос пять шаттлов. Два из них потерпели катастрофу. 26 января 1986 года семь членов экипажа погибли при крушении «Челленджера» из-за взрыва топливного бака на 73-й секунде полета.

Другая авария произошла уже в наше время. 1 февраля 2003-го шаттл «Коламбия» разрушился в процессе возвращения. Жертвами трагедии также стали семь человек. Оба ЧП явились поводом для жесткой критики NASA со стороны независимых экспертов. К числу недостатков организации относят увлечение локальными проектами в ущерб глобальным программам.

Сегодня NASA близка к завершению разработки нового корабля «Орион», первый полет которого, впрочем, неоднократно откладывался.

Несмотря на появление мощных коммерческих проектов Илона Маска и Джефа Безоса, позиции NASA в космической отрасли по-прежнему крепки, а поддержка государства солидна.




комментарии (0):







Материалы рубрики

Екатерина Постникова, Татьяна Байкова, Ирэна Шекоян, Роман Крецул
Известия
Голландский план: Амстердам нашел новых подозреваемых по делу MH-17
Андрей Калий
Красная звезда
Первый Герой советской морской авиации
Герман Костринский
КоммерсантЪ
Заход на просадку
Кирилл Кривошеев
КоммерсантЪ
Расследование гибели MH17 никак не долетит до конца
Виталий Чугин
ТАСС
Расследование крушения Boeing на Украине. Надежда остается лишь на суд
Александр Тихонов
Красная звезда
Су-57 будет превосходить всех
Алексей Рамм Богдан Степовой
Известия
"Сухие" крымские: полуостров защитят новейшие истребители
Арина Раксина
ТАСС
Boeing нашел покупателя для 737 MAX. Первого после двух авиакатастроф



Яна Войцеховская
КоммерсантЪ
Пулково поставят на рельсы
Иван Якунин
КоммерсантЪ
Трагичный полет SSJ 100 воспроизведут в небе и на тренажере
Ксения Чемоданова
360
Скорая помощь в полете и дозаправка в воздухе. На что способна отечественная авиация
Мария Кокорева
РБК
Российские авиакомпании получили рекордный убыток
Ольга Шерункова
Газета.ru
Наши в Ле Бурже: русская амфибия долетела до Парижа
Александр Шитов
Военно-промышленный курьер
Шагающие авианосцы
Андрей Синицын
Военно-промышленный курьер
Як-141, сбитый перестройкой
Виктор Друшляков
Военно-промышленный курьер
Будущая "вертикалка" уже летает
Тимур Латыпов, Елена Колебакина-Усманова, Александр Гавриленко
БИЗНЕС Online
Не прошло и 22 лет: "Ансат" возвращается в Ле-Бурже
Роман Крецул, Алексей Рамм
Известия
Охотник на аллигаторе: в России унифицируют боевые вертолеты
Кирилл Ясько
Sakhalin.info
Первых в истории Сахалинской области юных пилотов выпустила самолетная секция ЦТВС
Андрей Станавов
РИА Новости
Ход “Жнецом”: чем угрожает России переброска ударных дронов США в Польшу
Олег Рубникович
КоммерсантЪ
К делу «Трансаэро» приобщили бухгалтера
Герман Костринский
КоммерсантЪ
Налет на добавленную стоимость
Николай Проценко
ИА EADaily
Мирзиёев на взлетной полосе: узбекская авиация освоит российский опыт
Анастасия Николаева
Интерфакс
Завершенное дело

Русская служба BBC
Росавиация может "приземлить" самолеты российских авиакомпаний. Что случилось?
Мария Трубина
Взгляд
Украина не сможет запретить России летать на «Русланах»
Дмитрий Шестоперов
КоммерсантЪ
AliExpress загрузит самолеты
Алексей Рамм, Алексей Козаченко
Известия
Морской часовой: «Камовы» возьмут под охрану атомные подлодки
Иван Апулеев
Газета.ru
Белая пуля: в Калифорнии заметили секретный самолет
Герман Костринский
КоммерсантЪ
Взлетная полоса длиною в суд
Анастасия Николаева
Интерфакс
В соответствии со стандартами

Lenta.ru
Синдром истребителя
Денис Федутинов
Независимое военное обозрение
Боевые дроны в Минске
Андрей Калий
Красная звезда
Полётные задания выполнены достойно
Анатолий Журин
Газета "Труд"
Немая сцена на взлетной полосе
Николай Сергеев, Юлия Гарипова, Сергей Петунин
КоммерсантЪ
У пилотов катастрофа с дипломами
Юрий Авдеев
Красная звезда
Готовность к серийному выпуску

Русская служба BBC
25 млн чемоданов ежегодно: почему авиакомпании по-прежнему теряют наш багаж?
Денис Соловых
ТАСС
За двумя зайцами. Придется ли Турции выбирать между С-400 и F-35?
Яков Лысенко
Газета.ru
Ждать еще долго: что не так с выдачей багажа в «Шереметьеве»
Сергей Гуцалюк
Журнал "АвиаСоюз"
Дальневосточный «Авиалифт»

Газета.ru
Последний гвоздь в крышку гроба? В Boeing 737 нашли брак
Александр Пинчук
Красная звезда
Небо раскрасил «Авиамикс»
Герман Костринский
КоммерсантЪ
Льготы не столь отдаленные
Иван Апулеев
Газета.ru
«Лишь бы обвинить русских»: в Малайзии требуют правды о MH-17
Максим Макарычев
Российская газета
Boeing нашел дефектные детали в самолетах 737 NG и 737 MAX
Сергей Птичкин
Российская газета
Турецкий развод

BFM
Эксперт МАК: авиакатастрофа с Superjet в «Шереметьево» произошла из-за «грубых приземлений»
Вадим Белозерцев
ТАСС
Дроны и самолеты делят небо. Как проходит конкурс беспилотников в Томске
Александр Волобуев
Известия
Из пробки вылетишь: «Яндекс.Такси» подключат к вертолетам

 

 

 

 

Реклама от YouDo
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer