Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное



Главная Обзоры СМИ Статьи


Не враг "Союзу": 60 лет NASA


1 октября 2018 года Газета.Ru


60 лет назад в США начало работу крупнейшее космическое агентство NASA. Его соперничество с советским Министерством общего машиностроения способствовало развитию технологий, установлению целого ряда достижений в освоении космоса, а также стало примером успешного мирного сотрудничества двух держав – антагонистов.

0 лет назад в США начало работать Национальное управление по аэронавтике и исследованию космического пространства – NASA. Учреждение организации состоялось двумя месяцами ранее посредством реорганизации действовавшего с 1915 года Национального консультативного комитета по воздухоплаванию. Рождение NASA стало ответом американцев на запуск СССР первого искусственного спутника Земли.

С первых же месяцев существования вновь созданная структура вступила в жесткую конкуренцию с советским Министерством общего машиностроения. Стартовала космическая гонка, продолжавшаяся до 1975 года. Сегодня в NASA трудятся около 18 тыс. сотрудников. Годовой бюджет управления составляет порядка $20 млн. Это самый высокий показатель среди всех космических агентств планеты. При президенте Бараке Обаме бюджет несколько урезали из-за финансового кризиса. По той же причине была свернута программа «Созвездие».

Непосредственное руководство управлением осуществляет вице-президент США, то есть, в текущий момент – Майкл Пенс.

Директор NASA – бывший конгрессмен от республиканской партии Джеймс Брайденстайн.

Важную роль в основании NASA сыграл 34-й президент США Дуайт Эйзенхауэр. В условиях Холодной войны американцам было критически важно не отпустить Советский Союз далеко вперед в развитии космической программы. Тем не менее, стратегический противник имел фору и после появления NASA. СССР удалось первому выпустить человека в открытый космос. Полет Юрия Гагарина 12 апреля 1961 года спровоцировал США на формирование программы «Аполлон», целью которой стала высадка человека на Луну.

Работы по подготовке соответствующих возможностей открылись после выступления президента Джона Кеннеди в конгрессе в мае того же года. А 12 сентября он изложил задачи программы в своей знаменитой речи. В первое пятилетие на реализацию идеи было направлено $9 млрд. По масштабам проект превосходил создание атомной бомбы. США шли к успеху почти восемь лет. Высадка астронавтов Нила Армстронга и Базза Олдрина на поверхность спутника Земли состоялась 20 июля 1969 года. Событие воспринималось в качестве доказательства победы американцев в лунной гонке. В течение трех следующих лет на Луну опустились еще пять кораблей.

Этим список знаковых достижений NASA, конечно, не ограничивался.

Все в том же 1961-м начались запуски пилотируемых кораблей.

Площадками для запуска стали станция ВВС на мысе Канаверал во Флориде и соседний остров Мерритт, где расположен космический центр имени Джона Кеннеди. Первый отряд астронавтов участвовал в полетах программы «Меркурий»: машины этого класса были способны вместить одного человека и существенно уступали советским кораблям «Восток». 5 мая Алан Шепардсовершил суборбитальный полет длительностью 15 минут. В отличие от советских космонавтов, которые катапультировались при посадке, пилоты «Меркурия» приземлялись непосредственно в кабине. Астронавт принимал большее участие в пилотировании, чем на автоматизированных «Востоках».

Техническое отставание от СССР стремительно сокращалось. Следующая серия кораблей, «Джемини», подразумевала экипаж уже из двух астронавтов. В рамках реализации этой программы было совершено десять выходов в открытый космос и установлены рекорды длительности полета. В сумме участники программы находились вне аппарата около десяти часов.

В 1973 году американцы запустили свою первую и единственную орбитальную станцию «Скайлэб». На ней поочередно трудились три экспедиции. Заключительная, в составе Джералда Карра, Эдварда Гибсона и Уильяма Поуга, поставила абсолютный рекорд продолжительности пребывания человека в космосе – 84 дня. Двумя годами позднее состоялся совместный экспериментальный полет советского корабля «Союз-19» и американского «Аполлона».

Одновременно NASA исследовала Марс. В 1971 году автоматический зонд «Маринер-9» стал первым аппаратом, вышедшим на орбиту планеты. А в 1975-м станции «Викинг-1» и «Викинг-2» высадились на ее поверхности. При помощи «Вояджеров» сотрудники управления изучали Юпитер, Сатурн, Уран и Нептун. Эти зонды способны пережить миллиарды лет путешествия через межзвездное пространство, а потому снабжены посланием землян для инопланетян. В 2012 году американцы успешно приземлили марсоход «Кьюриосити».

Специалисты NASA приняли активное участие в создании Международной космической станции.

Очередной прорыв космической отрасли США произошел в 20-ю годовщину полета Гагарина — 12 апреля 1981 года, когда получилось запустить первый многоразовый корабль – шаттл «Колумбия». Предполагалось регулярное сообщение при помощи этих челноков между Землей и орбитой. Однако данная программа оказалась не очень успешной. За период ее проведения (по июль 2011 года) было сконструировано шесть, и запущено в космос пять шаттлов. Два из них потерпели катастрофу. 26 января 1986 года семь членов экипажа погибли при крушении «Челленджера» из-за взрыва топливного бака на 73-й секунде полета.

Другая авария произошла уже в наше время. 1 февраля 2003-го шаттл «Коламбия» разрушился в процессе возвращения. Жертвами трагедии также стали семь человек. Оба ЧП явились поводом для жесткой критики NASA со стороны независимых экспертов. К числу недостатков организации относят увлечение локальными проектами в ущерб глобальным программам.

Сегодня NASA близка к завершению разработки нового корабля «Орион», первый полет которого, впрочем, неоднократно откладывался.

Несмотря на появление мощных коммерческих проектов Илона Маска и Джефа Безоса, позиции NASA в космической отрасли по-прежнему крепки, а поддержка государства солидна.




комментарии (0):






Материалы рубрики


Forbes
СМИ сообщили об отказе в Европе от российских Sukhoi Superjet 100
Герман Костринский
КоммерсантЪ
Авиационные выбросы некому принять
Сергей Самарин
Известия
Вид сверху: ВКС России нуждаются в обновлении парка «летающих радаров»
Андрей Меньшенин
Фонтанка
Почему самый большой самолет больше не нужен. Даже в самой большой стране
Первин Мамед-заде
ТАСС
Курс на Касабланку. Марокко укрепляет статус важного авиатранспортного узла Африки
Иван Сафронов, Александра Джорджевич
КоммерсантЪ
В третий раз на те же «МиГи»
Мария Бухарова, Алексей Петров
Известия
Отменный курс: снегопады оставили пассажиров «Аэрофлота» дома
Анастасия Николаева
Интерфакс
Сверхзвуковой, пассажирский



Александр Рассохин
КоммерсантЪ
Сверхзвуковые пассажирские самолеты ускорили высшим указом
Валерия Комарова, Петр Канаев, Мария Кокорева
РБК
Лебедев создаст VIP-авиакомпанию с совладельцем Внуково, ВЭБом и ОАК
Сергей Бабкин
Российская газета
В операционную по воздуху
Мария Кокорева, Алина Фадеева, Валерия Комарова
РБК
Правительство решило не компенсировать авиакомпаниям рост цен на керосин
Герман Костринский
КоммерсантЪ
Utair собирает аргументы для кредиторов
А. Фадеева, В. Комарова, Т. Дзядко, П. Канаев
РБК
Акимов и Козак обсудят механизм ограничения роста цен на авиатопливо
Тимофей Дзядко, Петр Канаев, Мария Кокорева, Евгения Маляренко
РБК
В правительстве назвали варианты вывода Utair из кризиса
Андрей Загорский
КоммерсантЪ-FM
Льготные условия ускользают от авиакомпаний
Вера Кюппер
Наука и техника
ХХI век: эра электросамолетов и реактивных электродвигателей
Герман Костринский
КоммерсантЪ
Государство оплатит укорачивание SSJ. Но для МС-21 в бюджете пока средств не нашли
Мария Кокорева, Екатерина Литова, Валерия Комарова
РБК
На совещании в Минтрансе UTair не представила новую финансовую модель
Ксения Чемоданова
360TV
«Аэродромные службы работают отвратительно». Почему самолет в аэропорту Домодедово врезался в столб
Роман Азанов
ТАСС
"Небо как соты. И там очень мало места". Как авиадиспетчеры разводят самолеты
Иван Сафронов, Герман Костринский
КоммерсантЪ
Госбанки поставят на крыло. ОАК рассчитывает привлечь их в свои гражданские проекты
Иван Сафронов, Всеволод Инютин
КоммерсантЪ
А вместо сердца пламенный министр. Владимир Пучков перешел на работу в авиастроение
Алексей Рамм
Известия
Спорная солянка: нужны ли России крылатые ракеты средней дальности

РИА Новости
В "Роскосмосе" заявили, что госкорпорация выходит из кризиса
Фокеева Людмила
Военно-промышленный курьер
Микроны – в миллионы
Алексей Рамм Алексей Козаченко
Известия
Северная Миграция: в Арктике будет создан истребительный авиаполк
Максим Рубченко
РИА Новости
Утомленные рынком: авиакомпании опять требуют повышения цен на билеты
Ольга Коленцова
Известия
Сверхпроводник на борту: в России создали мощный электрический авиадвигатель
Наталья Ионова
Forbes
Битва на равных: зачем «Аэрофлот» судится с недовольными клиентами
Иван Сафронов, Александра Джорджевич
КоммерсантЪ
Россия продала Армении истребители как себе. Четыре Су-30СМ ушли покупателю по внутрироссийским ценам
Антон Лавров
Известия
Не все "Панцири" по зубам
Герман Костринский, Дмитрий Козлов
КоммерсантЪ
Авиакеросин встал поперек двигателей. Перевозчики вынуждены чаще их ремонтировать

ТАСС
Пассажиропоток аэропортов РФ в 2018 году поставил рекорд за историю гражданской авиации
Александра Джорджевич, Иван Сафронов
КоммерсантЪ
Военной авиации обещано скорейшее исправление
Наталья Козлова
Российская газета
Посадка себе дороже
Юрий Гаврилов
Российская газета
По команде - "Перехват"
Алексей Рамм, Богдан Степовой
Известия
От бинта: армия начнет закупать медицинские вертолеты
Алексей Рамм, Алексей Козаченко
Известия
Полчаса до полюса: скоростные истребители взяли Арктику под контроль
Тимур Латыпов
БИЗНЕС Online
"Смирно"! Для оборонщиков и градозащитников: 5 интриг визита Сергея Шойгу в Казань
Полина Гриценко
Известия
Пальцем в небо: граница в аэропортах станет электронной
Роман Шимаев, Анна Лушникова
RT
Приближался к госгранице: российский истребитель Су-27 перехватил самолёт-разведчик США в небе над Балтикой
Герман Костринский, Дмитрий Козлов
КоммерсантЪ
Авиакеросин подешевел без последствий
Николай Проценко
Взгляд
Почему цены на авиабилеты должны неизбежно расти
Анатолий Цыганок
Независимое военное обозрение
Пассажиров встретят снарядами и ракетами
Марина Мазина
РБК
Бум авиаперелетов в действии: акции United Technologies резко подорожали
Ольга Коленцова
Известия
Бери больше, лети дальше: новый конвертоплан может преодолеть 300 км
Валерия Комарова, Петр Канаев
РБК
Минтранс запросил больше 200 млрд руб. на региональные аэропорты
Валерия Комарова
РБК
Авиакомпании не смогли переложить рост стоимости топлива на пассажиров
Максим Казанин
Военно-промышленный курьер
"Длинный меч" замахнется на Корею и Японию

 

 

 

 

Реклама от YouDo
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer