Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное



Главная Обзоры СМИ Статьи


Космические долги: зачем в бюджет впишут проблемы компаний "Роскосмоса"


1 октября 2018 года Иван Ткачёв, Ольга Агеева, Инна Сидоркова, РБК


Минфин включил в проект федерального бюджета на три года пункт о погашении многомиллиардных долгов предприятий, подконтрольных «Роскосмосу». Предприятия деньги из бюджета получили, а услуги и продукцию не предоставили.

Минфин планирует в следующем бюджетном цикле (2019–2021 годы) урегулировать долги перед государством трех ведущих ракетно-космических предприятий по их госконтрактам с Министерством обороны и «Роскосмосом», следует из проекта федерального бюджета на трехлетку, размещенного Минфином на портале regulation.gov.ru.

«Установить, что сроки и условия погашения задолженности перед Российской Федерацией по государственным контрактам, заключенным Министерством обороны Российской Федерации, Государственной корпорацией по космической деятельности «Роскосмос» с акционерным обществом «Государственный космический научно-производственный центр им. М.В.Хруничева», публичным акционерным обществом «Ракетно-космическая корпорация ‎«Энергия» им. С.П.Королева» и акционерным обществом ‎«Ракетно-космический центр «Прогресс» в период ‎с 2001 по 2016 год, устанавливаются правительством Российской Федерации», — говорится в документе.

Все три предприятия-должника контролируются «Роскосмосом». Пункт включен в статью «Особенности исполнения федерального бюджета в 2019 году» проекта закона о бюджете. Как следует из формулировки, речь в основном идет о неотработанных авансах по госконтрактам. Неизвестно, сколько таких непогашенных авансов накопилось у Центра Хруничева, РКК «Энергия» и РКЦ «Прогресс» за 16 лет, — Минобороны, «Роскосмос» и предприятия-должники отказались раскрывать эту информацию.

В предыдущей версии законопроекта, подготовленной в первой половине сентября (имеется в распоряжении РБК), не было пункта о погашении задолженности Центра Хруничева, РКК «Энергия» и РКЦ «Прогресс». Вместо этого был пункт о том, что правительство должно установить сроки и условия погашения задолженности АО «Спецремонт» перед Минобороны, но с тех пор он потерял актуальность: 17 сентября глава правительства Дмитрий Медведев подписал распоряжение о том, что задолженность «Спецремонта» будет погашаться с 2027 года по конец 2047-го.

Крупнейшие долги принадлежат Минобороны и «Роскосмосу»

Дебиторская задолженность органов власти и других участников бюджетного процесса перед федеральным бюджетом является большой проблемой: на 1 января 2018 года она составила 5,84 трлн руб. (6,3% ВВП), по данным Счетной палаты. В том числе задолженность по выданным авансам — 3,8 трлн руб. «Это означает, что эти услуги и работы оплачены, но результат еще не получен, не поставлена продукция, не оказаны услуги», — объяснял в мае глава Счетной палаты Алексей Кудрин.

По данным Счетной палаты (*.pdf), именно Минобороны и «Роскосмос» являются крупнейшими держателями дебиторской задолженности по выданным авансам: более 50% такой задолженности (более 1,9 трлн руб.) приходится на Минобороны, свыше 6% (или более 228 млрд руб.) образовалось у «Роскосмоса». Как отмечает палата, «основной причиной образования дебиторской задолженности [у «Роскосмоса»] является предусмотренная законодательством возможность осуществления авансовых платежей по заключенным государственным контрактам на выполнение космических программ в рамках государственного оборонного заказа». При этом ограничений по объемам авансирования законодательством не устанавливалось.

Кроме того, «на рост дебиторской задолженности существенное влияние оказывают длительный производственный (технологический) цикл изготовления закупаемой продукции и ее высокая и растущая из года в год себестоимость, а также наличие дебиторской задолженности, по которой расчеты не были завершены в установленный государственным контрактом срок, в основном по строительству космодрома Восточный», указывает Счетная палата в заключении на закон об исполнении бюджета за 2017 год.

«На текущий момент порядок и сроки погашения задолженности не определены. Это вопрос отдельных согласований с правительством и государственными заказчиками», — сообщили РБК в пресс-службе «Роскосмоса». Размеры задолженности ракетно-космических предприятий в госкорпорации не комментируют. В пресс-службе Минобороны РБК пояснили, что сумма задолженности указанных предприятий является закрытой статьей.

Кризис в отрасли

В Центре Хруничева сложилась тяжелейшая экономическая ситуация, но иного производителя тяжелых ракет у государства нет, говорил глава «Роскосмоса» Дмитрий Рогозин в августе агентству ТАСС: «Будем вытягивать предприятие из болота». «Сначала необходимо реструктуризировать кредитную нагрузку и отсрочить уплату пеней и штрафов по прежним искам заказчиков. <…> Затем [после 2022 года] выведем предприятие в плюс», — сказал Рогозин. Ранее он сообщил, что помимо прочего Центр Хруничева должен «Роскосмосу» 26 млрд руб. по кредиту. «Роскосмос» подавал иски к Центру Хруничева: например, иск о взыскании 2,2 млрд руб. за невыполненную работу по госконтракту от 2012 года (создание кислородно-водородного разгонного блока).

Задолженность предприятий ракетно-космической отрасли накопилась из-за невыполнения условий госконтрактов в срок из-за технологических и организационных проблем, а также высоких накладных расходов, говорит РБК создатель интернет-сообщества «Открытый космос» и специалист производителя спутников Dauria Aerospace Виталий Егоров. Центр Хруничева превратился из некогда успешной компании с большим пакетом зарубежных заказов в кризисное предприятие после присоединения к нему нескольких убыточных организаций, «с тех пор проблемы Центра Хруничева растут как снежный ком», сказал он РБК.

В бухгалтерской отчетности РКК «Энергия» за 2017 год (*.pdf) приводится информация о пяти исках «Роскосмоса» к корпорации о взыскании неустойки на общую сумму 3,7 млрд руб. по госконтрактам. Самарский РКЦ «Прогресс» не публикует отчетность, но, согласно данным ГМЦ Росстата, долгосрочные и краткосрочные обязательства на конец 2016 года превышали 60 млрд руб. Долги РКК «Энергия» по госконтрактам значительно ниже, потому что компанию выручают контракты с США на доставку астронавтов на МКС, говорит Егоров. «Но источники пополнения бюджета предприятия сокращаются. Контракт с США истекает в апреле 2019 года, и непонятно, будут его продлевать или нет. Число запусков космических кораблей «Прогресс» снизилось, а ракет «Союз» — сократится с 2019 года», — констатировал эксперт.

По его мнению, государство пока не разработало «серьезный стратегический план» реструктурирования задолженности. «Все предприятия ждут, что им просто спишут долги», — считает Егоров. «Последовательно наблюдается отказ от всяких попыток участия в международной конкуренции, повысить доходность российской космонавтики на международном рынке», — отметил он. Финансовое положение РКК «Энергия» и РКЦ «Прогресс» могут улучшить реализация российской лунной программы на 2021–2024 годы и участие в разработке сверхтяжелой ракеты-носителя, которая потребует не меньше 1 трлн руб., говорит Егоров, а оздоровлению ситуации в Центре Хруничева помогла бы федеральная целевая программа по развитию новейшей спутниковой системы «Сфера» при помощи тяжелых ракет «Ангара-А5».



комментарии (0):






Материалы рубрики


Forbes
СМИ сообщили об отказе в Европе от российских Sukhoi Superjet 100
Герман Костринский
КоммерсантЪ
Авиационные выбросы некому принять
Сергей Самарин
Известия
Вид сверху: ВКС России нуждаются в обновлении парка «летающих радаров»
Андрей Меньшенин
Фонтанка
Почему самый большой самолет больше не нужен. Даже в самой большой стране
Первин Мамед-заде
ТАСС
Курс на Касабланку. Марокко укрепляет статус важного авиатранспортного узла Африки
Иван Сафронов, Александра Джорджевич
КоммерсантЪ
В третий раз на те же «МиГи»
Мария Бухарова, Алексей Петров
Известия
Отменный курс: снегопады оставили пассажиров «Аэрофлота» дома
Анастасия Николаева
Интерфакс
Сверхзвуковой, пассажирский



Александр Рассохин
КоммерсантЪ
Сверхзвуковые пассажирские самолеты ускорили высшим указом
Валерия Комарова, Петр Канаев, Мария Кокорева
РБК
Лебедев создаст VIP-авиакомпанию с совладельцем Внуково, ВЭБом и ОАК
Сергей Бабкин
Российская газета
В операционную по воздуху
Мария Кокорева, Алина Фадеева, Валерия Комарова
РБК
Правительство решило не компенсировать авиакомпаниям рост цен на керосин
Герман Костринский
КоммерсантЪ
Utair собирает аргументы для кредиторов
А. Фадеева, В. Комарова, Т. Дзядко, П. Канаев
РБК
Акимов и Козак обсудят механизм ограничения роста цен на авиатопливо
Тимофей Дзядко, Петр Канаев, Мария Кокорева, Евгения Маляренко
РБК
В правительстве назвали варианты вывода Utair из кризиса
Андрей Загорский
КоммерсантЪ-FM
Льготные условия ускользают от авиакомпаний
Вера Кюппер
Наука и техника
ХХI век: эра электросамолетов и реактивных электродвигателей
Герман Костринский
КоммерсантЪ
Государство оплатит укорачивание SSJ. Но для МС-21 в бюджете пока средств не нашли
Мария Кокорева, Екатерина Литова, Валерия Комарова
РБК
На совещании в Минтрансе UTair не представила новую финансовую модель
Ксения Чемоданова
360TV
«Аэродромные службы работают отвратительно». Почему самолет в аэропорту Домодедово врезался в столб
Роман Азанов
ТАСС
"Небо как соты. И там очень мало места". Как авиадиспетчеры разводят самолеты
Иван Сафронов, Герман Костринский
КоммерсантЪ
Госбанки поставят на крыло. ОАК рассчитывает привлечь их в свои гражданские проекты
Иван Сафронов, Всеволод Инютин
КоммерсантЪ
А вместо сердца пламенный министр. Владимир Пучков перешел на работу в авиастроение
Алексей Рамм
Известия
Спорная солянка: нужны ли России крылатые ракеты средней дальности

РИА Новости
В "Роскосмосе" заявили, что госкорпорация выходит из кризиса
Фокеева Людмила
Военно-промышленный курьер
Микроны – в миллионы
Алексей Рамм Алексей Козаченко
Известия
Северная Миграция: в Арктике будет создан истребительный авиаполк
Максим Рубченко
РИА Новости
Утомленные рынком: авиакомпании опять требуют повышения цен на билеты
Ольга Коленцова
Известия
Сверхпроводник на борту: в России создали мощный электрический авиадвигатель
Наталья Ионова
Forbes
Битва на равных: зачем «Аэрофлот» судится с недовольными клиентами
Иван Сафронов, Александра Джорджевич
КоммерсантЪ
Россия продала Армении истребители как себе. Четыре Су-30СМ ушли покупателю по внутрироссийским ценам
Антон Лавров
Известия
Не все "Панцири" по зубам
Герман Костринский, Дмитрий Козлов
КоммерсантЪ
Авиакеросин встал поперек двигателей. Перевозчики вынуждены чаще их ремонтировать

ТАСС
Пассажиропоток аэропортов РФ в 2018 году поставил рекорд за историю гражданской авиации
Александра Джорджевич, Иван Сафронов
КоммерсантЪ
Военной авиации обещано скорейшее исправление
Наталья Козлова
Российская газета
Посадка себе дороже
Юрий Гаврилов
Российская газета
По команде - "Перехват"
Алексей Рамм, Богдан Степовой
Известия
От бинта: армия начнет закупать медицинские вертолеты
Алексей Рамм, Алексей Козаченко
Известия
Полчаса до полюса: скоростные истребители взяли Арктику под контроль
Тимур Латыпов
БИЗНЕС Online
"Смирно"! Для оборонщиков и градозащитников: 5 интриг визита Сергея Шойгу в Казань
Полина Гриценко
Известия
Пальцем в небо: граница в аэропортах станет электронной
Роман Шимаев, Анна Лушникова
RT
Приближался к госгранице: российский истребитель Су-27 перехватил самолёт-разведчик США в небе над Балтикой
Герман Костринский, Дмитрий Козлов
КоммерсантЪ
Авиакеросин подешевел без последствий
Николай Проценко
Взгляд
Почему цены на авиабилеты должны неизбежно расти
Анатолий Цыганок
Независимое военное обозрение
Пассажиров встретят снарядами и ракетами
Марина Мазина
РБК
Бум авиаперелетов в действии: акции United Technologies резко подорожали
Ольга Коленцова
Известия
Бери больше, лети дальше: новый конвертоплан может преодолеть 300 км
Валерия Комарова, Петр Канаев
РБК
Минтранс запросил больше 200 млрд руб. на региональные аэропорты
Валерия Комарова
РБК
Авиакомпании не смогли переложить рост стоимости топлива на пассажиров
Максим Казанин
Военно-промышленный курьер
"Длинный меч" замахнется на Корею и Японию

 

 

 

 

Реклама от YouDo
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer