Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное



Главная Обзоры СМИ Статьи


Санкции или цунами: продаст ли Россия Су-35 Индонезии


10 октября 2018 года Илья Крамник, Известия


Одной из главных военных новостей октября стала возможная задержка поставок истребителей Су-35 для Индонезии. В СМИ появилась информация о том, что реализация контракта может быть сорвана из-за санкций США, препятствующих оплате российских машин. «Известия» разбирались в возможных последствиях.

Второй контракт

Соглашение о поставках Су-35 в Индонезию было подписано в феврале 2018 года. Джакарта должна получить 11 истребителей, стоимость сделки превышает $1 млрд, при этом ее финансирование проводится, по некоторым данным, за счет российского коммерческого кредита.

Сделка с Индонезией — уже второй экспортный договор по Су-35, однако условия его реализации существенно отличаются от первого. 

Первый контракт был подписан в 2015 году с Китаем, который приобрел в России 24 Су-35 более чем за $2 млрд. Четыре машины были отгружены в 2016 году, 10 — в 2017-м, в текущем году поставки должны завершиться. С исполнением китайского контракта вопросов не было исходно: у Москвы и Пекина достаточно инструментов для обхода попыток США ограничить финансовые расчеты между ними.

Сделка с Индонезией, также выглядевшая вполне надежной, внезапно была поставлена под сомнение, и, естественно, ряд наблюдателей вспомнил о CAATSA — американском законе «О противодействии противникам США посредством санкций».

5 октября «Коммерсант» сообщил о проблемах с реализацией контракта, сославшись на источники, связавшие их именно с санкциями, которые могут быть наложены в рамках CAATSA. При этом отмечалось, что обе стороны ищут пути выхода из ситуации. 

«Коммерсант» обратил внимание на отсутствие гарантий со стороны США о нераспространении санкций по CAATSA на Индонезию. Вместе с тем причина задержки с реализацией контракта может быть и другой.

— Дело в том, что российская оборонка уже практически вся под санкциями, и очередные меры США сюда ничего не добавляют и не добавят — прямые и открытые схемы реализации сделок практически исключены, — отметил в беседе с корреспондентом «Известий» источник в российском военно-дипломатическом корпусе. По мнению собеседника редакции, именно это приводит к использованию альтернативных способов финансирования сделок.

— Многие сделки финансируются за счет банковских кредитов, которые затем возмещаются товарными поставками — по факту биржевыми позициями. Физические поставки товаров в Россию необязательны, речь идет об их продажах на мировом рынке, средства от которых уже могут поступить в доход российских организаций, — отметил источник.

Подобные сделки могут осуществляться через различные цепочки юридических лиц, что само по себе не гарантирует от применения санкций, хотя и осложняет их реализацию. Вместе с тем недавние события в Индонезии затруднили крупные расходы на военные нужды без всякого вмешательства со стороны Вашингтона.

Эффект цунами

Удар цунами, обрушившийся на индонезийский остров Сулавеси 28 сентября 2018 года, повлек за собой колоссальные разрушения и гибель большого количества людей. По состоянию на 9 октября число жертв уже превысило 2 тыс. человек, а оценка ущерба приблизилась к $700 млн. Обе цифры могут в дальнейшем сильно возрасти.

В этих условиях пока невозможно предположить, какие деньги правительству Индонезии придется в ближайшие месяцы потратить на неотложные задачи ликвидации последствий стихийного бедствия, и осторожность с крупными контрактами вполне объяснима.

Те деньги, которые правительство страны могло выручить от реализации товаров, предназначенных для оплаты за поставку российских истребителей, скорее всего, будут востребованы в других местах, и, по мнению собеседников «Известий», «аварийные» потребности сегодня являются куда более весомой причиной для откладывания покупки истребителей, чем возможные санкции со стороны США.

Сравнивать негативный финансовый эффект от уже состоявшегося удара стихии и потенциально возможных санкций — занятие неблагодарное, однако объяснять происходящее исключительно санкциями вряд ли оправданно.

Кого будут бить

Проблема с применением санкций, однако, никуда не уйдет и будет подниматься с каждой последующей сделкой. По имеющейся у «Известий» информации, давление со стороны США уже привело к трудностям в заключении ряда договоров с некоторыми странами Ближнего Востока и в других регионах. Вместе с тем эффективность этого американского инструмента довольно ограничена — как с точки зрения воздействия на третьи страны, так и на Россию.

В случае с Россией проблема формулируется предельно просто: каждый следующий виток ограничений, накладываемых со стороны США на политические и бизнес-интересы Москвы в различных регионах мира, развязывает руки Москве в организации долгосрочных и труднорешаемых проблем для Вашингтона в этих же самых регионах.

Так, в перспективе ближайших нескольких лет не приходится сомневаться, что срыв сделок с состоятельными ближневосточными покупателями из числа монархий залива будет компенсирован поставками современных вооружений Ирану, включая, возможно, те же самые комплексы С-400 и современные боевые самолеты, по поводу которых США уже вводили санкции в рамках CAATSA против Китая и рассматривают возможность их применения к Индии и Индонезии.

Отдельно интересны в этом аспекте перспективы сотрудничества России с Турцией — еще одним покупателем С-400, а в перспективе, если США всё же заблокируют поставки Анкаре истребителей пятого поколения F-35, и российских боевых самолетов.

С точки зрения последствий для возможных других зарубежных покупателей российской военной техники, то в Азиатско-Тихоокеанском регионе можно использовать для грубого прогнозирования следующий показатель: вероятность этих сделок тем выше, чем больше во внешнеторговом обороте этих стран доля Индии и Китая. Для Индонезии, у которой на Индию и Китай в совокупности приходится около 20% экспорта, а на США — 11%, это означает наличие широкого набора финансовых инструментов, позволяющих при необходимости профинансировать сделку с Россией. 

Назвать это положение устойчивым сложно. Однако, если США попытаются его взломать, применяя всё более жесткие меры воздействия против Индии и КНР, предсказать последствия будет невозможно — как минимум в политике, учитывая стремление Вашингтона найти в Нью-Дели опору против растущей военно-политической мощи Китая.




комментарии (0):








Материалы рубрики

Александр Манякин
Независимое военное обозрение
"Третий глаз Шивы" в небе
Инна Сидоркова, Максим Солопов
РБК
"Ростех" продал 75% холдинга "Технодинамика" владельцу НК Банка
Елена Шепелева, Анастасия Соломатина
КоммерсантЪ
"Платов" подсчитал пассажиров
Вероника Маслова
КоммерсантЪ
Эволюционные настроения
Владислав Трифонов
КоммерсантЪ
Мошенничество стало похоже на подкуп. Бывшему замгендиректора РКК "Энергия" переквалифицировали обвинение
Н. Скорлыгина, Д. Скоробогатько, А. Веденеева, О. Никитина
КоммерсантЪ
ГТЛК запланировала себе субсидии
Иван Петров
Известия
Небо, самолет, денежка: подробности дела о коррупции в Росавиации
Михаил Ходаренок
Газета.ru
Проекция силы: зачем Ту-160 полетели в Венесуэлу



Анастасия Николаева
Интерфакс
Операция в открытом космосе
Екатерина Мареева, Иван Сафронов
КоммерсантЪ
Ту-160 отработали мирные цели
Константин Кадочников
КоммерсантЪ
В заксобрании обсудили полетное задание
Владимир Лузянин
Журнал "Оборона России" № 11 (ноябрь) 2018 год
Отсутствие серийного производства самолетов гражданского назначения - вот основная проблема авиастроителей
Яна Войцеховская
КоммерсантЪ
Смольный принуждает "Аэрофлот" к посадке в аэропорту Пулково
Валерия Решетникова, Дмитрий Решетников
ТАСС
Космическое расследование. Кто просверлил "Союз"?
Иван Сафронов, Владислав Трифонов; Кирилл Антонов
КоммерсантЪ
Стартовый долг. Налоговые проблемы генподрядчика строительства космодрома Восточный встревожили "Роскосмос"
Герман Костринский, Анатолий Джумайло
КоммерсантЪ
Utair возвращается к реструктуризации
Татьяна Шадрина
Российская газета
Предъявите пальчики
Герман Костринский, Анастасия Веденеева
КоммерсантЪ
Airbus A321Neo улетают к лету
Валерий Чусов
Forbes
Так полетим: новые бизнес-джеты и VIP-вертолеты 2018 года
Герман Костринский, Татьяна Дятел, Иван Сафронов
КоммерсантЪ
Двигатель МС-21 опускают на землю
Виктор Галенко
ИА REGNUM
Создан "летающий трактор" для блокчейна и Книги рекордов Гиннесса. Зачем?
Дмитрий Астахов, Вячеслав Суханов
Коммерсант
Березникам просят взлет
Сергей Птичкин
Российская газета
"Аллигатор" прилетел
Наталья Пономарева
Интерфакс
В честь великих
Анна Бебекина, Анастасия Феостистова
Euromag
В честь кого названы европейские аэропорты
Софья Самохина, Лада Шамардина
КоммерсантЪ
Аэропорты вышли во второй тур
Алексей Козаченко, Алексей Рамм
Известия
"Болван" с пропеллером: на боевые вертолеты подвесят фугасы
Илья Максимов, Сергей Птичкин
Российская Газета
МиГом на продажу
С. Самохина, Л. Шамардина, А. Прах, К. Антонов, К. Кальярова
КоммерсантЪ
Регионы поспорили за соотечественников
Николай Новичков
Военно-промышленный курьер
Самолеты против США
Юлия Тишина, Владислав Новый, Иван Сафронов, Денис Скоробогатько
КоммерсантЪ
ГЛОНАСС без права передачи
Герман Костринский, Анастасия Веденеева
КоммерсантЪ
"Ансаты" улетают в Азию
Роман Азанов, Дмитрий Федюшко
ТАСС
Российские вертолеты произвели фурор в Юго-Восточной Азии
Валерия Комарова
РБК
Минтранс рассмотрит введение платы за регистрацию в аэропортах
Алексей Песляк
ТАСС
Космический состав. Кто летит на МКС?
Олег Москвин, Анна Кукушкина, Михаил Мошкин
Взгляд
Турция поплатилась за отказ от российского вертолета
Николай Якубович
Независимое военное обозрение
Су-35 вступает в бой
Леонид Нерсисян
Regnum
Ил-112В близок к первому полёту — нужен ли России этот самолёт?

КоммерсантЪ - Приложение (Business Guide)
Достижения высокого полета
Александр Запольскис
Regnum
"Роскосмос" как конец остатков советской мечты
Анна Героева
КоммерсантЪ - Приложение (Business Guide)
Центр высокого полета
Ирина Цырулева, Полина Гриценко
Известия
Посадочный эталон: в России начнут пускать в самолет по смартфону
Александра Джорджевич, Иван Сафронов
КоммерсантЪ
Полеты во сне и на Луну
Герман Костринский, Иван Сафронов
КоммерсантЪ
МС-21 увяз в узлах

ИА MagadanMedia
Землю под строительство магаданского аэропорта на 56 км решено было выделить 60 лет назад
Ирина Юзбекова
РБК
Туристические летчики: как Royal Flight увеличила выручку в четыре раза
Татьяна Володина
КоммерсантЪ - Приложение (Business Guide)
Путевка в небо
Анна Героева
КоммерсантЪ - Приложение (Business Guide)
Парк высоких технологий
Яна Войцеховская
КоммерсантЪ
Аэроэкспрессу до Пулково ищут альтернативу
Тимур Латыпов
Бизнес-ONLINE
"Есть люди, которые ничего не прошли – может, на ком-то женились, и они руководят нами!"

 

 

 

 

Реклама от YouDo
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer