Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное



Главная Обзоры СМИ Статьи


Изображение широко открытых глаз испугало птиц в аэропорту


15 октября 2018 года Василий Сычёв, N+1


Исследователи из Национального центра научных исследований Франции и Университета Ренн I нашли новый способ отпугивать хищных птиц от аэропортов и тем самым снижать число случаев столкновения самолетов с пернатыми. Для отпугивания птиц ученые использовали экраны, на которые передавалось постепенно увеличивающееся изображение, похожее на широко открытые глаза. Результаты исследования, проводившегося в аэропорту «Тарб-Лурд-Пиренеи», опубликованы в PLoS One.

Птицы представляют серьезную опасность для пассажирских и грузовых самолетов. По данным специализированного издания Aviation Week & Space Technology, с 1990-го по 2006 год во всем мире из-за столкновения в воздухе пассажирских рейсов с птицами погибли 262 человека, причем заметная часть из них выполняла полеты на небольших частных самолетах. При этом ежегодно авиакомпании по всему миру тратят в общей сложности 625-650 миллионов долларов на устранение повреждений, полученных пассажирскими самолетами из-за столкновения с птицами.

Сегодня птиц от аэропортов отпугивают несколькими способами, включая пугала и громкоговорители с неприятными для птиц громкими звуками. Кроме того, вблизи некоторых аэропортов служащие могут разорять птичьи гнезда. Тем не менее, столкновения самолетов и вертолетов с птицами все равно происходят относительно часто и избежать их полностью не представляется возможным. Случаи столкновения с птицами учащаются в перелетные сезоны.

Новый способ отпугивать птиц, опробованный французскими исследователями, рассчитан на хищников, которые, по мнению ученых, меньше других пернатых опасаются посторонних воздушных объектов. При этом из-за особенностей птичьего зрения, хищники просто не успевают оценить самолет как угрозу и уклониться от столкновения с ним. Обычные статичные методы отпугивания, например, пугала, на хищных птиц не действуют, поскольку они лучше замечают подвижные объекты.

Свое исследование ученые разделили на два этапа. На первом этапе хищным птицам, содержащимся в неволе, показывали увеличивающиеся и неподвижные изображения нескольких объектов, расположенных на сером фоне: широко раскрытых глаз, спирали, черного круга, круга залитого черно-белым градиентом с имитацией объема, волнового градиента и черной звезды. Каждой из птиц в исследовании на протяжении часа показывали изображения, которые сменялись неожиданно с промежутками между 25 секундами и 10 минутами.

Исследование проводилось на семи орлах (Hieraaetus pennatusAquila chrysaetos и Aquila rapax), семи соколах (Falco rusticolusFalco peregrinusFalco jugger и Falco cherrug), пяти коршунах (Milvus migrans), четырех грифах (Cathartes aura и Cathartes melambrotus), двух орланах (Haliaeetus leucocephalus), двух ястребах (Parabuteo unicinctus) и ястребином канюке (Geranoaetus melanoleucus). Выяснилось, что сильнее всего все эти птицы реагировали на медленно увеличивающееся изображение широко открытых глаз.

Назвать точную причину, по которой хищные птицы пугались именно этого изображения, исследователи не берутся. Ученые предполагают, что это изображение хищники воспринимали как приближающийся опасный объект.

На втором этапе исследования ученые разместили рядом со взлетно-посадочной полосой аэропорта «Тарб-Лурд-Пиренеи» во Франции два светодиодных дисплея, на которые в течение недели выводилось постепенно увеличивающееся изображение широко открытых глаз. Перед началом эксперимента исследователи в течение недели наблюдали за птицами вокруг аэропорта. Аналогичные по продолжительности наблюдения были проведены и после установки и включения дисплеев.

По итогам эксперимента выяснилось, что число наблюдаемых за неделю хищных птиц в зоне видимости включенных дисплеев снизилось в 2,8 раза по сравнению с неделей наблюдений с выключенными дисплеями. При этом оказалось, что в зонах, из которых дисплеи не видны, наблюдаемое число хищных птиц увеличилось в 3,6 раза. Кроме того, исследователи пронаблюдали и за врановыми птицами, отметив уменьшение их числа в зоне видимости дисплеев в 6,9 раза и увеличение в 2,4 раза за пределами видимости. На других птицах установка дисплеев почти не сказалась.

В апреле текущего года портал MilitaryTimes, используя статистику ВВС США, составил рейтинг самых опасных для американской военной авиации птиц. Рейтинг составлен на основании данных об авиационных происшествиях с участием птиц за 1996-2016 финансовые годы. Самыми дорогостоящими для ВВС США стали канадские казарки. Масса тела этих птиц из семейства утиных может достигать 6,5 килограмма. В общей сложности повреждения авиационной технике и летчикам, нанесенные казарками, оцениваются в 93,8 миллиона долларов.

Второе место в рейтинге заняли урубу из семейства американских грифов. Масса тела этих птиц достигает двух килограммов. Ликвидация последствий столкновения с урубу, иначе называемыми американскими черными катартами, обошлась ВВС США в 75,7 миллиона долларов. На третьем месте рейтинга оказались короткоклювые гуменники, водоплавающие птицы из семейства утиных. Гуменники с массой тела до 3,4 килограмма нанесли военным ущерба на общую сумму 43,3 миллиона долларов. В эту сумму входит и лечение пострадавших летчиков.

Современная авиационная техника в большинстве случаев проходит специальную сертификацию на устойчивость к столкновению с птицами. Прохождение такой сертификации означает, что тот или иной летательный аппарат при столкновении с птицами в воздухе сможет либо продолжить полет, либо безопасно долететь до ближайшего аэродрома и приземлиться даже при попадании животного в двигатель.




комментарии (0):







Материалы рубрики

Евгения Перцева
Известия
О дыме думать надо: Минздрав призвал не возвращать курилки в аэропорты
Галина Бояркова, Юлия Никитина
Фонтанка
Потому и не летают. Что стоит за угрозой «Победы» отменить международные рейсы из Пулково
Герман Костринский, Александра Мерцалова
КоммерсантЪ
Чартеры опять опаздывают
Анастасия Николаева
Интерфакс
Столкновение в воздухе
Валерия Комарова, Екатерина Литова, Петр Канаев
РБК
Большая часть кредиторов Utair не поддержала план реструктуризации долгов
Роман Крецул, Алексей Рамм
Известия
ВДВойне сильней: воздушно-десантные войска получат собственную авиацию
Наталья Скорлыгина, Герман Костринский, Ольга Никитина
КоммерсантЪ
Экспорт перевозок набирает высоту
Алексей Заквасин
RT
"Французам ничего другого не остаётся": как Париж модернизирует истребитель Dassault Rafale



Олег Москвин, Александр Колпаков
Взгляд
Стоит ли обращать внимание на американскую критику Су-57
Ксения Чемоданова
Телеканал 360
"Аэрофлот" отправил пассажиров из Вены в Ниццу через Москву. Из‐за этого можно судиться
Герман Костринский
КоммерсантЪ
Авиаперевозки поставили рекорд на дешевых билетах
Наталья Пономарева
Интерфакс
На особых условиях

BFM
Можно ли рассчитывать на компенсацию при опоздании на стыковочный рейс?
Юлия Сырова
КоммерсантЪ
Достать билет и плакать
Александра Джорджевич
КоммерсантЪ
Лаосским летчикам прилетело
Андрей Райский, Анна Занина, Герман Костринский
КоммерсантЪ
Открыта регистрация на иск
Полина Гриценко
Известия
Посадят цены: Минтранс хочет избавить авиакомпании от "лишних" сборов
Анастасия Демченко
Buying Business Travel Russia
В 2019 году заработают пять международных аэропортов
К. Кривошеев, Е. Черненко, С. Строкань, Я. Соколовская
КоммерсантЪ
Турция поддержала Украину с воздуха
Татьяна Шадрина
Российская газета
Самолеты разводят с домами

РИА Новости
Ученые потеряли связь с российским космическим телескопом "Спектр-Р"
Иван Петров
Российская газета
Минобороны предложило сбивать пассажирские самолеты при реальной угрозе
Николай Протопопов
РИА Новости
Чем обновленный "Ночной охотник" может превзойти американский "Апач"
Тимур Латыпов, Александр Андреев, Алексей Лучников
БИЗНЕС Online
«Альтаир» улетает из ОКБ им. Симонова в "уральские" владения… Азата Хакима
Алексей Рамм, Александр Круглов, Богдан Степовой
Известия
Курс на поражение: самолеты — нарушители госграницы разрешат сбивать

Газета.ru
"Эмоции зашкаливали": Boeing застрял в Иране из-за санкций
Александра Джорджевич
КоммерсантЪ
От NASA ждут особого неприглашения
Михаил Большаков
Взгляд
Почему американские военные самолеты падают все чаще
Марина Мазина
РБК
Новый рекорд Boeing. Почему котировки авиастроителя выросли на 4%
Герман Костринский
КоммерсантЪ
Исламскую революцию оставили без SSJ 100
Татьяна Ренкова
РБК
Деньги на воздух: авиаторы РТ рассчитывают на более 1 млрд руб. субсидий
Алексей Рамм, Александр Круглов
Известия
Дроны-поводыри: беспилотники впервые указали путь эскадре
Андрей Станавов
РИА Новости
К барьеру. Почему у боевой авиации отобрали гиперзвук

Интерфакс
Экстренная посадка в регионах
Владимир Смирнов, Анастасия Румянцева, Полина Полетаева
RT
"Значительное расширение боевого потенциала": модернизированный бомбардировщик Ту-22М3М совершил первый полёт
Александр Волобуев, Полина Гриценко, Ирина Цырулева
Известия
Цены на взлет: авиабилеты в 2019 году подорожают вслед за керосином
Герман Костринский
КоммерсантЪ
Между небом и землей. Авиарынок поставил правительство перед сложной дилеммой

ТАСС
"ОДК-Климов" решило проблему импортозамещения ряда авиадвигателей
Яна Войцеховская
КоммерсантЪ
Аэроэкспресс срывает стоп-кран. Смольный подготовил альтернативные варианты транспортного сообщения с Пулково
Роман Азанов
ТАСС
"Предела совершенствованию нет". Конструктор Михеев об уникальности вертолетов марки "Ка"

РИА Новости
Мировое воздушное пространство беззащитно перед БПЛА, считают эксперты

BFM
"Решение за акционерами". UTair приостановила выплаты по части кредитов
Илья Вайсберг
Журнал "АвиаСоюз"
Самая большая "Мрия"
Олег Сальманов
КоммерсантЪ - Приложение (Наука)
"Аэрофлот" летит за цифрой
Герман Костринский
КоммерсантЪ
"Аэропортам Севера" поднимают доходы. ФАС увеличивает тарифы в Якутии и на Колыме
Анастасия Николаева
Интерфакс
Дорога домой
Владислав Куликов, Иван Петров
Российская газета
Наручное управление
Иван Петров
Российская газета
Тесты в боевых условиях
Александр Манякин
Независимое военное обозрение
"Третий глаз Шивы" в небе
Инна Сидоркова, Максим Солопов
РБК
"Ростех" продал 75% холдинга "Технодинамика" владельцу НК Банка

 

 

 

 

Реклама от YouDo
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer