Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Увидеть "невидимку". Способна ли система С-300 засечь самолеты-"стелс"


26 октября 2018 года Роман Азанов, ТАСС


После поставок в Сирию в начале октября российской зенитной ракетной системы С-300ПМУ-2 "Фаворит" в мировых СМИ разгорелись споры и дискуссии о том, как этот комплекс изменит военную обстановку в регионе и сможет ли прикрыть небо, в том числе от самолетов пятого поколения, спроектированных с использованием технологии малозаметности Stealth ("стелс"). Система была поставлена в составе трех дивизионов по восемь пусковых установок в каждом. Также был доставлен и возимый боекомплект в составе более 100 зенитных управляемых ракет для каждого дивизиона.

О том, что для усиления боевых возможностей Арабская Республика получит такие системы большой дальности, стало известно 24 сентября, после инцидента со сбитым ракетой сирийского комплекса С-200 российским разведывательным самолетом Ил-20.
 
Комментируя поставку С-300 сирийской армии, председатель комитета Госдумы РФ по обороне Владимир Шаманов отметил, что "ситуация там существенным образом изменилась — мы все самолеты, в том числе и "невидимки", видим". В прессе стали появляться сообщения о проводимых в рамках учений на Украине испытаниях американских и израильских летчиков с использованием самолетов F-15 и украинских С-300 (поставленных еще в советские годы). Журналисты отмечали, что иностранные военные тем самым изучали возможности своих истребителей перед системами ПВО. Также не уверены в малозаметности своего новейшего самолета F-35 Lightning II и в Пентагоне, об этом тоже писали некоторые издания.
 
Опрошенные ТАСС военные эксперты подтвердили, что "абсолютных невидимок не бывает", ведь в определенных ракурсах (например, при взлете или посадке) самолет хорошо виден и достаточно уязвим для поражения. При этом эксперты подчеркивают, что речь не идет о том, чтобы сбивать в этом регионе чужие самолеты, а о том, что вполне можно "заставить их переживать". Российские ЗРС являются "чисто оборонительной системой".
 
Противоборство двух систем — авиации и войск противовоздушной обороны — началось достаточно давно, как только они появились, и продолжается до сих пор. Однако пока на сегодняшний день, по мнению заслуженного военного летчика РФ Владимира Попова, все же лидирует система ПВО.

Дуэль с "Могучим" невозможна

"Начинать нужно, конечно, с оперативного уровня: кто с кем будет воевать. Сопоставлять истребитель F-35 и систему С-300 — это ошибка", — заявил ТАСС военный эксперт Михаил Ходаренок, специалист в области ПВО.
 
Во-первых, такой ситуации никогда быть не может, "чисто дуэльной", и "возникает вопрос: мы будем воевать с США или Израилем? Нет". Но это будет до тех пор, пока система будет находиться в распоряжении российских специалистов. Эксперт высказал мнение, что если С-300 будет передана в руки специалистов вооруженных сил Сирии, "то тут, по всей видимости, она будет уничтожена ВВС Израиля; они даже это сделают из "спортивного интереса".
 
Израильские СМИ писали, что в сирийских системах С-300 могут сидеть и иранские расчеты, потому что Иран уже имеет такой комплекс. А если Израиль волнуется, значит, есть психологический фактор неуверенности и нестабильности. "Действия Ирана на территории Сирии они рассматривают как угрозу национальной безопасности", — говорит Ходаренок. По его мнению, в оперативном плане С-300 не может решить полностью проблему по защите, потому что израильтяне могут зайти с любой точки и любого направления. Это позиционный комплекс, прикрывает определенные сектора и районы в отличие от войсковых систем ПВО. Но сам факт того, что он есть на территории Сирии и может эффективно осуществить пуск ракет, "заставляет Израиль думать".
 
В декабре 2017 года Армия обороны Израиля начала оперативное использование первых приобретенных в США F-35I, которые в ВВС еврейского государства получили название Adir (в переводе с иврита — "Могучий"). В настоящее время страна располагает восемью такими самолетами. Всего же она получит от США 50 истребителей F-35.

Эффект "невидимки"

Второй момент. Суть технологии "стелс" — снижение заметности в радиолокационном и инфракрасном диапазонах. Эффект достигается за счет специального покрытия, специфической формы корпуса самолета, а также материалов, из которых сделана его конструкция. "Вот это покрытие — оно очень дорогое само по себе, почему в некоторых районах земного шара приходится его наносить по нескольку раз за год на поверхность, чтобы получить должный эффект. Оно способствует разложению вот этого луча радиоволны, которая приходит и отражается, а благодаря покрытию лучи частично энергетически поглощаются — там рассеивание и так далее", — рассказал ТАСС заслуженный военный летчик РФ, генерал-майор Владимир Попов.
 
"Создание такой поверхности и плоскостей на воздушном судне, на американских истребителях, допустим F-22, F-35 и F-117 (один из первых "невидимок", где использовалась эта технология), — это конструктивные особенности самолета, которые минимизируют хотя бы частично отражение луча или изменяют его отражение — не зеркально, на прямую на РЛС, а в пространство, за счет чего теряется энергетическая мощность этого отраженного сигнала, — объясняет летчик. — И тогда затрудняется или даже в некоторых случаях при определенных ракурсах полета исключается получение картинки за счет того, что сила отраженного сигнала очень маленькая, и на приемниках РЛС, которые принимают и затем формируют эту цель на экранах радаров, она практически исчезает".
 
Радиолокационные волны, испускаемые, например, передатчиком зенитного ракетного комплекса, отражаются от внешней поверхности самолета и принимаются радиолокационной станцией (РЛС) — это и есть радиолокационная заметность. Она характеризуется эффективной площадью рассеяния (ЭПР). Чем меньше эта площадь, тем сложнее обнаружить самолет и поразить его ракетой (как минимум уменьшается дальность его обнаружения).
 
У старых бомбардировщиков ЭПР может достигать 100 кв. м, у обычного современного истребителя она составляет от 3 до 12 кв. м, а у самолетов-"невидимок" — порядка 0,3–0,4 кв. м. "Точных данных по эффективной отражающей поверхности F-35 нет, да и в мире таких полигонов, где ее можно определить, раз-два и обчелся. Кто ее определял, сами американцы?" — задается вопросом Ходаренок.
 
"По некоторым данным, есть основания полагать, что в сантиметровом диапазоне волн для F-35 она будет около 1–1,5 м. Опять же, С-300 и С-400 уверенно сопровождают и поражают цели с эффективной отражающей поверхностью 0,001 м. То есть невидимым для С-300 он не будет, — подчеркивает эксперт. — Знаете, у какого самолета самая большая отражающая поверхность? У Ан-2, это летающий уголковый отражатель".

Почему детали самолета "зализаны"

"Абсолютных невидимок не бывает вообще, в принципе, — утверждает летчик Попов. — Кстати, наши в СССР пытались сделать прозрачный самолет. В конце 1930-х годов создали самолет из материала, который визуально просвечивался, типа плексигласа. К тому же он создавал серо-голубой дым, и на фоне голубого неба с такой дымкой самолет терял свою контрастность". То есть было визуальное скрадывание контрастности воздушного судна на фоне неба, леса и земли.
 
Идея эта — не сегодняшнего дня. "Стелс"-технологии — это просто ноу-хау, объявленное американцами, — и все. Они на этом делают рекламу и деньги собирают
Владимир Попов
заслуженный военный летчик РФ, генерал-майор
 
Вот почему, объясняет Попов, раскраска у самолетов серого цвета и пятнистая. "В Великую Отечественную войну они были окрашены, как правило, летом в зеленоватые оттенки или серо-зеленоватые, а снизу — голубовато-серые, чтобы и на фоне неба самолет был меньше контрастен, и на фоне земли сливался", — рассказывает летчик.
 
При этом он напоминает, что конструкторы стараются уменьшить отражающую поверхность самолета, а разработчики РЛС — получить эффективный сигнал, даже такой минимальный, чтобы затем его усилить, идентифицировать, выделить из общей суммы поверхностного "шумового" сигнала, который может образовываться (формироваться), в том числе за счет отражения от леса, гор, облаков". Самолеты все равно в определенных ракурсах хорошо себя показывают на экране.
 
Почему еще современные "стелс"-самолеты все подвесное оборудование хранят у себя внутри — их или в крыле монтируют, или в фюзеляже. Это и бомбы, и все выступающие детали. Они должны быть, как мы говорим, "зализаны", или определенными углами скрыты. Но еще раз подчеркну: под определенными углами, ракурсами они все равно себя проявляют. Как только они производят какой-то маневр — доворот, изменение высоты, — мгновенно это будет отображаться на экранах
Владимир Попов
заслуженный военный летчик РФ, генерал-майор
 
Попов рассказывает, что если американские системы ПВО и системы наблюдения были в основном дециметрового и сантиметрового диапазона волн, то у нас раньше широко использовались РЛС типа П-12 — станции, которые имели метровый диапазон волн. "Оказалось, что эти технологии, особенно примененные по самолету F-117 в Югославии в 1999 году, хорошо себя зарекомендовали. Эти РЛС старого типа видели в большинстве случаев "невидимок" на общем радиолокационном фоне, — говорит он. — Для американцев это было открытием. Они, как оказалось, при испытаниях упустили эти моменты. Все перешли на современные станции и не ожидали, что на вооружении остались старые станции конца 1950-х — начала 60-х годов. У нас они эксплуатировались достаточно долго и в странах Варшавского договора".
 
Когда говорят о самолетах-"невидимках" разного рода, например F-35, то имеют в виду его малую радиолокационную заметность в сантиметровом диапазоне. В метровом он отлично виден, и в дециметровом частично тоже
Михаил Ходаренок
военный эксперт, специалист в области ПВО
 
На смену РЛС П-12 пришли более современные станции разведки и целеуказания П-18. Они использовались в радиотехнических войсках или зенитно-ракетных дивизионах. "Очень хорошая и надежная станция, я ее лично эксплуатировал. Но она была очень слаба по помехозащищенности", — говорит Ходаренок. В России последние поставки П-18М были осуществлены в 2007 году, а в настоящее время производятся станции метрового диапазона волн семейства "Небо".
 
Сейчас, когда мы знаем о том, что этот диапазон оказался эффективен при борьбе с некоторыми воздушными целями, а точнее, со "стелс"-технологиями, конечно, мы это используем в обязательном порядке. Мы сделали так, что сейчас у нас широкий диапазон — это называется "широкий диапазон использования частот"
Владимир Попов
заслуженный военный летчик РФ, генерал-майор
 
В середине октября стало известно, что способная распознавать самолеты-"невидимки" новейшая мобильная РЛС метрового диапазона П-18Р начала эксплуатироваться в одной из воинских частей радиотехнических войск на Камчатке. Среди ее достоинств отмечаются высокая дальность обнаружения и точность определения координат целей, эффективное обнаружение воздушных объектов, изготовленных по технологии "стелс", а также повышенная помехозащищенность и надежность.

"Воюют не комплексы, а вооруженные силы"

Эксперты уверяют, что кардинальная ошибка — рассматривать наш комплекс ПВО изолированно от действий всей группировки противовоздушной обороны. "Нельзя ставить вопрос: пробьет ли F-35 наш С-300. Хочу подчеркнуть, что воюют не комплексы, а вооруженные силы, соответственно оснащенные и организованные, и когда все сведено в систему. И только тогда можно вести речь о каком-то противоборстве, с равными где-то возможностями", — отмечает Ходаренок.
 
Противовоздушный бой — это не противоборство F-35 и С-300. Это действие всей системы: и средства РЭБ (радиоэлектронная борьба), и истребительно-авиационное прикрытие, и зенитно-ракетное, и активные наши наступательные возможности в плане ударов по авианосцам, аэродромам базирования. Вот что такое противовоздушное сражение, или бой
Михаил Ходаренок
военный эксперт
 
Военный летчик Попов в свою очередь напоминает, что противоракетные ударыпилотами всегда отрабатывались в обязательном порядке. "Есть документ — Курс боевой подготовки — у летчиков для фронтовой авиации, истребительной авиации, истребителей-бомбардировщиков и штурмовиков, — рассказывает он. — Есть такие упражнения, где в обязательном порядке отрабатываются элементы противоракетного, противоистребительного и противозенитного маневрирования. Они рассчитаны, полигонным образом подтверждены, облетывались и так далее". Он также отмечает, что есть еще системы ПВО, которые работают визуально, типа комплекса "Стрела", различные ПЗРК.
 
Ведь есть понятия прорыв ПВО, а есть преодоление ПВО. Прорыв — это очень дорогое удовольствие, и это делается массированными силами и средствами — и наземная артиллерия стреляет там, и РЭБ включается, и системы истребительные работают, и ударные противоракеты запускаются по РЛС, чтобы уничтожить станции обзора и наведения
Владимир Попов
заслуженный военный летчик РФ, генерал-майор
 
О противоракетных маневрах самолетов-истребителей, которые направлены на срыв возможности пуска ракеты со стороны средств ПВО, в интервью ТАСС рассказывал и летчик-испытатель корпорации МиГ Михаил Беляев. Он объяснил, что в этот момент самолет начинает энергично разворачиваться под 90 градусов с изменением скорости и высоты. "Чаще всего сверху вниз с разгона. И выполнять маневрирование так называемой пространственной змейкой. И в этом случае вероятность попадания ракеты в цель становится гораздо ниже", — отметил Беляев.
 
"Я долго служил в эскадрилье РЭБ фронтовой авиации, — вспоминает Попов. — Там мы использовали и помехи радиоэлектронные — активные и пассивные. И помехи, которые создавались наземными силами и средствами. Делали все это во взаимодействии, для того чтобы эффективно преодолеть противодействие противника. На учениях мы использовали и складки местности, и различные метеоусловия, и так далее, чтобы истребители условного противника за нами не охотились и системам ПВО создавали трудности. То есть все делалось, изучалось".
 
Также говорилось о том, что на обучение сирийских специалистов управлению системой С-300 понадобится три месяца. А работа по созданию единой системы управления ПВО в Сирии завершится в октябре. Отмечалось, что после обучения сирийские военные сдадут "экзамен" в России.
 
Безусловно, отмечает летчик Попов, за месяц можно обучить общим азам — "поставить на дежурство эти системы". Но практика показывает, что на это уходит несколько лет. "Но мы же не говорим, что сразу же оттуда уберем своих специалистов, которые будут их консультировать, — говорит он. — Мы просто заберем специалистов и у себя здесь, в России, будем их готовить в специальных центрах подготовки". По мнению Попова, это будет происходить по ротации и поставлено на поток. "Эта работа будет, мягко говоря, вечная — пока стоит на вооружении комплекс", — заключает генерал.
 
"Всегда спрашивают, могут ли американцы довести самолет F-35 до полной невидимки. Наверное, могут. Он сейчас стоит $118 млн, а если вы доведете его отражающую поверхность до 0,001 м, то он может и 150 стоить. Опять же, вы доведете его в нос, а как он будет смотреться на ракурсах… Тут больше политики, чем технических вопросов", — заключает Ходаренок.



комментарии (0):













Материалы рубрики

Наталия Ячменникова
Российская газета
Двигатель для нового пассажирского сверхзвукового самолета сложнее тех, что стоят на истребителях
Ангелина Кречетова
Forbes
Авиакомпании попросили продлить особый режим эксплуатации иностранных самолетов
Герман Костринский, Ольга Копытина при участии Сергей Хитров
РБК
Инвесторы согласились подождать выплат по облигациям Домодедово еще год
Ольга Самофалова
РИА Новости
Амбиции России завели ее на самый верх
Светлана Петрова
Эксперт
Поставки полностью импортозамещенных самолетов в авиакомпании планируются в 2026 году

Lenta.ru
Россия наращивает производство дронов. Как их используют на благо россиян?

РБК
Кто и как финансирует производство гражданских беспилотников
Роман Гусаров, AVIA.RU
Эксперт
Как регулировать перебронирование без вреда для пассажиров и авиакомпаний?



Валерия Чуб
Известия
Первых дело: как прошла премьера героической комедии «Есть только МиГ»
Анастасия Костина
Известия
Пункт допуска: Россия и Индия приблизились к безвизу для туристических групп
Ирина Мишина
Свободная Пресса
Второе рождение Бе-200: «Всемирный пожарный» получит российские двигатели
Андрей Коршунов
Известия
Полный в полет: геостационарный спутник поможет дронам освоить дальние маршруты
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пролет навигатора: авиакомпании лишатся льгот на 2 млрд рублей в год
Анастасия Николаева
Интерфакс
Дроны в помощь: как Росреестр проконтролирует владельцев земельных участков?
Анастасия Костина
Известия
Атмосфера открытости: в Японии и Южной Корее ждут прямых рейсов с Россией
Наталия Ячменникова
Российская газета
Бакалавр по дронам. В 2026 году МГТУ ГА выпустит первых специалистов по эксплуатации беспилотников с высшим образованием
Андрей Коршунов
Известия
Крутой оборот: «ремонтные чемоданчики» быстрее вернут в строй поврежденные самолеты
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку
Кирилл Фенин, Анастасия Костина
Известия
Встречный двигатель: РФ рассчитывает на скорое проведение консультаций с США
Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Алюминиевые образцы: ученые создадут из лома высокопрочные детали для самолетов

93.ru
На Кубани планируют возродить малую авиацию
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
Альтернатива Турции и ОАЭ: туроператоры ожидают всплеск спроса на отдых в Китае
Любовь Капустина
Российская газета
"Ангара" может прекратить полеты: кто может заменить компанию и скажется ли это на перевозках?

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer