Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное



Главная Обзоры СМИ Статьи


Стою у трапа самолета


29 октября 2018 года Григорий Копиев, N+1


Двадцать девятого октября российская компания «Группа ЦРТ» представила биометрическую систему для аэропортов, которая в перспективе должна сделать совершенно не нужными паспорт, посадочный талон и другие документы, необходимые сегодня для регистрации на рейс и посадки в самолет. Мы поговорили с разработчиками о том, как работает эта система и когда она станет доступна российским пассажирам.

В аэропорт, как в магазин
 
Практически всем знакома схема посадки на борт пассажирского самолета: приезжаешь в аэропорт за два часа до рейса, подходишь к стойке регистрации, протягиваешь документы, ждешь, проходишь в зону таможенного контроля, протягиваешь документы, ждешь, выбираешь товары в Duty-free, на кассе протягиваешь деньги и документы, ждешь. А в промежутках между этими действиями люди, как правило, пытаются побороть скуку с омощью смартфонов, которые давно уже научились узнавать их по отпечатку пальца, фотографии лица или скану радужки. Более того, сегодня существуют целые магазины, чьи покупатели просто снимают товар с полки и уходят домой, а все распознавание и расчеты за них делает компьютер. Казалось бы, технологии давно способны упростить и значительно ускорить авиаперелеты для обычных пассажиров, но бумажные документы по-прежнему остаются главным инструментом для идентификации человека.
 
Впрочем, бумага скоро останется в прошлом — множество разработчиков из разных стран трудятся над тем, чтобы сделать привычные документы полностью ненужными, а некоторые уже переносят свои продукты в реальную жизнь. В нескольких аэропортах мира, к примеру в Сиднее, Вашингтоне и Дубае, система биометрической идентификации, заменяющая паспортный контроль, уже тестируется или находится на этапе внедрения.
 
Подобную систему сегодня внедряют и в России — ее создала российская компания «Группа ЦРТ», известная своими передовыми разработками в области распознавания голоса. Ее «голосовые» продукты регулярно занимают верхние строчки рейтингов различных соревнований, например недавнего INTERSPEECH-2018. «Группа ЦРТ» уже не первый год производит системы распознавания лиц, в том числе и для аэропортов. Однако раньше такая система могла лишь сопоставлять данные о пассажирах с базой розыска. Теперь компания применила свои алгоритмы для создания полноценной платформы биометрического контроля в аэропортах, интегрированной с другими системами аэропорта. Когда эта платформа заработает в штатном режиме, пассажиры смогут попасть в салон самолета без предъявления документов.
 
«Не убирайте трап, два вип-пассажира бегут на посадку»
 
Будущий пассажир сталкивается с работой системы уже на этапе покупки билета через сайт или мобильное приложение. Главное отличие от обычного приобретения билета в онлайне заключается в том, что покупателю нужно будет сделать селфи на камеру смартфона или компьютера. Фактически в дальнейшем эта фотография и будет его посадочным талоном. Поскольку речь идет о замене официальных документов, разработчики применили систему многоуровневой проверки фотографии и паспорта, которая проверяет их подлинность и сверяет информацию о них с существующей базой данных (если они прежде уже регистрировались). Кроме того, алгоритм снабжен защитой от попыток обмануть его с помощью фотографии, маски или видеозаписи другого человека.
 
Фотография вместе с остальными данными о пассажире передается в информационную систему аэропорта вылета. После этого система автоматически распознает пассажира, когда он приедет в аэропорт. Пассажир сможет самостоятельно сдать багаж, пройти досмотр и таможенный контроль без паспорта, бумажного посадочного талона или его аналога на смартфоне. В Duty-free и залах ожидания повышенной комфортности его также узнают в лицо. Применение такой платформы удобно не только пассажирам, но и авиакомпаниям. К примеру, если человек уже прибыл в аэропорт, но опаздывает на посадку, авиакомпания учтет это и поторопит опаздывающего.
 
Распознавание лиц разработчики реализовали с помощью сверточной нейросети. Она принимает на входе видеопоток, выделяет на нем лица, а затем вычисляет для них множество биометрических характеристик, используемых для идентификации. Эта информация сопоставляется с базой данных не напрямую, а в виде хэшей. Если хэш пассажира в кадре совпал с хэшем из базы, система пропускает пассажира. Разработчики обучали алгоритм на реальных данных с видеокамер, установленных в аэропортах, на железнодорожных вокзалах, стадионах и в других местах, где всегда многолюдно.
 
Директор по бизнес-развитию «Группы ЦРТ» Андрей Хрулев рассказал N + 1, что частота ложных срабатываний алгоритма во время тестирования на больших выборках составляет порядка одного случая на десятки тысяч, причем обычно ошибка вызвана тем, что лицо пассажира просто плохо видно видеокамере. В реальных условиях, по словам Хрулева, эта ошибка будет гораздо ниже. Дело в том, что у системы есть предварительные данные о том, кто именно собирается улететь в ближайшие часы. Следовательно, распознавание ведется не по всей базе, а лишь по тем сотням или тысячам пассажиров, которые готовятся к посадке на ближайшие рейсы.
 
Для случаев ложного отрицательного срабатывания, когда система не распознает пассажира, честно купившего билет, предусмотрены традиционные стойки регистрации и контроля, на которых можно будет предъявить паспорт. Кроме того, система научится узнавать пассажиров не только в лицо, но и по голосу — при звонке в колл-центр. Благодаря тому, что система будет точно знать, кто звонит, пассажир сможет не только получить справочную информацию, но и поменять детали своего полета.
 
Открытая платформа
 
«Группа ЦРТ» называет свою платформу открытой, подразумевая под этим не доступный всем и каждому код, а возможность ее интеграции с системами других производителей. К примеру, разработчики не стали создавать собственные системы регистрации, автоматизированного досмотра багажа и тому подобное, а сосредоточились на своей профессиональной области и «отточили» ее до уровня полноценной эксплуатации.
 
Компания уже начала развертывание системы в одном из российских аэропортов, но пока не раскрывает, в каком именно. Поскольку пока нормативная база авиаперелетов не позволяет полностью отказаться от паспортов и посадочных талонов, система работает в тестовом режиме. Пассажиры, как обычно, проходят через стойки регистрации и досмотра, а в это время платформа будет незаметно собирает данные в штатном режиме, отслеживая перемещения человека по кадрам с камер аэропорта. Точные сроки развертывания разработчики не называют, но «Группа ЦРТ» уверена, что уже в ближайший год ее биометрическая платформа заработает в тестовом режиме.



комментарии (0):








Материалы рубрики

Александр Манякин
Независимое военное обозрение
"Третий глаз Шивы" в небе
Инна Сидоркова, Максим Солопов
РБК
"Ростех" продал 75% холдинга "Технодинамика" владельцу НК Банка
Елена Шепелева, Анастасия Соломатина
КоммерсантЪ
"Платов" подсчитал пассажиров
Вероника Маслова
КоммерсантЪ
Эволюционные настроения
Владислав Трифонов
КоммерсантЪ
Мошенничество стало похоже на подкуп. Бывшему замгендиректора РКК "Энергия" переквалифицировали обвинение
Н. Скорлыгина, Д. Скоробогатько, А. Веденеева, О. Никитина
КоммерсантЪ
ГТЛК запланировала себе субсидии
Иван Петров
Известия
Небо, самолет, денежка: подробности дела о коррупции в Росавиации
Михаил Ходаренок
Газета.ru
Проекция силы: зачем Ту-160 полетели в Венесуэлу



Анастасия Николаева
Интерфакс
Операция в открытом космосе
Екатерина Мареева, Иван Сафронов
КоммерсантЪ
Ту-160 отработали мирные цели
Константин Кадочников
КоммерсантЪ
В заксобрании обсудили полетное задание
Владимир Лузянин
Журнал "Оборона России" № 11 (ноябрь) 2018 год
Отсутствие серийного производства самолетов гражданского назначения - вот основная проблема авиастроителей
Яна Войцеховская
КоммерсантЪ
Смольный принуждает "Аэрофлот" к посадке в аэропорту Пулково
Валерия Решетникова, Дмитрий Решетников
ТАСС
Космическое расследование. Кто просверлил "Союз"?
Иван Сафронов, Владислав Трифонов; Кирилл Антонов
КоммерсантЪ
Стартовый долг. Налоговые проблемы генподрядчика строительства космодрома Восточный встревожили "Роскосмос"
Герман Костринский, Анатолий Джумайло
КоммерсантЪ
Utair возвращается к реструктуризации
Татьяна Шадрина
Российская газета
Предъявите пальчики
Герман Костринский, Анастасия Веденеева
КоммерсантЪ
Airbus A321Neo улетают к лету
Валерий Чусов
Forbes
Так полетим: новые бизнес-джеты и VIP-вертолеты 2018 года
Герман Костринский, Татьяна Дятел, Иван Сафронов
КоммерсантЪ
Двигатель МС-21 опускают на землю
Виктор Галенко
ИА REGNUM
Создан "летающий трактор" для блокчейна и Книги рекордов Гиннесса. Зачем?
Дмитрий Астахов, Вячеслав Суханов
Коммерсант
Березникам просят взлет
Сергей Птичкин
Российская газета
"Аллигатор" прилетел
Наталья Пономарева
Интерфакс
В честь великих
Анна Бебекина, Анастасия Феостистова
Euromag
В честь кого названы европейские аэропорты
Софья Самохина, Лада Шамардина
КоммерсантЪ
Аэропорты вышли во второй тур
Алексей Козаченко, Алексей Рамм
Известия
"Болван" с пропеллером: на боевые вертолеты подвесят фугасы
Илья Максимов, Сергей Птичкин
Российская Газета
МиГом на продажу
С. Самохина, Л. Шамардина, А. Прах, К. Антонов, К. Кальярова
КоммерсантЪ
Регионы поспорили за соотечественников
Николай Новичков
Военно-промышленный курьер
Самолеты против США
Юлия Тишина, Владислав Новый, Иван Сафронов, Денис Скоробогатько
КоммерсантЪ
ГЛОНАСС без права передачи
Герман Костринский, Анастасия Веденеева
КоммерсантЪ
"Ансаты" улетают в Азию
Роман Азанов, Дмитрий Федюшко
ТАСС
Российские вертолеты произвели фурор в Юго-Восточной Азии
Валерия Комарова
РБК
Минтранс рассмотрит введение платы за регистрацию в аэропортах
Алексей Песляк
ТАСС
Космический состав. Кто летит на МКС?
Олег Москвин, Анна Кукушкина, Михаил Мошкин
Взгляд
Турция поплатилась за отказ от российского вертолета
Николай Якубович
Независимое военное обозрение
Су-35 вступает в бой
Леонид Нерсисян
Regnum
Ил-112В близок к первому полёту — нужен ли России этот самолёт?

КоммерсантЪ - Приложение (Business Guide)
Достижения высокого полета
Александр Запольскис
Regnum
"Роскосмос" как конец остатков советской мечты
Анна Героева
КоммерсантЪ - Приложение (Business Guide)
Центр высокого полета
Ирина Цырулева, Полина Гриценко
Известия
Посадочный эталон: в России начнут пускать в самолет по смартфону
Александра Джорджевич, Иван Сафронов
КоммерсантЪ
Полеты во сне и на Луну
Герман Костринский, Иван Сафронов
КоммерсантЪ
МС-21 увяз в узлах

ИА MagadanMedia
Землю под строительство магаданского аэропорта на 56 км решено было выделить 60 лет назад
Ирина Юзбекова
РБК
Туристические летчики: как Royal Flight увеличила выручку в четыре раза
Татьяна Володина
КоммерсантЪ - Приложение (Business Guide)
Путевка в небо
Анна Героева
КоммерсантЪ - Приложение (Business Guide)
Парк высоких технологий
Яна Войцеховская
КоммерсантЪ
Аэроэкспрессу до Пулково ищут альтернативу
Тимур Латыпов
Бизнес-ONLINE
"Есть люди, которые ничего не прошли – может, на ком-то женились, и они руководят нами!"

 

 

 

 

Реклама от YouDo
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer