Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Ремонтные споры: почему Россия и Словакия борются из-за контракта НАТО


4 октября 2018 года Инна Сидоркова, РБК


Россия и Словакия уже два с половиной года не могут решить вопрос с ремонтом вертолетов Ми-17В-5, закупленных США для Афганистана. Чем может обернуться спор вокруг контракта на десятки миллионов долларов, разбирался РБК.

Принадлежащая Минобороны Словакии компания LOTN в январе 2019 года сдаст вооруженным силам Афганистана второй отремонтированный «без русских» Ми-17В-5, рассказал РБК председатель совета директоров и генеральный директор предприятия Мартин Душанич​. В холдинге «Вертолеты России» (входит в госкорпорацию «Ростех») заявили, что у LOTN права на выполнение капитального ремонта военно-транспортных вертолетов типа Ми-17В-5 нет.

​Как США купили российские вертолеты для Афганистана​

В 2011 году правительство США подписало контракт на покупку у «Рособоронэкспорта» (с июля 2011 года входит в Ростех) 63 вертолетов Ми-17В-5. Стоимость сделки составила $1,3 млрд. Машины предназначались для афганской национальной армии.

Несмотря на регулярную критику Пентагона конгрессменами, осенью 2014 года Россия все же завершила поставку этих вертолетов. В Федеральной службе по военно-техническому сотрудничеству (ФСВТС) тогда сообщили, что передача Ми-17В-5 Афганистану «является частью усилий России и Соединенных Штатов Америки в борьбе с международным терроризмом».

В декабре 2015 года Агентство НАТО по обеспечению и закупкам (NSPA) объявило конкурс на обслуживание вертолетов Ми-17В-5, находящихся на вооружении Афганской национальной армии. В «Вертолетах России» рассказали РБК, что одним из условий было то, что в конкурсе могли принять участие только компании из стран НАТО.

Конкурс проходил в 2016 году. В нем приняли участие LOTN, чешское авиаремонтное предприятие LOM, литовские компании Helisota и Aviabaltika Aviation, болгарская Avionams JSC и американская AAL-USA. Победителем стала LOTN, предложившая наименьшую цену. Компания существует с 1949 года и занимается ремонтом авиационной техники, указано на ее официальном сайте.

Словацкая газета Hospodarske Noviny отмечала, что в зависимости от потребности в рамках контракта LOTN должна отремонтировать от десяти до 36 Ми-17. В зависимости от объема работ стоимость контракта может достигать $122 млн — это в десять раз больше, чем ежегодный доход компании, которая в основном зависит от заказов национального министерства обороны, писала Hospodarske Noviny.

Вертолеты закупались Соединенными Штатами в период так называемой медведевской «перезагрузки», напоминает главный редактор журнала «Экспорт вооружений» Андрей Фролов. Тогда действительно было сотрудничество между Россией и США по Афганистану, отмечает он. «Вертолеты приобретались по достаточно выгодной цене: за 1,3 млрд более 60 машин. Их быстро освоили в афганской армии с учетом того, что у них все-таки какой-никакой, но был опыт обслуживания и эксплуатации. И наши вертолеты для таких условий подходят неплохо», — говорит эксперт.

Что такое Ми-17В-5

Ми-17В-5 — экспортная модификация Ми-8, одного из самых массовых вертолетов в истории авиации.

Машина предназначена для перевозки личного состава, транспортировки грузов и техники, высадки тактических воздушных десантов и разведывательно-диверсионных групп, уничтожения наземных объектов и перевозки раненых, указано на сайте «Рособоронэкспорта». Вертолет способен работать в круглосуточном режиме.

Комплекс вооружения вертолета включает неуправляемое ракетное (до 80 неуправляемых авиационных ракет С-8КОМ калибра 80 мм), пушечное (подвесные контейнеры с пушечным вооружением калибра 23 мм и боекомплектом 250 снарядов в каждом) и стрелковое вооружение. Вертолет оснащен средствами защиты от поражения ракетами с тепловыми головками самонаведения, а также мощной броневой защитой кабины экипажа.

В распоряжении Минобороны Афганистана осталось 45 вертолетов Ми-17В-5, следует из сертификата конечного пользователя (есть у РБК), датированного 3 сентября 2017 года. Остальные, по словам источника РБК, знакомого с ходом переговоров о ремонте машин, были потеряны в основном в результате атак боевиков. В документе также говорится, что результаты оказания услуг по освидетельствованию и ремонту этих вертолетов, а также все имущество, полученное в составе отремонтированных 45 вертолетов, не будут реэкспортироваться и передаваться в другие страны без согласия России.

Сертификаты ремонтной организации, выданные Московским вертолетным заводом им. Миля компании LOTN на ремонт вертолетов Ми-8/Ми-17, истекли в 2016 году. Продлить их не удалось.

До 2016 года LOTN всегда работала напрямую с разработчиком — МВЗ им. Миля. «Затем холдинговая надстройка (компания «Вертолеты России», владелец 83% МВЗ им. Миля. — РБК) запретила пролонгировать [сертификат]. С какой стати холдинг присваивает себе компетенции, которые ему не принадлежат?» — заявил РБК Душанич.

По его мнению, холдинг «Вертолеты России» не имеет права продавать лицензию, так как является не разработчиком, а всего лишь акционером. ​РБК направил запросы в МАК и «Росавиацию» с просьбой пояснить, имеет ли холдинг «Вертолеты России» право на продажу такого документа.

В соответствии с контрактом «Рособоронэкспорта» и Пентагона российская сторона должна была продать документацию и обещала оказывать содействие компании, которая победила в тендере на ремонт Ми-17В-5 для Афганистана, объясняет Душанич. «Но за два с половиной года мы ни к чему не пришли. Было много переговоров, по итогам составлялись протоколы, у меня полный шкаф этих протоколов уже», — говорит глава словацкой компании.

Посодействовать переговорам пытался генеральный секретарь Минтранса Словакии Тибор Шимони. В мае 2018 года он направил письмо замминистра транспорта России Александру Юрчику с просьбой помочь словацкой стороне в восстановлении конструктивного взаимодействия (документ есть в распоряжении РБК).

Отчаявшись договориться с «Вертолетами России» об условиях обслуживания афганских Ми-17В-5, словацкая компания начала ремонт первого вертолета. В августе 2018 года Минобороны Словакии объявило о завершении LOTN капремонта и обслуживания первого вертолета Ми-17В-5, состоящего на вооружении Афганской национальной армии.

Как в России отреагировали на ремонт без ее участия

В холдинге «Вертолеты России» назвали ремонт Ми-17В-5 в Словакии «нелегитимным». «Они не имеют свидетельства «Вертолетов России» и МВЗ им. Миля на право выполнения капитального ремонта военно-транспортных вертолетов типа Ми-17В-5. Поэтому мы не признаем этот ремонт, и если что-то случится с этим вертолетом, то снимаем с себя ответственность», — сообщили РБК в пресс-службе холдинга.

Действия LOTN не соответствуют ​условиям контракта на поставку вертолетов в Афганистан и создали «прецедент нелегитимного ремонта», добавили также в «Вертолетах России». «Они сделали это и поставили российскую сторону перед фактом», — подчеркнули в пресс-службе холдинга.

Мартин Душанич, в свою очередь, отмечает, что действия LOTN не противоречат международным нормам, которых придерживается и Россия. «В тендерных условиях NSPA было прописано два сценария: ремонт осуществляется либо в связке с разработчиком — МВЗ им. Миля, либо национальным путем, по сертификату, который выдан словацкими властями с согласия США», — объяснил гендиректор LOTN. По его словам, компания имеет лицензию на выполнение ремонта, выданную словацкими властями, рассказал Душанич.

«Этот вертолет уже спокойно летает в Афганистане и имеет налет как минимум 100 часов», — подчеркнул гендиректор LOTN.

По мнению главного редактора журнала «Экспорт вооружений» Андрея Фролова, маловероятно, что «Вертолеты России» будут обращаться в суд по поводу несертифицированного ремонта вертолетов. «Практика показывает, что российская сторона ограничится заявлениями о том, что не будет нести ответственность, если что-то с отремонтированным вертолетом случится», — говорит Фролов.​

Почему ремонт Ми-17 важен для НАТО

Вертолеты Ми-17В-5 представляют собой один из ключевых активов в противодействии терроризму в Афганистане, отмечается в направленном в компанию LOTN письме​ гендиректора Агентства НАТО по обеспечению и закупкам Петера Домена (документ есть у РБК). «Поддержание этих вертолетов годными к полету и полностью работоспособными критически важно для операций», — подчеркнул Домен.

В то же время у Агентства НАТО по обеспечению и закупкам «есть понимание и одновременно озабоченность тем обстоятельством, что LOTN сталкивается с некоторыми трудностями в работе с «Рособоронэкспортом» по мере того, как стремится выполнить свои обязательства по контракту с NSPA», подчеркивает автор письма. «Как представляется, проблемы исходят не от «Рособоронэкспорта», а от с ФСВТС», — пишет Домен.

В ФСВТС от каких-либо комментариев отказались. В «Рособоронэкспорте» также не стали комментировать это письмо.

Что будет дальше

На вопрос РБК, почему за 2,5 года Россия и Словакия так и не смогли решить вопрос с сертификацией ремонта вертолетов типа Ми-17В-5, в «Вертолетах России» заявили, что с российской стороны «были оформлены все необходимые разрешительные документы».

«Насколько нам известно, LOTN не устроила цена контракта​ с «Рособоронэкспортом» на оказание услуг», — сообщили РБК в пресс-службе «Вертолетов России».

Душанич уточнил, что новых контрактов с «Рособоронэкспортом» подписывать не планировалось. У LOTN c «Рособоронэкспортом» есть основной контракт от 2004 года, который до сих пор является действующим, рассказал он. Из-за европейских санкций заключать новые контракты стороны не могут, но делать «дополнения к действующим контрактам, которые были подписаны до санкций», разрешается, пояснил Душанич.

«Таким образом мы работаем с «Рособоронэкспортом». Американцы это тоже согласовали», — добавил собеседник РБК.

Проблема не в санкциях, а в том, что «Вертолеты России» выдвигали «нереальные условия», утверждает президент LOTN. «Дайте нам бухгалтерию, дайте список ваших заказчиков — причем не только иностранных, но и внутренних. Подпишите межправсоглашение о том, как мы вас будем контролировать. Мы вам будем говорить, какие устанавливать цены. Без нашего позволения вы не можете ничего ремонтировать», — пожаловался Душанич.

Компания LOTN будет продолжать ремонт Ми-17В-5, заверил глава словацкой компании. «После второго сдадим и третий. И без русских. «Вертолеты России» хотят показать себя крутыми. Но правильно работать по закону, а они хотят по понятиям», — заявил президент LOTN.



комментарии (0):













Материалы рубрики

Владимир Гаврилов
Известия
Все в сад: основой беспилотной авиации станут агродроны
Тимур Алиев (Махачкала), Гульназира Ишбердина (Уфа), Олег Корякин (Казань), Юлия Потапова (Кемерово), Мария Соловьева (Элиста), Ирина Троценко (Дальний Восток)
Российская газета
Какие новые аэропорты были открыты в городах России за последние годы. А какие были модернизированы
Ева Акимова
РБК
Познакомьтесь с первой в мире женщиной — пилотом вертолета «Ансат». Санитарная авиация в России отмечает 100 лет с момента создания
Роман Крецул, Богдан Степовой
Известия
Будет полк: в ВМФ создают морские части беспилотных систем
Анастасия Львова
Эксперт
Отстающим помогут справиться с управлением
Анна Героева
Известия
Мы будем водить самолеты: как тренируют российских пилотов
Герман Костринский, Дарья Молоткова
РБК
Минпромторг закажет разработку перспективных самолетов
Екатерина Тропова
АТОР
Отмены и задержки рейсов повлияли на планы не менее 60 тысяч пассажиров



Андрей Коршунов
Известия
Стройный скан: в России создают самую точную 3D-модель Луны и Марса
Андрей Коршунов
Известия
Задать модуль: российские аппараты могут быть первыми на Северном полюсе Луны
Анастасия Николаева
Интерфакс
Полетное задание выполнено: частично импортозамещенный МС-21 поднялся в небо
Владимир Гаврилов Станислав Федоров
Известия
Вот Хургада: AlMasria Airlines сократила полетную программу из РФ на курорты Египта
Владимир Гаврилов
Известия
Билетное па: выплаты пассажирам за овербукинг хотят сделать обязательными
Андрей Коршунов
Известия
Спрей для дела: новые российские двигатели доставят на Луну наноспутники
Михаил Захаров
Монокль
Boeing заходит на Россию
Надежда Сарапина
РИА Новости
"Расхлебывать придется годами". Китай больно щелкнул США по носу
Екатерина Хамова
Известия
Взвинченным темпом: РФ и Колумбия не договорились по ремонту Ми-17
Захар Максимов
ВГУДОК
РЖД и Аэрофлот охладеют к пассажирам
Айгуль Абдуллина, Александра Мерцалова
Коммерсант
В Сухум подлетают с вопросами
Андрей Коршунов
Известия
Внеземное притяжение: космическая обсерватория займется поиском жизни во Вселенной
Андрей Коршунов
Известия
Спутник с жизнью: мыши и мухи помогут подготовить человека к полетам на Луну и Марс
Дмитрий Литвинов
Парламентская газета
В Росавиации оценили идею доставлять товары из Китая беспилотниками
Кирилл Фенин, Алена Нефедова, Владимир Гаврилов
Известия
Подставили на крыло: в США удерживают закупленные РФ авиазапчасти на $500 млн
Ксения Власова
ИрСити
«Вполне реально завершить эту программу». Авиаэксперт оценил, сколько МС-21 получат авиакомпании в 2026 году
Дарья Молоткова, Елена Сухорукова, при участии Анна Захарова
РБК
Немецкий оператор duty free вышел из бизнеса в Шереметьево и Домодедово
Юлия Леонова
Известия
Беспилотный урок: в России начали обучать сборке БПЛА школьников и студентов
Мария Недюк, Юлия Леонова
Известия
Полетный проект: названы самые перспективные разработки беспилотных авиасистем
Дмитрий Плотников
Pravda.Ru
Проект Як-242: несостоявшийся конкурент самолётов Ту-204 и МС-21
Андрей Коршунов
Известия
Сдвиг по базе: в России создали универсальный двигатель для беспилотников
Александра Веснина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Взвинтит цены»: К чему приведет исправление данных в невозвратных авиабилетах
Айгуль Абдуллина
Коммерсантъ
Тяните билет. Потенциальным пассажирам предложено дать время передумать при покупке
Ксения Власова
«Ирсити.ру»
«Самолетов уже сейчас не хватает». Авиаэксперты оценили, когда перевозчики начнут летать на отечественных МС-21
Михаил Грачев
MASHNEWS
Полетят, но позже. Почему российская авиация хронически отстает от обещаний
Наталия Ячменникова
Российская газета
Водоросли или "родственник" капусты: на каком топливе будут летать самолеты в будущем?
Андрей Коршунов
Известия
Союз композитов: тесты мини-образцов материалов ускорят создание самолетов
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Летают в облаках: Минтранс хочет увеличить нормы налета для авиаэкипажей
Альберт Калашян
Известия
Расчет на орбиту: Россия поможет Тунису в освоении космоса
Герман Костринский
РБК
Росавиация опровергла информацию о запрете эксплуатации вертолетов Ми-8Т
Ольга Самофалова
Взгляд
Россия поднялась на новую технологическую ступень в авиации
Арсений Замостьянов
Известия
Шаг во Вселенную: как человек вышел в открытый космос
Мария Медведева, Анастасия Сирина, Дарья Широкова
РБК
60 лет назад человек впервые вышел в открытый космос. Как это было
Елизавета Гриценко
Известия
Небо в джеточку: самолет с двигателем ПД-8 совершил первый полет
Юлия Леонова, Андрей Федоров
Известия
Страж полета: для аэропортов России разработана система защиты от БПЛА

Деловой Петербург
Доставки на высоте: как и почему меняется сегмент воздушных перевозок
Евгений Берсенёв
Октагон
Даст ли Россия «Боингу» добро на посадку
Иван Ткачёв, Петр Канаев, Ирина Парфентьева, Герман Костринский
РБК
Торговая палата США в России предложила снять санкции с авиации
Кирилл Фенин, Алена Нефедова, Анастасия Костина
Известия
Восточное крыло: прямые рейсы из Москвы в Мьянму запустят в 2025-м
Антон Белый
Известия
Вымести из орбит: в РФ создают первый многоразовый космический мусоросборщик
Герман Костринский, при участии Анна Балашова
РБК
Власти ускорят выдачу разрешений на полеты дронов до одних суток
Дилимбетов Олег
MASHNEWS
Чиновники знали, что эксперименты с беспилотниками в пяти регионах заведомо провальные

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer