Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное



Главная Обзоры СМИ Статьи


Пристегните ваши рубли


5 октября 2018 года Елизавета Кузнецова, Иван Сафронов, КоммерсантЪ


Как выяснил “Ъ”, результаты комплексной проверки Счетной палатой самой громкой на сегодняшний день программы создания нового российского среднемагистрального самолета МС-21 оказались неутешительными. Аудиторы отмечают неоднократные изменения технической концепции и срывы сроков, а также резкий рост стоимости проекта, которая сейчас оценивается в рекордные 438 млрд руб. Причем для запуска серийного производства могут потребоваться дополнительные время и финансирование, а дополнительные риски создают западные санкции.

В сентябре Счетная палата провела проверку работы Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) по созданию семейства среднемагистральных самолетов МС-21, рассказали несколько источников “Ъ” в авиапроме и подтвердил сотрудник аппарата правительства. Ведомство оценивало эффективность и результат использования бюджетных средств, вложенных в программу, пояснил один из собеседников “Ъ”.

В своем акте, по данным “Ъ”, аудиторы отмечают регулярные корректировки программы: неоднократно менялась техническая концепция самолета, смещались сроки выполнения работ. В конце 2017 года продолжительность создания самолета увеличилась на семь лет (до 2025 года), сроки продаж сократились на два года, а их начало перенесено на три года вперед — на 2019 год. Кроме того, проект серьезно подорожал. Если в 2008 году (программа МС-21 официально запущена распоряжением правительства от 17 ноября 2008 года) общие затраты составляли около 125 млрд руб., то к 2017 году они увеличились в 2,3 раза до 284 млрд руб. (речь идет об общих затратах 2008–2025 годов), из них дефицит финансирования достигает 107 млрд руб. Кроме того, сложился дефицит по операционной деятельности ПАО «Корпорация "Иркут"» (производитель самолета), которому на весь срок программы необходимо еще почти 197 млрд руб.

Общий бюджет проекта МС-21 по состоянию на 1 сентября в Счетной палате оценили в 438 млрд руб., из которых 158,3 млрд руб. уже потрачено, а 279,1 млрд руб. предстоит вложить в 2018–2025 годах. Проблемы «Иркута», отмечает один из источников “Ъ”, связаны с убытками от продаж самолетов, финансовыми расходами, субсидированием лизинговых компаний, погашением кредитов и займов. Кроме того, потребовалось увеличить затраты по всем направлениям инвестиций: почти вдвое, до 77 млрд руб.— на переоборудование предприятий, вдвое, до 181 млрд руб.— на опытно-конструкторские работы (ОКР). Общая стоимость проекта выросла, в том числе, из-за включения в него затрат на систему послепродажного обслуживания МС-21 (около 25 млрд руб.). При этом доля бюджетного финансирования в проекте неуклонно растет: с 60% в 2008 году до 73% на текущий момент.

Из выводов Счетной палаты, основанных на пояснениях «Иркута», следует, что исходная стоимость проекта МС-21 из-за отсутствия разработчиков и поставщиков систем и агрегатов рассчитывалась «параметрическим методом». За основу были взяты исторические данные, советские и российские разработки самолетов, не учитывалось электронное проектирование, требования сертификационных органов, в том числе иностранных. Кроме того, на стоимость ОКР повлияли рост курсов валют, инфляция, конструктивные изменения систем и агрегатов и сертификационные испытания, добавляет собеседник “Ъ” в отрасли.

Техническое перевооружение подорожало, так как в проекте исходно не было схемы производственной кооперации. Предполагалось, что к 2016–2017 годам на Иркутском авиазаводе планомерно сократится выпуск военной техники, мощности передадут программе МС-21. Но в 2012 году в рамках оборонного заказа завод вошел в состав мобилизационных мощностей, поэтому пришлось вкладывать дополнительные средства в технологические помещения и оборудование для выпуска самолета.

С учетом «сложившихся факторов» и текущего состояния проекта МС-21, говорят источники “Ъ”, в Счетной палате пришли к выводу, что программа может потребовать дополнительных средств, а сроки — снова сместиться. Это, предупреждают аудиторы, может отрицательно сказаться на экономической эффективности проекта. Но средства, скорее всего, найдутся. Источник “Ъ” в аппарате правительства говорит, что по своей важности МС-21 «приравнен к президентскому проекту» и будет финансироваться за счет госпрограммы развития авиапрома, собственных средств ОАК и банковских займов. «После вхождения корпорации в "Ростех" — Владимир Путин уже согласовал этот маневр — в схеме будут также задействованы средства госкорпорации»,— добавляет собеседник “Ъ”. По его словам, в Белом доме ознакомлены с результатами проверки Счетной палаты, но ее детальный анализ пока не проведен.

В ОАК сообщили “Ъ”, что в курсе работы аудиторов, но утверждают, что официально итоги проверки пока не подведены. Тем не менее в корпорации признали, что в ходе реализации программы МС-21 пришлось вносить изменения, повлиявшие на сроки и стоимость. Так, было принято решение о замене базового самолета семейства с МС-21–200 на более вместительный МС-21–300; первое в классе среднемагистральных самолетов инновационное крыло из полимерных композитов в ходе прочностных испытаний потребовало доработки и дополнительных испытаний. Кроме того, ОАК провела глубокую модернизацию и переоснастила ряд заводов — в Иркутске, Ульяновске, а также создала новые предприятия — «ОАК-Центр комплексирования» и «Аэрокомпозит». Это потребовалось из-за роста производственных планов — ОАК планирует выпускать не 30, а 70 самолетов в год. В корпорации подчеркивают, что при этом затраты на ОКР в долларовом эквиваленте увеличились «не более чем на 5%», между тем потребовалось изготовить дополнительный летный образец самолета для испытаний с отечественным двигателем ПД-14. Источники “Ъ” добавляют, что в МС-21 учтен опыт создания SSJ 100, где интегратором бортового радиоэлектронного оборудования выступила французская Thales. Для МС-21 выбран российский поставщик.

Эксперт портала Aviation Explorer Владимир Карнозов отмечает, что еще ни один масштабный авиационный проект не укладывался в запланированное финансирование. «Для МС-21 критичной будет не стоимость, а поставка американских двигателей и других иностранных комплектующих»,— полагает эксперт. Поэтому, подчеркивает он, говорить о том, что проект МС-21 состоялся, можно будет, только когда на самолете будут стоять отечественные двигатели и комплектующие.




комментарии (0):






Материалы рубрики

Анна Юранец
Газета.ru
«Попали в шторм»: С-400 не добрались до Китая

Forbes
СМИ сообщили об отказе в Европе от российских Sukhoi Superjet 100
Герман Костринский
КоммерсантЪ
Авиационные выбросы некому принять
Сергей Самарин
Известия
Вид сверху: ВКС России нуждаются в обновлении парка «летающих радаров»
Андрей Меньшенин
Фонтанка
Почему самый большой самолет больше не нужен. Даже в самой большой стране
Первин Мамед-заде
ТАСС
Курс на Касабланку. Марокко укрепляет статус важного авиатранспортного узла Африки
Иван Сафронов, Александра Джорджевич
КоммерсантЪ
В третий раз на те же «МиГи»
Мария Бухарова, Алексей Петров
Известия
Отменный курс: снегопады оставили пассажиров «Аэрофлота» дома



Анастасия Николаева
Интерфакс
Сверхзвуковой, пассажирский
Александр Рассохин
КоммерсантЪ
Сверхзвуковые пассажирские самолеты ускорили высшим указом
Валерия Комарова, Петр Канаев, Мария Кокорева
РБК
Лебедев создаст VIP-авиакомпанию с совладельцем Внуково, ВЭБом и ОАК
Сергей Бабкин
Российская газета
В операционную по воздуху
Мария Кокорева, Алина Фадеева, Валерия Комарова
РБК
Правительство решило не компенсировать авиакомпаниям рост цен на керосин
Герман Костринский
КоммерсантЪ
Utair собирает аргументы для кредиторов
А. Фадеева, В. Комарова, Т. Дзядко, П. Канаев
РБК
Акимов и Козак обсудят механизм ограничения роста цен на авиатопливо
Тимофей Дзядко, Петр Канаев, Мария Кокорева, Евгения Маляренко
РБК
В правительстве назвали варианты вывода Utair из кризиса
Андрей Загорский
КоммерсантЪ-FM
Льготные условия ускользают от авиакомпаний
Вера Кюппер
Наука и техника
ХХI век: эра электросамолетов и реактивных электродвигателей
Герман Костринский
КоммерсантЪ
Государство оплатит укорачивание SSJ. Но для МС-21 в бюджете пока средств не нашли
Мария Кокорева, Екатерина Литова, Валерия Комарова
РБК
На совещании в Минтрансе UTair не представила новую финансовую модель
Ксения Чемоданова
360TV
«Аэродромные службы работают отвратительно». Почему самолет в аэропорту Домодедово врезался в столб
Роман Азанов
ТАСС
"Небо как соты. И там очень мало места". Как авиадиспетчеры разводят самолеты
Иван Сафронов, Герман Костринский
КоммерсантЪ
Госбанки поставят на крыло. ОАК рассчитывает привлечь их в свои гражданские проекты
Иван Сафронов, Всеволод Инютин
КоммерсантЪ
А вместо сердца пламенный министр. Владимир Пучков перешел на работу в авиастроение
Алексей Рамм
Известия
Спорная солянка: нужны ли России крылатые ракеты средней дальности

РИА Новости
В "Роскосмосе" заявили, что госкорпорация выходит из кризиса
Фокеева Людмила
Военно-промышленный курьер
Микроны – в миллионы
Алексей Рамм Алексей Козаченко
Известия
Северная Миграция: в Арктике будет создан истребительный авиаполк
Максим Рубченко
РИА Новости
Утомленные рынком: авиакомпании опять требуют повышения цен на билеты
Ольга Коленцова
Известия
Сверхпроводник на борту: в России создали мощный электрический авиадвигатель
Наталья Ионова
Forbes
Битва на равных: зачем «Аэрофлот» судится с недовольными клиентами
Иван Сафронов, Александра Джорджевич
КоммерсантЪ
Россия продала Армении истребители как себе. Четыре Су-30СМ ушли покупателю по внутрироссийским ценам
Антон Лавров
Известия
Не все "Панцири" по зубам
Герман Костринский, Дмитрий Козлов
КоммерсантЪ
Авиакеросин встал поперек двигателей. Перевозчики вынуждены чаще их ремонтировать

ТАСС
Пассажиропоток аэропортов РФ в 2018 году поставил рекорд за историю гражданской авиации
Александра Джорджевич, Иван Сафронов
КоммерсантЪ
Военной авиации обещано скорейшее исправление
Наталья Козлова
Российская газета
Посадка себе дороже
Юрий Гаврилов
Российская газета
По команде - "Перехват"
Алексей Рамм, Богдан Степовой
Известия
От бинта: армия начнет закупать медицинские вертолеты
Алексей Рамм, Алексей Козаченко
Известия
Полчаса до полюса: скоростные истребители взяли Арктику под контроль
Тимур Латыпов
БИЗНЕС Online
"Смирно"! Для оборонщиков и градозащитников: 5 интриг визита Сергея Шойгу в Казань
Полина Гриценко
Известия
Пальцем в небо: граница в аэропортах станет электронной
Роман Шимаев, Анна Лушникова
RT
Приближался к госгранице: российский истребитель Су-27 перехватил самолёт-разведчик США в небе над Балтикой
Герман Костринский, Дмитрий Козлов
КоммерсантЪ
Авиакеросин подешевел без последствий
Николай Проценко
Взгляд
Почему цены на авиабилеты должны неизбежно расти
Анатолий Цыганок
Независимое военное обозрение
Пассажиров встретят снарядами и ракетами
Марина Мазина
РБК
Бум авиаперелетов в действии: акции United Technologies резко подорожали
Ольга Коленцова
Известия
Бери больше, лети дальше: новый конвертоплан может преодолеть 300 км
Валерия Комарова, Петр Канаев
РБК
Минтранс запросил больше 200 млрд руб. на региональные аэропорты
Валерия Комарова
РБК
Авиакомпании не смогли переложить рост стоимости топлива на пассажиров

 

 

 

 

Реклама от YouDo
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer