Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное



Главная Обзоры СМИ Статьи


Разбились в сумерках: версии гибели замгенпрокурора России


5 октября 2018 года В. Дятликович А. Ивушкина И. Цырулева С. Волохина, Известия


Причиной катастрофы вертолета в Костромской области, в которой погиб заместитель генпрокурора Саак Карапетян, мог стать незапланированный полет, о котором не знали диспетчеры, рассказали источники «Известий» в авиационной отрасли. Он проходил в сложных метеоусловиях. По мнению экспертов, причиной трагедии также могла стать плохая подготовка пилотов. Вертолет упал вечером в среду, 3 октября, на северо-западе Костромской области в районе деревни Вонышево. Помимо Карапетяна на борту находились еще три человека, все они погибли. Компания «Хелипорт Москва», с площадки которой вылетел вертолет, прекратила прием заявок на полеты.

Хроника трагедии

Северо-Западное управление на транспорте Следственного комитета возбудило уголовное дело по ч. 3 ст. 263 УК РФ («Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта, повлекшее смерть двух и более лиц») по факту катастрофы вертолета AS 350 B3 в районе деревни Вонышево Солигаличского района Костромской области, произошедшей вечером 3 октября. По данным Генпрокуратуры, погибший Саак Карапетян официально находился в отпуске.

3 октября, раннее утро. «Вертолет AS 350 B3 двигался по маршруту «Хелипорт» (Москва) – Плес (Спасское) – Дьяково. Он летел в уведомительном порядке, информацию о полете передал органам Единой системы организации воздушного движения, то есть проблем здесь не было», — сообщил «Известиям» источник в авиационной отрасли.

3 октября, 10:10. В четверг на aviaforum.ru со ссылкой на Вологодский районный центр Единой системы организации воздушного движения появилось сообщение, согласно которому в селе Дьяково борт приземлился 3 октября в 10:10. Село расположено в 10 км от Костромы и в 50 км от Плеса.

3 октября, 17:30. Из официального сообщения компании «Хелипорт» следует, что «последний сеанс связи с пилотом состоялся 03.10.2018 в 17:30, пилот сообщил что план закрывает, полет завершен».

3 октября, 21:15. По данным МЧС, в 2-х км восточнее населенного пункта Вонышево Солигаличского произошло крушение вертолета.

По данным aviaforum.ru, после сообщения очевидцев о ЧП, Северо-Западный Авиационный координационный центр поиска и спасания (АКЦПС) связался с диспетчером планировщика полета — компанией «Хелипорт». Там заявили следующее: «Воздушное судно находится на земле. Борт порядок».

Из этого можно сделать вывод, что диспетчер не знал о полете. То есть пилот не сообщил наземным службам о том, что решил совершить еще один перелет. По неизвестным причинам он отклонился от первоначального маршрута. Поселок Вонышево находится в 130 км на северо-восток от Костромы и в 80 км от села Спасское.

В поисково-спасательных работах участвовали пожарно-спасательные подразделения МЧС России, областной спасательной службы, Рослесхоза и волонтеры.

Кому принадлежал вертолет

Из первых сообщений о катастрофе следовало, что вертолет принадлежит компании «Хелипорт Москва». Однако владелец компании Александр Хрусталев в разговоре с корреспондентом «Известий» опроверг эту информацию.

— Вертолет вылетал с площадки «Хелипорт Москва», но компании он не принадлежал. Это как раньше взлетали с поля, а теперь с нормальной сертифицированной площадки. Вертолет принадлежал частной компании, — сообщил «Известиям» Хрусталев.

«Воздушное судно принадлежит на праве собственности ООО «МКБ-Лизинг», далее было передано в долгосрочную аренду нескольким компаниям», — добавили в пресс-службе «Хелипорта».

В интернете можно найти фотографии, на которых запечатлен вертолет AS 350 B3 с бортовым номером 07272 (аналогичный разбившемуся в Костромской области) и логотипом «Хелипорт», выставленный на стенде компании на выставке вертолетной индустрии HeliRussia 2017. Ранее воздушная машина с этим бортовым номером была сфотографирована возле Троице-Сергиевой лавры во время визита Патриарха Кирилла в июле 2016 года.

— Возбуждено дело, и сейчас во всех организациях, которые имеют к этому отношение, осуществляется проверка — это естественно. Соответственно, все наши структуры представляют документы. Вертолет абсолютно в исправном состоянии, пилот имеет все сертификации и все возможные допуски к полетам, полет был санкционированный, а со всеми остальным подробностями, с причинами крушения разберутся органы, — заявил «Известиям» Александр Хрусталев.

Днем 4 октября компания прекратила принимать от клиентов заявки на полеты. В этом убедился корреспондент «Известий», попытавшийся заказать в «Хелипорт» перелет из Москвы в Плес. Специалист компании сообщила, что 4 и 5 октября улететь не получится, и предложила возобновить переговоры 6 октября. Причиной этому было названо отсутствие свободных бортов.

Версии катастрофы

«По предварительной информации, [крушение произошло] из-за сложных метеоусловий по маршруту следования вертолета», — сообщил «Известиям» источник в авиационной отрасли. Согласно этой версии, вертолет задел верхушки деревьев и рухнул в лес. Не исключено, что полет проходил в условиях плохой видимости — по метеорологическим данным, в 18:14 в районе полета вертолета уже были сумерки.

Агентство «Интерфакс» со ссылкой на собственный источник сообщило, что пилот совершил вынужденную посадку в 130 км от Костромы по метеоусловиям. Пилот дал заявку на полет на 4 октября, но 3 октября примерно в 18:00 в сумерках и без санкции взлетел, проследовал к аэродрому Чухлома и разбился по дороге.

Эксперты, опрошенные «Известиями», называют косвенной причиной катастрофы состояние системы подготовки пилотов.

— Нам нужно реформировать систему обучения пилотов и развивать эту отрасль. Она сейчас стагнирует в первую очередь потому, что слишком сильно закручены гайки, — отметил председатель правления общественной организации пилотов и владельцев воздушных судов «АОПА-Россия» Владимир Тюрин.

По словам руководителя общественного движения «Профсоюз пилотов авиации общего назначения» Вадима Цыганаша, еще одна проблема — сокращение количества центров подготовки пилотов.

— За последние несколько лет Федеральное агентство воздушного транспорта закрыло 225 авиационных учебных центров. К их деятельности предъявляются всё более жесткие требования, которым они не могут соответствовать. В итоге качество подготовки пилотов ухудшается, — сообщил Вадим Цыганаш.

По его словам, еще одним фактором, негативно влияющим на ситуацию, являются сложности с получением разрешительных документов на эксплуатацию легких воздушных судов. «В результате у пилотов мало часов налета, и это влияет на правильность принятия решений в сложных ситуациях», — уверен эксперт.

Каждая авария с высокопоставленными пассажирами вызывает к жизни версию о давлении на пилота. Такая информация появилась, например, сразу после катастрофы вертолета Ми-8 в 2002 году, в результате которой погиб губернатор Красноярского края Александр Лебедь. Правда, впоследствии пилот Тахир Ахмеров в интервью «Известиям» опровергал информацию о том, что губернатор приказал ему лететь, несмотря на плохие погодные условия.

«Лебедь к нам заходил в кабину лишь один раз — когда ставил задачу на полет. Сложившиеся условия позволяли продолжать полет. Если бы я видел, что существует реальная угроза безопасности, я бы развернул вертолет», — отмечал он.

Тем не менее версия давления на экипаж возникала и в январе 2009, когда в Горном Алтае разбился вертолет с полпредом президента России в Госдуме Александром Косопкиным, и в мае того же года, когда во время охоты на вертолете погиб губернатор Иркутской области Игорь Есиповский.

Бывшие пилоты отмечают, что принятие решения о продолжении полета в непростой ситуации — всегда ответственность пилота.

— Какие отношения складывались между пилотом и пассажирами в конкретной ситуации никогда не известно, но известно, что, как правило, пилот при принятии решения находится в пограничной ситуации — когда еще можно, но вот-вот будет нельзя. Такова практика, — сказал Вадим Цыганаш. — Именно здесь нужна хорошая школа, хорошая методическая подготовка — это то, чего не хватает.




комментарии (0):








Материалы рубрики

Денис Федутинов, Мария Дранишникова
Ведомости
В булочную на самолете
Анастасия Николаева
Интерфакс
Первый рейс
Анастасия Дагаева
Московский Центр Карнеги
Птица vs самолет. Как ужиться вместе в небе
Анастасия Голубкова
Газета.ru
Приказ отдан: в "Ильюшине" готовятся массовые сокращения
Анастасия Голубкова
Газета.ru
Потери от простоя: когда полетит Boeing 737 MAX
Александра Рыжкова
ТАСС
Комиссия проверила потенциально опасные объекты около аэропорта Жуковский
Анастасия Николаева
Интерфакс
Орнитологическая небезопасность
Елена Сидоренко, Анна Урманцева, Алексей Рамм, Виталий Воловатов, Валерия Нодельман
Известия
Полоса спасения: кто и как сотворил московское "чудо на Гудзоне"



Анастасия Николаева
Интерфакс
Вынужденное приземление
Кристина Уколова
Красная звезда
«Есть одна у лётчика мечта – высота…»
Александр Зюзин
ТАСС
Только пассажиры и персонал. В аэропорту Гонконга ввели ограничения на вход в терминал

ТАСС
Лучшие в небе над Рязанью. Российские летчики лидируют на конкурсе "Авиадартс"
Алексей Козаченко, Роман Крецул, Алексей Рамм
Известия
Присмотрят свысока: Крым укрепят эскадрильей БПЛА «Форпост»
Алексей Козаченко, Алексей Рамм
Известия
Развернулись над Тверской: западное направление усилят Су-35
Алексей Козаченко, Алексей Рамм
Известия
Авианесущий остров: Балтфлот испытал мобильные аэродромы
Илья Крамник
Известия
Конкурс проектов: чей стратегический бомбардировщик будет лучше
Мария Кокорева
РБК
Глава ФАС предложил приватизировать авиакомпанию "Победа"
Анастасия Николаева
Интерфакс
Удар по бюджету
Виктор Друшляков, Алексей Песков
Военно-промышленный курьер
Что считать главным в истребителе пятого поколения
Андрей Коц
РИА Новости
Вместо F-35. Что даст Турции покупка российских истребителей Су-35
Алексей Забродин, Татьяна Байкова
Известия
Нелетное бремя: авиасообщение с Грузией не восстановят в течение года
Алексей Рамм, Алексей Козаченко, Богдан Степовой
Известия
Тепловой удар: Ил-76 получат новые противоракетные системы

Газета.ru
Столкновение двух Ту-134: как погибли советские футболисты
Андрей Коц
РИА Новости
Крылатые монстры. Нереализованные авиационные проекты советской оборонки
Олег Грозный
Красная звезда
Воздушные асы сильны не только в небе
Виктор Худолеев
Красная звезда
Укрощая огонь и воду
Александр Шарковский
Независимое военное обозрение
Военная авиация России переживает эпоху возрождения
Владимир Щербаков
Независимое военное обозрение
Винтокрылая "Скопа" на службе Пентагона
Виктор Литовкин
Независимое военное обозрение
Су-57: количество и качество
Юрий Потапов
Независимое военное обозрение
Неизменный горизонт полета
Ирина Дронина
Независимое военное обозрение
Вертолетные двигатели прошли завершающий этап испытаний на обледенение
Наталья Пономарева
Интерфакс
Сервис от производителя
Александр Волобуев
Известия
Месяц, вай: перелеты в Грузию подорожали почти в полтора раза
Олег Грозный
Красная звезда
Небо выявит сильнейших

Красная звезда
Крылья над Матыбулаком
Илья Вайсберг
Журнал "АвиаСоюз"
Совет по авиастроению: работа на перспективу
Наталия Михальченко
Известия
Гари не знает: российский водородный самолет представят на МАКС-2019
Александра Баландина
Газета.ru
"Пламя пожирало самолет": хроника крушения Boeing-747 на Гуаме
Дмитрий Литовкин
Известия
Заправка в космос: в России создают проект подзарядки спутников на орбите
Наталья Катрич
Военно-промышленный курьер
Как советские летчики спасли иностранных дипломатов
Михаил Куприков
Военно-промышленный курьер
Кто бросит вызов "Боингу" с "Эрбасом"
Роман Крецул, Алексей Рамм, Алексей Козаченко
Известия
Поведение с мотором: "Супер Сухие" смогут летать, как вертолеты
Роман Маркелов
Российская газета
Бензин, керосин, билет
Николай Протопопов
РИА Новости
Смертельное пике. Зачем военные летчики жертвовали собой
Дмитрий Окунев
Газета.ru
"Направил самолет в гущу": кто первым применил "огненный таран"
Антон Лавров
Известия
Браво выбору: что стоит за индийским контрактом по покупке Р-27
Сюзанна Лотфи
Интерфакс
Что означает для пассажиров перенос серверов систем бронирования авиабилетов в РФ
Наталья Пономарева
Интерфакс
Поддержка с воздуха
Роман Азанов
ТАСС
С неба — в бой. Что разрабатывают для российского десанта будущего
Сергей Изотов, Александр Буланов
Известия
Пилотируемый рост: "Роскосмос" значительно расширяет программу пусков

 

 

 

 

Реклама от YouDo
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer