Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное



Главная Обзоры СМИ Статьи


В России может появиться аэропорт имени Достоевского, но не Сталина


5 октября 2018 года Михаил Мошкин, Взгляд


Российские аэропорты, в том числе известные на весь мир воздушные гавани Москвы могут получить имена выдающихся соотечественников, например Чехова, Лермонтова или Рублева. Инициативу Общественной палаты в рамках проекта «Великие имена России» уже поддержали не только в профильном Минкульте. Как предполагается определять имена этих исторических личностей?

«Это было бы очень здорово» – так вице-премьер Ольга Голодец оценила инициативу историков и общественников присвоить 45 отечественным аэропортам имена выдающихся россиян. «Это будет способствовать пропаганде нашей культуры, которая так любима во всем мире», – заявила Голодец в четверг ТАСС.

«Удивительно, как эта идея раньше не приходила в голову», – подчеркнул министр культуры Владимир Мединский, выступавший в тот же день на круглом столе в Общественной палате. Здесь прошло обсуждение того, как, собственно, должен проходить подбор и отсев великих имен. В дискуссии, модератором которой был секретарь ОП Валерий Фадеев, участвовали представители тех структур, которые и выступили с инициативой. Это, напомним, Русское географическое общество, Общество русской словесности, Российское историческое общество, Российское военно-историческое общество.

Участники обсуждения сразу поспешили развеять опасения: не запутаются ли миллионы россиян и иностранных туристов, если в одночасье Шереметьево превратится, например, в аэропорт имени писателя Чехова или академика Вернадского. Вопрос непраздный, учитывая то, что совокупный пассажиропоток составляет 170 млн человек. Нет, пояснили участники круглого стола: ни Шереметьево и Домодедово, ни питерский Пулково или новосибирский Толмачево не утеряют своих имен, но им дополнительно присвоят имена великих россиян.

«Аэропорты носят, как правило, имена утраченных деревень – Шереметьево, Внуково, Бесовец»,

– заметил член президиума Общества русской словесности и глава патриаршего совета по культуре, митрополит Псковский и Порховский Тихон (Шевкунов). Могло показаться, что название петрозаводского аэропорта (а Бесовец – это именно там) смутило владыку Тихона.

«Самые разные. Соответственно, и россияне, и гости прилетают именно в эти ворота нашей страны. Предлагается провести общественное голосование, обсуждение, какие имена мы хотим дополнительно присвоить этим аэропортам», – пояснил митрополит. Он считает, что в обсуждении обязательно возникнет имя писателя Федора Достоевского – в связи с аэропортами в Москве и Санкт-Петербурге. 

Общество русской словесности, в руководство которого входит владыка Тихон, а также РГО, РВИО и другие организации предлагают: на площадках региональных общественных палат надо провести обсуждение при участии общественности. Потом следует составить «лонг-лист», то есть расширенный список вариантов. Агрегатором, то есть «сборщиком» вариантов должна стать общероссийская Общественная палата.

В ОП обсуждают принципы проведения общероссийского конкурса, разъяснил участникам Валерий Фадеев. «Конкурс будет организован таким образом, чтобы охватить максимальное число участников и учесть всю палитру мнений», – сказал секретарь Общественной палаты.

Вкратце о палитре мнений рассказал специалист по «замерам» общественного мнения – директор ВЦИОМ Валерий Федоров. Так, судя по соцопросам, для московских аэропортов Шереметьево, Внуково, Домодедово в Москве чаще всего называли имена Юрия Гагарина, Георгия Жукова, Сергея Королева, Валерия Чкалова. Их же упоминали опрошенные в других городах – Санкт-Петербурге, Волгограде. Жители бывшего Сталинграда упоминали и имя Сталина, но генералиссимус не оказался в числе лидеров опроса, отметил руководитель ВЦИОМ. Петербуржцы в числе прочих упоминали Ленина. Поскольку в ходе дискуссии «всплыли» имена советских вождей, естественно, возник вопрос – надо ли включать в списки имена политиков.

«В других странах аэропортам в основном присваивают имена политиков», – заметил сопредседатель Российского исторического общества, научный руководитель Института всеобщей истории РАН Александр Чубарьян. Он напомнил – в США это аэропорты имени трех президентов: Кеннеди в Нью-Йорке (более известный под аббревиатурой JFK), Рейгана в Вашингтоне и Буша-старшего в Хьюстоне, штат Техас. Международный аэропорт Праги носит имя Вацлава Гавела, а в польском Гданьске воздушную гавань назвали в честь ныне здравствующего Леха Валенсы, напомнил историк.

«Не буду оспаривать все эти наименования, но думаю, что у нас не нужно политизировать этот вопрос. Правда, есть такие деятели государственной и общественной жизни, которые много сделали для России. Для меня это, например, Столыпин», – заметил Чубарьян.

«Имена политиков присваивать аэропортам чревато, – прокомментировал Валерий Фадеев. – Мы такие эмоциональные – у нас лет сто пройдет, а мы все деремся друг с другом, как будто речь идет о сегодняшних политических деятелях... Опять будут ломать копья вокруг имени Сталина. Боюсь, что и Столыпину многое припомнят».

Обстановку разрядил вице-президент Русского географического общества, известный полярный исследователь Артур Чилингаров. «Я уйду, и кто будет знать, кто такой Чилингаров? Я претендую на какой-нибудь полярный аэродром. Но торопиться не буду, – иронично заметил он и добавил уже всерьез: – Согласен, что четко нужно определить критерии. Уже сейчас можно представить, что аэропортам могут быть присвоены имена Иосифа Кобзона или Станислава Говорухина».

Но, судя по всему, ориентироваться все-таки будут не на имена недавно ушедших деятелей культуры, а на проверенные временем фигуры прошлого. И вряд ли это будут политики новых и новейших времен.

«Мне кажется, было бы неправильным обсуждать имена политиков последних ста лет или вообще политиков XX века.

Больше споров об их роли в истории страны, чем реализации той идеи, которая была заложена», – выразил мнение министр культуры Владимир Мединский. Глава Минкульта предположил, по какому принципу может вестись отбор имен.

«Обязательна географическая привязка, – подчеркнул министр. – Нужно, чтобы тот, чье имя мы обсуждаем, был связан с этой землей. Хотел бы привести для обсуждения несколько примеров, которые предложили специалисты из Российского военно-исторического общества. Вот, например, астраханский аэропорт Нариманово. Кому что-то говорит это название? А ведь уроженцы Астраханской губернии – поэт Велимир Хлебников и художник Борис Кустодиев. Кто помнит, как называется аэропорт в Перми? Но ведь город основан первым русским историком и сподвижником Петра Великого – Татищевым». Воронеж ассоциируется с именами Ивана Бунина и Андрея Платонова.

«В Калуге можно увековечить память великого уроженца Георгия Константиновича Жукова. Орел – Тургенев, чье 200-летие мы отмечаем в этом году», – напомнил Мединский. Аэропорты Пензы и Пятигорска в равной степени могут претендовать на присвоение им имени Лермонтова. По мнению специалистов РВИО, на которых сослался Мединский, севастопольский аэродром Бельбек (который может быть преобразован в гражданский аэропорт) достоин имени адмирала Нахимова, а симферопольский аэропорт – имени устроителя Крыма, князя Григория Потемкина.

«Как медиевист, специалист по Средневековью, хотел бы напомнить о древнейших веках нашей истории, о Средних веках и раннем Новом времени. У нас никак не увековечена память Ивана Калиты, Владимира Мономаха. Андрей Рублев может быть увековечен не только фильмом Тарковского...» – со своей стороны заметил директор Института археологии РАН Николай Макаров.

«Важно, чтобы этот процесс содействовал консолидации общества, – взял слово академик Чубарьян. –

Я поддерживаю идею голосования, но на голосовании должны быть представлены имена, которые предлагает сама общественность. И нужно предложить принцип отбора кандидатур».

Собственно, традиция уже формируется, напомнили участники круглого стола. Один из примеров привел гендиректор АО «Аэропорты регионов» Евгений Чудновский: новый аэропорт Ростова-на-Дону, построенный к ЧМ-2018, после общественного обсуждения получил имя донского атамана Матвея Платова, героя войны 1812 года. Теперь имя Platov знают по всему миру – оно отображается на всех авиабилетах в Ростов. 




комментарии (0):






Материалы рубрики


Forbes
СМИ сообщили об отказе в Европе от российских Sukhoi Superjet 100
Герман Костринский
КоммерсантЪ
Авиационные выбросы некому принять
Сергей Самарин
Известия
Вид сверху: ВКС России нуждаются в обновлении парка «летающих радаров»
Андрей Меньшенин
Фонтанка
Почему самый большой самолет больше не нужен. Даже в самой большой стране
Первин Мамед-заде
ТАСС
Курс на Касабланку. Марокко укрепляет статус важного авиатранспортного узла Африки
Иван Сафронов, Александра Джорджевич
КоммерсантЪ
В третий раз на те же «МиГи»
Мария Бухарова, Алексей Петров
Известия
Отменный курс: снегопады оставили пассажиров «Аэрофлота» дома
Анастасия Николаева
Интерфакс
Сверхзвуковой, пассажирский



Александр Рассохин
КоммерсантЪ
Сверхзвуковые пассажирские самолеты ускорили высшим указом
Валерия Комарова, Петр Канаев, Мария Кокорева
РБК
Лебедев создаст VIP-авиакомпанию с совладельцем Внуково, ВЭБом и ОАК
Сергей Бабкин
Российская газета
В операционную по воздуху
Мария Кокорева, Алина Фадеева, Валерия Комарова
РБК
Правительство решило не компенсировать авиакомпаниям рост цен на керосин
Герман Костринский
КоммерсантЪ
Utair собирает аргументы для кредиторов
А. Фадеева, В. Комарова, Т. Дзядко, П. Канаев
РБК
Акимов и Козак обсудят механизм ограничения роста цен на авиатопливо
Тимофей Дзядко, Петр Канаев, Мария Кокорева, Евгения Маляренко
РБК
В правительстве назвали варианты вывода Utair из кризиса
Андрей Загорский
КоммерсантЪ-FM
Льготные условия ускользают от авиакомпаний
Вера Кюппер
Наука и техника
ХХI век: эра электросамолетов и реактивных электродвигателей
Герман Костринский
КоммерсантЪ
Государство оплатит укорачивание SSJ. Но для МС-21 в бюджете пока средств не нашли
Мария Кокорева, Екатерина Литова, Валерия Комарова
РБК
На совещании в Минтрансе UTair не представила новую финансовую модель
Ксения Чемоданова
360TV
«Аэродромные службы работают отвратительно». Почему самолет в аэропорту Домодедово врезался в столб
Роман Азанов
ТАСС
"Небо как соты. И там очень мало места". Как авиадиспетчеры разводят самолеты
Иван Сафронов, Герман Костринский
КоммерсантЪ
Госбанки поставят на крыло. ОАК рассчитывает привлечь их в свои гражданские проекты
Иван Сафронов, Всеволод Инютин
КоммерсантЪ
А вместо сердца пламенный министр. Владимир Пучков перешел на работу в авиастроение
Алексей Рамм
Известия
Спорная солянка: нужны ли России крылатые ракеты средней дальности

РИА Новости
В "Роскосмосе" заявили, что госкорпорация выходит из кризиса
Фокеева Людмила
Военно-промышленный курьер
Микроны – в миллионы
Алексей Рамм Алексей Козаченко
Известия
Северная Миграция: в Арктике будет создан истребительный авиаполк
Максим Рубченко
РИА Новости
Утомленные рынком: авиакомпании опять требуют повышения цен на билеты
Ольга Коленцова
Известия
Сверхпроводник на борту: в России создали мощный электрический авиадвигатель
Наталья Ионова
Forbes
Битва на равных: зачем «Аэрофлот» судится с недовольными клиентами
Иван Сафронов, Александра Джорджевич
КоммерсантЪ
Россия продала Армении истребители как себе. Четыре Су-30СМ ушли покупателю по внутрироссийским ценам
Антон Лавров
Известия
Не все "Панцири" по зубам
Герман Костринский, Дмитрий Козлов
КоммерсантЪ
Авиакеросин встал поперек двигателей. Перевозчики вынуждены чаще их ремонтировать

ТАСС
Пассажиропоток аэропортов РФ в 2018 году поставил рекорд за историю гражданской авиации
Александра Джорджевич, Иван Сафронов
КоммерсантЪ
Военной авиации обещано скорейшее исправление
Наталья Козлова
Российская газета
Посадка себе дороже
Юрий Гаврилов
Российская газета
По команде - "Перехват"
Алексей Рамм, Богдан Степовой
Известия
От бинта: армия начнет закупать медицинские вертолеты
Алексей Рамм, Алексей Козаченко
Известия
Полчаса до полюса: скоростные истребители взяли Арктику под контроль
Тимур Латыпов
БИЗНЕС Online
"Смирно"! Для оборонщиков и градозащитников: 5 интриг визита Сергея Шойгу в Казань
Полина Гриценко
Известия
Пальцем в небо: граница в аэропортах станет электронной
Роман Шимаев, Анна Лушникова
RT
Приближался к госгранице: российский истребитель Су-27 перехватил самолёт-разведчик США в небе над Балтикой
Герман Костринский, Дмитрий Козлов
КоммерсантЪ
Авиакеросин подешевел без последствий
Николай Проценко
Взгляд
Почему цены на авиабилеты должны неизбежно расти
Анатолий Цыганок
Независимое военное обозрение
Пассажиров встретят снарядами и ракетами
Марина Мазина
РБК
Бум авиаперелетов в действии: акции United Technologies резко подорожали
Ольга Коленцова
Известия
Бери больше, лети дальше: новый конвертоплан может преодолеть 300 км
Валерия Комарова, Петр Канаев
РБК
Минтранс запросил больше 200 млрд руб. на региональные аэропорты
Валерия Комарова
РБК
Авиакомпании не смогли переложить рост стоимости топлива на пассажиров
Максим Казанин
Военно-промышленный курьер
"Длинный меч" замахнется на Корею и Японию

 

 

 

 

Реклама от YouDo
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer