Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Зачем нужна революция в подготовке военных летчиков


9 октября 2018 года Виктор Сокирко, Взгляд


Систему подготовки военных летчиков в ВВС РФ ждут в какой-то мере революционные изменения. Это следует из планов поменять т. н. летающую парту – самолет первоначальной летной подготовки. Вместо устаревших реактивных Л-39 появятся современные поршневые Як-152. С чем связана замена и как она повлияет на подготовку курсантов?

Судя по всему, Минобороны наконец определилось, чем именно будут заменены легендарные, но уже устаревшие «летающие парты» Л-39 – самолеты, на которых проходят первоначальную подготовку курсанты единственного в России Краснодарского высшего военного училища летчиков (КВВАУЛ). И это будут поистине революционные изменения.

Если верить прозвучавшим в СМИ утечкам, реактивные Л-39 заменят поршневые машины Як-152. Появились сообщения о том, что Сергей Шойгу подписал контракт на поставку в ВВС сразу 230 этих машин. О том, что решение о замене парка самолетов первоначальной летной подготовки давно назрело, в интервью газете ВЗГЛЯД не так давно говорил и. о. начальника КВВАУЛ полковник Олег Бучельников.

Пока же в системе подготовки военных летчиков России используются сразу реактивные самолеты – по принципу «на чем учился, на том и пригодился». Такова старая советская практика.

Как рассказывал экс-замглавкома ВВС России генерал-полковник Николай Антошкин (окончил Оренбургское высшее военное авиационное Краснознаменное училище лётчиков), подготовка пилота велась под определенный тип самолета. Это практика еще времен Великой Отечественной войны, когда некогда было переучивать с «Яков» на «МиГи» или «Ла», а уж тем более с «бомбера» на истребителя. И хотя сам Николай Тимофеевич освоил что-то около 40 типов самолетов и вертолетов, в душе так и остался «реактивщиком», учившимся летать на Ил-28 и МиГ-15. При этом он убежден, что и с «кукурузника» можно пересесть на боевой истребитель – если умеешь летать, то полетишь и на метле.

Некоторое время на замену Л-39 рассматривалась новая и тоже очень интересная отечественная машина СР-10, реактивный самолет с обратной стреловидностью крыла. Однако теперь, похоже, его судьба решена, и учебно-боевым самолетом ВВС РФ ему уже не стать.

Минобороны сделало выбор в пользу концепции, давно принятой у наших «западных партнеров», где самолетом первоначальной подготовки является винтовая машина.

И для перехода на винтовой Як-152 в качестве самолета первоначальной подготовки есть как минимум несколько причин.

«Первоначальную подготовку пилотов можно сравнить с автошколой, где вначале сажают на очень простые в управлении «Жигули», – говорит военный эксперт Юрий Гаврилов. – То же самое и в авиации. У нас ведь как – за штурвал самолета сажают лишь на третьем–четвертом курсе, а до этого нашпиговывают теорией и прочими «земными» навыками. Не секрет, что летать не каждому дано, и процесс «отсеивания» курсантов начинается спустя несколько лет учебы. Вот тут бы и был весьма кстати «винт», чтобы понять, на что будущий пилот способен. Дать ему элементарные понятия, как заходить по «коробочке», как совершать посадку».

Высказывается также мнение, что поршневая машина требует и изменений в сроках подготовки летчиков – например, на ней можно было бы начинать первые полеты уже на первом курсе (а не на третьем, как сейчас).

Но способен ли винтовой самолет подготовить летчиков, которым предстоит летать на реактивных машинах?

«Если в качестве «учебного пособия» будет использован именно Як-152, то это не худшая замена реактивному самолету, – считает Гаврилов. – Машина эта достаточно скоростная и маневренная. Таким образом, как видится, хотят подтянуть всю отечественную систему летной подготовки, заменив пробел по линии ДОСААФ, который давал налёт будущим курсантам еще до поступления в авиационное училище».

Сама идея использования винтового самолета Як-152 в качестве самолета первоначальной подготовки и профессионального отбора на ранней стадии военных летчиков вполне логична. Як-152 действительно шустрая машина. Это двухместный одномоторный моноплан классической аэродинамической схемы с низкорасположенным крылом. Двухместная кабина с расположением пилотов по схеме «тандем», с передним местом для курсанта и задним для инструктора, позволяет пилотировать самолет каждым членом экипажа. Скорость – до 500 километров в час, максимальная высота – до 4 километров. Важно и то, что винтовая машина входит в тренировочный комплекс реактивного Як-130, на котором и будет продолжаться дальнейшее обучение. Кабина и комплекс приборов у Як-152 и Як-130 унифицированы.

Самолет первоначальной летной подготовки должен обладать рядом важных особенностей – и Як-152, по заявлению производителей, этому соответствует. Во-первых, крепкое шасси, способное выдерживать грубые приземления обучаемых. Во-вторых, максимальная простота в пилотировании, прощающая ошибки курсантов. В-третьих, дешевизна обслуживания, простота и практичность – такому самолету приходится совершать очень большое количество взлетов и посадок при относительно малом налете. Очень важно время подготовки к повторному вылету – оно должно быть минимальным.

«Мне, конечно, трудно сравнивать поршневой самолет и реактивный, на «винте» летать не доводилось, – говорит заслуженный летчик испытатель РФ, Герой России Сергей Богдан (окончил Борисоглебское высшее военное авиационное училище летчиков им. В.П. Чкалова). – Но сама идея очень интересна. Представляется, что это может быть таким «грубым ситом» при налете, например, в 100–150 часов на Як-152, чтобы определить дальнейший потенциал пилота. Ну и экономический фактор тоже нужно включать – Як-130 дороже и в производстве, и в эксплуатации. И если на «сто тридцатом» можно подготовить, скажем, 400 человек, то за аналогичный период на «сто пятьдесят втором» как минимум 600».

Звучат даже и более оптимистичные оценки – расходы и на топливо, и на поддержание технической готовности машины (ресурс двигателей) в случае с винтовым самолетом в разы меньше, чем в случае с реактивным.

К слову, нынешние летчики-испытатели «ОКБ Сухого» – Евгений Фролов, Юрий Ващук, Сергей Костин – свой путь в небо начинали в системе ДОСААФ, летали еще на поршневых Як-52, а сейчас уверенно управляют реактивными истребителями. Тут дело, скорее всего, не на каком типе самолета ты учишься летать, а какое у тебя призвание в авиации».

Иначе говоря, Як-152 в обозримой перспективе станет основной составляющей в системе подготовки летчиков военной авиации. Это позволит существенно удешевить и ускорить подготовку военных летчиков, поставит на крыло новый тип воздушного судна, который, в перспективе, вполне мог бы поступить и в распоряжение ДОСААФ. С тем чтобы даже школьники, а может быть, и любые желающие могли осваивать на нем азы управления самолетом.



комментарии (0):













Материалы рубрики

Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Алюминиевые образцы: ученые создадут из лома высокопрочные детали для самолетов

93.ru
На Кубани планируют возродить малую авиацию
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
Альтернатива Турции и ОАЭ: туроператоры ожидают всплеск спроса на отдых в Китае
Любовь Капустина
Российская газета
"Ангара" может прекратить полеты: кто может заменить компанию и скажется ли это на перевозках?
Наталия Ячменникова
Российская газета
С дроном на "ты". Университет гражданской авиации получил сертификаты летной годности на тяжелый беспилотник
Елена Сухорукова, Дарья Молоткова
РБК
У крупнейшего оператора duty free в Шереметьево сменился собственник
Иван Сало
РБК
МС-21: что это за самолет, его характеристики и роль в российской авиации



Валентина Аверьянова
Известия
На взлет: в России вводят новый авиационный сбор для пассажиров
Татьяна Копылова
Деловой Петербург
"Это очень критично": поможет ли новая станция метро аэропорту Пулково
Ирина Ионина
Известия
Летний под дых: кто компенсирует туристам расходы после транспортного коллапса
Ксения Ерохина
Деловой Петербург
Платят пассажиры: как новый сбор Минтранса повлияет на стоимость авиабилетов
Ярослав Солонин
Lenta.ru
«Я – последняя собака в космосе» 65 лет назад СССР запустил в космос Белку и Стрелку. Как это спасло жизнь Гагарину?
Валентина Аверьянова
Известия
Без барьеров: как авиация делает перелеты доступными для людей с РАС
Ольга Федорова
Московский Комсомолец
Над Аляской «закрыли небо»: что скрывается за мерами авиабезопасности саммита
Любовь Капустина
Российская газета
Это дорого, но эффективно: эксперты рассказали, как "мокрый" лизинг мог бы помочь авиаперевозчикам России
Сергей Прудников
Известия
Полет смысла: как будут развиваться российские гражданские дроны
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
В Смольном раскрыли детали испытаний беспилотников в Петербурге
Николай Сергеев
Москвич
Критический фактор: почему авиаколлапс лета 2025 погубил российский средний класс
Елена Рузлева
Forbes
Разбор полетов: чем для акций «Аэрофлота» обернется атака хакеров и задержки рейсов
Антон Белый
Известия
Молодой по весу: в РФ разработали сверхлегкую ракету-носитель для запуска спутников
Герман Костринский, Екатерина Шокурова, Анна Балашова
РБК
Атака хакеров на «Аэрофлот»: сколько это может стоить компании
Елена Балаян, Валерия Мишина, Яна Штурма, Валерий Кодачигов
Известия
Игра на вылет: на что рассчитывать пассажирам отмененных рейсов «Аэрофлота»
Егор Малков
Деловой Петербург
Сломать систему: как сбой "Аэрофлота" отзовётся на вылетах из Петербурга
Петр Канаев
РБК
Андрей Иванов заявил о работе по предотвращению банкротства «Домодедово»
Мария Недюк, Юлия Леонова
Известия
В дроновом режиме: на интеллектуальные беспилотники выделили 262,5 млн рублей
Екатерина Тропова
АТОР
Российские аэропорты закрывали более 260 раз с начала мая
Наталья Башлыкова, Яна Штурма, Виктор Синеок
Известия
Команда на слёт: интерес туристов к Геленджику подскочил вдвое перед открытием аэропорта
Полина Собакина
Известия
Аэропорт Геленджика открылся: как это повлияет на рост турпотока
Максим Манаев, Тимофей Волков, Федор Горбунов
Известия
Бремя ремонта: крейсер «Адмирал Кузнецов» могут сдать на металлолом
София Прохорчук, Владимир Гаврилов
Известия
Воздушные рамки: какие компенсации положены за отмену 485 рейсов
Екатерина Шокурова
РБК
ГЛОНАСС разработает стандарты кибербезопасности для дронов

РБК
Глава «России»: «Каждый 2-й рейс на SSJ100 — между Москвой и Петербургом»
Герман Костринский
РБК
«Россия» начала сравнивать российский и французский двигатели для SSJ-100
Алёна Алёша
Деловой Петербург
Регистрация улыбкой: Петербург узаконит биометрию в аэропортах
София Прохорчук, Ирина Ионина, Самира Сабирова
Известия
Задача на вылет: авиакомпании готовят вывозные рейсы с Ближнего Востока
Анастасия Николаева
Интерфакс
Новый космический проект: какие приоритетные направления выбрала Россия?
Ольга Ларина
Деловой Петербург
Зона турбулентности. Забастовки в Финляндии обрушили авиаперевозки
Иван Сало
РБК
Что такое Crew Dragon: история, миссия, полеты, список кораблей
Любовь Можаева
MASHNEWS
И внутри будет отечественное. Минпромторг решил потратить 4 млрд на начинку самолетов
Сергей Андрейкин
Деловой Петербург
Пулково опередил зарубежные аэропорты по внедрению биометрии
Любовь Можаева
MASHNEWS
С овальным фюзеляжем. На самолеты нового поколения Минпромторг потратит еще 13 млрд
Мария Недюк
Известия
Что указано пером: птицы помогут создать автономные системы навигации для дронов
Кирилл Фенин
Известия
Полетное создание: РФ и Сербия работают над запуском новых авиарейсов
Петр Канаев, Герман Костринский
РБК
Правкомиссия отказала крупнейшему аэропорту Камчатки в повышении тарифов
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Отлетались? Программа производства новых самолетов опять попала под нож
Андрей Коршунов, Юлия Леонова
Известия
Общий взлет: в РФ создали первую универсальную станцию внешнего управления дронами
Анастасия Львова
Эксперт
Дронов становится всё больше
Екатерина Шокурова
РБК
Эксперты разработали концепцию «цифрового неба России»
Мария Фролова
Известия
Лишние пассажиры: в Минтрансе предложили ввести овербукинг на частых рейсах

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer