Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное



Главная Обзоры СМИ Статьи


"Раптор" против "Фаворита". Сможет ли F-22 обмануть С-300 в Сирии


9 октября 2018 года Андрей Коц, РИА Новости


Поставка дивизиона российских зенитно-ракетных систем С-300 Сирии ожидаемо вызвала переполох в Иерусалиме и Вашингтоне. Действующие и отставные генералы ЦАХАЛ и Пентагона уже больше недели выражают озабоченность и грозят Москве и Дамаску ответными мерами. В частности, издание The Drive сообщило о планах США использовать в Сирии истребители пятого поколения F-22 Raptor, которые, по утверждениям американских военных, неуязвимы для С-300. О том, решится ли Белый дом проверить это на практике и что из этого может выйти, — в материале РИА Новости.

Гладко на бумаге

Решение о поставках в Сирию С-300, напомним, Россия приняла 17 сентября, сразу после инцидента с Ил-20, сбитым над морем при заходе на посадку. В самолет-разведчик попала ракета комплекса С-200 сирийской ПВО, предназначенная израильским F-16. В катастрофе погибли 15 российских военных. Ответственность за произошедшее Минобороны возложило на израильскую сторону, заявив, что передача Дамаску современных зенитно-ракетных средств поможет избежать подобных трагедий в дальнейшем.

Эксперты уверены: ВВС США вряд ли упустят возможность побольше узнать о работе С-300 в полевых условиях. Лучшего кандидата на роль разведчика, чем F-22, подыскать сложно — этот самолет специально создали для подавления и уничтожения высокотехнологичной ПВО. Но это не значит, что он будет в полной безопасности.

"Американская концепция применения "Рапторов" против системы ПВО выглядит примерно следующим образом. Один или несколько F-22 незамеченными входят в зону действия РЛС противника, включают собственные комплексы радиоэлектронного подавления и начинают глушить вражеские средства обнаружения и наведения, — рассказывает РИА Новости профессор Академии военных наук Сергей Судаков. — Параллельно наносят удары по радарам, пусковым установкам, командным пунктам. Следом в прорыв вторым эшелоном входят истребители-бомбардировщики и завершают разгром. Парализованная действием "невидимок" ПВО противостоять им уже не может. Но подобные операции гладко выглядят только на бумаге".

Война слов

Эксперт подчеркнул, что, даже если локаторы наземной ПВО не видят F-22, истребитель все равно обнаружит себя в тот момент, когда задействует бортовую систему радиоэлектронного подавления. По словам Судакова, наземные средства контроля способны локализовать источник излучения, а значит — определить местонахождение самолета и в короткие сроки навести на него зенитную ракету.

Единственное, что может сделать пилот "Раптора" в полной безопасности, — установить примерно зону действия комплексов ПВО. Но они готовы быстро сменить позицию. Да и в целом, как считают специалисты, абсолютно невидимых самолетов не существует.

"Малая радиолокационная заметность F-22 — это факт, — комментирует РИА Новости военный эксперт Михаил Ходаренок. — Но утверждать, что этот самолет невидим для радиолокационных средств С-300, — очень большое преувеличение. В сантиметровом диапазоне он действительно малозаметен, что, однако, не исключает возможности проведения по нему успешной боевой стрельбы. А в метровом диапазоне, к примеру, "Раптор" видно очень даже хорошо. Все эти разговоры — сотрясение воздуха. Сейчас идет война слов и заявлений. Я абсолютно уверен, что ни израильтяне, ни американцы не ударят по С-300, пока на рабочих местах комплексов будут дежурить российские специалисты. Однако ЗРС вполне могут попытаться уничтожить, как только их окончательно передадут сирийским военным".

Ходаренок подчеркнул, что уровень боевой подготовки сирийских расчетов пока недотягивает до нужной квалификации и в короткие сроки построить во всей арабской республике эффективную глубокоэшелонированную систему ПВО, как на авиабазе Хмеймим, не удастся. Недостаток опыта сирийцев может негативно отразиться на боевых возможностях российской системы и, как следствие, дать пищу западным СМИ для раскрутки мифов о ее низкой эффективности. А это способно серьезно ударить по репутации России как экспортера вооружений.

Репутационные риски

Американцы уже не раз проверяли ПВО Сирии на прочность. Как подчеркивает The Drive, F-22 активно применялись коалицией в самом начале воздушной операции. "Невидимки" прощупывали зоны покрытия радаров ПВО, чтобы понять, представляет ли она угрозу для современных самолетов западного производства. Впрочем, F-22 и его "младший брат" F-35 появлялись в сирийском небе и позже. В частности, на прошлой неделе мировые СМИ облетело изображение "Раптора" в воздухе, снятое, предположительно, оптико-локационной станцией российского истребителя Су-35.

"Эта война слов, угроз и страшных намеков — обыкновенная ширма, за которой скрывается желание Вашингтона заявить о своем превосходстве над Россией в преддверии промежуточных выборов 6 ноября, — считает Сергей Судаков. — Нашу страну в Штатах давно представляют пугалом. Понятно, что действующая власть хочет покрасоваться перед электоратом. Дальше слов дело не пойдет. А если и пойдет, то даже единственный сбитый "Раптор" может серьезно пошатнуть позиции вашингтонских авторов "маленькой победоносной войны" и повлиять на итоги голосования".

Так или иначе, Пентагон десять раз подумает, прежде чем бросать свои лучшие самолеты на зенитно-ракетные системы уровня С-300. Поддержание репутации оружия в реальной войне — палка о двух концах. Стоит потерять от ответного огня хоть один F-22 — и военно-промышленному имиджу США будет нанесен колоссальный урон.



комментарии (0):







Материалы рубрики

Екатерина Постникова, Татьяна Байкова, Ирэна Шекоян, Роман Крецул
Известия
Голландский план: Амстердам нашел новых подозреваемых по делу MH-17
Андрей Калий
Красная звезда
Первый Герой советской морской авиации
Герман Костринский
КоммерсантЪ
Заход на просадку
Кирилл Кривошеев
КоммерсантЪ
Расследование гибели MH17 никак не долетит до конца
Виталий Чугин
ТАСС
Расследование крушения Boeing на Украине. Надежда остается лишь на суд
Александр Тихонов
Красная звезда
Су-57 будет превосходить всех
Алексей Рамм Богдан Степовой
Известия
"Сухие" крымские: полуостров защитят новейшие истребители
Арина Раксина
ТАСС
Boeing нашел покупателя для 737 MAX. Первого после двух авиакатастроф



Яна Войцеховская
КоммерсантЪ
Пулково поставят на рельсы
Иван Якунин
КоммерсантЪ
Трагичный полет SSJ 100 воспроизведут в небе и на тренажере
Ксения Чемоданова
360
Скорая помощь в полете и дозаправка в воздухе. На что способна отечественная авиация
Мария Кокорева
РБК
Российские авиакомпании получили рекордный убыток
Ольга Шерункова
Газета.ru
Наши в Ле Бурже: русская амфибия долетела до Парижа
Александр Шитов
Военно-промышленный курьер
Шагающие авианосцы
Андрей Синицын
Военно-промышленный курьер
Як-141, сбитый перестройкой
Виктор Друшляков
Военно-промышленный курьер
Будущая "вертикалка" уже летает
Тимур Латыпов, Елена Колебакина-Усманова, Александр Гавриленко
БИЗНЕС Online
Не прошло и 22 лет: "Ансат" возвращается в Ле-Бурже
Роман Крецул, Алексей Рамм
Известия
Охотник на аллигаторе: в России унифицируют боевые вертолеты
Кирилл Ясько
Sakhalin.info
Первых в истории Сахалинской области юных пилотов выпустила самолетная секция ЦТВС
Андрей Станавов
РИА Новости
Ход “Жнецом”: чем угрожает России переброска ударных дронов США в Польшу
Олег Рубникович
КоммерсантЪ
К делу «Трансаэро» приобщили бухгалтера
Герман Костринский
КоммерсантЪ
Налет на добавленную стоимость
Николай Проценко
ИА EADaily
Мирзиёев на взлетной полосе: узбекская авиация освоит российский опыт
Анастасия Николаева
Интерфакс
Завершенное дело

Русская служба BBC
Росавиация может "приземлить" самолеты российских авиакомпаний. Что случилось?
Мария Трубина
Взгляд
Украина не сможет запретить России летать на «Русланах»
Дмитрий Шестоперов
КоммерсантЪ
AliExpress загрузит самолеты
Алексей Рамм, Алексей Козаченко
Известия
Морской часовой: «Камовы» возьмут под охрану атомные подлодки
Иван Апулеев
Газета.ru
Белая пуля: в Калифорнии заметили секретный самолет
Герман Костринский
КоммерсантЪ
Взлетная полоса длиною в суд
Анастасия Николаева
Интерфакс
В соответствии со стандартами

Lenta.ru
Синдром истребителя
Денис Федутинов
Независимое военное обозрение
Боевые дроны в Минске
Андрей Калий
Красная звезда
Полётные задания выполнены достойно
Анатолий Журин
Газета "Труд"
Немая сцена на взлетной полосе
Николай Сергеев, Юлия Гарипова, Сергей Петунин
КоммерсантЪ
У пилотов катастрофа с дипломами
Юрий Авдеев
Красная звезда
Готовность к серийному выпуску

Русская служба BBC
25 млн чемоданов ежегодно: почему авиакомпании по-прежнему теряют наш багаж?
Денис Соловых
ТАСС
За двумя зайцами. Придется ли Турции выбирать между С-400 и F-35?
Яков Лысенко
Газета.ru
Ждать еще долго: что не так с выдачей багажа в «Шереметьеве»
Сергей Гуцалюк
Журнал "АвиаСоюз"
Дальневосточный «Авиалифт»

Газета.ru
Последний гвоздь в крышку гроба? В Boeing 737 нашли брак
Александр Пинчук
Красная звезда
Небо раскрасил «Авиамикс»
Герман Костринский
КоммерсантЪ
Льготы не столь отдаленные
Иван Апулеев
Газета.ru
«Лишь бы обвинить русских»: в Малайзии требуют правды о MH-17
Максим Макарычев
Российская газета
Boeing нашел дефектные детали в самолетах 737 NG и 737 MAX
Сергей Птичкин
Российская газета
Турецкий развод

BFM
Эксперт МАК: авиакатастрофа с Superjet в «Шереметьево» произошла из-за «грубых приземлений»
Вадим Белозерцев
ТАСС
Дроны и самолеты делят небо. Как проходит конкурс беспилотников в Томске
Александр Волобуев
Известия
Из пробки вылетишь: «Яндекс.Такси» подключат к вертолетам

 

 

 

 

Реклама от YouDo
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer