Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Как авиация помогает охранять самые крупные в Казахстане саксауловые леса


18 ноября 2018 года Григорий Беденко , Informburo.kz


Корреспондент Informburo.kz побывал в пустыне Мойынкум, где специалисты “Казавиалесоохраны” проводят авиационное патрулирование массивов саксаула.

Цель авиапатрулирования – выявление фактов незаконной вырубки саксаула. В авиарейдах также принимают участие сотрудники природоохранных ведомств.
 
Недавно в одном из репортажей мы писали о крайне сложной ситуации с природными пожарами, которая сложилась в Жамбылской области, в частности в дельте реки Чу и пустыне Мойынкум. С наступлением холодов класс пожарной опасности снизился, но специалистам "Казавиалесоохраны" расслабляться не приходится: местные жители открыли сезон незаконной заготовки саксаула.
 
Территория Мойынкумского района Жамбылской области охватывает дельту реки Чу и песчаную пустыню Мойынкум – одну из самых больших по площади в Центрально-Азиатском регионе. В дельтах крупных водных артерий южного и юго-восточного Казахстана произрастают так называемые тугайные леса. Tугаи – это разновидность густой растительности вдоль берегов рек в полупустынной и пустынной зонах Центральной Азии. Деревья в пустыне, как правило, не растут. Единственное известное науке растение древесного типа, способное существовать на песке или в солончаках, – это саксаул (лат. Halóxylon).
 
Площадь саксауловых лесов в Мойынкуме составляет 800 тысяч гектаров, и эти массивы относятся к особо охраняемому Государственному лесному фонду. В Казахстане встречаются два основных вида – белый и чёрный (зайсанский) cаксаул. Первый растёт там, где пески, второй – на солончаках. У саксаула нет листьев, их функции выполняют хвощевидные побеги. Корневая система взрослого дерева уходит под землю на глубину до десяти метров, что в несколько раз превышает высоту самого растения.
 
Спрос на древесину саксаула огромный и в городах, и в сельской местности, особенно в юго-восточной части страны. Как известно, шашлыки, приготовленные на саксауловых углях, имеют ни с чем не сравнимый вкус. В аулах этой древесиной топят печки, причём в некоторых регионах саксаул, богатый эфирными маслами, по своим энергетическим свойствам вполне заменяет каменный уголь. И что самое главное, населению саксаул обходится значительно дешевле угля.
 
Растёт саксаул крайне медленно, почти как хвойные деревья. Растение достигает взрослого состояния в 20 лет. Примерно к 50 годам древесина основного ствола достигает в толщину 25-30 сантиметров.
 
Добывают саксаул достаточно жестоким и, как говорят жители сельских регионов, единственным доступным применительно к этому дереву методом: его просто ломают. Обычно на дерево набрасывают металлическую цепь, прикреплённую к грузовику или трактору. Пилить саксаул невозможно из-за очень плотной древесины и множества колючих побегов. Как правило, ломают сразу несколько деревьев.
 
Этот способ добычи уникального пустынного дерева в 1990-е годы при отсутствии контроля за теми, кто этим занимался, привели популяцию казахстанского саксаула в плачевное состояние. Взрослых деревьев почти не осталось, и добытчики стали ломать молодые растения.
 
Несколько лет назад в Казахстане был объявлен мораторий на вырубку саксаула, учитывая резкое сокращение его ареала в 1990-е годы. Сегодня саксауловые леса постепенно восстанавливают, однако они ещё долгое время будет нуждаться в защите.
 
Как рассказали нам в руководстве "Казавиалесоохраны", с 15 июня 2017 года введены новые нормы законодательства в рамках моратория на вырубку саксаула. Они действуют до 31 декабря 2018 года и, возможно, будут продлены в будущем году. Любой вид ломки или рубки занесённого в Красную книгу дерева по этим нормам ограничивается. Местному населению запрещено заготавливать даже сухую древесину. Нельзя вывозить саксаул, торговать им и т.д.
 
Наказание за подобные нарушения зависит от причинённого лесному фонду ущерба – вплоть до уголовного. За каждый кубометр предусмотрен штраф в 5 МРП (чуть более 12 тысяч тенге). Также в отношении виновного возбуждается уголовное дело по статье 340 УК РК ("Незаконная порубка, уничтожение или повреждение деревьев и кустарников"). По этой статье предусмотрено наказание до 3 лет лишения свободы. Если ущерб превышает 100 МРП, то есть, вырублено более 20 кубометров, виновный может сесть в тюрьму.
 
Исключительные права на санитарную рубку саксаула есть лишь у лесхозов, которые контролируют районные акиматы. Санитарная рубка проводится для того, чтобы больные деревья, к примеру, поражённые вредителями, не заражали здоровые. При этом схема заготовки и последующей реализации древесины по закону должна быть абсолютно прозрачной, то есть государство должно получать налоги с продажи, а все операции – строго фиксироваться в документах. Но так ли это на деле – большой вопрос.
 
Природоохранные ведомства постоянно патрулируют территорию гослесфонда в Мойынкуме. Но, как показывает практика, наиболее эффективным оказывается авиационное патрулирование. За короткое время с борта вертолёта можно осмотреть огромную территорию, кроме того, присутствует эффект неожиданности, когда заготовителей можно застать на месте правонарушения со всем инвентарём.
 
Факт незаконной рубки саксаула обнаружен буквально в первый же вылет оперативной группы с местного аэродрома. На борту вертолёта "Казавиаспаса" находятся представители природоохранной полиции и территориальной инспекции лесного хозяйства и животного мира.
 
С воздуха замечен грузовой автомобиль без номеров, в кузове которого находились 7-8 кубометров саксаула. На сигналы остановиться управляющие автомобилем люди не отреагировали. Грузовик на большой скорости попытался уйти, но выиграть гонку с вертолётом крайне сложно.
 
Неподалёку находился автомобиль УАЗ, в котором перевозили инвентарь для рубки, а также передвигались сами заготовители саксаула. Эта машина тоже не остановилась и попыталась скрыться.
 
Через некоторое время вертолёт уходит на аэродром для дозаправки, и начинается наземная часть погони с участием местной полиции. Что любопытно, грузовик его хозяева успевают разгрузить, и по направлению к посёлку обе машины движутся уже налегке и друг за другом. К погоне вновь присоединяется вертолёт.
 
В конце концов в грузовике закончился бензин, и злоумышленники бросили его, скрывшись в густых зарослях. Впрочем, тем же вечером все участники группы были задержаны по месту жительства, автотранспорт и снаряжение изъяты, а по факту незаконной заготовки саксаула возбуждено уголовное дело.
 
Это всего лишь один эпизод нарушения казахстанского природоохранного законодательства, связанного с государственным лесным фондом. В целом же статистика такова: в этом году контрольной инспекцией лесного хозяйства и животного мира проведено более 7428рейдов, было заполнено более 6114 актов, привлечены к административной ответственности 5855 человек. Общий ущерб, причинённый браконьерами флоре и фауне Казахстана, составляет более 80 миллионов тенге.
 
По состоянию на 30 сентября 2018 года результаты работы инспекции лесного хозяйства и животного мира выглядят так:
  • проведено 7428 рейдов, проверок – 693;
  • выявлено природоохранных нарушений всего – 6736, в том числе по охоте – 561, по лесу – 1030, по рыбе – 5145;
  • cоставлено протоколов всего – 6114, в том числе по охоте – 444, по лесу – 531, по рыбе – 5139;
  • привлечено к административной ответственности всего – 5855 человек, в том числе по охоте – 549, по лесу – 752, по рыбе – 4554;
  • наложено административных штрафов всего на сумму 80 млн 965,56 тысячи тенге, в том числе по охоте – 2 млн. 059,2 тыс. тенге, по лесу – 8 млн 695,96 тысячи тенге, по рыбе – 70 млн 210,4 тысячи тенге;
  • взыскано административных штрафов на сумму 67 млн 795,96 тысячи тенге, в том числе по охоте – 1 млн 958,1 тысячи тенге, по лесу – 8 млн 329,96 тысячи тенге, по рыбе – 57 млн 507,9 тысячи тенге.



комментарии (0):













Материалы рубрики

Наталия Ячменникова
Российская газета
Двигатель для нового пассажирского сверхзвукового самолета сложнее тех, что стоят на истребителях
Ангелина Кречетова
Forbes
Авиакомпании попросили продлить особый режим эксплуатации иностранных самолетов
Герман Костринский, Ольга Копытина при участии Сергей Хитров
РБК
Инвесторы согласились подождать выплат по облигациям Домодедово еще год
Ольга Самофалова
РИА Новости
Амбиции России завели ее на самый верх
Светлана Петрова
Эксперт
Поставки полностью импортозамещенных самолетов в авиакомпании планируются в 2026 году

Lenta.ru
Россия наращивает производство дронов. Как их используют на благо россиян?

РБК
Кто и как финансирует производство гражданских беспилотников
Роман Гусаров, AVIA.RU
Эксперт
Как регулировать перебронирование без вреда для пассажиров и авиакомпаний?



Валерия Чуб
Известия
Первых дело: как прошла премьера героической комедии «Есть только МиГ»
Анастасия Костина
Известия
Пункт допуска: Россия и Индия приблизились к безвизу для туристических групп
Ирина Мишина
Свободная Пресса
Второе рождение Бе-200: «Всемирный пожарный» получит российские двигатели
Андрей Коршунов
Известия
Полный в полет: геостационарный спутник поможет дронам освоить дальние маршруты
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пролет навигатора: авиакомпании лишатся льгот на 2 млрд рублей в год
Анастасия Николаева
Интерфакс
Дроны в помощь: как Росреестр проконтролирует владельцев земельных участков?
Анастасия Костина
Известия
Атмосфера открытости: в Японии и Южной Корее ждут прямых рейсов с Россией
Наталия Ячменникова
Российская газета
Бакалавр по дронам. В 2026 году МГТУ ГА выпустит первых специалистов по эксплуатации беспилотников с высшим образованием
Андрей Коршунов
Известия
Крутой оборот: «ремонтные чемоданчики» быстрее вернут в строй поврежденные самолеты
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку
Кирилл Фенин, Анастасия Костина
Известия
Встречный двигатель: РФ рассчитывает на скорое проведение консультаций с США
Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Алюминиевые образцы: ученые создадут из лома высокопрочные детали для самолетов

93.ru
На Кубани планируют возродить малую авиацию
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
Альтернатива Турции и ОАЭ: туроператоры ожидают всплеск спроса на отдых в Китае
Любовь Капустина
Российская газета
"Ангара" может прекратить полеты: кто может заменить компанию и скажется ли это на перевозках?

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer