Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное



Главная Обзоры СМИ Статьи


Как авиация помогает охранять самые крупные в Казахстане саксауловые леса


18 ноября 2018 года Григорий Беденко , Informburo.kz


Корреспондент Informburo.kz побывал в пустыне Мойынкум, где специалисты “Казавиалесоохраны” проводят авиационное патрулирование массивов саксаула.

Цель авиапатрулирования – выявление фактов незаконной вырубки саксаула. В авиарейдах также принимают участие сотрудники природоохранных ведомств.
 
Недавно в одном из репортажей мы писали о крайне сложной ситуации с природными пожарами, которая сложилась в Жамбылской области, в частности в дельте реки Чу и пустыне Мойынкум. С наступлением холодов класс пожарной опасности снизился, но специалистам "Казавиалесоохраны" расслабляться не приходится: местные жители открыли сезон незаконной заготовки саксаула.
 
Территория Мойынкумского района Жамбылской области охватывает дельту реки Чу и песчаную пустыню Мойынкум – одну из самых больших по площади в Центрально-Азиатском регионе. В дельтах крупных водных артерий южного и юго-восточного Казахстана произрастают так называемые тугайные леса. Tугаи – это разновидность густой растительности вдоль берегов рек в полупустынной и пустынной зонах Центральной Азии. Деревья в пустыне, как правило, не растут. Единственное известное науке растение древесного типа, способное существовать на песке или в солончаках, – это саксаул (лат. Halóxylon).
 
Площадь саксауловых лесов в Мойынкуме составляет 800 тысяч гектаров, и эти массивы относятся к особо охраняемому Государственному лесному фонду. В Казахстане встречаются два основных вида – белый и чёрный (зайсанский) cаксаул. Первый растёт там, где пески, второй – на солончаках. У саксаула нет листьев, их функции выполняют хвощевидные побеги. Корневая система взрослого дерева уходит под землю на глубину до десяти метров, что в несколько раз превышает высоту самого растения.
 
Спрос на древесину саксаула огромный и в городах, и в сельской местности, особенно в юго-восточной части страны. Как известно, шашлыки, приготовленные на саксауловых углях, имеют ни с чем не сравнимый вкус. В аулах этой древесиной топят печки, причём в некоторых регионах саксаул, богатый эфирными маслами, по своим энергетическим свойствам вполне заменяет каменный уголь. И что самое главное, населению саксаул обходится значительно дешевле угля.
 
Растёт саксаул крайне медленно, почти как хвойные деревья. Растение достигает взрослого состояния в 20 лет. Примерно к 50 годам древесина основного ствола достигает в толщину 25-30 сантиметров.
 
Добывают саксаул достаточно жестоким и, как говорят жители сельских регионов, единственным доступным применительно к этому дереву методом: его просто ломают. Обычно на дерево набрасывают металлическую цепь, прикреплённую к грузовику или трактору. Пилить саксаул невозможно из-за очень плотной древесины и множества колючих побегов. Как правило, ломают сразу несколько деревьев.
 
Этот способ добычи уникального пустынного дерева в 1990-е годы при отсутствии контроля за теми, кто этим занимался, привели популяцию казахстанского саксаула в плачевное состояние. Взрослых деревьев почти не осталось, и добытчики стали ломать молодые растения.
 
Несколько лет назад в Казахстане был объявлен мораторий на вырубку саксаула, учитывая резкое сокращение его ареала в 1990-е годы. Сегодня саксауловые леса постепенно восстанавливают, однако они ещё долгое время будет нуждаться в защите.
 
Как рассказали нам в руководстве "Казавиалесоохраны", с 15 июня 2017 года введены новые нормы законодательства в рамках моратория на вырубку саксаула. Они действуют до 31 декабря 2018 года и, возможно, будут продлены в будущем году. Любой вид ломки или рубки занесённого в Красную книгу дерева по этим нормам ограничивается. Местному населению запрещено заготавливать даже сухую древесину. Нельзя вывозить саксаул, торговать им и т.д.
 
Наказание за подобные нарушения зависит от причинённого лесному фонду ущерба – вплоть до уголовного. За каждый кубометр предусмотрен штраф в 5 МРП (чуть более 12 тысяч тенге). Также в отношении виновного возбуждается уголовное дело по статье 340 УК РК ("Незаконная порубка, уничтожение или повреждение деревьев и кустарников"). По этой статье предусмотрено наказание до 3 лет лишения свободы. Если ущерб превышает 100 МРП, то есть, вырублено более 20 кубометров, виновный может сесть в тюрьму.
 
Исключительные права на санитарную рубку саксаула есть лишь у лесхозов, которые контролируют районные акиматы. Санитарная рубка проводится для того, чтобы больные деревья, к примеру, поражённые вредителями, не заражали здоровые. При этом схема заготовки и последующей реализации древесины по закону должна быть абсолютно прозрачной, то есть государство должно получать налоги с продажи, а все операции – строго фиксироваться в документах. Но так ли это на деле – большой вопрос.
 
Природоохранные ведомства постоянно патрулируют территорию гослесфонда в Мойынкуме. Но, как показывает практика, наиболее эффективным оказывается авиационное патрулирование. За короткое время с борта вертолёта можно осмотреть огромную территорию, кроме того, присутствует эффект неожиданности, когда заготовителей можно застать на месте правонарушения со всем инвентарём.
 
Факт незаконной рубки саксаула обнаружен буквально в первый же вылет оперативной группы с местного аэродрома. На борту вертолёта "Казавиаспаса" находятся представители природоохранной полиции и территориальной инспекции лесного хозяйства и животного мира.
 
С воздуха замечен грузовой автомобиль без номеров, в кузове которого находились 7-8 кубометров саксаула. На сигналы остановиться управляющие автомобилем люди не отреагировали. Грузовик на большой скорости попытался уйти, но выиграть гонку с вертолётом крайне сложно.
 
Неподалёку находился автомобиль УАЗ, в котором перевозили инвентарь для рубки, а также передвигались сами заготовители саксаула. Эта машина тоже не остановилась и попыталась скрыться.
 
Через некоторое время вертолёт уходит на аэродром для дозаправки, и начинается наземная часть погони с участием местной полиции. Что любопытно, грузовик его хозяева успевают разгрузить, и по направлению к посёлку обе машины движутся уже налегке и друг за другом. К погоне вновь присоединяется вертолёт.
 
В конце концов в грузовике закончился бензин, и злоумышленники бросили его, скрывшись в густых зарослях. Впрочем, тем же вечером все участники группы были задержаны по месту жительства, автотранспорт и снаряжение изъяты, а по факту незаконной заготовки саксаула возбуждено уголовное дело.
 
Это всего лишь один эпизод нарушения казахстанского природоохранного законодательства, связанного с государственным лесным фондом. В целом же статистика такова: в этом году контрольной инспекцией лесного хозяйства и животного мира проведено более 7428рейдов, было заполнено более 6114 актов, привлечены к административной ответственности 5855 человек. Общий ущерб, причинённый браконьерами флоре и фауне Казахстана, составляет более 80 миллионов тенге.
 
По состоянию на 30 сентября 2018 года результаты работы инспекции лесного хозяйства и животного мира выглядят так:
  • проведено 7428 рейдов, проверок – 693;
  • выявлено природоохранных нарушений всего – 6736, в том числе по охоте – 561, по лесу – 1030, по рыбе – 5145;
  • cоставлено протоколов всего – 6114, в том числе по охоте – 444, по лесу – 531, по рыбе – 5139;
  • привлечено к административной ответственности всего – 5855 человек, в том числе по охоте – 549, по лесу – 752, по рыбе – 4554;
  • наложено административных штрафов всего на сумму 80 млн 965,56 тысячи тенге, в том числе по охоте – 2 млн. 059,2 тыс. тенге, по лесу – 8 млн 695,96 тысячи тенге, по рыбе – 70 млн 210,4 тысячи тенге;
  • взыскано административных штрафов на сумму 67 млн 795,96 тысячи тенге, в том числе по охоте – 1 млн 958,1 тысячи тенге, по лесу – 8 млн 329,96 тысячи тенге, по рыбе – 57 млн 507,9 тысячи тенге.



комментарии (0):








Материалы рубрики

Павел Котляр
Газета.ru
«Чертова система»: как Boeing обманул пилотов
Никита Щуренков
КоммерсантЪ
Бургеры duty free
Сергей Титов
КоммерсантЪ
«ЮТэйр» улетела к лету на север
Валентина Гаврикова
РБК
Китайские авиакомпании подадут в суд на Boeing. Чем это грозит
Наталья Пономарева
Интерфакс
Цена драки
Кристина Бочарникова
Интерфакс
Ошибки экипажа
Иван Сафронов
КоммерсантЪ
Президент подал военным "Сухого"
Илья Крамник
Известия
Бульдозером по авиапрому: что будет делать Анатолий Сердюков



Герман Костринский
КоммерсантЪ
SSJ 100 отказали в репутации
Ангелина Мильченко
Газета.ru
Президентский кортеж: Су-57 сопроводили Путина
Анастасия Николаева
Интерфакс
Контракт в силе
Иван Сафронов
КоммерсантЪ
Аудит довел до эмиграции
Сергей Машкин
КоммерсантЪ
SSJ торопился к земле
Наталья Козлова
Российская газета
Цена смерти в полете
Иван Сафронов, Александра Джорджевич
КоммерсантЪ
Выбор настоящих "стратегов"
Герман Костринский
КоммерсантЪ
Из-под Utair выбивают землю. Компания может выйти из UTG и аэропорта Сургута
Михаил Барабанов
Взгляд
Главный урок катастрофы "Суперджета"
Анастасия Николаева
Интерфакс
За безопасность полетов
Николай Протопопов
РИА Новости
Дело в трубе. Как самолеты и ракеты обретают форму
Т. Латыпов, А. Кузнецов, А. Лучников, А. Андреев
Бизнес
«Они постоят у ворот и уедут»: Александр Гомзин «заперся» в обнимку с «Альтаиром»
А. Волобуев, Р. Крецул, А. Рамм, И. Цырулева
Известия
Неверный код: почему пилот Superjet не подал сигнал бедствия
Сергей Машкин
КоммерсантЪ
Катастрофа в штатном режиме
Игорь Надеждин
Lenta.ru
Огненный след

ТАСС
Компания ILS выходит на рынок космического туризма в США
А. Рамм, Р. Крецул, А. Волобуев, И. Цырулева
Известия
Черная полоса: появилась новая версия катастрофы в Шереметьево
А. Галанина, М. Недюк, П. Панов, А. Григорьев
Известия
Экстренный выход: Минтрансу предложили изменить правила эвакуации
Е. Гайва, Н. Козлова, И. Невинная, Н. Ячменникова
Российская газета
Черные ящики рейса SU1492
Валерия Мишина, Александр Черных, Анастасия Курилова
КоммерсантЪ
Тень траура
Дмитрий Серков, Тимофей Дзядко
РБК
Следствие сочло ошибкой экипажа SSJ включенные двигатели и открытое окно

Газета.ru
Жесткая посадка: пожар в российском авиапроме
С. Машкин, Н. Сергеев, А. Соковнин, О.Рубникович, И. Сафронов
КоммерсантЪ
Разбор посадки
Александр Плеханов
Популярная механика
Детеныш «кукурузника»: почему провалился Ан-3
Александр Александров
КоммерсантЪ
Имущество «дочки» МиГа оценят в апелляционном порядке
Кристина Бочарникова
Интерфакс
Причины трагедии
Дмитрий Федюшко, Роман Азанов
ТАСС
"Ил" расправляет крылья. Каковы его перспективы на мировом рынке авиатехники
Иван Сафронов, Герман Костринский, Алексей Соковнин
КоммерсантЪ
Superjet сгорел при посадке
Сергей Фадеичев
Взгляд
Главные проблемы «Суперджета» вовсе не в качестве
Андрей Меньшенин
Фонтанка
Молниеносный пожар. Как за полчаса полет Суперджета «Аэрофлота» превратился в катастрофу
Мария Кокорева
РБК
Минфин предложил просившим денег на топливо авиакомпаниям урезать флот
Антон Благовещенский, Юлия Кривошапко, Екатерина Ясакова
Российская газета
Шеф, взлетай!
Георгий Мосалов, Анна Лушникова
RT
«Компания получает стабильную прибыль»: глава «ЮТэйр» опроверг данные о рисках прекращения полётов из-за долгов
Александр Ермаков
Известия
Открывая американское небо: что может новый российский авиаразведчик
Алексей Рамм, Богдан Степовой
Известия
«Прометей» готов к огню: Ключевые элементы С-500 прошли финальные испытания
Анастасия Николаева
Интерфакс
Долги полетам не помеха
Илья Вайсберг
Журнал "АвиаСоюз"
Технологии оборонки – в гражданское авиастроение

РИА Новости
Эксперт оценил реакцию авиарынка на возможное прекращение полетов Utair
Роман Барский
Наука и техника
F-35: «управление программой неадекватно». Отчет аудиторов и брань главы Пентагона
Роман Барский
Наука и техника
Полный цикл производства самолетов семейства Ан-148/Ан-158. ГП «Антонов» выкупает оснастку
Илья Крамник
Известия
Повелители морей: чем опасны современные авианосцы
Герман Костринский
КоммерсантЪ
Госавиацию просят заплатить за взлет

 

 

 

 

Реклама от YouDo
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer