Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное



Главная Обзоры СМИ Статьи


Как авиация помогает охранять самые крупные в Казахстане саксауловые леса


18 ноября 2018 года Григорий Беденко , Informburo.kz


Корреспондент Informburo.kz побывал в пустыне Мойынкум, где специалисты “Казавиалесоохраны” проводят авиационное патрулирование массивов саксаула.

Цель авиапатрулирования – выявление фактов незаконной вырубки саксаула. В авиарейдах также принимают участие сотрудники природоохранных ведомств.
 
Недавно в одном из репортажей мы писали о крайне сложной ситуации с природными пожарами, которая сложилась в Жамбылской области, в частности в дельте реки Чу и пустыне Мойынкум. С наступлением холодов класс пожарной опасности снизился, но специалистам "Казавиалесоохраны" расслабляться не приходится: местные жители открыли сезон незаконной заготовки саксаула.
 
Территория Мойынкумского района Жамбылской области охватывает дельту реки Чу и песчаную пустыню Мойынкум – одну из самых больших по площади в Центрально-Азиатском регионе. В дельтах крупных водных артерий южного и юго-восточного Казахстана произрастают так называемые тугайные леса. Tугаи – это разновидность густой растительности вдоль берегов рек в полупустынной и пустынной зонах Центральной Азии. Деревья в пустыне, как правило, не растут. Единственное известное науке растение древесного типа, способное существовать на песке или в солончаках, – это саксаул (лат. Halóxylon).
 
Площадь саксауловых лесов в Мойынкуме составляет 800 тысяч гектаров, и эти массивы относятся к особо охраняемому Государственному лесному фонду. В Казахстане встречаются два основных вида – белый и чёрный (зайсанский) cаксаул. Первый растёт там, где пески, второй – на солончаках. У саксаула нет листьев, их функции выполняют хвощевидные побеги. Корневая система взрослого дерева уходит под землю на глубину до десяти метров, что в несколько раз превышает высоту самого растения.
 
Спрос на древесину саксаула огромный и в городах, и в сельской местности, особенно в юго-восточной части страны. Как известно, шашлыки, приготовленные на саксауловых углях, имеют ни с чем не сравнимый вкус. В аулах этой древесиной топят печки, причём в некоторых регионах саксаул, богатый эфирными маслами, по своим энергетическим свойствам вполне заменяет каменный уголь. И что самое главное, населению саксаул обходится значительно дешевле угля.
 
Растёт саксаул крайне медленно, почти как хвойные деревья. Растение достигает взрослого состояния в 20 лет. Примерно к 50 годам древесина основного ствола достигает в толщину 25-30 сантиметров.
 
Добывают саксаул достаточно жестоким и, как говорят жители сельских регионов, единственным доступным применительно к этому дереву методом: его просто ломают. Обычно на дерево набрасывают металлическую цепь, прикреплённую к грузовику или трактору. Пилить саксаул невозможно из-за очень плотной древесины и множества колючих побегов. Как правило, ломают сразу несколько деревьев.
 
Этот способ добычи уникального пустынного дерева в 1990-е годы при отсутствии контроля за теми, кто этим занимался, привели популяцию казахстанского саксаула в плачевное состояние. Взрослых деревьев почти не осталось, и добытчики стали ломать молодые растения.
 
Несколько лет назад в Казахстане был объявлен мораторий на вырубку саксаула, учитывая резкое сокращение его ареала в 1990-е годы. Сегодня саксауловые леса постепенно восстанавливают, однако они ещё долгое время будет нуждаться в защите.
 
Как рассказали нам в руководстве "Казавиалесоохраны", с 15 июня 2017 года введены новые нормы законодательства в рамках моратория на вырубку саксаула. Они действуют до 31 декабря 2018 года и, возможно, будут продлены в будущем году. Любой вид ломки или рубки занесённого в Красную книгу дерева по этим нормам ограничивается. Местному населению запрещено заготавливать даже сухую древесину. Нельзя вывозить саксаул, торговать им и т.д.
 
Наказание за подобные нарушения зависит от причинённого лесному фонду ущерба – вплоть до уголовного. За каждый кубометр предусмотрен штраф в 5 МРП (чуть более 12 тысяч тенге). Также в отношении виновного возбуждается уголовное дело по статье 340 УК РК ("Незаконная порубка, уничтожение или повреждение деревьев и кустарников"). По этой статье предусмотрено наказание до 3 лет лишения свободы. Если ущерб превышает 100 МРП, то есть, вырублено более 20 кубометров, виновный может сесть в тюрьму.
 
Исключительные права на санитарную рубку саксаула есть лишь у лесхозов, которые контролируют районные акиматы. Санитарная рубка проводится для того, чтобы больные деревья, к примеру, поражённые вредителями, не заражали здоровые. При этом схема заготовки и последующей реализации древесины по закону должна быть абсолютно прозрачной, то есть государство должно получать налоги с продажи, а все операции – строго фиксироваться в документах. Но так ли это на деле – большой вопрос.
 
Природоохранные ведомства постоянно патрулируют территорию гослесфонда в Мойынкуме. Но, как показывает практика, наиболее эффективным оказывается авиационное патрулирование. За короткое время с борта вертолёта можно осмотреть огромную территорию, кроме того, присутствует эффект неожиданности, когда заготовителей можно застать на месте правонарушения со всем инвентарём.
 
Факт незаконной рубки саксаула обнаружен буквально в первый же вылет оперативной группы с местного аэродрома. На борту вертолёта "Казавиаспаса" находятся представители природоохранной полиции и территориальной инспекции лесного хозяйства и животного мира.
 
С воздуха замечен грузовой автомобиль без номеров, в кузове которого находились 7-8 кубометров саксаула. На сигналы остановиться управляющие автомобилем люди не отреагировали. Грузовик на большой скорости попытался уйти, но выиграть гонку с вертолётом крайне сложно.
 
Неподалёку находился автомобиль УАЗ, в котором перевозили инвентарь для рубки, а также передвигались сами заготовители саксаула. Эта машина тоже не остановилась и попыталась скрыться.
 
Через некоторое время вертолёт уходит на аэродром для дозаправки, и начинается наземная часть погони с участием местной полиции. Что любопытно, грузовик его хозяева успевают разгрузить, и по направлению к посёлку обе машины движутся уже налегке и друг за другом. К погоне вновь присоединяется вертолёт.
 
В конце концов в грузовике закончился бензин, и злоумышленники бросили его, скрывшись в густых зарослях. Впрочем, тем же вечером все участники группы были задержаны по месту жительства, автотранспорт и снаряжение изъяты, а по факту незаконной заготовки саксаула возбуждено уголовное дело.
 
Это всего лишь один эпизод нарушения казахстанского природоохранного законодательства, связанного с государственным лесным фондом. В целом же статистика такова: в этом году контрольной инспекцией лесного хозяйства и животного мира проведено более 7428рейдов, было заполнено более 6114 актов, привлечены к административной ответственности 5855 человек. Общий ущерб, причинённый браконьерами флоре и фауне Казахстана, составляет более 80 миллионов тенге.
 
По состоянию на 30 сентября 2018 года результаты работы инспекции лесного хозяйства и животного мира выглядят так:
  • проведено 7428 рейдов, проверок – 693;
  • выявлено природоохранных нарушений всего – 6736, в том числе по охоте – 561, по лесу – 1030, по рыбе – 5145;
  • cоставлено протоколов всего – 6114, в том числе по охоте – 444, по лесу – 531, по рыбе – 5139;
  • привлечено к административной ответственности всего – 5855 человек, в том числе по охоте – 549, по лесу – 752, по рыбе – 4554;
  • наложено административных штрафов всего на сумму 80 млн 965,56 тысячи тенге, в том числе по охоте – 2 млн. 059,2 тыс. тенге, по лесу – 8 млн 695,96 тысячи тенге, по рыбе – 70 млн 210,4 тысячи тенге;
  • взыскано административных штрафов на сумму 67 млн 795,96 тысячи тенге, в том числе по охоте – 1 млн 958,1 тысячи тенге, по лесу – 8 млн 329,96 тысячи тенге, по рыбе – 57 млн 507,9 тысячи тенге.



комментарии (0):







Материалы рубрики

Дмитрий Сикорский
Экономика сегодня
Двигатель ПД-14 сделает гражданскую авиацию РФ недосягаемой для санкций США
Мария Кокорева, Тимофей Дзядко, Владимир Дергачев
РБК
Треть россиян после катастрофы SSJ захотели летать на западных самолетах
Владимир Тучков
Свободная пресса
Зачем Индия атаковала российский Су-57?
Александр Волобуев
Известия
Окно из Парижа: паспортный контроль для бизнес-класса могут ускорить
Роман Крецул, Алексей Рамм, Алексей Козаченко, Эльнар Байназаров, Екатерина Постникова
Известия
Мост на Босфор: поставка Турции основных элементов С-400 займет неделю
Илья Максимов
Российская газета
Грозный противник: ветераны ВВС США рассказали о встрече с МиГ-29
Марина Гусенко
Российская газета
Закурим перед стартом
Сергей Птичкин
Российская газета
Су-30 полетят в Ташкент



Алексей Рамм, Богдан Степовой
Известия
Слышу цель: РЛС научат узнавать самолеты и корабли
Роман Крецул, Алексей Козаченко, Богдан Степовой
Известия
Блочный док: С-500 оснастят ремонтной машиной
Роман Маркелов
Российская газета
Керосин разогревается. Спрос на авиационное топливо в России и в мире будет только расти
Сабина Адлейба
Интерфакс
Полет временно недоступен
Игорь Кармазин
Известия
Прерванный полет: как Грузия ищет замену россиянам
Александр Плеханов
Популярная механика
Самолет-беглец: самая нелепая катастрофа советского истребителя
Илья Вайсберг
Журнал "АвиаСоюз"
Памятник авиационному технику
Роман Азанов
ТАСС
Техника, способная удивлять. Летчик-испытатель о боевом потенциале вертолетов России
Сабина Адлейба
Интерфакс
Без НДС
Евгений Гайва
Российская газета
Пролет нормальный
Сергей Сергеев
КоммерсантЪ
Тюменскую катастрофу рассудят во Франции
Герман Костринский, Наталья Скорлыгина, Александра Мерцалова
КоммерсантЪ
Размен крыла. Спор авиарегуляторов России и Чехии обернулся отменой рейсов
Александр Волобуев, Ирина Цырулева, Дмитрий Лару, Евгения Перцева
Известия
Летательный исход: лишатся ли россияне прямых рейсов в Чехию
Анастасия Николаева
Интерфакс
Неделя на переговоры
Роман Барский
Наука и техника
На чем экономил Boeing? Фатальные последствия дешевого программного обеспечения
Ольга Кантемирова, Яна Войцеховская, Константин Куркин
КоммерсантЪ - Санкт-Петербург
Сиверский открыл счет инвесторам
Яна Войцеховская
КоммерсантЪ - Санкт-Петербург
Пулково перенасытился в мае
Роман Крецул, Алексей Рамм
Известия
Взвод на винтах: российские войска переходят на боевые мини-коптеры
Александр Ермаков
Известия
Громыхнуло в небесах: зачем России нужна "летающая канонерка"
Анастасия Николаева
Интерфакс
Система с технологиями
Сергей Сергеев
КоммерсантЪ
В деле о хищениях злоупотребили с обвинением
Герман Костринский
КоммерсантЪ
Бизнес-авиации согласовали взлет
Алексей Рамм, Богдан Степовой
Известия
Бей до дна: Арктику прикроют новейшие бомбардировщики
Елена Сидоренко, Александр Волобуев
Известия
Честь командира: капитан Ан-24 спас пассажиров ценой собственной жизни
Александр Буланов
Известия
Посекундно свысока: о проблемах на борту сообщат по интернету
Дмитрий Ладыгин, Герман Костринский
КоммерсантЪ
Манипулирование от убытков
Наталья Пономарева
Интерфакс
Разбился на полпути
Герман Костринский
КоммерсантЪ
Минтранс просчитает грузинское небо
Наталья Пономарева
Интерфакс
Минимальное наказание
Александр Волобуев
Известия
Пересадка по требованию: кто заработает на запрете полетов в Грузию
Анна Старицкая
360
Самолеты в простое. Как катастрофы 737 MAX ударили по Boeing
Эльнар Байназаров, Дмитрий Лару, Ирэна Шекоян
Известия
Год горы не видать: полеты в Грузию не возобновят до конца 2019-го
Анастасия Николаева
Интерфакс
Вынужденные меры
Александра Мерцалова, Анатолий Костырев, Герман Костринский, Георгий Двали
КоммерсантЪ
Завтрак без туриста. В этом сезоне Грузия недополучит 150 тыс. российских путешественников
Марат Кузаев
ТАСС
NASA испытает "зеленое" топливо для космических аппаратов. Дело не в заботе о природе
Алексей Леонков
Российская газета
Самолет непростой судьбы: первый полет Ту-22 состоялся 61 год назад
Илья Крамник
Известия
Выполнить форму: чем примечательна выставка "Ле-Бурже-2019"
Дмитрий Козлов, Герман Костринский
КоммерсантЪ
Дело пахнет президентом
Екатерина Постникова, Татьяна Байкова, Ирэна Шекоян, Роман Крецул
Известия
Голландский план: Амстердам нашел новых подозреваемых по делу MH-17
Андрей Калий
Красная звезда
Первый Герой советской морской авиации
Герман Костринский
КоммерсантЪ
Заход на просадку
Кирилл Кривошеев
КоммерсантЪ
Расследование гибели MH17 никак не долетит до конца

 

 

 

 

Реклама от YouDo
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer