Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Зачем из уникальных боевых самолетов "делают чучела"


19 ноября 2018 года Виктор Сокирко, Взгляд


Руководство музея ВВС в Монино делает последние попытки не допустить перемещения уникальных экспонатов в парк «Патриот». Экспонаты, среди которых много единственных в мире, попросту не выдержат процесса перемещения, уверяют музейщики. Однако ведомство Сергея Шойгу уже приняло совсем другое решение. Почему?

Подмосковный поселок Монино знают в первую очередь как «столицу» ВВС (по аналогии с Рязанью, считающейся «столицей» ВДВ). Там действительно все пропитано духом военной авиации. Ранее здесь располагалась авиационная дивизия, а также Военно-воздушная академия им. Ю.А. Гагарина, объединенная в 2008 году с Военно-воздушной инженерной академией им. Н.Е. Жуковского. Потом на месте расформированной авиадивизии появился Центральный музей Военно-воздушных сил РФ (нынешнее название), который принял первых посетителей в 1960 году.
 
Он-то и стал «визитной карточкой» Монино – здесь в ангарах и под открытым небом представлена богатая экспозиция вертолетов и самолетов, как гражданского, так и военного назначения (около 200 экспонатов). Есть уникальные экземпляры, как, например, единственный сохранившийся в России самолет По-2. Зарубежная экспозиция представлена авиационной техникой времен Второй мировой. Можно увидеть оружие, инструменты, униформы пилотов, художественные работы. В общем, есть что посмотреть людям, интересующимся историей авиации. Ежегодно музей ВВС посещает около 150 тысяч человек.
 
Сейчас Монинский музей опять на слуху – в связи с грядущим переездом в парк «Патриот», военно-патриотический парк культуры и отдыха Вооруженных сил РФ. Страсти разгорелись по этому поводу нешуточные. Есть как сторонники перемещения музея в Кубинку, где он станет одним из кластеров родов и видов ВС, так и ярые противники. Впрочем, соответствующее решение уже принято министром обороны Сергеем Шойгу, и нынешнему начальнику музея Александру Гончарову как военнослужащему остается только подчиниться приказам начальства. Однако действительно ли этот приказ был так необходим?
 
Решение о перемещении музея ВВС из Монино в Кубинку было принято в военном ведомстве еще в 2016 году. Уже тогда это вызвало возмущение местных жителей и ветеранов. Высказывались против и представители ряда авиационных КБ, которые шефствуют над «своими» экспонатами. Мотивация была такой: самолеты не выдержат переезда и будут уничтожены, а Монино потеряет десятилетиями «намоленное» авиационное место. И тогда переезд приостановили (музей и сейчас еще находится на прежнем месте). Но это была не победа «монинцев», а всего лишь временная задержка.
 
И действительно, 2 ноября 2018 года была опубликована копия дорожной карты по переносу экспозиции из Монино в парк «Патриот», которую министр обороны Сергей Шойгу подписал 15 октября текущего года. Согласно этому документу, Минобороны до конца 2018 года планирует закончить экспертизу самолетов и вертолетов в музее и решить вопрос с их страхованием, а землю под музеем передать в муниципальную собственность. Предполагается, что в течение 2019 года состоится юридический перенос музея ВВС в парк «Патриот», а до апреля 2020 года перевезут и все экспонаты. Открытие новой экспозиции запланировано на второй квартал того же года.
 
Собственно, вопрос по музею в Монино можно считать закрытым, но противники переноса продолжают настаивать на своей позиции.
 
«Самолеты в Монино прилетели своим ходом. В разные времена. Легендарные самолеты легендарных асов. Теперь их будут резать и проводить макетную сборку в 60 км от Москвы. А как вы их по-другому перебазируете? – говорит газете ВЗГЛЯД известный военный журналист (ВГТРК), уроженец Монино Александр Сладков. – Из боевых машин, уже в «Патриоте», сделают чучела. За наши с вами огромные деньги. Всю экспозицию в «Патриоте» не примут. Уникальный фонд (документы, личные вещи знаменитых пилотов и конструкторов, редчайшая коллекция авиационных двигателей) – это все не сосчитать, куда пойдет?»
 
Логика, согласимся, железная. Хотите создавать новое – создавайте. Но не ломайте народное. Хотите помочь? Дайте развитие музею ВВС на его историческом месте! Отремонтируйте исторический боевой аэродром (земля МО РФ), с которого взлетали бомбардировщики, чтоб бить по Берлину. Возьмите и создайте авиационный филиал «Патриота» на авиационной земле, как морской в Кронштадте или Севастополе.
 
Многие эксперты, представители авторитетных отечественных авиационных КБ, сотрудники и волонтеры музея однозначно высказались против переноса. По их мнению, почти все экспонаты (некоторые из них существуют в единственном экземпляре) просто не выдержат процесс перемещения. Тем более если их придется разбирать.
 
Переезд из одной части Подмосковья в другую (а от Монино до Кубинки 108 километров по шоссе) действительно представляется трудоемким процессом. Особенно учитывая размеры многих экспонатов, которым придется «обломать крылья». Любая попытка разбора экспонатов, их транспортировка и сборка на новом месте повлекут за собой необратимые потери их целостности, внешнего вида и интерьера, конструктивные и технологические повреждения.
 
«Недаром говорят, что два переезда равносильны одному пожару, – говорит газете ВЗГЛЯД директор Центрального музея авиации и космонавтики ДОСААФ России Игорь Исаков (музей размещается в здании бывшего московского ресторана «Аполло» постройки конца XIX века). – Должна быть серьезная мотивация, чтобы музей ВВС из Монино перебазировать на Кубинку под идею собрать кластеры всех видов Вооруженных сил под одной «крышей». Мне бы, например, не хотелось, чтобы наш музей, который ведет свою историю с 1924 года, с десятками тысяч уникальных экспонатов, составляющих одну из самых больших в стране коллекций авиационно-космической тематики, переехал бы, например, в павильон «Космос» на ВДНХ, в расположенный там центр «Космонавтика и авиация».
 
Тематика вроде и одна, но везде есть свои изюминки.
 
Вот, например, кабинет Юрия Алексеевича Гагарина, который учился в академии Жуковского, располагавшейся от нас через дорогу. Тут всё пропитано гагаринским духом – здесь он писал свою диссертацию, в его портфеле сохранилась пачка американских сигарет (детям мы ее, естественно, не показываем). Ну и адрес тоже имеет значение».
 
У Минобороны, разумеется, иная точка зрения по поводу переезда музея. Там считают (в том числе и в Главном штабе ВКС России), что уникальная коллекция летательных аппаратов, представленных в музее ВВС в Монино, должна стать достоянием большого количества людей. Никто не собирается в экстренном порядке перебазировать музей Монино в парк «Патриот». Мощности военно-патриотического парка позволяют не только комфортно разместить экспонаты монинского музея, но и значительно расширить экспозицию ВВС, а также добавлять новые экспонаты Воздушно-космических сил.
 
В Монино, по мнению Минобороны, это невозможно сделать из-за отсутствия площадей. Экспонаты в музее ВВС не вечны. Их необходимо регулярно обслуживать, обрабатывать специальными красками и смазочными материалами, что требует значительных финансовых затрат. А в парке «Патриот» каждый самолет или вертолет будет находиться на специально оборудованном постаменте, а не на земле, как в музее Монино. Это позволит обеспечить лучший визуальный обзор экспоната. Кроме того, в парке «Патриот» для посетителей проводятся различные авиашоу с участием авиационных групп высшего пилотажа, базирующихся в Кубинке. В Монино такой возможности нет. Да и каждодневная посещаемость парка «Патриот» на порядок больше, чем в Монино. И все это тоже весомые аргументы в пользу перемещения музея ВВС в Кубинку.
 
В любом случае, за кадром остается не менее интересный «земельный вопрос». В случае съезда музея из Монино здесь освободится 20 гектаров открытых площадей и 5500 квадратных метров закрытых помещений. Земля принадлежит Министерству обороны, и, надо полагать, передавать ее в ведение муниципалитета военные не особо захотят. Место под коттеджи очень даже неплохое – 38 километров от Москвы.
 
Может, переезд музея под это дело и был задуман?



комментарии (0):













Материалы рубрики

Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Алюминиевые образцы: ученые создадут из лома высокопрочные детали для самолетов

93.ru
На Кубани планируют возродить малую авиацию
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
Альтернатива Турции и ОАЭ: туроператоры ожидают всплеск спроса на отдых в Китае
Любовь Капустина
Российская газета
"Ангара" может прекратить полеты: кто может заменить компанию и скажется ли это на перевозках?
Наталия Ячменникова
Российская газета
С дроном на "ты". Университет гражданской авиации получил сертификаты летной годности на тяжелый беспилотник
Елена Сухорукова, Дарья Молоткова
РБК
У крупнейшего оператора duty free в Шереметьево сменился собственник
Иван Сало
РБК
МС-21: что это за самолет, его характеристики и роль в российской авиации



Валентина Аверьянова
Известия
На взлет: в России вводят новый авиационный сбор для пассажиров
Татьяна Копылова
Деловой Петербург
"Это очень критично": поможет ли новая станция метро аэропорту Пулково
Ирина Ионина
Известия
Летний под дых: кто компенсирует туристам расходы после транспортного коллапса
Ксения Ерохина
Деловой Петербург
Платят пассажиры: как новый сбор Минтранса повлияет на стоимость авиабилетов
Ярослав Солонин
Lenta.ru
«Я – последняя собака в космосе» 65 лет назад СССР запустил в космос Белку и Стрелку. Как это спасло жизнь Гагарину?
Валентина Аверьянова
Известия
Без барьеров: как авиация делает перелеты доступными для людей с РАС
Ольга Федорова
Московский Комсомолец
Над Аляской «закрыли небо»: что скрывается за мерами авиабезопасности саммита
Любовь Капустина
Российская газета
Это дорого, но эффективно: эксперты рассказали, как "мокрый" лизинг мог бы помочь авиаперевозчикам России
Сергей Прудников
Известия
Полет смысла: как будут развиваться российские гражданские дроны
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
В Смольном раскрыли детали испытаний беспилотников в Петербурге
Николай Сергеев
Москвич
Критический фактор: почему авиаколлапс лета 2025 погубил российский средний класс
Елена Рузлева
Forbes
Разбор полетов: чем для акций «Аэрофлота» обернется атака хакеров и задержки рейсов
Антон Белый
Известия
Молодой по весу: в РФ разработали сверхлегкую ракету-носитель для запуска спутников
Герман Костринский, Екатерина Шокурова, Анна Балашова
РБК
Атака хакеров на «Аэрофлот»: сколько это может стоить компании
Елена Балаян, Валерия Мишина, Яна Штурма, Валерий Кодачигов
Известия
Игра на вылет: на что рассчитывать пассажирам отмененных рейсов «Аэрофлота»
Егор Малков
Деловой Петербург
Сломать систему: как сбой "Аэрофлота" отзовётся на вылетах из Петербурга
Петр Канаев
РБК
Андрей Иванов заявил о работе по предотвращению банкротства «Домодедово»
Мария Недюк, Юлия Леонова
Известия
В дроновом режиме: на интеллектуальные беспилотники выделили 262,5 млн рублей
Екатерина Тропова
АТОР
Российские аэропорты закрывали более 260 раз с начала мая
Наталья Башлыкова, Яна Штурма, Виктор Синеок
Известия
Команда на слёт: интерес туристов к Геленджику подскочил вдвое перед открытием аэропорта
Полина Собакина
Известия
Аэропорт Геленджика открылся: как это повлияет на рост турпотока
Максим Манаев, Тимофей Волков, Федор Горбунов
Известия
Бремя ремонта: крейсер «Адмирал Кузнецов» могут сдать на металлолом
София Прохорчук, Владимир Гаврилов
Известия
Воздушные рамки: какие компенсации положены за отмену 485 рейсов
Екатерина Шокурова
РБК
ГЛОНАСС разработает стандарты кибербезопасности для дронов

РБК
Глава «России»: «Каждый 2-й рейс на SSJ100 — между Москвой и Петербургом»
Герман Костринский
РБК
«Россия» начала сравнивать российский и французский двигатели для SSJ-100
Алёна Алёша
Деловой Петербург
Регистрация улыбкой: Петербург узаконит биометрию в аэропортах
София Прохорчук, Ирина Ионина, Самира Сабирова
Известия
Задача на вылет: авиакомпании готовят вывозные рейсы с Ближнего Востока
Анастасия Николаева
Интерфакс
Новый космический проект: какие приоритетные направления выбрала Россия?
Ольга Ларина
Деловой Петербург
Зона турбулентности. Забастовки в Финляндии обрушили авиаперевозки
Иван Сало
РБК
Что такое Crew Dragon: история, миссия, полеты, список кораблей
Любовь Можаева
MASHNEWS
И внутри будет отечественное. Минпромторг решил потратить 4 млрд на начинку самолетов
Сергей Андрейкин
Деловой Петербург
Пулково опередил зарубежные аэропорты по внедрению биометрии
Любовь Можаева
MASHNEWS
С овальным фюзеляжем. На самолеты нового поколения Минпромторг потратит еще 13 млрд
Мария Недюк
Известия
Что указано пером: птицы помогут создать автономные системы навигации для дронов
Кирилл Фенин
Известия
Полетное создание: РФ и Сербия работают над запуском новых авиарейсов
Петр Канаев, Герман Костринский
РБК
Правкомиссия отказала крупнейшему аэропорту Камчатки в повышении тарифов
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Отлетались? Программа производства новых самолетов опять попала под нож
Андрей Коршунов, Юлия Леонова
Известия
Общий взлет: в РФ создали первую универсальную станцию внешнего управления дронами
Анастасия Львова
Эксперт
Дронов становится всё больше
Екатерина Шокурова
РБК
Эксперты разработали концепцию «цифрового неба России»
Мария Фролова
Известия
Лишние пассажиры: в Минтрансе предложили ввести овербукинг на частых рейсах

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer