Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Зачем из уникальных боевых самолетов "делают чучела"


19 ноября 2018 года Виктор Сокирко, Взгляд


Руководство музея ВВС в Монино делает последние попытки не допустить перемещения уникальных экспонатов в парк «Патриот». Экспонаты, среди которых много единственных в мире, попросту не выдержат процесса перемещения, уверяют музейщики. Однако ведомство Сергея Шойгу уже приняло совсем другое решение. Почему?

Подмосковный поселок Монино знают в первую очередь как «столицу» ВВС (по аналогии с Рязанью, считающейся «столицей» ВДВ). Там действительно все пропитано духом военной авиации. Ранее здесь располагалась авиационная дивизия, а также Военно-воздушная академия им. Ю.А. Гагарина, объединенная в 2008 году с Военно-воздушной инженерной академией им. Н.Е. Жуковского. Потом на месте расформированной авиадивизии появился Центральный музей Военно-воздушных сил РФ (нынешнее название), который принял первых посетителей в 1960 году.
 
Он-то и стал «визитной карточкой» Монино – здесь в ангарах и под открытым небом представлена богатая экспозиция вертолетов и самолетов, как гражданского, так и военного назначения (около 200 экспонатов). Есть уникальные экземпляры, как, например, единственный сохранившийся в России самолет По-2. Зарубежная экспозиция представлена авиационной техникой времен Второй мировой. Можно увидеть оружие, инструменты, униформы пилотов, художественные работы. В общем, есть что посмотреть людям, интересующимся историей авиации. Ежегодно музей ВВС посещает около 150 тысяч человек.
 
Сейчас Монинский музей опять на слуху – в связи с грядущим переездом в парк «Патриот», военно-патриотический парк культуры и отдыха Вооруженных сил РФ. Страсти разгорелись по этому поводу нешуточные. Есть как сторонники перемещения музея в Кубинку, где он станет одним из кластеров родов и видов ВС, так и ярые противники. Впрочем, соответствующее решение уже принято министром обороны Сергеем Шойгу, и нынешнему начальнику музея Александру Гончарову как военнослужащему остается только подчиниться приказам начальства. Однако действительно ли этот приказ был так необходим?
 
Решение о перемещении музея ВВС из Монино в Кубинку было принято в военном ведомстве еще в 2016 году. Уже тогда это вызвало возмущение местных жителей и ветеранов. Высказывались против и представители ряда авиационных КБ, которые шефствуют над «своими» экспонатами. Мотивация была такой: самолеты не выдержат переезда и будут уничтожены, а Монино потеряет десятилетиями «намоленное» авиационное место. И тогда переезд приостановили (музей и сейчас еще находится на прежнем месте). Но это была не победа «монинцев», а всего лишь временная задержка.
 
И действительно, 2 ноября 2018 года была опубликована копия дорожной карты по переносу экспозиции из Монино в парк «Патриот», которую министр обороны Сергей Шойгу подписал 15 октября текущего года. Согласно этому документу, Минобороны до конца 2018 года планирует закончить экспертизу самолетов и вертолетов в музее и решить вопрос с их страхованием, а землю под музеем передать в муниципальную собственность. Предполагается, что в течение 2019 года состоится юридический перенос музея ВВС в парк «Патриот», а до апреля 2020 года перевезут и все экспонаты. Открытие новой экспозиции запланировано на второй квартал того же года.
 
Собственно, вопрос по музею в Монино можно считать закрытым, но противники переноса продолжают настаивать на своей позиции.
 
«Самолеты в Монино прилетели своим ходом. В разные времена. Легендарные самолеты легендарных асов. Теперь их будут резать и проводить макетную сборку в 60 км от Москвы. А как вы их по-другому перебазируете? – говорит газете ВЗГЛЯД известный военный журналист (ВГТРК), уроженец Монино Александр Сладков. – Из боевых машин, уже в «Патриоте», сделают чучела. За наши с вами огромные деньги. Всю экспозицию в «Патриоте» не примут. Уникальный фонд (документы, личные вещи знаменитых пилотов и конструкторов, редчайшая коллекция авиационных двигателей) – это все не сосчитать, куда пойдет?»
 
Логика, согласимся, железная. Хотите создавать новое – создавайте. Но не ломайте народное. Хотите помочь? Дайте развитие музею ВВС на его историческом месте! Отремонтируйте исторический боевой аэродром (земля МО РФ), с которого взлетали бомбардировщики, чтоб бить по Берлину. Возьмите и создайте авиационный филиал «Патриота» на авиационной земле, как морской в Кронштадте или Севастополе.
 
Многие эксперты, представители авторитетных отечественных авиационных КБ, сотрудники и волонтеры музея однозначно высказались против переноса. По их мнению, почти все экспонаты (некоторые из них существуют в единственном экземпляре) просто не выдержат процесс перемещения. Тем более если их придется разбирать.
 
Переезд из одной части Подмосковья в другую (а от Монино до Кубинки 108 километров по шоссе) действительно представляется трудоемким процессом. Особенно учитывая размеры многих экспонатов, которым придется «обломать крылья». Любая попытка разбора экспонатов, их транспортировка и сборка на новом месте повлекут за собой необратимые потери их целостности, внешнего вида и интерьера, конструктивные и технологические повреждения.
 
«Недаром говорят, что два переезда равносильны одному пожару, – говорит газете ВЗГЛЯД директор Центрального музея авиации и космонавтики ДОСААФ России Игорь Исаков (музей размещается в здании бывшего московского ресторана «Аполло» постройки конца XIX века). – Должна быть серьезная мотивация, чтобы музей ВВС из Монино перебазировать на Кубинку под идею собрать кластеры всех видов Вооруженных сил под одной «крышей». Мне бы, например, не хотелось, чтобы наш музей, который ведет свою историю с 1924 года, с десятками тысяч уникальных экспонатов, составляющих одну из самых больших в стране коллекций авиационно-космической тематики, переехал бы, например, в павильон «Космос» на ВДНХ, в расположенный там центр «Космонавтика и авиация».
 
Тематика вроде и одна, но везде есть свои изюминки.
 
Вот, например, кабинет Юрия Алексеевича Гагарина, который учился в академии Жуковского, располагавшейся от нас через дорогу. Тут всё пропитано гагаринским духом – здесь он писал свою диссертацию, в его портфеле сохранилась пачка американских сигарет (детям мы ее, естественно, не показываем). Ну и адрес тоже имеет значение».
 
У Минобороны, разумеется, иная точка зрения по поводу переезда музея. Там считают (в том числе и в Главном штабе ВКС России), что уникальная коллекция летательных аппаратов, представленных в музее ВВС в Монино, должна стать достоянием большого количества людей. Никто не собирается в экстренном порядке перебазировать музей Монино в парк «Патриот». Мощности военно-патриотического парка позволяют не только комфортно разместить экспонаты монинского музея, но и значительно расширить экспозицию ВВС, а также добавлять новые экспонаты Воздушно-космических сил.
 
В Монино, по мнению Минобороны, это невозможно сделать из-за отсутствия площадей. Экспонаты в музее ВВС не вечны. Их необходимо регулярно обслуживать, обрабатывать специальными красками и смазочными материалами, что требует значительных финансовых затрат. А в парке «Патриот» каждый самолет или вертолет будет находиться на специально оборудованном постаменте, а не на земле, как в музее Монино. Это позволит обеспечить лучший визуальный обзор экспоната. Кроме того, в парке «Патриот» для посетителей проводятся различные авиашоу с участием авиационных групп высшего пилотажа, базирующихся в Кубинке. В Монино такой возможности нет. Да и каждодневная посещаемость парка «Патриот» на порядок больше, чем в Монино. И все это тоже весомые аргументы в пользу перемещения музея ВВС в Кубинку.
 
В любом случае, за кадром остается не менее интересный «земельный вопрос». В случае съезда музея из Монино здесь освободится 20 гектаров открытых площадей и 5500 квадратных метров закрытых помещений. Земля принадлежит Министерству обороны, и, надо полагать, передавать ее в ведение муниципалитета военные не особо захотят. Место под коттеджи очень даже неплохое – 38 километров от Москвы.
 
Может, переезд музея под это дело и был задуман?



комментарии (0):













Материалы рубрики

Анастасия Львова
РБК
Ространснадзор решил перевести проверки авиакомпаний «на цифру»
Илья Максимов
Российская газета
Три российских самолета вошли в топ истребителей с самыми мощными двигателями

Ростех
Пять поколений истребительной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Ближний сбой: какие проблемы вскрыла отмена пуска «Союз МС-5»
Игорь Кармазин
Известия
Небо открывается: первая белорусская космонавтка полетит на МКС
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Прицелы и средства: летчиков ВМФ научат борьбе с дронами
Григорий Колпаков
Интерфакс
Управление беспилотниками: виды, подготовка пилотов, востребованность профессии
Андрей Коршунов, Мария Недюк
Известия
Ступени развития: к чему приведет потеря ракеты Starship во время испытаний



Валерий Кодачигов, Максим Талавринов
Известия
Пролет нормальный: операторы дронов смогут общаться с экипажами самолетов
Илья Словесный
Деловой Петербург
Рейс задержан: сроки импортозамещения самолётов в России сдвинулись
Андрей Кузмак
Известия
Винительный падёж: Boeing оказался под огнем критики
Алексей Михайлов, Роман Крецул, Андрей Федоров
Известия
Расправить сети: запущена программа ремонта военных аэродромов
Роман Гусаров
NEWS.ru
Минобороны России получит новый самолет Ил-212: что о нем известно
Андрей Коршунов
Известия
Просто в космос: как Юрия Гагарина готовили к полету на Луну
Наталья Пономарева
Интерфакс
Отмена полета. Что делать пассажирам при задержке авиарейса?
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Дебошире круг: с самолетов в РФ стали снимать больше деструктивных пассажиров
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Небесный тихоход: МС-21 ждет нелегкая судьба
Анастасия Львова, Валентина Шварцман
РБК
У российских вертолетчиков вскоре истекут все контракты с ООН
Анастасия Львова
РБК
ОАК сдвинула сроки поставок новых гражданских самолетов
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Леса просят дронов. Авиалесоохрана ищет деньги на закупку БАС
Максим Талавринов
Известия
Рейсовая колея: самолеты между Москвой и Питером летом будут летать каждые 15 минут
Алексей Михайлов, Роман Крецул
Известия
Огнем «Прометея»: система С-500 сдала экзамен по борьбе с гиперзвуком
Дарья Молоткова, Герман Костринский
РБК
«Роскосмос» решил продать санатории и недвижимость на ₽11 млрд
Анастасия Львова
РБК
Авиакомпании пожаловались в ФАС на рост аэропортовых тарифов
Елена Балаян
Известия
Вылета нет: россиян не выпустили за границу из-за ошибок в паспорте
Валерия Лобко
Российская газета
В России создадут единую систему контроля за беспилотниками
Валентина Аверьянова
Известия
Крылья Поднебесной: Китай растит конкурента Boeing и Airbus
Алексей Михайлов, Юлия Леонова, Андрей Федоров
Известия
Цели отделены: вертолеты ВМФ научат бороться с надводными дронами
Сергей Гурьянов
Известия
Истина в винте: насколько безопасен вертолетный туризм
Роман Крецул, Алексей Михайлов, Андрей Федоров
Известия
Отвержение ударов: военные аэродромы проверили на прочность
Роман Крецул, Алексей Михайлов, Андрей Федоров
Известия
Охраняющие виды: Севморпуть начнут патрулировать Ту-142
Наталья Башлыкова,Максим Талавринов
Известия
Полет ненормальный: авиакомпании будут штрафовать за недостоверную информацию о билетах
Анастасия Ординян
ИА Регнум
Непосадочный талон. Как овербукинг рушит планы российским авиапассажирам
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Татарский» джет: «недобитый» Ту-324 превратят в летающий Aurus
Анастасия Львова,
РБК
Росавиация сообщила о росте числа инцидентов с самолетами из-за птиц
Станислав Федоров, Юлия Леонова
Известия
«Ми» не виноваты: в Росавиации прошли обыски из-за вывоза за рубеж 59 бортов
Анастасия Львова, Герман Костринский
РБК
Ремонт аэропортов предложили финансировать новым сбором с авиакомпаний
Кирилл Комаров
Профиль
"Тушка" в небе: самолеты Туполева вернулись на коммерческие маршруты в России

Известия
120 лет назад родился летчик-испытатель Валерий Чкалов
Виктор Бодров 
ТАСС
Реактивная "летающая парта": каким будет учебно-тренировочный самолет МиГ-УТС
Елена Проколова
Аргументы и Факты
«Они выжили, чтобы их судили». Летчики оценили действия пилотов Falcon 10
Наталья Башлыкова, Максим Талавринов
Известия
Улетный план: пассажирам внутренних рейсов в аэропортах разрешат продажу алкоголя
Евгения Перцева
Известия
Остановили по требованию: «Аэрофлот» обязали отправить людей на Пхукет
Максим Талавринов
Известия
Летательный исход: пилотов разбившегося Falcon 10 лишили «прав»
Станислав Кучушев, Андрей Коршунов
Известия
Орбитальная инстанция: конструктору «российского Хаббла» светит два года
Анастасия Львова
РБК
Пулково попросило ускорить внедрение duty free на внутрироссийских рейсах
Анастасия Львова
РБК
Глава Пулково упрекнул «Аэрофлот» в непредсказуемости его планов
Карашаш Ногаева
Деловой Петербург
Угрозы с неба вынудили предприятия Петербурга и Ленобласти искать защиту от БПЛА
Вадим Кузьмицкий
Деловой Петербург
К аэропорту Пулково хотят сделать новый подъезд с юго-запада Петербурга
Анна Воробьева
Forbes
Первая женщина — военный пилот: почему турецкий аэропорт назван именем Сабихи Гёкчен

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer