Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное



Главная Обзоры СМИ Статьи


Побег из СССР: зачем грузинские "мажоры" угнали самолет


18 ноября 2018 года Дмитрий Окунев, Газета.Ru


35 лет назад представителями грузинской «золотой молодежи» была предпринята одна из самых известных попыток угона самолета из СССР за границу. Атака с применением боевого оружия привела к многочисленным жертвам среди пассажиров и окончилась неудачей. В 2017 году по мотивам событий был снят фильм «Заложники». Многие углядели в картине стремление обелить террористов.

35 лет назад группа представителей влиятельных грузинских семей – так называемая «золотая молодежь» — предприняла попытку угона самолета Ту-134, выполнявшего рейс Тбилиси – Ленинград с остановками в Батуми и Киеве. Захватчики, которых после совершенного ими поступка окрестили в советской прессе террористами, ставили своей целью побег за границу. Имея родителей из мира творческой богемы, многие из злоумышленников уже бывали в других странах и в принципе могли реализовать свой план менее экстравагантным путем. Однако, как было установлено на следствии, молодыми людьми двигала жажда славы.
 
Примером для них послужила история литовцев Бразинскасов, которые в 1970 году осуществили успешный угон самолета Ан-24 в Турцию.
 
Подобные акции случались в СССР и раньше, однако неизменно оканчивались неудачей преступников. Так, в 1954 году членами экипажа была сорвана попытка угона Ли-2, следовавшего маршрутом Ленинград – Таллин, в Финляндию. В 1958-м атаке вновь подвергся самолет Эстонской объединенной авиационной эскадрильи, следовавший аналогичным маршрутом. В том же году два скрывавшихся от преследования бандита проникли на аэродром поселка Нижние Кресты в Якутии и попытались увести Ан-2 в США.
 
В 1961 году трое молодых армян — актер, слесарь-инструментальщик и фарцовщик — попытались бежать на Як-12М в Турцию, где, будучи убежденными противниками советского строя, планировали рассказать о репрессиях. Инцидент окончился катастрофой воздушного судна. Один несостоявшийся угонщик погиб, по двум другим информацию засекретили, — их либо расстреляли, или же осудили на длительные сроки.
 
С 1964 по 1983 годы, не считая случая Бразинскасов, в Советском Союзе были зафиксированы 43 известных ЧП с попыткой угона самолета.
 
Инциденты приняли такую массовость, что с 1973-го угон стал квалифицироваться как самостоятельный вид преступления.
 
В одном только 1983-м, еще до рассматриваемого эпизода, состоялись три подобные попытки – в январе, мае и июле. Одна из них практически получилась: литовскому пилоту удалось перелететь на сельскохозяйственном Ан-2 на шведский остров Готланд, где он попросил политического убежища. Самолет, правда, власти Швеции вернули в СССР.
 
Чаще всего задачей советских угонщиков было посадить воздушное судно в одной из сопредельных стран – Финляндии или Турции. Это государство выбрали и грузины, рассчитывавшие напасть на экипаж в тот момент, когда самолет на подлете к Батуми окажется на самом близком расстоянии к турецкой границе.
 
В этот курортный город, по легенде, должны были отправиться в свадебное путешествие вступившие накануне в брак 21-летний сын известного кинорежиссера Михаила Кобахидзе – Герман и 19-летняя студентка третьего курса архитектурного факультета Академии художеств Тинатин Петвиашвили, отец которой был известным физиком и работал в Москве.
 
Лидером заговора выступил художник киностудии «Грузия-фильм» Иосиф Церетели. В группу также входили ординатор кафедры госпитальной хирургии Тбилисского медицинского института Каха Ивериели, его брат Паата, студент Давид Микаберидзе и самый старший преступник – 32-летний безработный наркоман Григорий Табидзе, на которого остальные участники рассчитывали как на решительного и отчаянного человека. В процессе подготовки к атаке злоумышленники просмотрели учебный фильм «Набат», снятый в 1983 году в качестве инструкции для экипажа и пассажиров в том, как действовать при попытке захвата самолета.
 
Вероятно, члены банды могли знать и о результатах попыток своих «предшественников».
 
Как выяснили позже следователи, «золотую молодежь» заразил идеей угона самолета священник Теймураз Чихладзе, который намеревался спрятать оружие под своей рясой, но в последний момент не полетел с остальными. Зато преступникам удалось завербовать сотрудницу тбилисского аэропорта Анну Варсимашвили, которая гуляла на свадьбе Кобахидзе и Петвиашвили, а на следующий день не стала проверять багаж своих друзей – так террористы пронесли на борт два пистолета, два револьвера и ручные гранаты, которые, впрочем, вопреки мнению угонщиков оказались учебными.
 
В 15:43 18 ноября 1983 года Ту-134 вылетел из столицы Грузинской ССР. Изначально преступники готовились захватить Як-40, однако немногочисленных пассажиров рейса Тбилиси – Батуми было решено пересадить на рейс до Ленинграда. На момент нападения Ту-134 эксплуатировался «Аэрофлотом» на протяжении 10,5 лет.
 
Бандиты начали атаку в 16:13, когда, по их расчетам, самолет должен был находиться в наиболее приближенной к Турции точке. На самом же деле экипаж выполнял команду по возвращению в аэропорт из-за сильного ветра.
 
Взяв в заложники стюардессу Валентину Крутикову, угонщикам удалось ворваться в кабину пилотов. Началась стрельба, в результате которой погиб бортмеханик Анзор Чедия и получил тяжелые ранения, приведшие чуть позже к смерти, проверяющий Завен Шарбатян. Ответный огонь открыл 29-летний штурман Владимир Гасоян, который находился за шторкой и не был сразу обнаружен преступниками. Этот член экипажа застрелил наркомана Табидзе и тяжело ранил Церетели. Вооруженное сопротивление оказал и капитан воздушного корабля Ахматгер Гардапхадзе, попавший в братьев Ивериели.
 
«Мажоры» не ожидали силового ответа и после ранения своих товарищей растерялись. Штурману и командиру удалось отбить атаку и закрыть бронированную дверь.

Одновременно с событиями в кабине остальные участники нападения приступили к расправе над теми пассажирами, которые, на их взгляд, могли быть сотрудниками правоохранительных органов.

Взбешенные потерей контроля над экипажем бандиты открыли беспорядочную стрельбу, ранив еще несколько человек. В 17:20 Гардапхадзе и Гасоян посадили лайнер в Тбилиси. В аэропорту был введен оперативный план «Набат». Самолет оцепили военные. Для контроля над проведением операции по освобождению заложников на место ЧП прибыл первый секретарь ЦК грузинской компартии Эдуард Шеварднадзе и другие руководители республики.
 
Обстановка накалялась. Один из пассажиров смог выбраться из самолета: он побежал по ВПП, отчаянно махая руками, из-за чего был принят за террориста. Военные открыли по нему огонь. Автоматные очереди прошлись и по фюзеляжу.
 
Чтобы убедить преступников сдаться, в аэропорт доставили их родителей. Однако переговоры не получились. Захватчики настаивали на дозаправке и вылете в Турцию, в противном случае угрожая расстреливать по заложнику каждые пять минут или взорвать весь самолет. В течение 14 часов пассажирам запрещалось есть, пить и пользоваться туалетом. Между тем у некоторых участников группы начали сдавать нервы. Понимая безвыходность ситуации и неминуемый арест, Микаберидзе покончил с собой.
 
Вечером из Москвы прилетели бойцы «Альфы» во главе с генералом Геннадием Зайцевым. Шеварднадзе категорически настаивал на штурме. Было решено, что одну группу поведет майор Михаил Головатов, вторую – лично генерал, который должен был на веревке подняться на нос самолета, залезть в кабину и, открыв дверь, выйти в салон. «Альфисты» залегли на крыльях Ту-134. Все ждали приказа к началу операции.
 
Чтобы дезориентировать преступников, перед штурмом выключили прожекторы, а затем бросили свето-шумовые гранаты. Команда атаковать террористов поступила в 6:55 19 ноября.
 
Группе Зайцева помешал труп террориста, заблокировавший дверь в кабину со стороны салона. Открыть ее удалось только с третьей попытки. Остальные бойцы уже проникли в самолет. Внезапно закричала женщина, в которой сначала не признали террористку. Прижимая к груди пакет с гранатами, Петвиашвили угрожала взорвать судно. «Альфисты» стремительно обезвредили студентку, сковав ее руки наручниками. Еще один бандит сидел неподалеку, прижимая руку к раненой шее. Третий лежал на полу и пытался притвориться мертвым, но его подвел дрогнувший под светом фонарика глаз. Оставшихся двоих взяли при попытке достать из чемодана гранаты.
 
Штурм длился, по разным данным, от четырех до восьми минут. Пострадавших при работе «альфистов» не оказалось. Всего же жертвами террористов стали пять человек — двое пилотов, бортпроводница и двое пассажиров. Еще десять человек получили ранения различной степени тяжести.
 
Разбирательства произошедшего длились девять месяцев. Главарь террористов Церетели умер в СИЗО при невыясненных обстоятельствах. Выживших после ранений братьев Ивериели, а также Кобахидзе и подбившего «мажоров» на угон священника Чихладзе приговорили к расстрелу. Президиум Верховного Совета Грузии отклонил их просьбу о помиловании. Противники Шеварднадзе позже обвиняли политика в чрезмерной жестокости. Якобы из-за срыва переговоров ему требовалось реабилитироваться перед Москвой решительными действиями. Сам Шеварднадзе не был доволен проведением операции и не любил вспоминать о ней в своих интервью.
 
Признанную пособницей бандитов дежурную аэропорта Варсимашвили осудили на три года условно, а Петвиашвили дали 14 лет. При установившемся после распада СССР режиме Звиада Гамсахурдия девушку амнистировали. По некоторым сведениям, сейчас она проживает на Кипре.
 
Оказавшим эффективное сопротивление командиру Гардапхадзе и штурману Гасояну были присвоены звания Героев СССР. Изрешеченный пулями Ту-134 списали.
 
В 2017 году состоялась премьера фильма «Заложники», снятого режиссером Резо Гигинеишвили по мотивам событий 18-19 ноября 1983 года. Картина вызвала неоднозначные отклики, в том числе, среди участников операции по освобождению. Так, бывший командир «Альфы» Головатов рассказывал о различиях между показанным в кино и произошедшим в реальной жизни.
 
«В фильме показано, как наша группа бежит по полю со стремянками, это неверно: мы с 4:00 лежали рядом с самолетом и слушали, что внутри, — рассказывал офицер «Комсомольской правде». – Орал ребенок. Террористы были вне себя, угрожали его убить. Мы вошли: на борту кровь, нечистоты, трупы. Вывели террористов, потом первым вынесли ребенка. В фильме показано, что мы ведем задержанных коридором позора, их бьют — это неправда, на летном поле их тут же сажали в машины и отправляли в СИЗО. Мы спасли им жизнь: после штурма толпа грузин в пять тысяч человек, за сутки собравшаяся возле аэропорта, смяла кордон армейцев, смяла милицейское оцепление, и ее остановили только наши бойцы — выстрелами из боевого оружия в воздух».



комментарии (0):






Материалы рубрики


Forbes
СМИ сообщили об отказе в Европе от российских Sukhoi Superjet 100
Герман Костринский
КоммерсантЪ
Авиационные выбросы некому принять
Сергей Самарин
Известия
Вид сверху: ВКС России нуждаются в обновлении парка «летающих радаров»
Андрей Меньшенин
Фонтанка
Почему самый большой самолет больше не нужен. Даже в самой большой стране
Первин Мамед-заде
ТАСС
Курс на Касабланку. Марокко укрепляет статус важного авиатранспортного узла Африки
Иван Сафронов, Александра Джорджевич
КоммерсантЪ
В третий раз на те же «МиГи»
Мария Бухарова, Алексей Петров
Известия
Отменный курс: снегопады оставили пассажиров «Аэрофлота» дома
Анастасия Николаева
Интерфакс
Сверхзвуковой, пассажирский



Александр Рассохин
КоммерсантЪ
Сверхзвуковые пассажирские самолеты ускорили высшим указом
Валерия Комарова, Петр Канаев, Мария Кокорева
РБК
Лебедев создаст VIP-авиакомпанию с совладельцем Внуково, ВЭБом и ОАК
Сергей Бабкин
Российская газета
В операционную по воздуху
Мария Кокорева, Алина Фадеева, Валерия Комарова
РБК
Правительство решило не компенсировать авиакомпаниям рост цен на керосин
Герман Костринский
КоммерсантЪ
Utair собирает аргументы для кредиторов
А. Фадеева, В. Комарова, Т. Дзядко, П. Канаев
РБК
Акимов и Козак обсудят механизм ограничения роста цен на авиатопливо
Тимофей Дзядко, Петр Канаев, Мария Кокорева, Евгения Маляренко
РБК
В правительстве назвали варианты вывода Utair из кризиса
Андрей Загорский
КоммерсантЪ-FM
Льготные условия ускользают от авиакомпаний
Вера Кюппер
Наука и техника
ХХI век: эра электросамолетов и реактивных электродвигателей
Герман Костринский
КоммерсантЪ
Государство оплатит укорачивание SSJ. Но для МС-21 в бюджете пока средств не нашли
Мария Кокорева, Екатерина Литова, Валерия Комарова
РБК
На совещании в Минтрансе UTair не представила новую финансовую модель
Ксения Чемоданова
360TV
«Аэродромные службы работают отвратительно». Почему самолет в аэропорту Домодедово врезался в столб
Роман Азанов
ТАСС
"Небо как соты. И там очень мало места". Как авиадиспетчеры разводят самолеты
Иван Сафронов, Герман Костринский
КоммерсантЪ
Госбанки поставят на крыло. ОАК рассчитывает привлечь их в свои гражданские проекты
Иван Сафронов, Всеволод Инютин
КоммерсантЪ
А вместо сердца пламенный министр. Владимир Пучков перешел на работу в авиастроение
Алексей Рамм
Известия
Спорная солянка: нужны ли России крылатые ракеты средней дальности

РИА Новости
В "Роскосмосе" заявили, что госкорпорация выходит из кризиса
Фокеева Людмила
Военно-промышленный курьер
Микроны – в миллионы
Алексей Рамм Алексей Козаченко
Известия
Северная Миграция: в Арктике будет создан истребительный авиаполк
Максим Рубченко
РИА Новости
Утомленные рынком: авиакомпании опять требуют повышения цен на билеты
Ольга Коленцова
Известия
Сверхпроводник на борту: в России создали мощный электрический авиадвигатель
Наталья Ионова
Forbes
Битва на равных: зачем «Аэрофлот» судится с недовольными клиентами
Иван Сафронов, Александра Джорджевич
КоммерсантЪ
Россия продала Армении истребители как себе. Четыре Су-30СМ ушли покупателю по внутрироссийским ценам
Антон Лавров
Известия
Не все "Панцири" по зубам
Герман Костринский, Дмитрий Козлов
КоммерсантЪ
Авиакеросин встал поперек двигателей. Перевозчики вынуждены чаще их ремонтировать

ТАСС
Пассажиропоток аэропортов РФ в 2018 году поставил рекорд за историю гражданской авиации
Александра Джорджевич, Иван Сафронов
КоммерсантЪ
Военной авиации обещано скорейшее исправление
Наталья Козлова
Российская газета
Посадка себе дороже
Юрий Гаврилов
Российская газета
По команде - "Перехват"
Алексей Рамм, Богдан Степовой
Известия
От бинта: армия начнет закупать медицинские вертолеты
Алексей Рамм, Алексей Козаченко
Известия
Полчаса до полюса: скоростные истребители взяли Арктику под контроль
Тимур Латыпов
БИЗНЕС Online
"Смирно"! Для оборонщиков и градозащитников: 5 интриг визита Сергея Шойгу в Казань
Полина Гриценко
Известия
Пальцем в небо: граница в аэропортах станет электронной
Роман Шимаев, Анна Лушникова
RT
Приближался к госгранице: российский истребитель Су-27 перехватил самолёт-разведчик США в небе над Балтикой
Герман Костринский, Дмитрий Козлов
КоммерсантЪ
Авиакеросин подешевел без последствий
Николай Проценко
Взгляд
Почему цены на авиабилеты должны неизбежно расти
Анатолий Цыганок
Независимое военное обозрение
Пассажиров встретят снарядами и ракетами
Марина Мазина
РБК
Бум авиаперелетов в действии: акции United Technologies резко подорожали
Ольга Коленцова
Известия
Бери больше, лети дальше: новый конвертоплан может преодолеть 300 км
Валерия Комарова, Петр Канаев
РБК
Минтранс запросил больше 200 млрд руб. на региональные аэропорты
Валерия Комарова
РБК
Авиакомпании не смогли переложить рост стоимости топлива на пассажиров
Максим Казанин
Военно-промышленный курьер
"Длинный меч" замахнется на Корею и Японию

 

 

 

 

Реклама от YouDo
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer