Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Этот день приближали 30 лет: казанский Ми-38 купят и для Путина


23 ноября 2018 года Тимур Латыпов, Бизнес Онлайн


На Казанском вертолетном заводе сегодня взлетел Ми-38Т — стартовая машина из первого для данного типа воздушного судна заказа. Пауза с серией затянулась, учитывая, что первый полет опытного образца был аж в 2003-м. КВЗ возлагает на 38-й немалые надежды, особенно на фоне кризиса спроса на Ми-8. Но, чтобы продать эти машины, придется изрядно попотеть — не каждый купит такую дорогую игрушку, практическое применение которой вызывает вопросы.

ВОЕННЫЕ БЕРУТ НА БУКСИР ПРОГРАММУ-ДОЛГОСТРОЙ
 
Эффектно, в облаках снежной пыли от винтов, предстал сегодня перед созванными на КВЗ журналистами новенький Ми-38. После скоростной рулежки машина с тяжелой грацией поднялась в воздух, выполнила несколько фигур пилотажа и покружила над заводом.
 
Впрочем, это не просто Ми-38 (полеты прототипов мы наблюдали не раз), а первая машина первого заказа, то есть первый серийный «38-й». Как известно, два таких вертолета в варианте Ми-38Т (десантно-транспортный) берет министерство обороны России. Заявлено, что на этих бортах будут только российские комплектующие. Из новшеств специально для военных отмечают авариестойкую топливную систему, дополнительный топливный бак, легкосъемные кресла для десантников, ролинговую оснастку для транспортировки автомобилей, дополнительные опоры стоек шасси для посадки на мягкий грунт. Машины должны сдать в 2019 году, при этом первая пройдет цикл испытаний в интересах военных.
 
Сегодняшний полет можно назвать важной вехой для российского вертолетостроения, ведь Ми-38 начали создавать еще в конце 80-х. Работа над проектом началась на Московском вертолетном заводе им. Миля (МВЗ) в 1988 году, к изготовлению опытного образца на КВЗ приступили в 1993-м, первый полет был намечен на 1995 год, а серийное производство предполагалось начать в 1998-м. Однако первый полет Ми-38 состоялся лишь 22 декабря 2003 года.
 
В 1994-м для продвижения программы создали ЗАО «Евромиль». МВЗ отвечал в нем за проектирование, наземные и летные испытания, КВЗ — за постройку прототипов, серийное производство, продажу и сопровождение вертолетов в СНГ, Eurocopter (компания образована в 1992 году в результате объединения вертолетных подразделений французской Aerospatiale Matra и германской DaimlerChrysler Aerospace; ныне — Airbus Helicopters) — за пилотажно-навигационное оборудование, международную сертификацию, продажу и обслуживание в дальнем зарубежье. Но в 2003 году Eurocopter вышел из состава учредителей «Евромиля».
 
Большой проблемой стали двигатели. На вертолет решили установить PW 127/TS от Pratt & Whitney Canada — своих двигателей такого класса не было. С ними и взлетел первый прототип. Предполагалось, что в Россию в виде комплектующих поставят до 500 двигателей (стоимость одного — $1,2 млн). Однако после российско-грузинской войны заокеанская сторона, сославшись на организационные изменения, пошла на попятную. В мае 2009-го появились сообщения, что канадцы выходят из проекта. Через год было заявлено, что проект сотрудничества с Pratt & Whitney Canada находится в стадии рассмотрения госдепом США, который очень беспокоит, что комплектующие будут использоваться на военно-транспортных машинах. В 2013 году двигатели так и не были поставлены, но тогда же стало известно, что единственным вариантом для Ми-38 видят разрабатывающийся петербургским ОАО «Климов» двигатель ТВ7-117В. Сегодня заявляют, что ТВ7-117В отработан, но достоверно подтвердить это можно будет, только когда начнется активная эксплуатация.
 
ВЕРТОЛЕТ ПРОГРЕССИВНЫЙ, НО КТО ЕГО КУПИТ?
 
Вот только эксплуатантов еще предстоит поискать. Да, как справедливо заявляет КВЗ, машина вобрала в себя все актуальные наработки российских вертолетостроителей, она достаточно скоростная, с современной кабиной, высокой степенью автоматизации, в ней заложены решения, снижающие трудоемкость эксплуатации. Однако есть несколько но.
 
Во-первых, рынок для Ми-38 будет объективно меньше, чем для более легкого бестселлера КВЗ — Ми-8/17: доля сегмента вертолетов с максимальной взлетной массой 16–20 т на сегодня составляет всего 3% мирового рынка винтокрылых машин. По сути, единственный конкурент в сегменте — итало-британский AW101. Сегодня управляющий директор КВЗ Юрий Пустовгаров, отвечая на вопрос журналистов, есть ли у Ми-38 иностранные аналоги, вообще заявил, что их нет.
 
Как бы то ни было, чтобы найти широкий спрос у коммерческих эксплуатантов, любому новому вертолету надо быть либо легче Ми-8, либо заметно тяжелее. Ми-38 — ни то ни другое. Его грузоподъемность — 5–6 тонн, у Ми-8 — 4–5 тонн. Разница несущественная, особенно если учесть, что Ми-8 уже обкатан и стоит в три раза дешевле. Эксперты справедливо указывают, что широкого эксплуатанта не интересует, что это Ми-38 — вертолет нового поколения, ведь его функции легко выполняют «восьмерки». К тому же сейчас конкуренты из Улан-Удэ сделали Ми-171А2, который по своим характеристикам близок к Ми-38, но дешевле в себестоимости и эксплуатации.
 
Во-вторых, цена. Как не раз говорили источники «БИЗНЕС Online», Ми-38 — это вертолет, который смогут купить только государственные структуры, при этом даже традиционным небедным потребителям вертолетных услуг — «Газпрому» и «Роснефти» — будет тяжело решиться на такую покупку. Сегодня Пустовгаров уклонился от ответа на вопрос «БИЗНЕС Online» о стоимости машины. Странно, что из этого делают тайну. Предположительно, это будет не менее $20 миллионов.
 
Впрочем, некогда Ми-38 и задумывался именно как дорогой вертолет, который бы продавали в количестве двух-трех машин в год, чтобы КВЗ мог переждать трудные времена. Дело в том, что спрос на Ми-17 цикличен, поэтому по классической вертолетостроительной схеме должна быть гамма техники, которая в любой момент, независимо от состояния рынка по той или иной продукции, должна заменить продукт, который перестает пользоваться спросом. Так, в конце 90-х на КВЗ задумали выстроить систему, которая бы не зависела от циклов». Речь идет о создании линейки продукции в дополнение к Ми-8/Ми-17: «Актай», «Ансат» и Ми-38. Поэтому странно, что сегодня говорят чуть ли не о массовой серии Ми-38. Например, Пустовгаров сообщал, что план на ближайшие три года — 16 машин.
 
Словом, найти покупателей будет сверхтрудно. Тем не менее дело движется. По данным источника «БИЗНЕС Online», помимо Ми-38Т военных, на КВЗ уже заложены еще два борта. Один, предположительно, будет бортом минпромторга России, второй пойдет в специальный летный отряд «Россия», обслуживающий высших чиновников, в том числе Владимира Путина. Отметим, что СЛО — традиционный покупатель продукции КВЗ.
 
…И НОВАЯ МЕДИЦИНСКАЯ НАЧИНКА
 
Также сегодня на КВЗ прошла церемония передачи очередного медицинского «Ансата». Дело сопровождалось незаметной, но важной премьерой: Казанский агрегатный завод представил новый вертолетный медицинский модуль. Не зря его решил оценить и гендиректор «Вертолетов России» Андрей Богинский.
 
Как рассказал «БИЗНЕС Online» гендиректор агрегатного завода Георгий Муштаков, если ранее ценилась универсальность вертолета (то есть возможность быстро конвертировать его из медицинского в пассажирский), то с развитием программы санавиации появилась необходимость в чисто медицинских воздушных судах. Отсюда и новые требования к специализированному наполнению.
 
По его словам, раньше, для того чтобы модуль было удобно снять-поставить, приходилось жертвовать удобством загрузки пациента, поэтому были нарекания от эксплуатантов. Сегодня проблема решена. Новая, неснимаемая медицинская начинка «Ансата» состоит из нескольких частей, в частности, появилась самостоятельная загрузочная платформа. Теперь в вертолет можно без усилий загружать как носилки, так и стандартную каталку скорой помощи. Кроме того, как заверил Муштаков, медицинские работники теперь будут размещаться в салоне более продуманно.
 
Как отметил сегодня Богинский, сейчас программа по развитию санавиации распространяется только на 34 региона, это не дело — надо расширить ее до масштабов всей страны.



комментарии (0):













Материалы рубрики

Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Алюминиевые образцы: ученые создадут из лома высокопрочные детали для самолетов

93.ru
На Кубани планируют возродить малую авиацию
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
Альтернатива Турции и ОАЭ: туроператоры ожидают всплеск спроса на отдых в Китае
Любовь Капустина
Российская газета
"Ангара" может прекратить полеты: кто может заменить компанию и скажется ли это на перевозках?
Наталия Ячменникова
Российская газета
С дроном на "ты". Университет гражданской авиации получил сертификаты летной годности на тяжелый беспилотник
Елена Сухорукова, Дарья Молоткова
РБК
У крупнейшего оператора duty free в Шереметьево сменился собственник
Иван Сало
РБК
МС-21: что это за самолет, его характеристики и роль в российской авиации



Валентина Аверьянова
Известия
На взлет: в России вводят новый авиационный сбор для пассажиров
Татьяна Копылова
Деловой Петербург
"Это очень критично": поможет ли новая станция метро аэропорту Пулково
Ирина Ионина
Известия
Летний под дых: кто компенсирует туристам расходы после транспортного коллапса
Ксения Ерохина
Деловой Петербург
Платят пассажиры: как новый сбор Минтранса повлияет на стоимость авиабилетов
Ярослав Солонин
Lenta.ru
«Я – последняя собака в космосе» 65 лет назад СССР запустил в космос Белку и Стрелку. Как это спасло жизнь Гагарину?
Валентина Аверьянова
Известия
Без барьеров: как авиация делает перелеты доступными для людей с РАС
Ольга Федорова
Московский Комсомолец
Над Аляской «закрыли небо»: что скрывается за мерами авиабезопасности саммита
Любовь Капустина
Российская газета
Это дорого, но эффективно: эксперты рассказали, как "мокрый" лизинг мог бы помочь авиаперевозчикам России
Сергей Прудников
Известия
Полет смысла: как будут развиваться российские гражданские дроны
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
В Смольном раскрыли детали испытаний беспилотников в Петербурге
Николай Сергеев
Москвич
Критический фактор: почему авиаколлапс лета 2025 погубил российский средний класс
Елена Рузлева
Forbes
Разбор полетов: чем для акций «Аэрофлота» обернется атака хакеров и задержки рейсов
Антон Белый
Известия
Молодой по весу: в РФ разработали сверхлегкую ракету-носитель для запуска спутников
Герман Костринский, Екатерина Шокурова, Анна Балашова
РБК
Атака хакеров на «Аэрофлот»: сколько это может стоить компании
Елена Балаян, Валерия Мишина, Яна Штурма, Валерий Кодачигов
Известия
Игра на вылет: на что рассчитывать пассажирам отмененных рейсов «Аэрофлота»
Егор Малков
Деловой Петербург
Сломать систему: как сбой "Аэрофлота" отзовётся на вылетах из Петербурга
Петр Канаев
РБК
Андрей Иванов заявил о работе по предотвращению банкротства «Домодедово»
Мария Недюк, Юлия Леонова
Известия
В дроновом режиме: на интеллектуальные беспилотники выделили 262,5 млн рублей
Екатерина Тропова
АТОР
Российские аэропорты закрывали более 260 раз с начала мая
Наталья Башлыкова, Яна Штурма, Виктор Синеок
Известия
Команда на слёт: интерес туристов к Геленджику подскочил вдвое перед открытием аэропорта
Полина Собакина
Известия
Аэропорт Геленджика открылся: как это повлияет на рост турпотока
Максим Манаев, Тимофей Волков, Федор Горбунов
Известия
Бремя ремонта: крейсер «Адмирал Кузнецов» могут сдать на металлолом
София Прохорчук, Владимир Гаврилов
Известия
Воздушные рамки: какие компенсации положены за отмену 485 рейсов
Екатерина Шокурова
РБК
ГЛОНАСС разработает стандарты кибербезопасности для дронов

РБК
Глава «России»: «Каждый 2-й рейс на SSJ100 — между Москвой и Петербургом»
Герман Костринский
РБК
«Россия» начала сравнивать российский и французский двигатели для SSJ-100
Алёна Алёша
Деловой Петербург
Регистрация улыбкой: Петербург узаконит биометрию в аэропортах
София Прохорчук, Ирина Ионина, Самира Сабирова
Известия
Задача на вылет: авиакомпании готовят вывозные рейсы с Ближнего Востока
Анастасия Николаева
Интерфакс
Новый космический проект: какие приоритетные направления выбрала Россия?
Ольга Ларина
Деловой Петербург
Зона турбулентности. Забастовки в Финляндии обрушили авиаперевозки
Иван Сало
РБК
Что такое Crew Dragon: история, миссия, полеты, список кораблей
Любовь Можаева
MASHNEWS
И внутри будет отечественное. Минпромторг решил потратить 4 млрд на начинку самолетов
Сергей Андрейкин
Деловой Петербург
Пулково опередил зарубежные аэропорты по внедрению биометрии
Любовь Можаева
MASHNEWS
С овальным фюзеляжем. На самолеты нового поколения Минпромторг потратит еще 13 млрд
Мария Недюк
Известия
Что указано пером: птицы помогут создать автономные системы навигации для дронов
Кирилл Фенин
Известия
Полетное создание: РФ и Сербия работают над запуском новых авиарейсов
Петр Канаев, Герман Костринский
РБК
Правкомиссия отказала крупнейшему аэропорту Камчатки в повышении тарифов
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Отлетались? Программа производства новых самолетов опять попала под нож
Андрей Коршунов, Юлия Леонова
Известия
Общий взлет: в РФ создали первую универсальную станцию внешнего управления дронами
Анастасия Львова
Эксперт
Дронов становится всё больше
Екатерина Шокурова
РБК
Эксперты разработали концепцию «цифрового неба России»
Мария Фролова
Известия
Лишние пассажиры: в Минтрансе предложили ввести овербукинг на частых рейсах

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer