Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное



Главная Обзоры СМИ Статьи


Центр высокого полета


26 ноября 2018 года Анна Героева, КоммерсантЪ - Приложение (Business Guide)


Неотъемлемой частью научной и корпоративной жизни ЦАГИ является авиамоделизм. Институт активно поддерживает традиции развития этого вида спорта, постоянно привлекая в свою команду новых участников. На базе собственного инновационного центра, который находится в Технопарке ЦАГИ, молодые инженеры и ученые строят авиамодели и регулярно завоевывают титулы чемпионов международных соревнований.

Кузница молодых авиаконструкторов
 
«Свои первые авиационные модели мои ученики делают из пенопласта, что достаточно просто. Такие самолеты относительно неплохо летают, и моделирование происходит примерно на пятом занятии. Уже потом мы рассказываем им о наборных конструкциях, теории двигателей, аэродинамике, даем понятие о материалах, прочности и композитах. А начинается курс с урока по технике безопасности, конечно»,— говорит руководитель авиамодельного кружка, ведущий инженер второго отделения Центрального аэрогидродинамического института имени профессора Н. Е. Жуковского (ЦАГИ) Николай Чекалин. Для выпускника приборостроительного факультета МАТИ авиация — это не просто увлечение с детства, а профессия. Он мечтал стать летчиком, но не вышло по состоянию здоровья — сегодня ему 73 года, из них 40 он преподает в авиамодельном кружке. Сейчас в нем занимаются восемь детей в возрасте от 8 до 13 лет. Авиамодельный кружок — это кузница кадров для ЦАГИ и для всей авиаотрасли. «Уже третий год при институте работает Молодежный инновационный технический центр (МИТЦ) с авиамодельным кружком, где школьники знакомятся с азами аэродинамики, получают практические навыки самолето- и вертолетостроения, вовлекаются в научную и исследовательскую работу. Условия, в которых они учатся делать небольшие самолеты, дают возможность получить основные знания, необходимые будущим авиастроителям. МИТЦ занимает три больших помещения, где сначала можно виртуально построить модель, затем ее сконструировать, после чего испытать в помещении для пробных запусков. «Выпускники нашего молодежного центра могут в будущем попробовать себя в более серьезных проектах на территории Технопарка, например в разработке и производстве сверхлегких летательных аппаратов или в проектировании и создании учебной аэродинамической трубы для проведения испытаний, которую воплощает в жизнь компания "Эволюшн Лаб"»,— говорит заместитель начальника комплекса перспективного развития и руководитель проекта «Технопарк ЦАГИ» Дмитрий Чернышев (о том, как будет создаваться Технопарк, см. стр. 7). По словам Николая Чекалина, занимаются в кружке в основном мальчишки, девочек за все время его существования было не больше десяти, и так или иначе большинство посетителей кружка связывают свою дальнейшую жизнь с авиацией, поступая в МАИ или на профильные факультеты МФТИ. А по окончании университета многие идут работать в ЦАГИ, как это сделали, например, нынешние сотрудники института Андрей Шаповалов, Сергей Ременчуг, Александр Клюев. Их коллега Федор Абрамов тоже работает в ЦАГИ на технической должности, но при этом помогает Николаю Чекалину вести занятия в кружке. «Это хорошо, что он вернулся: у него с нашими ребятами разница всего в десять, что ли, лет — он с ними находит общий язык быстрее меня»,— говорит Николай Чекалин.
 
От станка к пьедесталу почета
 
Центр открыт для школьников, увлеченных авиацией и связывающих с ней свое будущее. Дети, посещающие кружок, не обязательно в дальнейшем станут авиаконструкторами, но они получат ценный опыт и знания, а некоторые, возможно, свяжут свою жизнь с авиамодельным спортом. Авиамоделизм в России ведет свою историю с 1926 года, когда в Москве впервые прошли официальные всесоюзные соревнования. С тех пор они проводятся регулярно, представители авиамодельного кружка и сотрудники ЦАГИ не раз становились победителями российских и международных первенств — сейчас они лидеры сборной по авиамодельному спорту в разных дисциплинах. На базе МИТЦ были созданы десятки авиамоделей, простых и сложных, в том числе чемпионские — титулованными спортсменами, сотрудниками ЦАГИ. В конце июля они участвовали в чемпионате Европы по авиамодельному спорту в дисциплине свободно летающих моделей самолетов, который проводится раз в два года. Среди 27 команд было разыграно три комплекта медалей в трех классах авиамоделей (планеры, резиномоторные и таймерные модели). По итогам состязаний, которые проводились в городе Сентеш (Венгрия), 28-летний инженер беспилотных летательных аппаратов сотрудник научно-производственного комплекса ЦАГИ Альберт Булатов привез золотую медаль: он стал лучшим в классе резиномоторных моделей самолетов. И это не первая победа сотрудников ЦАГИ. Ранее восемь сотрудников института принимали участие в нескольких этапах Кубка России в Нальчике. Лучшим в своем классе на четвертом этапе Кубка стал Альберт Булатов, а Юрий Евдокимов завоевал бронзу в классе планеров. Титул чемпиона Европы не первый в копилке достижений Булатова. В 2013 году он стал чемпионом мира по авиамодельному спорту, и это далеко не полный список его побед. «Альберт Булатов — заслуженный мастер спорта по свободно летающим моделям самолетов и один из самых титулованных спортсменов в российской сборной, где высокая конкуренция, хотя вид спорта и не является олимпийским. В 37 спортивных дисциплинах у нас выступают больше сотни спортсменов со всей России»,— говорит Игорь Трифонов, вице-президент федерации авиамодельного спорта РФ. Каждый спортсмен проделал свой путь к пьедесталу почета. Альберт Булатов пришел в авиамодельный кружок в возрасте восьми лет. Мастер спорта международного класса и чемпион мира 2011 года 36-летний Юрий Евдокимов занимается авиамодельным спортом с 10 лет: свою первую авиационную модель он склеил в Смоленске в кружке юных техников, будучи школьником. Чемпион Европы 2016 года Алексей Бурдов занимается авиамодельным спортом с 12 лет. При этом каждый сотрудник ЦАГИ и по совместительству титулованный спортсмен после кружка получил высшее образование в МАИ, точно зная, что в будущем желает связать свою жизнь с авиастроением. «В нашем виде спорта нет случайных людей, только настоящие профессионалы. Сотрудники ЦАГИ — одни из лучших спортсменов в стране»,— говорит Игорь Трифонов. Среди сотрудников ЦАГИ — два заслуженных мастера спорта, четыре КМС и шесть МС.
 
Хобби и труд рядом идут
 
Авиамоделизм — профильный вид спорта и одна из главных составляющих корпоративной деятельности ЦАГИ. «Федерация, как правило, мало что оплачивает спортсмену. Институт помогает нам во многом»,— говорит Альберт Булатов. Главное, что дает спортсмену ЦАГИ,— это возможность развиваться. Работать над своей авиамоделью можно прямо здесь, но, конечно, не в рабочее время. Перед важными соревнованиями можно тренироваться — запускать модель. Они у Булатова непростые. Он выступает в дисциплине «резиномоторная модель»: такие модели поднимает в воздух резиновый двигатель, представляющий собой кольцо диаметром 300 мм из резины сечением 14 мм. Для изготовления двигателя необходимо 30 г такой резины. Резиновое кольцо вкручивается внутри фюзеляжа, и один конец крепится в одной части фюзеляжа, второй — на вал винта в носу фюзеляжа. Винт создает тягу, и модель взлетает. Конечно, для многих спортсменов участие в соревнованиях и выступления в составе сборной страны по авиамодельному спорту — это хобби. Однако оно тесно связано с основной деятельностью сотрудников ЦАГИ и помогает им в основной работе: опыт, полученный при подготовке к соревнованиям и участии в них, способствует развитию ряда направлений авиамоделизма. «Чтобы построить модель, мы проходим все этапы производственной подготовки, в частности делаем вакуумное формование, готовим матрицу, проектируем — делаем все, как на производстве, только в масштабе моделей. Например, мы сделали уникальную модель с дополнительной механизацией крыла с закрылкой, благодаря которой я получил преимущество на чемпионате мира во Франции в 2013 году»,— говорит заслуженный мастер спорта Альберт Булатов. Начальник отдела научно технического центра научно-производственного комплекса Юрий Евдокимов сделал на базе МИТЦ свободно стопорящую динамически подобную авиамодель (она геометрически подобна натурному летательному аппарату), с которой завоевал не один чемпионский титул. «Класс наших моделей называется "свободно летающая модель планера". Задача конструктора и участника соревнований так ее спроектировать, чтобы она продержалась в воздухе дольше, чем у конкурентов»,— говорит Юрий Евдокимов. В нынешнем году он стал обладателем Кубка России в классе моделей планеров, соревнования проходили в несколько этапов в разных городах страны, в зачет пошло три лучших его результата. Состязание было непростым — конкурентов у Евдокимова оказалось много: только в Нальчике было 75 участников со всей России, там сотрудник ЦАГИ стал вторым. Модель самолета, с которой Евдокимов заявился на высокие соревнования, он делает в том числе из композиционных материалов, поэтому она получается прочной и очень легкой, несмотря на немалые размеры. «У нас допускается площадь модели от 32 до 34 кв. дм, а в сборке она должна весить как минимум 410 г, а длина леера не превышать 50 м. Такая модель способна залететь на 125 м за счет динамического старта»,— говорит Юрий Евдокимов. На соревнования можно заявить четыре модели, для этого спортсмен должен сделать их сам, совершенствуя и применяя новые аэродинамические решения. У Евдокимова пять моделей. Спортсмен сделал их за последние пять лет, внедряя свои и чужие наработки, стремясь облегчить конструкцию, чтобы она дольше продержалась в воздухе. На крупных соревнованиях дают несколько стартов — обычно это семь полетов длительностью от 3 до 4 минут. Модель не управляется с земли и летит туда, куда дует ветер. Она может улететь далеко, и спортсмен должен найти ее и вернуться на место старта в течение 10 минут. Выигрывает тот, чей самолет дольше всех планирует в воздухе. Спортсмены ЦАГИ постоянно работают над моделями и продолжают готовиться к новым соревнованиям, в частности к чемпионату мира по авиамодельному спорту, который пройдет в октябре 2019 года в Калифорнии.



комментарии (0):






Материалы рубрики


Forbes
СМИ сообщили об отказе в Европе от российских Sukhoi Superjet 100
Герман Костринский
КоммерсантЪ
Авиационные выбросы некому принять
Сергей Самарин
Известия
Вид сверху: ВКС России нуждаются в обновлении парка «летающих радаров»
Андрей Меньшенин
Фонтанка
Почему самый большой самолет больше не нужен. Даже в самой большой стране
Первин Мамед-заде
ТАСС
Курс на Касабланку. Марокко укрепляет статус важного авиатранспортного узла Африки
Иван Сафронов, Александра Джорджевич
КоммерсантЪ
В третий раз на те же «МиГи»
Мария Бухарова, Алексей Петров
Известия
Отменный курс: снегопады оставили пассажиров «Аэрофлота» дома
Анастасия Николаева
Интерфакс
Сверхзвуковой, пассажирский



Александр Рассохин
КоммерсантЪ
Сверхзвуковые пассажирские самолеты ускорили высшим указом
Валерия Комарова, Петр Канаев, Мария Кокорева
РБК
Лебедев создаст VIP-авиакомпанию с совладельцем Внуково, ВЭБом и ОАК
Сергей Бабкин
Российская газета
В операционную по воздуху
Мария Кокорева, Алина Фадеева, Валерия Комарова
РБК
Правительство решило не компенсировать авиакомпаниям рост цен на керосин
Герман Костринский
КоммерсантЪ
Utair собирает аргументы для кредиторов
А. Фадеева, В. Комарова, Т. Дзядко, П. Канаев
РБК
Акимов и Козак обсудят механизм ограничения роста цен на авиатопливо
Тимофей Дзядко, Петр Канаев, Мария Кокорева, Евгения Маляренко
РБК
В правительстве назвали варианты вывода Utair из кризиса
Андрей Загорский
КоммерсантЪ-FM
Льготные условия ускользают от авиакомпаний
Вера Кюппер
Наука и техника
ХХI век: эра электросамолетов и реактивных электродвигателей
Герман Костринский
КоммерсантЪ
Государство оплатит укорачивание SSJ. Но для МС-21 в бюджете пока средств не нашли
Мария Кокорева, Екатерина Литова, Валерия Комарова
РБК
На совещании в Минтрансе UTair не представила новую финансовую модель
Ксения Чемоданова
360TV
«Аэродромные службы работают отвратительно». Почему самолет в аэропорту Домодедово врезался в столб
Роман Азанов
ТАСС
"Небо как соты. И там очень мало места". Как авиадиспетчеры разводят самолеты
Иван Сафронов, Герман Костринский
КоммерсантЪ
Госбанки поставят на крыло. ОАК рассчитывает привлечь их в свои гражданские проекты
Иван Сафронов, Всеволод Инютин
КоммерсантЪ
А вместо сердца пламенный министр. Владимир Пучков перешел на работу в авиастроение
Алексей Рамм
Известия
Спорная солянка: нужны ли России крылатые ракеты средней дальности

РИА Новости
В "Роскосмосе" заявили, что госкорпорация выходит из кризиса
Фокеева Людмила
Военно-промышленный курьер
Микроны – в миллионы
Алексей Рамм Алексей Козаченко
Известия
Северная Миграция: в Арктике будет создан истребительный авиаполк
Максим Рубченко
РИА Новости
Утомленные рынком: авиакомпании опять требуют повышения цен на билеты
Ольга Коленцова
Известия
Сверхпроводник на борту: в России создали мощный электрический авиадвигатель
Наталья Ионова
Forbes
Битва на равных: зачем «Аэрофлот» судится с недовольными клиентами
Иван Сафронов, Александра Джорджевич
КоммерсантЪ
Россия продала Армении истребители как себе. Четыре Су-30СМ ушли покупателю по внутрироссийским ценам
Антон Лавров
Известия
Не все "Панцири" по зубам
Герман Костринский, Дмитрий Козлов
КоммерсантЪ
Авиакеросин встал поперек двигателей. Перевозчики вынуждены чаще их ремонтировать

ТАСС
Пассажиропоток аэропортов РФ в 2018 году поставил рекорд за историю гражданской авиации
Александра Джорджевич, Иван Сафронов
КоммерсантЪ
Военной авиации обещано скорейшее исправление
Наталья Козлова
Российская газета
Посадка себе дороже
Юрий Гаврилов
Российская газета
По команде - "Перехват"
Алексей Рамм, Богдан Степовой
Известия
От бинта: армия начнет закупать медицинские вертолеты
Алексей Рамм, Алексей Козаченко
Известия
Полчаса до полюса: скоростные истребители взяли Арктику под контроль
Тимур Латыпов
БИЗНЕС Online
"Смирно"! Для оборонщиков и градозащитников: 5 интриг визита Сергея Шойгу в Казань
Полина Гриценко
Известия
Пальцем в небо: граница в аэропортах станет электронной
Роман Шимаев, Анна Лушникова
RT
Приближался к госгранице: российский истребитель Су-27 перехватил самолёт-разведчик США в небе над Балтикой
Герман Костринский, Дмитрий Козлов
КоммерсантЪ
Авиакеросин подешевел без последствий
Николай Проценко
Взгляд
Почему цены на авиабилеты должны неизбежно расти
Анатолий Цыганок
Независимое военное обозрение
Пассажиров встретят снарядами и ракетами
Марина Мазина
РБК
Бум авиаперелетов в действии: акции United Technologies резко подорожали
Ольга Коленцова
Известия
Бери больше, лети дальше: новый конвертоплан может преодолеть 300 км
Валерия Комарова, Петр Канаев
РБК
Минтранс запросил больше 200 млрд руб. на региональные аэропорты
Валерия Комарова
РБК
Авиакомпании не смогли переложить рост стоимости топлива на пассажиров
Максим Казанин
Военно-промышленный курьер
"Длинный меч" замахнется на Корею и Японию

 

 

 

 

Реклама от YouDo
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer