Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное



Главная Обзоры СМИ Статьи


Боевая колбаса


6 ноября 2018 года Константин Барановский, Военно-промышленный курьер


Кадры кинохроники про оборону Москвы или Ленинграда трудно представить без аэростатов заграждения. Казалось бы, мешок, наполненный газом, фиксируемый тросом на месте, чтобы не улетел, а какая эффективность!

Аэростаты заграждения использовались для повреждения самолетов при столкновении с тросами, оболочками или подвешиваемыми зарядами взрывчатого вещества. Начало применения – Первая мировая. 23 июля 1917 года австро-венгерская авиация при атаке итальянских позиций потеряла четыре самолета вследствие повреждения тросами аэростатов заграждения. Это, как принято считать, первая победа нового средства ПВО.
 
Небесная стража
 
В декабре 1930 года Реввоенсовет СССР принял постановление «О противовоздушной обороне тыла», в котором впервые заходит речь о формировании частей аэростатов заграждения.
 
Во время Второй мировой с помощью привязных аэростатов выполнялись боевые задачи по организации противовоздушной обороны крупных городов страны, по наблюдению за войсками противника и корректировке огня артиллерии, по подготовке парашютистов-десантников.
 
“Максимальная высота подъема разных типов аэростатов варьировалась от 2,8 до 5,2 километра”
 
К началу войны Красная армия располагала десятью дивизионами аэростатов заграждения. Это был законченный боевой комплекс. Такую воздушную минно-тросовую завесу, которую обеспечивали посты с тандемными или одиночными аэростатами, можно было по масштабу и эффекту сравнить с заминированной акваторией. С 1941 по 1944 год, по сообщению фронтовых частей ПВО, зафиксировано более 121 столкновения самолетов с тросом аэростатов заграждения.
 
За годы войны в составе Красной армии были сформированы три дивизии и 17 отдельных дивизионов аэростатов заграждения, 10 отдельных дивизионов аэростатов наблюдения и один отдельный воздухоплавательный отряд ВДВ. В общей сложности насчитывалось около трех тысяч постов и более 50 тысяч человек личного состава. Наличие в системе ПВО аэростатов заграждения вынуждало самолеты противника летать на больших высотах и затрудняло прицельное бомбометание с пикирования.
 
Система противовоздушной защиты Москвы к началу налетов люфтваффе включала 602 боевых самолета ПВО, 1044 зенитных орудия среднего и малого калибров, 336 счетверенных пулеметов, 618 зенитных прожекторов, свыше 600 постов воздушного наблюдения, оповещения и связи, 124 аэростата заграждения. Впрочем, Маршал Советского Союза Георгий Жуков в «Воспоминаниях и размышлениях» отмечал, что аэростатов нужно было в два раза больше. За один раз по всей системе обороны Москвы требовалось поднимать в воздух одновременно около 300 аэростатов. Аэростаты заграждения использовались для противовоздушной обороны многих городов СССР, в частности в Сталинграде действовали 6 и 26-й отдельные дивизионы.
 
За годы Великой Отечественной промышленностью Советского Союза было выпущено около 10 тысяч единиц различных типов привязных аэростатов: КО-1, КВ-КН, КАЗ, К6В-К6Н, БАЗ-136, МАЗ-1, АН-540, КАН-640, ДАГ-1. В войска поставлено около 10 миллионов метров троса и необходимое количество наземной техники: водороддобывающих установок, аэростатных лебедок, газгольдеров и др.
 
По окончании войны большинство воздухоплавательных частей расформировали, личный состав был демобилизован, техника сдана на базы, а затем списана.
 
Чем выше, тем толще
 
Оболочка аэростата делалась из прорезиненной баллонной материи, алюминированной снаружи, и потому имевшей яркий серебристый цвет. Аэростат наполнялся водородом, каждый кубический метр которого имел подъемную силу 1,1 килограмма. Устойчивость в воздухе обеспечивали три кормовых пневматических стабилизатора, наполняемых встречным потоком. К тросу аэростат присоединялся системой бортовых спусков и веревочных строп. К земле крепился бивачными веревками с каждого борта. Также использовался загрузочный балласт.
 
Масса оболочки аэростата – 150–240 килограммов. Она компактно складывается в чехол и переносится шестью бойцами. Наземная автолебедка ЛЗ-3 для запуска аэростата оборудовалась на шасси грузового автомобиля ГАЗ-АА грузоподъемностью 1,5 тонны. Аэростат поднимался в воздух одиночно, а для достижения большего статического потолка высоты подъема применялся тандем – два аэростата, последовательно закрепленных на одном тросе. На земле аэростаты наполнялись водородом на 50–70 процентов объема. При подъеме на высоту за счет уменьшающегося давления атмосферы газ в оболочке расширялся. При опускании происходит обратное явление: водород сжимается, но аэростат сохраняет упругость и форму за счет стягивающей системы или наполнения баллонета воздухом.
 
Cбить аэростат оказывалось делом непростым. Нижняя часть аэростата заполнялась простым воздухом, а не водородом. Обычный снаряд мог не сдетонировать и пройти насквозь, а огромный объем газа через маленькое отверстие выходил крайне медленно. Пробитый аэростат еще долго парил над объектом, а когда опускался, его могли отремонтировать в полевых условиях и снова использовать. Но попытки противодействовать аэростатам предпринимались во многих армиях. Простейшее устройство – параван, то есть трос, которые крепился впереди кабины бомбардировщика и расходился к концам крыльев. Проводились эксперименты на самолетах Ту-2 и Пе-2, нечто похожее немцы испытывали на Ю-88. У немцев и англичан были попытки установки на кромках крыльев специальных резаков. Но массовыми противоаэростатные приспособления так и не стали.



комментарии (0):








Материалы рубрики

Павел Котляр
Газета.ru
«Чертова система»: как Boeing обманул пилотов
Никита Щуренков
КоммерсантЪ
Бургеры duty free
Сергей Титов
КоммерсантЪ
«ЮТэйр» улетела к лету на север
Валентина Гаврикова
РБК
Китайские авиакомпании подадут в суд на Boeing. Чем это грозит
Наталья Пономарева
Интерфакс
Цена драки
Кристина Бочарникова
Интерфакс
Ошибки экипажа
Иван Сафронов
КоммерсантЪ
Президент подал военным "Сухого"
Илья Крамник
Известия
Бульдозером по авиапрому: что будет делать Анатолий Сердюков



Герман Костринский
КоммерсантЪ
SSJ 100 отказали в репутации
Ангелина Мильченко
Газета.ru
Президентский кортеж: Су-57 сопроводили Путина
Анастасия Николаева
Интерфакс
Контракт в силе
Иван Сафронов
КоммерсантЪ
Аудит довел до эмиграции
Сергей Машкин
КоммерсантЪ
SSJ торопился к земле
Наталья Козлова
Российская газета
Цена смерти в полете
Иван Сафронов, Александра Джорджевич
КоммерсантЪ
Выбор настоящих "стратегов"
Герман Костринский
КоммерсантЪ
Из-под Utair выбивают землю. Компания может выйти из UTG и аэропорта Сургута
Михаил Барабанов
Взгляд
Главный урок катастрофы "Суперджета"
Анастасия Николаева
Интерфакс
За безопасность полетов
Николай Протопопов
РИА Новости
Дело в трубе. Как самолеты и ракеты обретают форму
Т. Латыпов, А. Кузнецов, А. Лучников, А. Андреев
Бизнес
«Они постоят у ворот и уедут»: Александр Гомзин «заперся» в обнимку с «Альтаиром»
А. Волобуев, Р. Крецул, А. Рамм, И. Цырулева
Известия
Неверный код: почему пилот Superjet не подал сигнал бедствия
Сергей Машкин
КоммерсантЪ
Катастрофа в штатном режиме
Игорь Надеждин
Lenta.ru
Огненный след

ТАСС
Компания ILS выходит на рынок космического туризма в США
А. Рамм, Р. Крецул, А. Волобуев, И. Цырулева
Известия
Черная полоса: появилась новая версия катастрофы в Шереметьево
А. Галанина, М. Недюк, П. Панов, А. Григорьев
Известия
Экстренный выход: Минтрансу предложили изменить правила эвакуации
Е. Гайва, Н. Козлова, И. Невинная, Н. Ячменникова
Российская газета
Черные ящики рейса SU1492
Валерия Мишина, Александр Черных, Анастасия Курилова
КоммерсантЪ
Тень траура
Дмитрий Серков, Тимофей Дзядко
РБК
Следствие сочло ошибкой экипажа SSJ включенные двигатели и открытое окно

Газета.ru
Жесткая посадка: пожар в российском авиапроме
С. Машкин, Н. Сергеев, А. Соковнин, О.Рубникович, И. Сафронов
КоммерсантЪ
Разбор посадки
Александр Плеханов
Популярная механика
Детеныш «кукурузника»: почему провалился Ан-3
Александр Александров
КоммерсантЪ
Имущество «дочки» МиГа оценят в апелляционном порядке
Кристина Бочарникова
Интерфакс
Причины трагедии
Дмитрий Федюшко, Роман Азанов
ТАСС
"Ил" расправляет крылья. Каковы его перспективы на мировом рынке авиатехники
Иван Сафронов, Герман Костринский, Алексей Соковнин
КоммерсантЪ
Superjet сгорел при посадке
Сергей Фадеичев
Взгляд
Главные проблемы «Суперджета» вовсе не в качестве
Андрей Меньшенин
Фонтанка
Молниеносный пожар. Как за полчаса полет Суперджета «Аэрофлота» превратился в катастрофу
Мария Кокорева
РБК
Минфин предложил просившим денег на топливо авиакомпаниям урезать флот
Антон Благовещенский, Юлия Кривошапко, Екатерина Ясакова
Российская газета
Шеф, взлетай!
Георгий Мосалов, Анна Лушникова
RT
«Компания получает стабильную прибыль»: глава «ЮТэйр» опроверг данные о рисках прекращения полётов из-за долгов
Александр Ермаков
Известия
Открывая американское небо: что может новый российский авиаразведчик
Алексей Рамм, Богдан Степовой
Известия
«Прометей» готов к огню: Ключевые элементы С-500 прошли финальные испытания
Анастасия Николаева
Интерфакс
Долги полетам не помеха
Илья Вайсберг
Журнал "АвиаСоюз"
Технологии оборонки – в гражданское авиастроение

РИА Новости
Эксперт оценил реакцию авиарынка на возможное прекращение полетов Utair
Роман Барский
Наука и техника
F-35: «управление программой неадекватно». Отчет аудиторов и брань главы Пентагона
Роман Барский
Наука и техника
Полный цикл производства самолетов семейства Ан-148/Ан-158. ГП «Антонов» выкупает оснастку
Илья Крамник
Известия
Повелители морей: чем опасны современные авианосцы
Герман Костринский
КоммерсантЪ
Госавиацию просят заплатить за взлет

 

 

 

 

Реклама от YouDo
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer