Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное



Главная Обзоры СМИ Статьи


Боевая колбаса


6 ноября 2018 года Константин Барановский, Военно-промышленный курьер


Кадры кинохроники про оборону Москвы или Ленинграда трудно представить без аэростатов заграждения. Казалось бы, мешок, наполненный газом, фиксируемый тросом на месте, чтобы не улетел, а какая эффективность!

Аэростаты заграждения использовались для повреждения самолетов при столкновении с тросами, оболочками или подвешиваемыми зарядами взрывчатого вещества. Начало применения – Первая мировая. 23 июля 1917 года австро-венгерская авиация при атаке итальянских позиций потеряла четыре самолета вследствие повреждения тросами аэростатов заграждения. Это, как принято считать, первая победа нового средства ПВО.
 
Небесная стража
 
В декабре 1930 года Реввоенсовет СССР принял постановление «О противовоздушной обороне тыла», в котором впервые заходит речь о формировании частей аэростатов заграждения.
 
Во время Второй мировой с помощью привязных аэростатов выполнялись боевые задачи по организации противовоздушной обороны крупных городов страны, по наблюдению за войсками противника и корректировке огня артиллерии, по подготовке парашютистов-десантников.
 
“Максимальная высота подъема разных типов аэростатов варьировалась от 2,8 до 5,2 километра”
 
К началу войны Красная армия располагала десятью дивизионами аэростатов заграждения. Это был законченный боевой комплекс. Такую воздушную минно-тросовую завесу, которую обеспечивали посты с тандемными или одиночными аэростатами, можно было по масштабу и эффекту сравнить с заминированной акваторией. С 1941 по 1944 год, по сообщению фронтовых частей ПВО, зафиксировано более 121 столкновения самолетов с тросом аэростатов заграждения.
 
За годы войны в составе Красной армии были сформированы три дивизии и 17 отдельных дивизионов аэростатов заграждения, 10 отдельных дивизионов аэростатов наблюдения и один отдельный воздухоплавательный отряд ВДВ. В общей сложности насчитывалось около трех тысяч постов и более 50 тысяч человек личного состава. Наличие в системе ПВО аэростатов заграждения вынуждало самолеты противника летать на больших высотах и затрудняло прицельное бомбометание с пикирования.
 
Система противовоздушной защиты Москвы к началу налетов люфтваффе включала 602 боевых самолета ПВО, 1044 зенитных орудия среднего и малого калибров, 336 счетверенных пулеметов, 618 зенитных прожекторов, свыше 600 постов воздушного наблюдения, оповещения и связи, 124 аэростата заграждения. Впрочем, Маршал Советского Союза Георгий Жуков в «Воспоминаниях и размышлениях» отмечал, что аэростатов нужно было в два раза больше. За один раз по всей системе обороны Москвы требовалось поднимать в воздух одновременно около 300 аэростатов. Аэростаты заграждения использовались для противовоздушной обороны многих городов СССР, в частности в Сталинграде действовали 6 и 26-й отдельные дивизионы.
 
За годы Великой Отечественной промышленностью Советского Союза было выпущено около 10 тысяч единиц различных типов привязных аэростатов: КО-1, КВ-КН, КАЗ, К6В-К6Н, БАЗ-136, МАЗ-1, АН-540, КАН-640, ДАГ-1. В войска поставлено около 10 миллионов метров троса и необходимое количество наземной техники: водороддобывающих установок, аэростатных лебедок, газгольдеров и др.
 
По окончании войны большинство воздухоплавательных частей расформировали, личный состав был демобилизован, техника сдана на базы, а затем списана.
 
Чем выше, тем толще
 
Оболочка аэростата делалась из прорезиненной баллонной материи, алюминированной снаружи, и потому имевшей яркий серебристый цвет. Аэростат наполнялся водородом, каждый кубический метр которого имел подъемную силу 1,1 килограмма. Устойчивость в воздухе обеспечивали три кормовых пневматических стабилизатора, наполняемых встречным потоком. К тросу аэростат присоединялся системой бортовых спусков и веревочных строп. К земле крепился бивачными веревками с каждого борта. Также использовался загрузочный балласт.
 
Масса оболочки аэростата – 150–240 килограммов. Она компактно складывается в чехол и переносится шестью бойцами. Наземная автолебедка ЛЗ-3 для запуска аэростата оборудовалась на шасси грузового автомобиля ГАЗ-АА грузоподъемностью 1,5 тонны. Аэростат поднимался в воздух одиночно, а для достижения большего статического потолка высоты подъема применялся тандем – два аэростата, последовательно закрепленных на одном тросе. На земле аэростаты наполнялись водородом на 50–70 процентов объема. При подъеме на высоту за счет уменьшающегося давления атмосферы газ в оболочке расширялся. При опускании происходит обратное явление: водород сжимается, но аэростат сохраняет упругость и форму за счет стягивающей системы или наполнения баллонета воздухом.
 
Cбить аэростат оказывалось делом непростым. Нижняя часть аэростата заполнялась простым воздухом, а не водородом. Обычный снаряд мог не сдетонировать и пройти насквозь, а огромный объем газа через маленькое отверстие выходил крайне медленно. Пробитый аэростат еще долго парил над объектом, а когда опускался, его могли отремонтировать в полевых условиях и снова использовать. Но попытки противодействовать аэростатам предпринимались во многих армиях. Простейшее устройство – параван, то есть трос, которые крепился впереди кабины бомбардировщика и расходился к концам крыльев. Проводились эксперименты на самолетах Ту-2 и Пе-2, нечто похожее немцы испытывали на Ю-88. У немцев и англичан были попытки установки на кромках крыльев специальных резаков. Но массовыми противоаэростатные приспособления так и не стали.



комментарии (0):






Материалы рубрики


Forbes
СМИ сообщили об отказе в Европе от российских Sukhoi Superjet 100
Герман Костринский
КоммерсантЪ
Авиационные выбросы некому принять
Сергей Самарин
Известия
Вид сверху: ВКС России нуждаются в обновлении парка «летающих радаров»
Андрей Меньшенин
Фонтанка
Почему самый большой самолет больше не нужен. Даже в самой большой стране
Первин Мамед-заде
ТАСС
Курс на Касабланку. Марокко укрепляет статус важного авиатранспортного узла Африки
Иван Сафронов, Александра Джорджевич
КоммерсантЪ
В третий раз на те же «МиГи»
Мария Бухарова, Алексей Петров
Известия
Отменный курс: снегопады оставили пассажиров «Аэрофлота» дома
Анастасия Николаева
Интерфакс
Сверхзвуковой, пассажирский



Александр Рассохин
КоммерсантЪ
Сверхзвуковые пассажирские самолеты ускорили высшим указом
Валерия Комарова, Петр Канаев, Мария Кокорева
РБК
Лебедев создаст VIP-авиакомпанию с совладельцем Внуково, ВЭБом и ОАК
Сергей Бабкин
Российская газета
В операционную по воздуху
Мария Кокорева, Алина Фадеева, Валерия Комарова
РБК
Правительство решило не компенсировать авиакомпаниям рост цен на керосин
Герман Костринский
КоммерсантЪ
Utair собирает аргументы для кредиторов
А. Фадеева, В. Комарова, Т. Дзядко, П. Канаев
РБК
Акимов и Козак обсудят механизм ограничения роста цен на авиатопливо
Тимофей Дзядко, Петр Канаев, Мария Кокорева, Евгения Маляренко
РБК
В правительстве назвали варианты вывода Utair из кризиса
Андрей Загорский
КоммерсантЪ-FM
Льготные условия ускользают от авиакомпаний
Вера Кюппер
Наука и техника
ХХI век: эра электросамолетов и реактивных электродвигателей
Герман Костринский
КоммерсантЪ
Государство оплатит укорачивание SSJ. Но для МС-21 в бюджете пока средств не нашли
Мария Кокорева, Екатерина Литова, Валерия Комарова
РБК
На совещании в Минтрансе UTair не представила новую финансовую модель
Ксения Чемоданова
360TV
«Аэродромные службы работают отвратительно». Почему самолет в аэропорту Домодедово врезался в столб
Роман Азанов
ТАСС
"Небо как соты. И там очень мало места". Как авиадиспетчеры разводят самолеты
Иван Сафронов, Герман Костринский
КоммерсантЪ
Госбанки поставят на крыло. ОАК рассчитывает привлечь их в свои гражданские проекты
Иван Сафронов, Всеволод Инютин
КоммерсантЪ
А вместо сердца пламенный министр. Владимир Пучков перешел на работу в авиастроение
Алексей Рамм
Известия
Спорная солянка: нужны ли России крылатые ракеты средней дальности

РИА Новости
В "Роскосмосе" заявили, что госкорпорация выходит из кризиса
Фокеева Людмила
Военно-промышленный курьер
Микроны – в миллионы
Алексей Рамм Алексей Козаченко
Известия
Северная Миграция: в Арктике будет создан истребительный авиаполк
Максим Рубченко
РИА Новости
Утомленные рынком: авиакомпании опять требуют повышения цен на билеты
Ольга Коленцова
Известия
Сверхпроводник на борту: в России создали мощный электрический авиадвигатель
Наталья Ионова
Forbes
Битва на равных: зачем «Аэрофлот» судится с недовольными клиентами
Иван Сафронов, Александра Джорджевич
КоммерсантЪ
Россия продала Армении истребители как себе. Четыре Су-30СМ ушли покупателю по внутрироссийским ценам
Антон Лавров
Известия
Не все "Панцири" по зубам
Герман Костринский, Дмитрий Козлов
КоммерсантЪ
Авиакеросин встал поперек двигателей. Перевозчики вынуждены чаще их ремонтировать

ТАСС
Пассажиропоток аэропортов РФ в 2018 году поставил рекорд за историю гражданской авиации
Александра Джорджевич, Иван Сафронов
КоммерсантЪ
Военной авиации обещано скорейшее исправление
Наталья Козлова
Российская газета
Посадка себе дороже
Юрий Гаврилов
Российская газета
По команде - "Перехват"
Алексей Рамм, Богдан Степовой
Известия
От бинта: армия начнет закупать медицинские вертолеты
Алексей Рамм, Алексей Козаченко
Известия
Полчаса до полюса: скоростные истребители взяли Арктику под контроль
Тимур Латыпов
БИЗНЕС Online
"Смирно"! Для оборонщиков и градозащитников: 5 интриг визита Сергея Шойгу в Казань
Полина Гриценко
Известия
Пальцем в небо: граница в аэропортах станет электронной
Роман Шимаев, Анна Лушникова
RT
Приближался к госгранице: российский истребитель Су-27 перехватил самолёт-разведчик США в небе над Балтикой
Герман Костринский, Дмитрий Козлов
КоммерсантЪ
Авиакеросин подешевел без последствий
Николай Проценко
Взгляд
Почему цены на авиабилеты должны неизбежно расти
Анатолий Цыганок
Независимое военное обозрение
Пассажиров встретят снарядами и ракетами
Марина Мазина
РБК
Бум авиаперелетов в действии: акции United Technologies резко подорожали
Ольга Коленцова
Известия
Бери больше, лети дальше: новый конвертоплан может преодолеть 300 км
Валерия Комарова, Петр Канаев
РБК
Минтранс запросил больше 200 млрд руб. на региональные аэропорты
Валерия Комарова
РБК
Авиакомпании не смогли переложить рост стоимости топлива на пассажиров
Максим Казанин
Военно-промышленный курьер
"Длинный меч" замахнется на Корею и Японию

 

 

 

 

Реклама от YouDo
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer