Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Деревянные крылья Арктики


7 ноября 2018 года Константин Крылов, ТАСС


Простой и неказистый на вид, он не внушал никакого доверия. И только испытав его в суровых погодных условиях, полярники оценили и надежность, и незаменимость. О самолете-амфибии Ш-2 — в материале ТАСС

В истории арктической авиации самолет Ш-2 всегда оставался не слишком известной, но безотказной рабочей лошадкой, спеша туда, где это было нужно. Аппарат разработал авиаконструктор Вадим Шавров, родившийся 120 лет назад. Сегодня одна из немногих сохранившихся "шаврушек", как называли машину пилоты, под инвентарным номером один сохранилась в петербургском Музее Арктики и Антарктики.
 
Самолеты из дерева, люди из стали
 
Трехместная летающая лодка Ш-2 — первое, что видят посетители Музея Арктики и Антарктики. С подвешенной к потолку прямо на входе машины начинается любая экскурсия.
 
"Это был универсальный самолет, настоящий труженик, — рассказывает заместитель директора музея по научной работе Михаил Ламакин. — Использовался он по всей стране, но для нас самое важное — его работа в Арктике: ледовая разведка, почтовая служба, санавиация — настоящая рабочая лошадка. И это при том, что сам он из фанеры, крылья обтянуты бязью, а весит примерно столько же, сколько белый медведь, порядка полутонны, в некоторых случаях медведь может и потяжелее быть. При этом он универсальный — Ш-2 мог взлететь со взлетной полосы, а сесть на воду, в полете можно было поменять шасси на нем".
 
Успех Ш-2 во многом определялся гениальной простотой конструкции. А его предшественника, прототип машины Ш-1, Шавров собрал своими руками прямо в городской квартире.
 
"Летные качества Ш-1 могли быть выше, если бы на ее двигателе был капот, но в домашних условиях сделать его не было возможности", — написал позже сам Шавров в своей книге.
 
Тем не менее по итогам Государственных испытаний Шаврову поручили внести некоторые изменения в конструкцию, предусмотреть установку более мощного двигателя и подготовить проект для серийного производства, которое и было развернуто в 1932 году.
 
В бухте Тихой
 
Здесь же, в Музее Арктики и Антарктики, есть макет полярной станции в бухте Тихой, на острове Гукера, что в архипелаге Земля Франца Иосифа. Эта станция, которую открыли в 1929 году, была одной из первых советских научно-исследовательских станций и самой северной в мире. Среди построек на макете можно разглядеть самолетный ангар, из которого выкатывают Ш-2.
 
"Еще в 1932 году Союзный Арктический институт (ныне Арктический и антарктический научно-исследовательский институт — прим. ТАСС) хотел отправить в бухту Тихую для проведения ледовой разведки Ш-2. Но, к сожалению, не получилось, и Ш-2 добрался до бухты Тихой только в 1933 году. В 1934 году он вполне успешно начал эксплуатироваться, на нем были совершены одни из первых ледовых авиаразведок в арктическом бассейне в высокоширотном районе Земли Франца Иосифа", — рассказывает руководитель Арктического музейно-выставочного центра Павел Филин, который совместно с сотрудниками реставрационной компании, имеющими допуск к работам на выявленных объектах культурного наследия, а также сотрудниками арктического выставочного центра сейчас восстанавливает самолетный ангар в бухте Тихой и создает из него музей. Возможно, в музее установят макет самолета Ш-2.
 
Еще один Ш-2 планировалось отправить в экспедицию на борту ледокольного парохода "Александр Сибиряков", который впервые в истории прошел Северный морской путь за одну навигацию, но от использования этого самолета тогда решено было отказаться. Однако самолет отличился в другой знаменитой на весь мир арктической истории — спасении экипажа парохода "Челюскин".
 
Спасение челюскинцев
 
Когда поднимаешься вверх по лестнице и "шаврушка" открывается сверху, на крыльях самолета нельзя не увидеть многочисленные вмятины. Как предполагают в музее, эти повреждения самолет получил в 1934 году при спасении челюскинцев.
 
Самолет Ш-2, возможно, тот самый, что сейчас висит в музее, находился на борту парохода "Челюскин", который вышел из Мурманска во Владивосток, чтобы отработать схему доставки грузов по Северному морскому пути за одну навигацию.
 
"Капитан "Челюскина" Воронин на тот момент был одним из опытнейших полярных капитанов и скептически относился к присутствию самолета на судне, но капитану приходилось все же его терпеть, потому что руководитель экспедиции Отто Шмидт сказал, что самолет едет и все тут, — рассказывает Михаил Ламакин. — Летчику Бабушкину как-то удалось убедить капитана сделать совместный полет, Воронин был так впечатлен возможностями осмотра ледовой обстановки с воздуха, что по возвращении первое, что он сделал, — пожал пилоту руку и с тех пор относился совершенно иначе к авиации как к средству ледовой разведки".
 
Однако несмотря на тщательную подготовку, пароход зажало льдами, и 13 февраля 1934 года он был раздавлен и пошел ко дну — один человек погиб, остальные члены экипажа остались на льдине, ожидая спасения. Ш-2 при выгрузке на лед пострадал — Бабушкину, его бортмеханику и команде пришлось его чинить прямо на льдине.
 
Спасательная операция по эвакуации 104 человек долгое время не могла начаться — экипаж планировалось вывозить тяжелыми самолетами, для которых был подготовлен аэродром в чукотском селе Ванкарем, но из-за крайне тяжелых погодных условий осуществить эти планы было невозможно. Тогда было решено отправить туда Бабушкина на отремонтированном силами экипажа Ш-2, чтобы там он координировал прибытие крупных самолетов.
 
"Полетел он в непогоду, самолет не мог летать при очень низких температурах, ниже минус 10 градусов, и вот случились несколько по арктическим меркам теплых, но ненастных дней. Бабушкин понял, что если сейчас не улетит, то опять похолодает. Тем временем в Ванкареме администрация поселка с помощью местных жителей постоянно чистила взлетную полосу, а самолеты все не прилетали, и местные жители начала роптать, мол, зачем все время копать, все равно никто не прилетит. Появление Бабушкина их очень воодушевило, и они поняли, что не зря работали", — рассказывает Михаил Ламакин.
 
А вот как сам Бабушкин вспоминал свой исторический полет в мемуарах: "Вылетели. Сделал прощальный круг над лагерем, взял курс. Иду в Ванкарем! Через сорок минут нагнал ту низкую облачность, которая была у нашего лагеря утром. Температура начинает падать, мотор изредка потряхивает. Я снижаюсь на двести метров. Теперь теплее. Через час полета вижу впереди с правой стороны берег, гору. Левая часть закрыта туманом, идет мелкий снег. Взял направление на гору. Через 1 час 15 минут вижу впереди дым костра и посадочный знак. Я — в Ванкареме".
 
Прибыв в чукотский поселок, летчик помог наладить работу штаба по приему самолетов, а затем по эвакуации челюскинцев со льдины. Летчики, участвовавшие в этой операции, стали первыми Героями Советского Союза. Сам Бабушкин получил Звезду Героя только через три года.
 
Старый мотор продолжает жить
 
Повреждения при выгрузке с терпящего бедствие "Челюскина", жесткая посадка в Ванкареме привели к тому, что самолет был списан. Поврежденную машину доставили в Ленинград. Как предполагают историки, в городе на Неве его отвезли на Гребной канал, где его и нашел полярник, руководитель отдела географии Научно-исследовательского института Арктики и Антарктики Яков Гаккель, после чего аппарат был передан в музей, где пережил блокаду и находится до сих пор.
 
Между тем другие Ш-2 продолжали работать — в 1934 году производство этих самолетов на заводе был прекращено, но в 1939-м его начали собирать на ремонтных базах Гражданского воздушного флота. Сколько их было произведено таким образом, не знал даже сам Шавров, который писал о "нескольких сотнях" самолетов. Однако некоторые историки авиации считают, что "шаврушек" было собрано несколько тысяч. В войну самолет использовали для связи с партизанами. После войны он работал в том числе на Севере, до середины 1960-х годов. Он нашел широкое применение в летных школах, аэроклубах, использовался на линиях Севера, Сибири, Дальнего Востока.
 
И сейчас энтузиасты мечтают о том, чтобы Ш-2 снова вернулся в небо и в Арктику. Команда во главе с бывшим военным летчиком Александром Селезневым несколько лет назад пришла в музей и произвела тщательные замеры легендарной "шаврушки". На основе конструкции Шаврова разработали проект новой машины. Отличий немного — в основном приборы и более мощный двигатель. В будущем энтузиасты надеются достичь на модернизированной версии Ш-2 Северного полюса, а также превратить обновленные "шаврушки" в самолеты для первоначального обучения.
 
"Я считаю, что этот самолет может получить вторую жизнь, что он может стать машиной для первоначального обучения и знакомства с авиацией молодежи", — рассказал Александр Селезнев.
 
Машину собирают на Средне-Невском судостроительном заводе и готовятся показать публике на следующий день после юбилея Шаврова — 8 ноября.



комментарии (0):













Материалы рубрики

Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры



Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку
Кирилл Фенин, Анастасия Костина
Известия
Встречный двигатель: РФ рассчитывает на скорое проведение консультаций с США
Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Алюминиевые образцы: ученые создадут из лома высокопрочные детали для самолетов

93.ru
На Кубани планируют возродить малую авиацию
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
Альтернатива Турции и ОАЭ: туроператоры ожидают всплеск спроса на отдых в Китае
Любовь Капустина
Российская газета
"Ангара" может прекратить полеты: кто может заменить компанию и скажется ли это на перевозках?
Наталия Ячменникова
Российская газета
С дроном на "ты". Университет гражданской авиации получил сертификаты летной годности на тяжелый беспилотник
Елена Сухорукова, Дарья Молоткова
РБК
У крупнейшего оператора duty free в Шереметьево сменился собственник
Иван Сало
РБК
МС-21: что это за самолет, его характеристики и роль в российской авиации
Валентина Аверьянова
Известия
На взлет: в России вводят новый авиационный сбор для пассажиров
Татьяна Копылова
Деловой Петербург
"Это очень критично": поможет ли новая станция метро аэропорту Пулково
Ирина Ионина
Известия
Летний под дых: кто компенсирует туристам расходы после транспортного коллапса
Ксения Ерохина
Деловой Петербург
Платят пассажиры: как новый сбор Минтранса повлияет на стоимость авиабилетов
Ярослав Солонин
Lenta.ru
«Я – последняя собака в космосе» 65 лет назад СССР запустил в космос Белку и Стрелку. Как это спасло жизнь Гагарину?
Валентина Аверьянова
Известия
Без барьеров: как авиация делает перелеты доступными для людей с РАС
Ольга Федорова
Московский Комсомолец
Над Аляской «закрыли небо»: что скрывается за мерами авиабезопасности саммита
Любовь Капустина
Российская газета
Это дорого, но эффективно: эксперты рассказали, как "мокрый" лизинг мог бы помочь авиаперевозчикам России
Сергей Прудников
Известия
Полет смысла: как будут развиваться российские гражданские дроны
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
В Смольном раскрыли детали испытаний беспилотников в Петербурге
Николай Сергеев
Москвич
Критический фактор: почему авиаколлапс лета 2025 погубил российский средний класс
Елена Рузлева
Forbes
Разбор полетов: чем для акций «Аэрофлота» обернется атака хакеров и задержки рейсов
Антон Белый
Известия
Молодой по весу: в РФ разработали сверхлегкую ракету-носитель для запуска спутников
Герман Костринский, Екатерина Шокурова, Анна Балашова
РБК
Атака хакеров на «Аэрофлот»: сколько это может стоить компании
Елена Балаян, Валерия Мишина, Яна Штурма, Валерий Кодачигов
Известия
Игра на вылет: на что рассчитывать пассажирам отмененных рейсов «Аэрофлота»
Егор Малков
Деловой Петербург
Сломать систему: как сбой "Аэрофлота" отзовётся на вылетах из Петербурга

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer