Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Деревянные крылья Арктики


7 ноября 2018 года Константин Крылов, ТАСС


Простой и неказистый на вид, он не внушал никакого доверия. И только испытав его в суровых погодных условиях, полярники оценили и надежность, и незаменимость. О самолете-амфибии Ш-2 — в материале ТАСС

В истории арктической авиации самолет Ш-2 всегда оставался не слишком известной, но безотказной рабочей лошадкой, спеша туда, где это было нужно. Аппарат разработал авиаконструктор Вадим Шавров, родившийся 120 лет назад. Сегодня одна из немногих сохранившихся "шаврушек", как называли машину пилоты, под инвентарным номером один сохранилась в петербургском Музее Арктики и Антарктики.
 
Самолеты из дерева, люди из стали
 
Трехместная летающая лодка Ш-2 — первое, что видят посетители Музея Арктики и Антарктики. С подвешенной к потолку прямо на входе машины начинается любая экскурсия.
 
"Это был универсальный самолет, настоящий труженик, — рассказывает заместитель директора музея по научной работе Михаил Ламакин. — Использовался он по всей стране, но для нас самое важное — его работа в Арктике: ледовая разведка, почтовая служба, санавиация — настоящая рабочая лошадка. И это при том, что сам он из фанеры, крылья обтянуты бязью, а весит примерно столько же, сколько белый медведь, порядка полутонны, в некоторых случаях медведь может и потяжелее быть. При этом он универсальный — Ш-2 мог взлететь со взлетной полосы, а сесть на воду, в полете можно было поменять шасси на нем".
 
Успех Ш-2 во многом определялся гениальной простотой конструкции. А его предшественника, прототип машины Ш-1, Шавров собрал своими руками прямо в городской квартире.
 
"Летные качества Ш-1 могли быть выше, если бы на ее двигателе был капот, но в домашних условиях сделать его не было возможности", — написал позже сам Шавров в своей книге.
 
Тем не менее по итогам Государственных испытаний Шаврову поручили внести некоторые изменения в конструкцию, предусмотреть установку более мощного двигателя и подготовить проект для серийного производства, которое и было развернуто в 1932 году.
 
В бухте Тихой
 
Здесь же, в Музее Арктики и Антарктики, есть макет полярной станции в бухте Тихой, на острове Гукера, что в архипелаге Земля Франца Иосифа. Эта станция, которую открыли в 1929 году, была одной из первых советских научно-исследовательских станций и самой северной в мире. Среди построек на макете можно разглядеть самолетный ангар, из которого выкатывают Ш-2.
 
"Еще в 1932 году Союзный Арктический институт (ныне Арктический и антарктический научно-исследовательский институт — прим. ТАСС) хотел отправить в бухту Тихую для проведения ледовой разведки Ш-2. Но, к сожалению, не получилось, и Ш-2 добрался до бухты Тихой только в 1933 году. В 1934 году он вполне успешно начал эксплуатироваться, на нем были совершены одни из первых ледовых авиаразведок в арктическом бассейне в высокоширотном районе Земли Франца Иосифа", — рассказывает руководитель Арктического музейно-выставочного центра Павел Филин, который совместно с сотрудниками реставрационной компании, имеющими допуск к работам на выявленных объектах культурного наследия, а также сотрудниками арктического выставочного центра сейчас восстанавливает самолетный ангар в бухте Тихой и создает из него музей. Возможно, в музее установят макет самолета Ш-2.
 
Еще один Ш-2 планировалось отправить в экспедицию на борту ледокольного парохода "Александр Сибиряков", который впервые в истории прошел Северный морской путь за одну навигацию, но от использования этого самолета тогда решено было отказаться. Однако самолет отличился в другой знаменитой на весь мир арктической истории — спасении экипажа парохода "Челюскин".
 
Спасение челюскинцев
 
Когда поднимаешься вверх по лестнице и "шаврушка" открывается сверху, на крыльях самолета нельзя не увидеть многочисленные вмятины. Как предполагают в музее, эти повреждения самолет получил в 1934 году при спасении челюскинцев.
 
Самолет Ш-2, возможно, тот самый, что сейчас висит в музее, находился на борту парохода "Челюскин", который вышел из Мурманска во Владивосток, чтобы отработать схему доставки грузов по Северному морскому пути за одну навигацию.
 
"Капитан "Челюскина" Воронин на тот момент был одним из опытнейших полярных капитанов и скептически относился к присутствию самолета на судне, но капитану приходилось все же его терпеть, потому что руководитель экспедиции Отто Шмидт сказал, что самолет едет и все тут, — рассказывает Михаил Ламакин. — Летчику Бабушкину как-то удалось убедить капитана сделать совместный полет, Воронин был так впечатлен возможностями осмотра ледовой обстановки с воздуха, что по возвращении первое, что он сделал, — пожал пилоту руку и с тех пор относился совершенно иначе к авиации как к средству ледовой разведки".
 
Однако несмотря на тщательную подготовку, пароход зажало льдами, и 13 февраля 1934 года он был раздавлен и пошел ко дну — один человек погиб, остальные члены экипажа остались на льдине, ожидая спасения. Ш-2 при выгрузке на лед пострадал — Бабушкину, его бортмеханику и команде пришлось его чинить прямо на льдине.
 
Спасательная операция по эвакуации 104 человек долгое время не могла начаться — экипаж планировалось вывозить тяжелыми самолетами, для которых был подготовлен аэродром в чукотском селе Ванкарем, но из-за крайне тяжелых погодных условий осуществить эти планы было невозможно. Тогда было решено отправить туда Бабушкина на отремонтированном силами экипажа Ш-2, чтобы там он координировал прибытие крупных самолетов.
 
"Полетел он в непогоду, самолет не мог летать при очень низких температурах, ниже минус 10 градусов, и вот случились несколько по арктическим меркам теплых, но ненастных дней. Бабушкин понял, что если сейчас не улетит, то опять похолодает. Тем временем в Ванкареме администрация поселка с помощью местных жителей постоянно чистила взлетную полосу, а самолеты все не прилетали, и местные жители начала роптать, мол, зачем все время копать, все равно никто не прилетит. Появление Бабушкина их очень воодушевило, и они поняли, что не зря работали", — рассказывает Михаил Ламакин.
 
А вот как сам Бабушкин вспоминал свой исторический полет в мемуарах: "Вылетели. Сделал прощальный круг над лагерем, взял курс. Иду в Ванкарем! Через сорок минут нагнал ту низкую облачность, которая была у нашего лагеря утром. Температура начинает падать, мотор изредка потряхивает. Я снижаюсь на двести метров. Теперь теплее. Через час полета вижу впереди с правой стороны берег, гору. Левая часть закрыта туманом, идет мелкий снег. Взял направление на гору. Через 1 час 15 минут вижу впереди дым костра и посадочный знак. Я — в Ванкареме".
 
Прибыв в чукотский поселок, летчик помог наладить работу штаба по приему самолетов, а затем по эвакуации челюскинцев со льдины. Летчики, участвовавшие в этой операции, стали первыми Героями Советского Союза. Сам Бабушкин получил Звезду Героя только через три года.
 
Старый мотор продолжает жить
 
Повреждения при выгрузке с терпящего бедствие "Челюскина", жесткая посадка в Ванкареме привели к тому, что самолет был списан. Поврежденную машину доставили в Ленинград. Как предполагают историки, в городе на Неве его отвезли на Гребной канал, где его и нашел полярник, руководитель отдела географии Научно-исследовательского института Арктики и Антарктики Яков Гаккель, после чего аппарат был передан в музей, где пережил блокаду и находится до сих пор.
 
Между тем другие Ш-2 продолжали работать — в 1934 году производство этих самолетов на заводе был прекращено, но в 1939-м его начали собирать на ремонтных базах Гражданского воздушного флота. Сколько их было произведено таким образом, не знал даже сам Шавров, который писал о "нескольких сотнях" самолетов. Однако некоторые историки авиации считают, что "шаврушек" было собрано несколько тысяч. В войну самолет использовали для связи с партизанами. После войны он работал в том числе на Севере, до середины 1960-х годов. Он нашел широкое применение в летных школах, аэроклубах, использовался на линиях Севера, Сибири, Дальнего Востока.
 
И сейчас энтузиасты мечтают о том, чтобы Ш-2 снова вернулся в небо и в Арктику. Команда во главе с бывшим военным летчиком Александром Селезневым несколько лет назад пришла в музей и произвела тщательные замеры легендарной "шаврушки". На основе конструкции Шаврова разработали проект новой машины. Отличий немного — в основном приборы и более мощный двигатель. В будущем энтузиасты надеются достичь на модернизированной версии Ш-2 Северного полюса, а также превратить обновленные "шаврушки" в самолеты для первоначального обучения.
 
"Я считаю, что этот самолет может получить вторую жизнь, что он может стать машиной для первоначального обучения и знакомства с авиацией молодежи", — рассказал Александр Селезнев.
 
Машину собирают на Средне-Невском судостроительном заводе и готовятся показать публике на следующий день после юбилея Шаврова — 8 ноября.



комментарии (0):













Материалы рубрики

Герман Костринский, Анастасия Львова, Иван Ткачёв
РБК
«Победа» в SDN-листе. Что это значит для авиакомпании и ее пассажиров
Евгения Бородина
Известия
Взлет заглушаю: что облегчит длинный перелет
Юлия Леонова, Владимир Матвеев
Известия
Первый в классе: спущен на воду учебный корабль для вертолетчиков
Наталья Башлыкова, Максим Талавринов
Известия
Экономь-класс: ФАС попросили проверить рост стоимости авиабилетов
София Прохорчук, Яна Штурма
Известия
Раздор полетов: почему пассажиры «Аэрофлота» не попали на рейсы
Анастасия Морозова
Forbes
Bloomberg узнал о сложностях с покупкой Boeing своей бывшей «дочки» Spirit
Валерия Лобко
Российская газета
Взглянуть в небо: Регионы оценят по уровню развития беспилотников
Татьяна Серебрякова
HotLine.travel
Может ли скандал вокруг Turkish Airlines привести к ограничению рейсов в Россию



Яна Штурма, Ксения Набаткина, Валерия Мишина
Известия
Владивосточное время: куда полетят россияне этим летом
Анастасия Львова, Герман Костринский
РБК
Первый аэропорт в Карачаево-Черкесии построят «Аэропорты регионов»
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Роман Крецул
Известия
«Кинжальная» дистанция: носитель гиперзвука получил стратегическую дальность
Наталия Эфендиева
Деловой Петербург
Бороздят просторы Вселенной: необычное кино о космосе
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Поставили «Форпост»: за Камчаткой и Севморпутем присмотрят беспилотники
Анастасия Львова
РБК
Минтранс поручил усилить меры по защите аэропортов от атак дронов
Мария Сергеева (Республика Саха)
Российская газета
Почти половину аэропортов Якутии модернизируют благодаря нацпроекту
Андрей Коршунов
Известия
На счет три: российская ракета «Ангара» впервые стартовала с Восточного
Анастасия Львова
РБК
Госкорпорация по аэронавигации вышла в прибыль после трех лет убытков
Максим Талавринов
Известия
Полетели: Росавиация попросила уволить топ-менеджеров «Уральских авиалиний»
Валентин Логинов
Известия
Ход и следствие: Польша меняет подход к смоленской авиакатастрофе
Илья Словесный
Деловой Петербург
Копайте глубже: Петербургу помогут построить метро до Пулково
Брэндон Вейхерт (Brandon Weichert)
ИноСМИ, The National Interest
Почему МиГ-21 до сих пор в почете у военных?
Андрей Коршунов
Известия
Космическая вязь: металлоткани свяжут Землю с другими планетами
Роман Гусаров
NEWS.ru
Новый самолет Ил-114-300: каким будет наследник легендарного Ан-24

РБК
Как S7 Airlines и ORS за 13 часов поменяли систему бронирования
Анастасия Николаева
Интерфакс
Россия и космос: последние достижения, история и интересные факты
Елена Савельева
РИА Новости
Не остаться в пролете: Запад испугался за свои самолеты из-за России
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Рейс и навсегда: авиакомпаниям могут запретить аннулирование обратных билетов

Ростех
Сергей Ильюшин: «Лучше всего поют о конструкторе самолеты»
Алексей Анпилогов
Взгляд
Новый двигатель возвращает России турбовинтовую региональную авиацию
Егор Кулаков
Деловой Петербург
Петербург постепенно обретает статус столицы беспилотных систем
Наталья Ильина
Известия
Авианажим: мошенники прикидываются сотрудниками банков в аэропортах
Анастасия Львова
РБК
Ространснадзор решил перевести проверки авиакомпаний «на цифру»
Илья Максимов
Российская газета
Три российских самолета вошли в топ истребителей с самыми мощными двигателями

Ростех
Пять поколений истребительной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Ближний сбой: какие проблемы вскрыла отмена пуска «Союз МС-5»
Игорь Кармазин
Известия
Небо открывается: первая белорусская космонавтка полетит на МКС
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Прицелы и средства: летчиков ВМФ научат борьбе с дронами
Григорий Колпаков
Интерфакс
Управление беспилотниками: виды, подготовка пилотов, востребованность профессии
Андрей Коршунов, Мария Недюк
Известия
Ступени развития: к чему приведет потеря ракеты Starship во время испытаний
Валерий Кодачигов, Максим Талавринов
Известия
Пролет нормальный: операторы дронов смогут общаться с экипажами самолетов
Илья Словесный
Деловой Петербург
Рейс задержан: сроки импортозамещения самолётов в России сдвинулись
Андрей Кузмак
Известия
Винительный падёж: Boeing оказался под огнем критики
Алексей Михайлов, Роман Крецул, Андрей Федоров
Известия
Расправить сети: запущена программа ремонта военных аэродромов
Роман Гусаров
NEWS.ru
Минобороны России получит новый самолет Ил-212: что о нем известно
Андрей Коршунов
Известия
Просто в космос: как Юрия Гагарина готовили к полету на Луну
Наталья Пономарева
Интерфакс
Отмена полета. Что делать пассажирам при задержке авиарейса?
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Дебошире круг: с самолетов в РФ стали снимать больше деструктивных пассажиров
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Небесный тихоход: МС-21 ждет нелегкая судьба
Анастасия Львова, Валентина Шварцман
РБК
У российских вертолетчиков вскоре истекут все контракты с ООН
Анастасия Львова
РБК
ОАК сдвинула сроки поставок новых гражданских самолетов

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer