Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное



Главная Обзоры СМИ Статьи


"Летают только красивые самолеты". Внук Туполева о знаменитом авиаконструкторе


9 ноября 2018 года Анна Юдина, ТАСС


Андрей Туполев — продолжатель династии, давшей имя целому семейству всемирно известных самолетов, многие из которых были созданы его дедом — Андреем Николаевичем Туполевым. В канун 130-летия со дня рождения своего знаменитого деда Андрей Алексеевич Туполев рассказал в интервью ТАСС, что подарил их семье маршал Рокоссовский, чем любил заниматься в свободные минуты глава всемирно известного конструкторского бюро и почему так важно, чтобы самолеты были не только технически совершенными, но и красивыми.

Конструктор
 
Андрей Николаевич Туполев родился 10 ноября (по старому стилю — 29 октября) 1888 года в Тверской губернии. Там же окончил гимназию, а в 1908 году поступил в Императорское московское техническое училище, которое окончил через десять лет.
 
Биография Туполева как конструктора и даже летчика берет свое начало в 1909 году, когда он становится членом воздухоплавательного кружка профессора Николая Жуковского и одним из его любимых учеников. Молодой человек участвовал в постройке небольшого планера, на котором в 1910 году совершил первый полет. С тех самых пор небо, по-видимому, прочно завладело сердцем Андрея Туполева на всю оставшуюся жизнь.
 
В 1920-е годы Туполев начинает серьезную конструкторскую деятельность и создает первый легкий самолет смешанной конструкции АНТ-1. В 1924 году свет увидел первый советский цельнометаллический самолет АНТ-2, а уже через год — первый боевой АНТ-З.
 
До 1936 года под руководством Андрея Туполева были спроектированы и построены несколько типов аэросаней и торпедных катеров, часть из которых запустили в широкую эксплуатацию, а также около 15 типов самолетов различного назначения, в том числе тяжелые серийные бомбардировщики АНТ-4 (ТБ-1), АНТ-6 (ТБ-3).
 
21 октября 1937 года Туполев был репрессирован, как многие ученые того времени. Находясь в заключении до лета 1941 года и занимаясь конструкторской деятельностью в специальном ЦКБ-29 (Особое техническое бюро НКВД СССР), впоследствии получившем название "Туполевская шарага", он руководил созданием Ту-2 — одного из лучших серийных фронтовых бомбардировщиков Второй мировой войны.
 
После окончания войны под руководством Андрея Николаевича была создана целая серия боевых тяжелых самолетов, ставших на долгие годы основой отечественных стратегических авиационных сил.
 
С 1955 года КБ Туполева вело работы по бомбардировщикам с ядерной силовой установкой. Намечалось создание экспериментального самолета Ту-119 и сверхзвуковых бомбардировщиков "120". В 1956–1957 годах в КБ было создано новое подразделение по разработке беспилотных летательных аппаратов. Были созданы беспилотные разведчики Ту-123 "Ястреб", велись работы по планирующему гиперзвуковому аппарату "130" и ракетоплану "136" ("Звезда").
 
Широко развивалось и гражданское авиастроение. Создание семейства пассажирских магистральных реактивных самолетов Ту-104, Ту-110, Ту-124, Ту-134 и Ту-154, первого турбовинтового межконтинентального самолета Ту-114 способствовало широкому внедрению пассажирских авиационных перевозок в повседневную жизнь страны. Под руководством Андрея Николаевича Туполева был создан первый в мире сверхзвуковой пассажирский самолет Ту-144, ставший одной из легенд среди технических достижений ХХ века.
 
Семьянин
 
Каким человеком был Андрей Николаевич? Сам он мемуаров не оставил, лишь знаменитую фразу "Я не пишу, а делаю", но многочисленные свидетельства современников и родных рассказывают о знаменитом конструкторе лучше всякой автобиографии.
 
 
Я помню деда лет с семи-восьми. На работе он был одним человеком, а дома — совсем другим. В рабочей обстановке мог "приложить" как следует, был единоличным руководителем, можно сказать, авторитарного склада. Дома картина была иной — все вопросы решались вместе с Юлией Николаевной, моей бабушкой. Ее, к сожалению, я в живых уже не застал, но мама рассказывала мне, что, например, всю зарплату Андрей Николаевич отдавал супруге и тут же забывал про деньги. Материальное его вообще мало беспокоило
Андрей Туполев
внук авиаконструктора А.Н. Туполева

 
 
Андрей Николаевич подолгу ходил в одних и тех же костюмах, во всем ценил скромность, граничащую со строгостью, и простоту. На машинах, которые ему дарили, он ездил мало, а потом просто передавал их директорам заводов и смежных организаций. Эти авто никогда не продавались.
 
"Мама рассказывала, что дома был даже "фюрерваген" — трофейная машина Геббельса, которую подарил ему Константин Рокоссовский. Дед поездил на ней, а потом подарил кому-то из гендиректоров, кажется, Самарского завода. Потом привозил какие-то кадиллаки, бьюики, которые стоили немыслимых денег. Ездил он на них года два-три, а дальше они тоже уходили другим сотрудникам", — рассказывает Андрей Алексеевич.
 
Туполев-старший мог быть очень строг к своим подчиненным, но если у кого-то что-то случалось со здоровьем или финансами, то он был готов на все, лишь бы помочь человеку в беде. И помогал: шел "на поклон" к мэру города, обращался в правительство, выбивал квартиры, лечение в любых госпиталях и кремлевских больницах, доставал для сотрудников лекарства. Словом, делал все, что только можно, чтобы человек быстрее вернулся к нормальной работе и жизни.
 
 
В конце 1960-х годов дед жил уже на даче. Со здоровьем у него было не очень, и его дочь, которая была хорошим терапевтом, наблюдала его как врач. В Москве он появлялся только на работе. Шоферы увозили его около шести утра, а возвращались поздно вечером, насколько я помню, часов в 11–12 ночи. Таков был его распорядок
Андрей Туполев
внук авиаконструктора А.Н. Туполева

 
 
Андрей Николаевич Туполев увлекался историей, все время читал труды Сергея Соловьева, любил поэзию Есенина и Маяковского, дружил с Михалковым-старшим. "У нас дома есть все книжки про дядю Степу, подписанные рукой Сергея Владимировича (Михалкова — прим. ТАСС). Дачи у них были рядом", — поясняет Андрей Туполев.
 
Для внуков конструктор обязательно что-нибудь вырезал из дерева, мастерил игрушки, старался проводить с детьми хотя бы какое-то определенное время. Редкие свободные минуты он проводил в любимом саду.
 
"У него был садовник — старый фронтовик, они все время вдвоем что-то сажали. Дед очень дружил с академиком Николаем Цициным, из всевозможных питомников для него привозили деревья, кустарники. Прошло уже более 60 лет, а деревья эти все еще плодоносят. Все это растет, и в принципе планировка сада все еще видна, хотя уже столько лет деда нет в живых", — говорит внук авиаконструктора.
 
И все-таки Туполев всегда жил работой, буквально дышал ею. Даже отпуск у него всегда был подчинен рабочему графику — совещания следовали одно за другим. Чаще всего он отдыхал в Крыму, на маленькой дачке, которая принадлежала когда-то дочери Саввы Морозова. По словам Туполева, дача эта была похожа на маленький замок с мостиком и обособленным пляжем.
 
"Как мне мама рассказывала, он по утрам ходил на пляж купаться. Еще он был помешан на рыбалке и охоте. Охотились ночью на перепелок, с фонариками. А в остальное время приезжали всевозможные сотрудники. Туполев дружил с министром обороны СССР Дмитрием Устиновым, который бывал у него в Крыму, с министром авиапромышленности Петром Дементьевым.
 
 
Я помню автомобильные поездки с его другом академиком Александром Павловичем Виноградовым, который показывал нам окрестности Звенигорода, Николиной Горы, село Раздоры. Это были целые экскурсии на полтора-два часа на старом разбитом ЗИМе, очень забавном. Я помню, у него из пола шла пыль, настолько он был старенький
Андрей Туполев
внук авиаконструктора А.Н. Туполева

 
 
Наследие

Сын Туполева, Алексей Андреевич, бывал дома еще меньше отца. "Я застал времена, когда рабочие совещания руководства начинались только в девять вечера. Возвращался из института часов в семь, по два-три часа работал над дипломной работой, и только после десяти вечера приходил к своему руководителю проекта Глебу Васильевичу Махоткину", — рассказывает внук Андрей Алексеевич.
 
Люди трудились так годами, суббота была обычным рабочим днем. После совещаний расходились ближе к 12 ночи, а по воскресеньям руководящий состав обыкновенно ездил в баню. Это тоже был, можно сказать, ритуал — в непринужденной обстановке обсуждались проекты, "выбивались" и лоббировались различные заказы.
 
Конструкторскую профессиональную среду того времени отличала необыкновенная сплоченность, крепкие дружеские связи с военными и чиновниками разных рангов, отмечает Туполев. Летом главы конструкторских бюро играли в теннис, зимой катались на коньках и лыжах. Все друг друга знали, постоянно общались. А главное, совершенно по-другому решали все вопросы.
 
"Это были семейные, многолетние отношения, поэтому все важные вопросы решались на каких-то прогулках, поездках. Никаких официальных писем никто не писал. По делу просто звонили, а чаще даже заходили без предупреждения", — рассказывает Андрей Туполев.
 
В те времена во главе всех научных организаций стояли очень сильные, особенно в техническом отношении, руководители, которые не боялись спорить не только со своими коллегами, но и с вышестоящим руководством. "Тогда их слышали", — признает внук Туполева.
 
Сравнивая проекты, которые воплощал в жизнь его дед, с принципами работы современных мировых конструкторских бюро, Андрей Туполев уточняет, что сейчас в гражданской авиации понятие "национальный" самолет потеряло актуальность, так как давно наблюдается унификация по оборудованию, материалам, технологии сборки. "Пришло время международных коопераций: крылья собираются в Японии, двигатели в Германии, в Британии, во Франции, складов нет вообще. Со всего мира привозят запчасти, вплоть до гаек, и дальше роботы все это подвозят. На пунктах сборки находятся два-три человека, которые контролируют весь процесс", — рассказывает Туполев.
 
Кроме того, в современном мире самолеты собирают методом конвейерной сборки, как у Генри Форда. Огромные машины движутся по цехам, идет стыковка блоков фюзеляжа и их отладка. Все это сильно удешевляет процесс и одновременно позволяет отобрать лучших производителей комплектующих, поясняет Андрей Туполев.
 
 
Сложно сказать, понравилась бы деду идея слияния технологий и стирания границ. Но он как-то спокойно к этому относился, ведь сам часто ездил в Америку, во Францию, Германию. В 1990-е годы мне приходилось встречать в той же Германии людей, которые его помнили. Он дружил и с Хенкелем, и с Мессершмидтом. Ему, правда, потом это все припомнили... Бывал он и в КБ Сикорского в Соединенных Штатах
Андрей Туполев
внук авиаконструктора А.Н. Туполева

 
 
Современный гражданский самолет должен быть безотказным, комфортным, с практически стопроцентной гарантией вылета, отмечает собеседник агентства. На современных самолетах стоят системы реагирования на сдвиги ветра, что позволяет им избежать неприятной болтанки. Новая технологическая революция в мире идет уже вовсю. Это уже  следующее поколение воздушных судов. Они почти что наполовину электрические, с совершенно другими условиями комфорта, системами безопасности и адаптирования к условиям окружающей среды", — рассказывает Туполев.

Будущее
 
В области пассажирских перевозок самолеты Туполева сегодня занимают особую нишу. Ту-214 в специальных модификациях обеспечивают комфортные условия для перевозок первых лиц государства и глав различных ведомств. Ту-214 хорошо зарекомендовали себя при эксплуатации на пассажирских авиалиниях и были выбраны в качестве базовой модели для создания целого ряда самолетов специального назначения.
 
Несколько месяцев назад появилась информация о том, что "Туполев" во взаимодействии с ведущими научными организациями страны завершает предпроектные работы по новому перспективному сверхзвуковому пассажирскому самолету примерно на 30 пассажирских мест. Разработчики проводят исследования по способам снижения звукового воздействия, проводят эксперименты, готовятся к созданию полномасштабного экспериментального самолета-демонстратора для проведения предварительных летных испытаний.
 
И все-таки основное направление развития предприятия, созданного авиаконструктором Туполевым, сегодня связано с укреплением обороноспособности страны. "Туполеву" по-прежнему поручаются проекты государственной важности. В числе приоритетных задач — выполнение программы модернизации самолетов стратегической и дальней авиации, возобновление производства стратегического ракетоносца Ту-160, создание нового перспективного авиационного комплекса дальней авиации (ПАК ДА). Последний, пожалуй, является одним из самых интересных проектов современного бюро Туполева — ожидается, что ПАК ДА превзойдет по своим свойствам все существующие самолеты и совместит в себе лучшие их качества.
 
 
Этим проектом руководят серьезные технические специалисты, и я не сомневаюсь, что все у них получится. Эта машина должна быть очень красивой. Она достойно заменит предыдущие поколения самолетов, совмещая многие их параметры и возможности
Андрей Туполев
внук авиаконструктора А.Н. Туполева

 
 
Говоря о принципах своего деда, внук Туполева вспоминает его знаменитую формулу "Летают только красивые самолеты" и заверяет, что по отношению к ПАК ДА это правило будет реализовано в полной мере.


комментарии (1):

Дикая тварь из дикого леса      13/11/2018 [21:36:08]#1
"шел "на поклон" к мэру города"

Анна Юдина не в курсе, что во времена Туполева мэров не было? Вот уж точно журналажка!









Материалы рубрики

Ирина Дронина
Независимое военное обозрение
Боевой самолет 6-го поколения будут строить несколько стран Европы
Роман Крецул, Алексей Рамм
Известия
Мал да удар: беспилотники вооружат крылатыми ракетами
Илья Крамник
Известия
Вторая жизнь "Залива": построят ли в Керчи вертолетоносцы
Екатерина Карпенко, Ксения Чемоданова
Газета.ru
Умри на месте: почему россиян оставят без санитарного борта
Илья Максимов
Российская газета
Три советских самолета вошли в пятерку лучших истребителей холодной войны
Кустов Максим
Военно-промышленный курьер
Пе-2 – «хорошо управляемый утюг»: «Пешка» глазами пилота
Сергей Птичкин
Российская газета
Охота на Коршунова
Роман Азанов
ТАСС
"Это не игра, тут все реально"



Джереми Богайски
Forbes
Подрезанные крылья: как авиакомпании спасают Boeing 737 MAX от стихии, ржавчины и птиц
Николай Поросков
Независимое военное обозрение
Ставка на лидерство
Дарья Рыночнова, Михаил Мошкин
Взгляд
Эксперты оценили выбор замены самолету Ан-2
Ксения Потапова
КоммерсантЪ - Санкт-Петербург
По пути цифровизации
Александр Карпов, Алёна Медведева, Юлия Гуреева
RT
«Бряцают оружием в информационном пространстве»: с чем связан дефицит лётчиков в ВВС Великобритании
Валерия Маслова, Анна Лушникова
RT
«Варшава пытается подыгрывать американцам»: США поставят в Польшу 32 истребителя F-35
Герман Костринский, Галина Дудина
КоммерсантЪ
Монголия поменяет Ан-2 моторы
Алексей Рамм, Богдан Степовой
Известия
Абонентская расплата: армейские дроны найдут цель по сигналу сотового
Антон Валагин
Российская газета
Короли неба
Антон Лавров
Известия
Беспилотная лошадка
Александр Волобуев, Дмитрий Литовкин, Ирина Цырулева
Известия
Дело — дрон: силовикам предлагают разрешить сбивать беспилотники
Александр Ермаков
Известия
Старые вопросы нового облика: чего ждать от МиГ-35
Наталия Еремина, Ольга Шерункова
Газета.ru
Битва за украинский завод: зачем Китай покупает "Мотор Сич"
Александр Шитов
Военно-промышленный курьер
«Кинжал» по-китайски
Булат Баширов
КоммерсантЪ
Аэропорту устанавливают тендерное равенство
Александр Волобуев, Михаил Калмацкий, Ирина Цырулева
Известия
Летали, знаем: рост цен на билеты повторил антирекорд 2008 года
Иван Апулеев
Газета.ru
Запрет снят? Украинцы пролетят над Россией
Дарья Рыночнова
Взгляд
Радикальная реформа ОАК уже началась
Ирина Огилько
Российская газета
"Скорая" на крыльях
Алексей Козаченко, Алексей Рамм
Известия
Спасти и уничтожить: ВМФ получит универсальный самолет-амфибию
Евгений Гайва
Российская газета
Туристы улетают налегке
Алексей Песков
Военно-промышленный курьер
МАКС пролетел, но обещал вернуться
Мария Томиленко
Красная звезда
Едины, как едино небо, сделавшее их лётчиками
Глеб Силко
КоммерсантЪ-FM
Авиакомпании компенсируют убытки билетами
Алексей Заквасин, Екатерина Комарова
RT
«Будущее — за гибридными двигателями»: как новая силовая установка может изменить облик гражданской авиации в РФ
Наталия Ячменникова
Российская газета
МАКС-2019 состоялся и завершился как настоящий праздник
Анастасия Николаева
Интерфакс
Космодром с проблемами
Ася Сафиуллина
ТАСС
Аэротакси в городе. Как сейчас работает сервис и есть ли у него будущее?
Иван Сафронов
Ведомости
Минобороны может самостоятельно достроить космодром "Восточный"
Роман Азанов
ТАСС
"Снимать сложнее, чем управлять истребителем". Как делается воздушная съемка
Александр Волобуев, Михаил Калмацкий
Известия
Берлинский акцент: российские нефтяники заправят немецкие самолеты
Герман Костринский
КоммерсантЪ
Аэропорты собирают под крыло
Юлия Грицай
КоммерсантЪ-FM
Такси осваивают воздушные маршруты
Влада Шипилова, Майя Иванова
КоммерсантЪ
Субсидии на подлете
Елена Сидоренко, Валерия Нодельман
Известия
Полет нормальный: на защиту лайнеров от птиц потратят 5,6 млн рублей
Анна Урманцева, Дмитрий Литовкин
Известия
Готовность номер два: когда робот «Федор» приступит к работе на МКС
Дмитрий Лару, Алексей Забродин, Татьяна Байкова
Известия
До Киева не доведет: Украина не готова к возобновлению полетов
Дмитрий Лару, Алексей Козаченко, Роман Крецул
Известия
Договор по МАКСимуму: Путин и Эрдоган обсудили варианты сотрудничества

Газета.ru
Чем заменят Ту-160: в России начали создание ПАК ДА
Сабина Адлейба
Интерфакс
Космическая точность
Роман Крецул, Алексей Козаченко
Известия
Гляди в оба дрона: ВМФ вооружат сверхдальними воздушными разведчиками
Ирина Цырулева
Известия
Можно потише: в Шереметьево хотят сократить число голосовых сообщений

 

 

 

 

Реклама от YouDo
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer