Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное



Главная Обзоры СМИ Статьи


"Летают только красивые самолеты". Внук Туполева о знаменитом авиаконструкторе


9 ноября 2018 года Анна Юдина, ТАСС


Андрей Туполев — продолжатель династии, давшей имя целому семейству всемирно известных самолетов, многие из которых были созданы его дедом — Андреем Николаевичем Туполевым. В канун 130-летия со дня рождения своего знаменитого деда Андрей Алексеевич Туполев рассказал в интервью ТАСС, что подарил их семье маршал Рокоссовский, чем любил заниматься в свободные минуты глава всемирно известного конструкторского бюро и почему так важно, чтобы самолеты были не только технически совершенными, но и красивыми.

Конструктор
 
Андрей Николаевич Туполев родился 10 ноября (по старому стилю — 29 октября) 1888 года в Тверской губернии. Там же окончил гимназию, а в 1908 году поступил в Императорское московское техническое училище, которое окончил через десять лет.
 
Биография Туполева как конструктора и даже летчика берет свое начало в 1909 году, когда он становится членом воздухоплавательного кружка профессора Николая Жуковского и одним из его любимых учеников. Молодой человек участвовал в постройке небольшого планера, на котором в 1910 году совершил первый полет. С тех самых пор небо, по-видимому, прочно завладело сердцем Андрея Туполева на всю оставшуюся жизнь.
 
В 1920-е годы Туполев начинает серьезную конструкторскую деятельность и создает первый легкий самолет смешанной конструкции АНТ-1. В 1924 году свет увидел первый советский цельнометаллический самолет АНТ-2, а уже через год — первый боевой АНТ-З.
 
До 1936 года под руководством Андрея Туполева были спроектированы и построены несколько типов аэросаней и торпедных катеров, часть из которых запустили в широкую эксплуатацию, а также около 15 типов самолетов различного назначения, в том числе тяжелые серийные бомбардировщики АНТ-4 (ТБ-1), АНТ-6 (ТБ-3).
 
21 октября 1937 года Туполев был репрессирован, как многие ученые того времени. Находясь в заключении до лета 1941 года и занимаясь конструкторской деятельностью в специальном ЦКБ-29 (Особое техническое бюро НКВД СССР), впоследствии получившем название "Туполевская шарага", он руководил созданием Ту-2 — одного из лучших серийных фронтовых бомбардировщиков Второй мировой войны.
 
После окончания войны под руководством Андрея Николаевича была создана целая серия боевых тяжелых самолетов, ставших на долгие годы основой отечественных стратегических авиационных сил.
 
С 1955 года КБ Туполева вело работы по бомбардировщикам с ядерной силовой установкой. Намечалось создание экспериментального самолета Ту-119 и сверхзвуковых бомбардировщиков "120". В 1956–1957 годах в КБ было создано новое подразделение по разработке беспилотных летательных аппаратов. Были созданы беспилотные разведчики Ту-123 "Ястреб", велись работы по планирующему гиперзвуковому аппарату "130" и ракетоплану "136" ("Звезда").
 
Широко развивалось и гражданское авиастроение. Создание семейства пассажирских магистральных реактивных самолетов Ту-104, Ту-110, Ту-124, Ту-134 и Ту-154, первого турбовинтового межконтинентального самолета Ту-114 способствовало широкому внедрению пассажирских авиационных перевозок в повседневную жизнь страны. Под руководством Андрея Николаевича Туполева был создан первый в мире сверхзвуковой пассажирский самолет Ту-144, ставший одной из легенд среди технических достижений ХХ века.
 
Семьянин
 
Каким человеком был Андрей Николаевич? Сам он мемуаров не оставил, лишь знаменитую фразу "Я не пишу, а делаю", но многочисленные свидетельства современников и родных рассказывают о знаменитом конструкторе лучше всякой автобиографии.
 
 
Я помню деда лет с семи-восьми. На работе он был одним человеком, а дома — совсем другим. В рабочей обстановке мог "приложить" как следует, был единоличным руководителем, можно сказать, авторитарного склада. Дома картина была иной — все вопросы решались вместе с Юлией Николаевной, моей бабушкой. Ее, к сожалению, я в живых уже не застал, но мама рассказывала мне, что, например, всю зарплату Андрей Николаевич отдавал супруге и тут же забывал про деньги. Материальное его вообще мало беспокоило
Андрей Туполев
внук авиаконструктора А.Н. Туполева

 
 
Андрей Николаевич подолгу ходил в одних и тех же костюмах, во всем ценил скромность, граничащую со строгостью, и простоту. На машинах, которые ему дарили, он ездил мало, а потом просто передавал их директорам заводов и смежных организаций. Эти авто никогда не продавались.
 
"Мама рассказывала, что дома был даже "фюрерваген" — трофейная машина Геббельса, которую подарил ему Константин Рокоссовский. Дед поездил на ней, а потом подарил кому-то из гендиректоров, кажется, Самарского завода. Потом привозил какие-то кадиллаки, бьюики, которые стоили немыслимых денег. Ездил он на них года два-три, а дальше они тоже уходили другим сотрудникам", — рассказывает Андрей Алексеевич.
 
Туполев-старший мог быть очень строг к своим подчиненным, но если у кого-то что-то случалось со здоровьем или финансами, то он был готов на все, лишь бы помочь человеку в беде. И помогал: шел "на поклон" к мэру города, обращался в правительство, выбивал квартиры, лечение в любых госпиталях и кремлевских больницах, доставал для сотрудников лекарства. Словом, делал все, что только можно, чтобы человек быстрее вернулся к нормальной работе и жизни.
 
 
В конце 1960-х годов дед жил уже на даче. Со здоровьем у него было не очень, и его дочь, которая была хорошим терапевтом, наблюдала его как врач. В Москве он появлялся только на работе. Шоферы увозили его около шести утра, а возвращались поздно вечером, насколько я помню, часов в 11–12 ночи. Таков был его распорядок
Андрей Туполев
внук авиаконструктора А.Н. Туполева

 
 
Андрей Николаевич Туполев увлекался историей, все время читал труды Сергея Соловьева, любил поэзию Есенина и Маяковского, дружил с Михалковым-старшим. "У нас дома есть все книжки про дядю Степу, подписанные рукой Сергея Владимировича (Михалкова — прим. ТАСС). Дачи у них были рядом", — поясняет Андрей Туполев.
 
Для внуков конструктор обязательно что-нибудь вырезал из дерева, мастерил игрушки, старался проводить с детьми хотя бы какое-то определенное время. Редкие свободные минуты он проводил в любимом саду.
 
"У него был садовник — старый фронтовик, они все время вдвоем что-то сажали. Дед очень дружил с академиком Николаем Цициным, из всевозможных питомников для него привозили деревья, кустарники. Прошло уже более 60 лет, а деревья эти все еще плодоносят. Все это растет, и в принципе планировка сада все еще видна, хотя уже столько лет деда нет в живых", — говорит внук авиаконструктора.
 
И все-таки Туполев всегда жил работой, буквально дышал ею. Даже отпуск у него всегда был подчинен рабочему графику — совещания следовали одно за другим. Чаще всего он отдыхал в Крыму, на маленькой дачке, которая принадлежала когда-то дочери Саввы Морозова. По словам Туполева, дача эта была похожа на маленький замок с мостиком и обособленным пляжем.
 
"Как мне мама рассказывала, он по утрам ходил на пляж купаться. Еще он был помешан на рыбалке и охоте. Охотились ночью на перепелок, с фонариками. А в остальное время приезжали всевозможные сотрудники. Туполев дружил с министром обороны СССР Дмитрием Устиновым, который бывал у него в Крыму, с министром авиапромышленности Петром Дементьевым.
 
 
Я помню автомобильные поездки с его другом академиком Александром Павловичем Виноградовым, который показывал нам окрестности Звенигорода, Николиной Горы, село Раздоры. Это были целые экскурсии на полтора-два часа на старом разбитом ЗИМе, очень забавном. Я помню, у него из пола шла пыль, настолько он был старенький
Андрей Туполев
внук авиаконструктора А.Н. Туполева

 
 
Наследие

Сын Туполева, Алексей Андреевич, бывал дома еще меньше отца. "Я застал времена, когда рабочие совещания руководства начинались только в девять вечера. Возвращался из института часов в семь, по два-три часа работал над дипломной работой, и только после десяти вечера приходил к своему руководителю проекта Глебу Васильевичу Махоткину", — рассказывает внук Андрей Алексеевич.
 
Люди трудились так годами, суббота была обычным рабочим днем. После совещаний расходились ближе к 12 ночи, а по воскресеньям руководящий состав обыкновенно ездил в баню. Это тоже был, можно сказать, ритуал — в непринужденной обстановке обсуждались проекты, "выбивались" и лоббировались различные заказы.
 
Конструкторскую профессиональную среду того времени отличала необыкновенная сплоченность, крепкие дружеские связи с военными и чиновниками разных рангов, отмечает Туполев. Летом главы конструкторских бюро играли в теннис, зимой катались на коньках и лыжах. Все друг друга знали, постоянно общались. А главное, совершенно по-другому решали все вопросы.
 
"Это были семейные, многолетние отношения, поэтому все важные вопросы решались на каких-то прогулках, поездках. Никаких официальных писем никто не писал. По делу просто звонили, а чаще даже заходили без предупреждения", — рассказывает Андрей Туполев.
 
В те времена во главе всех научных организаций стояли очень сильные, особенно в техническом отношении, руководители, которые не боялись спорить не только со своими коллегами, но и с вышестоящим руководством. "Тогда их слышали", — признает внук Туполева.
 
Сравнивая проекты, которые воплощал в жизнь его дед, с принципами работы современных мировых конструкторских бюро, Андрей Туполев уточняет, что сейчас в гражданской авиации понятие "национальный" самолет потеряло актуальность, так как давно наблюдается унификация по оборудованию, материалам, технологии сборки. "Пришло время международных коопераций: крылья собираются в Японии, двигатели в Германии, в Британии, во Франции, складов нет вообще. Со всего мира привозят запчасти, вплоть до гаек, и дальше роботы все это подвозят. На пунктах сборки находятся два-три человека, которые контролируют весь процесс", — рассказывает Туполев.
 
Кроме того, в современном мире самолеты собирают методом конвейерной сборки, как у Генри Форда. Огромные машины движутся по цехам, идет стыковка блоков фюзеляжа и их отладка. Все это сильно удешевляет процесс и одновременно позволяет отобрать лучших производителей комплектующих, поясняет Андрей Туполев.
 
 
Сложно сказать, понравилась бы деду идея слияния технологий и стирания границ. Но он как-то спокойно к этому относился, ведь сам часто ездил в Америку, во Францию, Германию. В 1990-е годы мне приходилось встречать в той же Германии людей, которые его помнили. Он дружил и с Хенкелем, и с Мессершмидтом. Ему, правда, потом это все припомнили... Бывал он и в КБ Сикорского в Соединенных Штатах
Андрей Туполев
внук авиаконструктора А.Н. Туполева

 
 
Современный гражданский самолет должен быть безотказным, комфортным, с практически стопроцентной гарантией вылета, отмечает собеседник агентства. На современных самолетах стоят системы реагирования на сдвиги ветра, что позволяет им избежать неприятной болтанки. Новая технологическая революция в мире идет уже вовсю. Это уже  следующее поколение воздушных судов. Они почти что наполовину электрические, с совершенно другими условиями комфорта, системами безопасности и адаптирования к условиям окружающей среды", — рассказывает Туполев.

Будущее
 
В области пассажирских перевозок самолеты Туполева сегодня занимают особую нишу. Ту-214 в специальных модификациях обеспечивают комфортные условия для перевозок первых лиц государства и глав различных ведомств. Ту-214 хорошо зарекомендовали себя при эксплуатации на пассажирских авиалиниях и были выбраны в качестве базовой модели для создания целого ряда самолетов специального назначения.
 
Несколько месяцев назад появилась информация о том, что "Туполев" во взаимодействии с ведущими научными организациями страны завершает предпроектные работы по новому перспективному сверхзвуковому пассажирскому самолету примерно на 30 пассажирских мест. Разработчики проводят исследования по способам снижения звукового воздействия, проводят эксперименты, готовятся к созданию полномасштабного экспериментального самолета-демонстратора для проведения предварительных летных испытаний.
 
И все-таки основное направление развития предприятия, созданного авиаконструктором Туполевым, сегодня связано с укреплением обороноспособности страны. "Туполеву" по-прежнему поручаются проекты государственной важности. В числе приоритетных задач — выполнение программы модернизации самолетов стратегической и дальней авиации, возобновление производства стратегического ракетоносца Ту-160, создание нового перспективного авиационного комплекса дальней авиации (ПАК ДА). Последний, пожалуй, является одним из самых интересных проектов современного бюро Туполева — ожидается, что ПАК ДА превзойдет по своим свойствам все существующие самолеты и совместит в себе лучшие их качества.
 
 
Этим проектом руководят серьезные технические специалисты, и я не сомневаюсь, что все у них получится. Эта машина должна быть очень красивой. Она достойно заменит предыдущие поколения самолетов, совмещая многие их параметры и возможности
Андрей Туполев
внук авиаконструктора А.Н. Туполева

 
 
Говоря о принципах своего деда, внук Туполева вспоминает его знаменитую формулу "Летают только красивые самолеты" и заверяет, что по отношению к ПАК ДА это правило будет реализовано в полной мере.


комментарии (1):

Дикая тварь из дикого леса      13/11/2018 [21:36:08]#1
"шел "на поклон" к мэру города"

Анна Юдина не в курсе, что во времена Туполева мэров не было? Вот уж точно журналажка!







Материалы рубрики

Никита Коваленко
Взгляд
Какие выводы необходимо сделать из гибели летчиков Су-34

Business Class
Пермь приаэродромная. Жилые дома у аэропорта подешевеют из-за поправок в законодательстве
Павел Аксенов
Русская служба ВВС
Прокуратура хочет лишить дипломов 500 российских авиатехников
Евгения Перцева
Известия
О дыме думать надо: Минздрав призвал не возвращать курилки в аэропорты
Галина Бояркова, Юлия Никитина
Фонтанка
Потому и не летают. Что стоит за угрозой «Победы» отменить международные рейсы из Пулково
Герман Костринский, Александра Мерцалова
КоммерсантЪ
Чартеры опять опаздывают
Анастасия Николаева
Интерфакс
Столкновение в воздухе
Валерия Комарова, Екатерина Литова, Петр Канаев
РБК
Большая часть кредиторов Utair не поддержала план реструктуризации долгов



Роман Крецул, Алексей Рамм
Известия
ВДВойне сильней: воздушно-десантные войска получат собственную авиацию
Наталья Скорлыгина, Герман Костринский, Ольга Никитина
КоммерсантЪ
Экспорт перевозок набирает высоту
Алексей Заквасин
RT
"Французам ничего другого не остаётся": как Париж модернизирует истребитель Dassault Rafale
Олег Москвин, Александр Колпаков
Взгляд
Стоит ли обращать внимание на американскую критику Су-57
Ксения Чемоданова
Телеканал 360
"Аэрофлот" отправил пассажиров из Вены в Ниццу через Москву. Из‐за этого можно судиться
Герман Костринский
КоммерсантЪ
Авиаперевозки поставили рекорд на дешевых билетах
Наталья Пономарева
Интерфакс
На особых условиях

BFM
Можно ли рассчитывать на компенсацию при опоздании на стыковочный рейс?
Юлия Сырова
КоммерсантЪ
Достать билет и плакать
Александра Джорджевич
КоммерсантЪ
Лаосским летчикам прилетело
Андрей Райский, Анна Занина, Герман Костринский
КоммерсантЪ
Открыта регистрация на иск
Полина Гриценко
Известия
Посадят цены: Минтранс хочет избавить авиакомпании от "лишних" сборов
Анастасия Демченко
Buying Business Travel Russia
В 2019 году заработают пять международных аэропортов
К. Кривошеев, Е. Черненко, С. Строкань, Я. Соколовская
КоммерсантЪ
Турция поддержала Украину с воздуха
Татьяна Шадрина
Российская газета
Самолеты разводят с домами

РИА Новости
Ученые потеряли связь с российским космическим телескопом "Спектр-Р"
Иван Петров
Российская газета
Минобороны предложило сбивать пассажирские самолеты при реальной угрозе
Николай Протопопов
РИА Новости
Чем обновленный "Ночной охотник" может превзойти американский "Апач"
Тимур Латыпов, Александр Андреев, Алексей Лучников
БИЗНЕС Online
«Альтаир» улетает из ОКБ им. Симонова в "уральские" владения… Азата Хакима
Алексей Рамм, Александр Круглов, Богдан Степовой
Известия
Курс на поражение: самолеты — нарушители госграницы разрешат сбивать

Газета.ru
"Эмоции зашкаливали": Boeing застрял в Иране из-за санкций
Александра Джорджевич
КоммерсантЪ
От NASA ждут особого неприглашения
Михаил Большаков
Взгляд
Почему американские военные самолеты падают все чаще
Марина Мазина
РБК
Новый рекорд Boeing. Почему котировки авиастроителя выросли на 4%
Герман Костринский
КоммерсантЪ
Исламскую революцию оставили без SSJ 100
Татьяна Ренкова
РБК
Деньги на воздух: авиаторы РТ рассчитывают на более 1 млрд руб. субсидий
Алексей Рамм, Александр Круглов
Известия
Дроны-поводыри: беспилотники впервые указали путь эскадре
Андрей Станавов
РИА Новости
К барьеру. Почему у боевой авиации отобрали гиперзвук

Интерфакс
Экстренная посадка в регионах
Владимир Смирнов, Анастасия Румянцева, Полина Полетаева
RT
"Значительное расширение боевого потенциала": модернизированный бомбардировщик Ту-22М3М совершил первый полёт
Александр Волобуев, Полина Гриценко, Ирина Цырулева
Известия
Цены на взлет: авиабилеты в 2019 году подорожают вслед за керосином
Герман Костринский
КоммерсантЪ
Между небом и землей. Авиарынок поставил правительство перед сложной дилеммой

ТАСС
"ОДК-Климов" решило проблему импортозамещения ряда авиадвигателей
Яна Войцеховская
КоммерсантЪ
Аэроэкспресс срывает стоп-кран. Смольный подготовил альтернативные варианты транспортного сообщения с Пулково
Роман Азанов
ТАСС
"Предела совершенствованию нет". Конструктор Михеев об уникальности вертолетов марки "Ка"

РИА Новости
Мировое воздушное пространство беззащитно перед БПЛА, считают эксперты

BFM
"Решение за акционерами". UTair приостановила выплаты по части кредитов
Илья Вайсберг
Журнал "АвиаСоюз"
Самая большая "Мрия"
Олег Сальманов
КоммерсантЪ - Приложение (Наука)
"Аэрофлот" летит за цифрой
Герман Костринский
КоммерсантЪ
"Аэропортам Севера" поднимают доходы. ФАС увеличивает тарифы в Якутии и на Колыме
Анастасия Николаева
Интерфакс
Дорога домой
Владислав Куликов, Иван Петров
Российская газета
Наручное управление

 

 

 

 

Реклама от YouDo
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer